Проектная работа "Любимый край"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

                                                                                                   Проектная работа "Любимый край"


Вид проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, инструктор по физ. воспитанию, воспитатель по обучению детей татарскому языку, логопед.
Актуальность. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых.  Отмечается высокий темп умственного развития.
    Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много.  Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений  дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В.С. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.
     Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов.     Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
    Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
    Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
    Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon прект" мой край"82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель проекта: • формирование у детей ключевых компетенций; • воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города; • воспитание чувства гордости за город, в котором живем; Развивать двигательную активность детей, воспитывать организованность, дисциплинированность Задачи: • формировать представления детей о родном крае и родном городе; • закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада; • воспитывать умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; • формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; • воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности. Ожидаемые результаты – сформированность у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города. Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; умение ориентироваться по карте-схеме города. Этапы реализации проекта: Первый этап - подготовительный Изучение методической литературы Составление перспективного плана Создание развивающей среды Подбор игр и оборудования Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности Второй этап - реализация проекта. Тематический план работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным краем 1 «Мой город» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям) Рассказ педагога по татарскому языку(местоположение, особенности застройки, боевое прошлое). Знакомство с легендами Азнакаевского района. О горе Чатыр тау. Слушание песен о Азнакаево Экскурсия в краеведческий музей. Изготовление панно из природного материала «Герб Татарстана» .Рисование на тему «Мой город»; « Мой дом».Конструирование с крупным строительным материалом: «Моя улица»Рассматривание схем, улицИзготовление рисунка постройки, чертеж.Схемы «красота нашего города» «город для детей» . 2."Я люб¬лю свой район, где я живу» беседы о профессиях людей Рассказы заранее подго¬товленных детей (вместе с родителями) об историче¬ских местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы ули¬цы). Рассматривание фо¬тографий. Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объек¬тов, детского сада Пеший поход в лес. Составление схемы (дорога из дома в детский сад) .Викторина «Что ты знаешь о природе Татарстана». Оформление альбомов о городе Азнакаево и о ее природе Д.И « Угадай,где я» нахожусь» 3. «Наша Родина - Татарстан» Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина». Беседа о флаге, гербе Татарстана. Прослушивание гимна. Народные игры Рисование на тему «Моя Родина». Беседа о народных приметах. Беседа о народных промыслах. 4. Знаменитости Азнакаево и Азнакаевского района Беседа о знаменитостях, Посещение музея изобразительных искусств. Рассматривание карты города, рассказ воспитателя о достопримечательностях городов края. Рассказы детей о родном крае. Чтение стихов и пение песен. Викторина «Писатели и поэты Татарстана». Рисование по татарским народным сказкам. Рисование горы Чатыр тау 5.А знакаево раньше и сейча с Семейная экскурсия по городу. Выставка рисунков Изготовление макетов района, города Работа с родителями Папки- передвижки; Изготовление фотоальбомов: «Мой город», «Профессии наших родителей» Составление семейных фотоальбомов «День открытых дверей» Анкетирование «Люби и знай родной край» Конкурс семейных газет «Наша дружная семья» Экскурсии по памятным местам города Совместный КВН «Любимый город» Целевые прогулки: По близлежащим улицам. В детский парк. Знакомство с оздоровительным центром «Дельфин» Главная достопримечательность района гора Чатыр тау Экскурсии: Экскурсия в выставочный зал. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия по аллее героев Экскурсия в школу искусств. Экскурсия в библиотеку Экскурсия к вечному огню Экскурсия в мечеть Экскурсия в лес Экскурсия в ледовый дворец Беседы o городе «Чем славитсяАзнакаево?». Улицы, по которым мы ходим». Музей города. Гора Чатыр тау Что обозначает эмблема города Азнакаево Что где находится(планы, схемы) Встречи с интересными людьми: Встреча с тренерами хоккейного клуба «Алтын алка» Встреча с молодыми певцами города (Салават Минниханов, Булат Зиганшин) Встреча с инспектором пожарной охраны Викторины: «Знатоки родного города» Праздники: 80-летие Азнакаевскому району «Нам весело живется» (День рождения детского сада) Чтение художественной литературы: В. Степанов. Что мы Родиной зовем. Н. Россохина. На этой большой планете… (о Рузаевке) Барузули «кто построил этот дом» Н.Забила. Путями-дорогами. В. Степанов. Наш дом. Рассматривание иллюстраций из серии «Строители», «Мой город» Оформление альбомов : «Мы живем в самом красивом городе Татарстана». Самостоятельная художественная деятельность детей: Рисование «Наша улица –прошлое и будущее». Изготовление коллажа «Моя магистраль» Рисование «Что мы видели в музее?» Сюжетно-ролевые игры: «На стройках города». "Машина времени" (путешествие в прошлое и будущее) «Мы строители» «Парикмахерская» «Семья» «Детский сад» Конкурсы, выставки: Выставка «Моя семья» (художественная деятельность). Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе». Конкурс изготовления игрушки «Хозяина» города Третий этап – презентация проекта. Праздник « Край родной навек любимый»(Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта). Приложение. Тема: «Путешествие по городу» подготовительная группа . Цель: - Расширять и углублять знания детей о родном крае, о достопримечательностях нашего города; закреплять знания о гербе; вызвать интерес к истории Азнакаево. -На основе расширения знании об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь и бережное отношение к природе родного края. -Продолжать совершенствовать речь; развивать умение составлять рассказ из личного опыта, формировать правильную воздушную струю. -Развивать двигательную активность; воспитывать организованность, дисциплинированность. Ход занятия проводится психологический этюд «Ласковушка». Воспитатель: Посмотрю на ваши лица с кем бы мне здесь подружиться? Я Регина Даниловна, а ты? Дети: Я Танюшка хохотушка Я- Илюза длинная коса и т.д. Воспитатель: Здравствуйте милые детки, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю в путешествие. Хотите? (да) -Давайте мы с вами все оденем рюкзаки и пойдем (дети одевают рюкзаки и спускаются в физкультурный зал) 1 . Вход в физкультурный зал.(пеший поход в лес) Инструктор: -вход через «туннель» -ходьба по кругу -бег -преодоление препятствий -перестроение в 3 колонны 2 . В лесу встречает Лесовичок. Лесовичок: Это я - седой старик Называюсь Лесовик. Этот лес я сторожу, За порядком здесь слежу. Дети: Здравствуй старичок- лесовичок. Лесовичок: Здравствуйте, ребятки. Зачем пожаловали? Дети: Мы в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой родного края. Лесовичок: Ребятки, вижу, как вы любите свой родной город, а пословицы вы знаете о родном крае? Дети: 1.Тот свой край не любит, кто его природу губит. 2.Иди в родной край, там и под елкой рай 3.И хлеб по своей стороне скучает 4.Нет в мире краше Родины нашей 5.Человек без Родины, что соловей без песни. Лесовичок: Много пословиц знаете вы о родном крае. А теперь я вас проверю и игру для вас затею. Упражнение на дыхание " Ветерок" (" домашний логопед" Инна Светлова) Лесовик раздает детям по одному листочку, привязанную к карандашу .Дети делают глубокий вдох и при выдохе дуют на листочек. Лесовичок: Ой, какие вы молодцы. Со всеми заданиями вы справились. Инструктор: Пора прощаться с лесовиком, ребята. Давайте поблагодарим его за все. А нас впереди еще ждет много интересного. (ходьба по кругу, дети убирают рюкзаки.) Звучит песня о родном крае, городе. Воспитатель: Ребятки, мы с вами ходили в прекрасный, волшебный, осенний лес. Там мы хорошо занимались, дышали свежим воздухом, наблюдали за осенними листьями и одновременно слушали песню. Ребятки, кто же мне скажет, о чем пелось в этой песне? Дети: Пелось в этой песне о нашем родном городе, в котором мы родились. О Городе Азнакаево. Воспитатель: Какие же вы у меня умные, внимательные. Да и в правду, в этой песне говорится о нашем городе. Воспитатель: А кто мне скажет, как называют жителей, живущих в городе Азнакаево? Дети: Азнакаевцы. Воспитатель: Значит и мы тоже с вами Азнакаевцы. Как вы думаете, у городов есть свой возраст? Вот, например, мне 30 лет. Рината, тебе сколько лет? Данил, а тебе? Оказывается, ребятки и у городов