«А из нашего окна площадь красная видна…» Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников
методическая разработка на тему

Нина Николаевна Щеблякова
Сейчас трудно отыскать ребенка, который бы вслед за героем стихотворения Сергея Михалкова мог бы похвастаться, что видит из окон своего дома главную площадь страны Именно с нее начинает знакомство с Москвой большинство столичных гостей, именно она является визитной карточкой столицы. Но часто, оказавшись на главной площади страны, ни дети, ни взрослые попросту не знают, какие интересные истории хранят в себе брусчатка, кремлевские стены и прилегающие к площади здания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИ ГОРОДА МОСКВЫ

Юго-Восточное окружное управление образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ САД №1941

Опыт работы по патриотическому воспитанию

«А ИЗ НАШЕГО ОКНА ПЛОЩАДЬ КРАСНАЯ ВИДНА….»

Подготовила

воспитатель высшей категории

Щеблякова Н.Н.

Москва 2013

РАСТИМ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию определена мною в следующей последовательности, исходя из целей, задач, форм и методов, выделила три направления: «Я и моя семья». «Я и мой родной город Москва», «Я и моя родная  страна Россия».

Глубоко убеждена, что понятие «Родина» для ребенка складывается, как в законе об устройстве Вселенной: «Большое уместится в малом, а малое – в великом»,  т.е. от семьи,  дома, улицы, города к Родине и наоборот.

В число психологических оснований нравственности в первую очередь входит сформированный с детства эмоционально окрашенный, насыщенный образ родного дома. А он включает в себя членов семьи, прежде всего мать, важную роль которой в жизни ребенка и формировании его личности трудно переоценить.

Реализуя направление «Я и моя семья», я стараюсь использовать разнообразные формы работы:

- тематические беседы и занятия;

- празднование дней рождения;

- конкурсы рисунков и подделок;

- праздники;

- чтение художественной литературы нравственно-этического харатктера;

- сюжетно-ролевые игры ,  объединенные единым сюжетом с игрой «Семья»;

- изготовление сувениров к праздникам «День защитника отечества», «Международный женский день»;

- совместные с родителями досуги, праздники, занятия, спортивные праздники;

- субботники;

- тематические родительские собрания;

- выпуск стенгазет к праздникам и знаменательным датам;

- составление генеалогического древа детей совместно с родителями, что помогает осознать детям, что:  1) корни каждого из них в истории и традиции семьи, народа, страны; 2) семья – ячейка общества, хранительница национальных  традиций; 3) счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Таким образом, осуществление задач по направлению  «Я и моя семья» идет по всем разделам программы, во всех видах деятельности.

  Следующим в моей работе является направление  «Я и мой родной город Москва», Эта работа требует большой опоры на воображение , память, эмоции ребенка. Чтобы дети «почувствовали», полюбили свой город, я рассказываю им о Москве доходчиво, доступно, эмоционально. У детей дошкольного возраста развито наглядно-образное мышление, поэтому использую разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия, литературные произведения.

  Расширяются возможности подачи материала и информации посредством игры, комплексных занятий с использованием ЛЕГО-материала, потому что для ребенка важенэмоциональный отклик, побуждающий к практической деятельности. Например, на занятии «Московский Кремль»дети конструируют модели башен Кремля, которые им понравились.

  В системе работы наиболее эффективными стали:

- консультации для родителей, на которым мы соответственно разрабатываем маршруты тематических воскресных семейных прогулок по Москве.

- тематические занятия «История возникновения Москвы», «Памятники родного города», «Московский Кремль», «Любимые места отдыха москвичей»;

- чтение художественной литературы;

- досуги тематические : «Детские театры Москвы» и др.;

- конкурсы рисунков «Моя улица», «Памятники Москвы»;

- ЛЕГО-конструирование: «Мой район –Солнцево», «Транспорт Москвы», «Башни Кремля»;

- конкурсы на лучший рассказ «Улица, на которой я живу».

  Таким образом, при использовании разнообразных и доступных форм и методов работы дети успешно усваивают знание такой серьёзной темы, как «Я и мой родной город Москва».

  Более сложной для детей является тема «Я и моя родная страна Россия». Здесь моя задача – объяснить ребенку в доступной форме, что такое Родина, как её надо беречь, защищать, приумножать её богатства. Это задача непростая.

  Воспитание у детей интереса к своей стране в большей мере опирается  на ту информацию, которую они могут усвоить.

  Особенностью является то, что знания должны вызывать эмоциональный отклик, побуждающий к практической деятельности. Сильными средствами патриотического воспитания являются литература, изобразительное искусство, музыка.

  Дети на занятии узнают, что у России есть герб, флаг, гимн, где и когда они могут увидеть эти символы.

  В воспитании любви к родной природе акцентируется внимание на её красоте, разнообразии, особенностях. Например, по какому дереву можно узнать Россию, какие цветы характерны для российских лугов.

