Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Климина Татьяна Николаевна

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида № 33

города Ейска муниципальное образование

Ейский район

Проект «Цвети мой Край родной»

 (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности).

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

МБДОУ ДСКВ № 33 г.Ейска

МО Ейский район

Климина Татьяна Николаевна

 

    

г.Ейск,

2021 год

                                                                       

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры [22, с. 97].

Уникальным средством сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое [33, с. 24].

 Исходя из вышесказанного целью данной работы стали:

 1. Проведение диагностики по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет.

 2.Апробирование методики организации проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с родным краем

1. Выявление представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет

Экспериментальное исследование по выявлению представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет

Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На первом этапе экспериментальной работы был проведён констатирующий этап по диагностированию детей 6 – 7 лет с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города, поскольку, как показало исследование, знания и представления выступают основой познавательного интереса.

На данном этапе были использованы следующие методы: беседа, анализ продуктов деятельности, игровые методы, эксперимент.

Для получения наиболее точных результатов о качестве представлений о родном крае были разработаны критерии оценки для распределения детей по соответствующим уровням:

  - сформированности знаний о достопримечательностях, культуре и традициях родного города, края

- аргументированность ответов детей;

- устойчивый интерес к изучению данной проблемы;

- степень эмоционально-нравственных реакций:

- отзывчивости, адекватность собственного отношения к проявлению чувства любви к родному краю.

На основе системы критериев была разработана шкала оценки формирования представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет.

 Ответы детей и их поведение во время проведения диагностики оценивались от 1 до 3-х баллов по каждой методике:

1 балл – ребенок оказывается отвечать на вопросы или отвечает неверно, интереса к беседе не проявляет, легко отвлекается на другие занятия.

2 балла – ребенок отвечает на вопросы при помощи воспитателя, ребенок отвлекается во время игры или беседы;

3 балла – ребенок грамотно и правильно отвечает на вопрос, аргументирует свой ответ, проявляет интерес к беседе или игре;

По итогам диагностики баллы суммировались.

Высокий уровень (9-12 баллов). Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнаёт флаг, герб города, может объяснить символику герба; называет народные праздники, приметы быта; называет природные богатства родного края, передаёт настроение.

Средний уровень (6-8 баллов). Знает название города, свой домашний адрес, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (3-5 баллов). Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает название города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Задание 1. Беседа «Родной край».

Для предварительной диагностики с детьми была проведена беседа «Родной край» с целью определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса.Называть достопримечательности города, название улиц.)

Предварительная работа: беседы, занятия, показ слайдов.

Оборудование: развивающая игра «Собери картинку». Конверт с картинкой-пазлом изображения знакомых мест нашего города.

Методы: беседа, игра.

Ход проведения: беседа с детьми на знание своего города, района, домашнего адреса.

Детям предлагается конверт с картинкой-пазлом   изображения  знакомых мест нашего города. Дети работают парами. Чья пара первая соберет картинку, поднимает руку.  Дети отвечают, что это за место и рассказывают о нем.

Задание 2. «Символика родного города»

Цель задания: определить уровень знаний о гербе родного города.

Материалы: герб города.

Методы: беседа

Ход проведения: беседа и рассматривание герба города.

Задание 3 «Культура и традиции  народов Кубани»

Цель: определить уровень знаний о культуре и традициях народов Кубани.

Предварительная работа: беседы, занятия.

Ход проведения: педагог предлагает рассмотреть предметы быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.

Самир К., Вика Г., Игорь М., Диана М.) – допускали значительные ошибки, не всегда правильно называли предметы быта, затруднялись при ответе для чего они использовались, часто обращались за помощью взрослого.

Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: определить уровень знаний о природных богатствах мордовского края; о историко – географическом расположении родного города.

Предварительная работа: беседы, целевые прогулки.

« Игра определи лишнего»

Оборудование:  интерактивная доска, экран которой разделен на сектора, картинки с птицами, животными и растениями, обитающими  на территории  Краснодарского края.

Ход игры. Ведущий выводит на экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Краснодарском крае, объясняют почему.

Оценка результатов проводится по итогам каждого задания.

 Сводная таблица.

Результаты констатирующего этапа эксперимента

ФИ ребенка

Задания

Общее количество баллов

Уровень

1

2

3

4

Обобщенные результаты констатирующего эксперимента

Уровень знаний

%

Высокий

Средний

Низкий

На основании проведенного констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что для детей город Ейск – это курорт, с великолепным морем и пляжами, парком, спорткомплексами, вкоторой проживают их бабушки, дедушки и родственники, а также на лето к ним приезжают друзья.  Старшие дошкольники имеютпредставления о достопримечательностях современного  города Ейска.

2. Организация проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с родным краем

Полученные результаты констатирующего этапа, позволили определить перспективы для  эксперимента, в ходе которого проходила  работа по разработке проектов, направленных на ознакомлениес родным краем детей старшего дошкольного возраста.

Цель эксперимента – внедрение в педагогический процесс проектной деятельности, направленной на формирование знаний о родном городе, Крае, стране и воспитание ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации проекта был разработан проект «Цвети мой Край родной».

Цель проекта: сформировать у детей 6 – 7 лет представлений о родном крае и родном городе.