есть возраст, как у всех людей. И у всех городов он разный. Как вы думаете нашему Азнакаевскому району сколько лет? Ответы детей Воспитатель: Мы уже знаем, что у Азнакаевского района очень богатое прошлое и сегодня мы продолжим знакомиться с достопримечательностями нашего района. Посмотрите, дети на карту. Следующее путешествие будет в Азнакаевский краеведческий музей. ( ходьба по кругу) Встречает детей в "музее" воспитатель по обучению татарскому языку Гульназ Рафаиловна) -Здравствуйте ребята! Я очень рада вновь увидеть вас в нашем музее. В музее произошли некоторые изменения. Обратите внимание, что нового вы там видите? -Мы видим нефтяную качалку. -Правильно. В нашем районе процветает нефтяная промышленность. Поэтому Азнакаевский район называют ???? «черного золота» и страной «желтого золота».А что же такое-«черное золото»? -Это-нефть, которая добывается в нашем районе. -Тогда как понимать «желтое золото»? -И еще с давних времен у нас развито земледелие. Ведь пшеницу называют «желтым золотом». -На что еще вы обратили внимание? -На герб. -Верно, это герб нашего Азнакаевского района. Посмотрите, какая птица там нарисована? -Сокол. -Да, сокол - обозначает, что наш город рвется к вершинам. А какие цвета вы там видите? -Белый цвет- чистота. Зеленый цвет- это наша природа, здоровье. Красный цвет-символ труда, силы, красоты. Черный цвет-это прорывающийся фонтан нашего района ,нефть. Желтый цвет- сельское хозяйство. -Ребята, какие знаменательные места нашего города вы еще посетили? -Музей, бассейн, парк им.Ишкаева, мечеть, аллея героев. -Вот вы сказали- аллея героев. А что вы там видели? -Там поставлены памятники героям социалистического труда. Например, Хасанов, Грин, Булатова и т.д. -Хорошо. Значит третье богатство нашего района- это люди. Наш район славится своим талантливым народом: И.Гилязов, Н.Иксанова, М.Галиев, З.Фархутдинова и т.д. А сейчас послушайте стихотворение Г.Губайдуллиной «Азнакаем» (Дети рассказывают стихотворение) -Спасибо ребята. А еще про какое знаменитое место нашего района мы не упомянули? -Чатыр-тау. -Да, гора «Чатыр-тау» считается самым высоким в Татарстане. На память о музее я хочу подарить вам эмблему нашего района. Досвидания! Воспитатель: Ребятки, скажем спасибо, попрощаемся и пойдем дальше. Посмотрите на карту. Куда мы с вами сейчас пойдем? Дети: В бассейн Воспитатель: Да ребята, сейчас мы с вами пойдем в оздоровительный центр «Дельфин»,но мы пойдем не обычным ходом. Инструктор: Перестроение в 2 колонны. "Чья колонна быстрее" (Эстафета спасательным кругом) Звучит музыка шум моря. Логопед: Здравствуйте, ребята! Мы с вами посещали оздоровительный комплекс "Дельфин". Что вы видели там? Дети: Тренажерный зал, зал для танцев, гимнастик, аэробики, теннисную площадку, бассейн. Логопед: А что вам больше всего запомнилось? Дети: Вода в бассейне Логопед: Вот вы сказали бассейн. А кто мне скажет, бассейн какой? Дети: Прямоугольный, глубокий, мелкий и т.д. Логопед: А вода в бассейне какая? Дети: Теплая, прозрачная, холодная, приятная Логопед: Молодцы, ребятки. Сейчас я с вами хочу поиграть. (Игра на дыхание с водой.) Логопед: Спасибо, ребятки, с этим заданием вы тоже отлично справились. Но теперь нам пора возвращаться в детский садик. Там нас уже наверное заждались. (детей встречает воспитатель) Воспитатель: Ребятки , у нас сегодня было необычное путешествие по нашему району. Где мы с вами побывали? Дети: В бассейне, в осеннем лесу, в музее. И нам в музее подарили эмблему нашего Азнакаевского района. Воспитатель: Что же вам запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Какие достопримечательности нашего района вы знаете?(Ответы детей) Воспитатаель: Молодцы, ребятки. Вы многое узнали о нашем городе, о нашем районе и я хочу вам предложить сделать эмблему нашего города. В музее вам рассказали, что означают эти цвета на этой эмблеме. Сделаем мы его необычным способом: с помощью ниток, которые мы с вами изготовили заранее. Приступаем к работе. Коллективная работа детей. -Молодцы ребята. Ой, посмотрите, здесь кто-то оставил корзину. Тут еще и письмо лежит: «Дорогие ребята! Я оставил вам лесное угощение- грибочки. Будьте здоровыми, умными и послушными. Досвидания, Лесовичок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"

Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию  нравственно-патриотических  чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Проектная работа "Край мой любимый"

Краткосрочный проект (1 неделя) для детей старшей группы...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Проектная карта «Край полей, лесов и рек»

Представлен материал о природе Хакасии для детей старшего дошкольного возраста...