  Одним из показателей любви к Родине у взрослого человека является готовность, если потребуется, встать на её защиту. На занятиях я знакомлю детей с понятием «защитник Отечества», конкретизирую его на примере русских сказок и былин о богатырях, рассказываю о героях разных войн, о полководцах. Таким образом, показываю, что защитники Отечества были, есть и будут защищать нашу Родину, и беречь мир. Важно, чтобы дети поняли, что любить Родину – это не только беречь природу, но и охранять её.

  Работа по данному направлению ведется в тесном содружестве с родителями. Они беседуют с детьми о членах семьи, которые защищали Родину, а в группе ребята рассказывают нам о своих родственниках, показывают фотографии, боевые награды. В День Победы дети возлагают цветы к памятникам участников ВОВ, приглашают на утренник ветеранов, дарят им поделки.

  Гражданственность связана с интернационализмом. Важно понимать, что ребенок не родился интернационалистом, поэтому большое внимание я уделяю средствам воспитания этики межнационального общения: устному народному творчеству, игре, народной игрушке и национальной кукле, декоративно-прикладному искусству, сказке, живописи, музыке. Эта работа направлена на воспитание у детей добрых чувств, симпатии, дружелюбного отношения друг к другу. Также для патриотического воспитания необходимо приобщение детей к историческим и культурным истокам своего народа, традициям, фольклору, в которых сохраняются присущие нашему народу черты характера и мышления.

  Планирование работы по данному направлению включает в себя занятия, игры, экскурсии, праздники. Такая форма организации работы способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний.

Интегрированное занятие «Москва – наш общий дом»

( старшая группа)

Программное содержание:

- закрепить знания детей о Москве, о её памятных местах ( Красная площадь, Поклонная гора, памятник Минину и Пожарскому, Большой театр, Детский кукольный театр), познокомить с Всероссийским Выставочным Центром и фонтаном «Дружба народов»

- активизировать словарь за счет имён существительных: Москва, москвич, Красная площадь, Кремль, Поклонная гора, , памятник Минину и Пожарскому, Большой театр, памятник Юрию Долгорукому, Детский кукольный театр, Всероссийский Выставочный Центр, фонтан «Дружба народов»

- расширить словарь за счет использования в речи прилагательных : красивая, хлебосольная, гостеприимная, многонациональная;

- развивать эмоции, сопереживание, доброжелательные отношения к окружающим;

- развивать память, речь, мышление, творческое воображение, воспитывать культуру общения.

Предварительная работа:

- занятия «Твоя страна  - твой народ», «Какие люди живут на Земле»;

- чтение художественной литературы по теме ( Н. Сладков «Разноцветная земля»)

- рассматривание иллюстраций в атласе «Мир и человек»;

- рассказ воспитателя «Маленький принц» ( по сказке А. Сент-Экзюпери);

- знакомство с глобусом, рассматривание репродукций  и иллюстраций по теме, занятия конструирования с использованием оборудованием ЛЕГО: «Моя улица», «Башни Кремля».

Оборудование:

Компьютер и мультимедийная установка, конструктор ЛЕГО DАСТА.

Ход занятия

(дети входят в зал под музыку «Песня о друге»)

- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко? Оно не обжигает а согревает, вспыхивает в ваших глазках. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о том, как мирно и дружно живут люди в нашем городе. А кто мне скажет , как называется город, в котором мы живём? ( Москва)

- Подойдите, пожалуйста, к экрану и посмотрите на фотографии. Какие места вы узнаёте? ( Ответы детей: Красная площадь, памятник Юрию Долгорукому, Поклонная Гора, Большой театр, Кукольный театр и т.д.). Какие добрые слова вы можете сказать про наш город? ( Ответы детей.)

- Вы много красивых слов сказали о Москве, вы хорошо знаете свой город, значит, вы – настоящие москвичи. А теперь посмотрите на меня. А ещё наша Москва многонациональная, дружелюбная и хлебосольная. Что значит хлебосольная? (Ответы детей.) Многонациональная ? ( Ответы детей.) Гостеприимная? (Ответы детей.) Правильно, в Москве живут люди разных национальностей, и все живут дружно и мирно, помогают друг другу.

( На экране слайд – люди разных национальностей.)

- В Москве живут  украинцы,  белорусы, татары, башкиры, якуты, евреи, корейцы, китайцы, вьетнамцы, немцы, африканцы, японцы. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей.)

- Правильно, люди отличаются цветом глаз, цветом волос, цветом кожи. (Показать на экране.) А ещё они говорят на разных языках.

- У людей разных национальностей есть очень красивые национальные костюмы.( Показать слайд.)

- Посмотрите вот русский народный костюм, украинский, армянский, башкирский.

 Живём мы все в одном городе, все разные, но для каждого из нас – это его город. А раз мы живём в одном городе, значит, мы должны дружить. Москва – наш общий дом. Для того, чтобы в городе было уютно, радостно, тепло, как в семье, нам с вами надо помогать Москве. Мы должны беречь её, охранять от войн и других бед, украшать, трудиться, строить, высаживать парки и скверы. Мы все вместе сможем сделать свой общий дом красивым, удобным, таким, чтобы жилось в нём хорошо и счастливо. Мы уже говорили о том, что люди должны жить в мире, а это значит дружно. Есть такая пословица: Человек –человеку друг» А какие вы знаете пословицы о дружбе и доброте? ( Человек без друга – что земля без воды; друга ищи, найдёшь – береги; друзья познаются в беде.)

- Дети, вы знаете прекрасные пословицы о дружбе, и я убедилась, что вы поняли, как важно для людей дружить. Давайте построим «Мостик дружбы». Для этого нужно, чтобы вы по очереди сказали, что значит «дружить» и взяли за руку своего соседа. Например, дружить – это играть вместе. ( Ответы детей: не драться, не ссориться, не дразниться, не зазнаваться, быть честным, справедливым, помогать друг другу, делиться и т.д.)

- Какой крепкий и длинный у нас получился «Мостик дружбы». И опять искорка добра и дружбы  согревает не только наши ладоши, но и наши сердца.

 Мы с вами знаем стихотворение о дружбе и доброте, давайте прочитаем его.

Что такое доброта?

Что такое доброта,
Всем узнать давно пора.
Если вижу я беду,
Мимо горя не пройду.

Надо людям помогать,
Доброту не забывать.
Если слово дал — держи,
С обещаньем не спеши.

Если сделать ты не сможешь,
Обещаньем не поможешь.
Каждый должен не забыть
За добро добром платить,

Собери всю доброту,
Положи в ладошки
И всем людям подари
И себе немножко.

Сейчас я приглашаю вас поиграть: давайте превратимся в детей разных национальностей и сплетём паутинку из добрый чувств и мыслей. Мы с вами учимся здороваться на разных языках. Поздоровайтесь друг с другом и скажите, что каждому из вас нравится в твоём товарище или за что вы хотите его поблагодарить. Например, сказать: « Здравствуй! Мне нравится с тобой дружить, потому что ты добрый», - и взять соседа за руку.

(Дети выполняют упражнение (здороваются на русском, армянском, украинском, английском, французском, немецком языках).)

- Молодцы! Вы умеете быть вежливыми, вы не похожи друг на друга, но вас объединяет дружба, вы умеете дружить, значит, можете сделать много добрых дел. Вот и в Москве живёт много разных людей, они живут в мире и дружбе, поэтому крепнет, растёт и становится всё красивее наша столица. Много любимых и знаменитых мест есть в Москве.

- А ещё, дети, в Москве есть Всероссийский Выставочный Центр, где любят отдыхать не только гости столицы, но и все москвичи. Здесь мы с вами можем увидеть самые разнообразные предметы народного промысла. Люди разных народов и национальностей знакомят москвичей и гостей со своими достижениями науки и культуры. Они придумывают и создают новые машины, станки, самолёты, спутники и помогают друг другу, чтобы Москва, и наша страна стали ещё красивее и крепче. Москва – наш общий дом, и люди хотят жить в нём мирно, счастливо и дружно. На выставке есть очень знаменитый фонтан. Он называется «Дружба народов».

( На экране появляется изображение фонтана. Воспитатель приглашает внимательно рассмотреть его.)

- Что вы видите?  Что нравится? ( Ответы детей.) Дети, а зачем строят фонтаны? ( Ответы детей.) Правильно, чтобы было красиво в городе. Фонтан – это архитектурное сооружение. А теперь представьте себя архитекторами и строителями. Мы с вами начали в группе строить модели фонтанов, а теперь продолжим работу.

( Дети проходят к столам и достраивают фонтаны. По окончании воспитатель спрашивает, какое название своему сооружению придумал каждый ребёнок. Выслушав ответы, предлагает соединить все фонтаны в один и назвать его «Дружат дети всей Земли».)

- Дети, посмотрите, у меня есть волшебная копилка. Во многих странах есть обычай бросать монетки в фонтан и загадывать желание. А я предлагаю положить свои желания в волшебную копилку, и они обязательно исполнятся. Для этого пусть каждый из вас возьмёт вот такое сердечко и скажет своё пожелание – какой бы вы хотели видеть Москву. А в копилке наши сердечки превратятся в одно большое сердце, которое будет добрым, сильным и смелым и будет всегда защищать Москву и москвичей, нашу Россию.

( Дети говорят пожелания, опускают сердечки в копилку.)

- Я уверена, что все ваши пожелания исполнятся. А наше занятие заканчивается. Я приглашаю вас в большой хоровод, чтобы наша дружба и добрые дела всегда шагали с нами по жизни.

(Дети исполняют хоровод «Дружат дети всей Земли».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Нравственно – патриотическое воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам и традициям малой Родины»

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закла...

МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ»- из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников

описание работы с детьми дошкольниками , посвященные 75-летию Победы в ВОВ...

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию «Воспитание патриотической позиции дошкольников к истории страны »

Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой,  достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государ...

Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.

Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в жизни. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности восп...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...

Из опыта работы НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Из опыта работы НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»...