Задачи проекта:

  1. углубить знания детей о родном городе: истории, достопримечательностях, символике;
  2. расширить знания детей о флоре и фауне Кубани;
  3. познакомить с костюмами  народов Кубани;
  4. познакомить с играми народов Кубани
  5. воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордится им;
  6. формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  7. информатизация процесса за счет использования ИКТ-технологий.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым. Прививать умения к самостоятельным проведениям национальных игр.

Участники проекта: дети 6 – 7 лет.

Презентация проекта: праздник «Цвети мой Край родной».

Актуальность: недостаточный уровень знаний у детей 6 – 7 лет о родном крае, городе.

Длительность проекта: 3 месяца.

Вид проекта: творческий, групповой.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, физическая культура, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Этапы проекта:

1. Проведение родительского собрания.

2. Подбор информации в книгах, журналах, интернет-источниках, краеведческом музее, помощь родителей в подборе информации и составление плана работы на заданную тему.

3. Проведение непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей 6 – 7 лет с родным краем является просвещение родителей и привлечение их к активному участию в проекте.

Невозможно сформировать у ребёнка положительного отношения к государственным символам, интереса к истории и традициям своего края, если в его семье не будет адекватного понимания истории родного края.

Исходя из этого, с целью более активного участия составлен план работы с родителями, включающий организацию консультаций на темы «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю, (городу)», «Воспитание у детей любви к родной природе»; подготовку совместно с родителями выставки «Мы живем на Кубани» - фотографии детей в известных местах города, края.

Следующим этапом стало воссоздание неповторимой среды быта казака, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, уклада жизни. Собранные предметы обихода, образцы народного творчества мы поместили в мини-музей «Кубанская хата», которому отводится особое место в формировании представлений о родном крае у старших дошкольников.

Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда

Все эти предметы вызывают у детей неподдельный интерес, напоминали о традициях нашего культурного прошлого, расширяли их представления о жизни предков в прошлом.

В мини-музее мы регулярно проводили мероприятия по ознакомлению с художественной литературой.

Активно использовалось мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса: виртуальные путешествия по городу; просмотр презентаций о животном и растительном мире края; виртуальные посещения музеев; прослушивание песен, просмотр народных сказок (таблица 2.3).

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми 6 – 7 лет

по ознакомлению с родным краем в процессе проектной деятельности

Тема

Связь с другими видами деятельности

Моя малая Родина

- изготовление альбома, составление рассказов «Дом в котором я живу»;

- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов;

-выставка детского рисунка «Мой любимый город».

Символы России и Кубани

-изобразительная деятельность – «Нарисуй герб семьи»;

- знакомство с флагом и гимном России и Кубани;

Чудесный мир Кубанских сказок

- «В гостях у Казака»;

- чтение художественной литературы.

История Кубанского костюма

- дидактическая игра «Одежда наших предков»;

- «Хата казачки,быт »;

- игра «Наряди куклу».

Путешествие по творчеству Кубанских поэтов

- Чтение стихов о Ейске (мультимедиа с фото города, моря, природы, жителей края);

- Мой Край Стихи и мультимедиа

Ознакомление детей с

Героями и спортсменами города и края

- просмотр слайдов и рассказ о И Поддубном;

-прослушивание  известных песен  Кубанского казачьего хора»

- Подвижные игры народов Кубани;

Природа родного края

- рассматривание географической карты;

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира;

- лепка «Животные и птицы Кубани».

О чём нам расскажут улицы города

- дидактическая игра «Назови, какая улица»;

- конкурс рассказов «Биография моей улицы»;

- выставка детских работ «Любимый уголок в родном городе»

Путешествие в историю родного города, и Кубани

- викторина «Знатоки родного города и Края»;

На основании разработанной непосредственно-образовательной деятельности и тематического плана, разрабатывались конспекты конкретных развивающих мероприятий.

В результате системы мероприятийвоспитанники овладели знаниями культуры и традиций народов Кубани, проявили творческую деятельность в рисунках, фотографиях, лепке.

В книжном уголке были выставлены книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

В итоге, целью совершенствования системы по ознакомлению детей с родным краем в старшей группе детского сада был реализован проект  «Цвети мой Край родной»

Следует отметить высокий интерес и активность детей в разных видах деятельности, их желание продолжить такого рода занятия, но этим не должна ограничиваться деятельность воспитателя по формированию представлений о родном крае, культуре и истории, а также процесс воспитания любви к родине процесс длительный и сложный.

3. Анализ результатов исследования

По окончании проекта был проведён контроль знаний, где был  использован первоначальный диагностический материал.  Цель контрольного эксперимента выявить уровень знаний о родном городе, крае, стране у детей и определить эффективность проекта«Цвети мой Край родной» - наши предположения об эффективном влиянии проектной деятельности, направленной на формирование представлений о родном крае оказались верными.

После повторного проведения опроса детей были получены следующие результаты:

Таблицы

При сопоставлении результатов 2х  этапов можно говорить о том, что уровень знаний у детей значительно повысился: количество детей, имеющих высокий уровень увеличился на 40% с низким уровнем детей 4%.

Также наблюдение за детьми показало проявление интереса детей к истории и культуре родного края – дети проявляли любознательность, задавали вопросы воспитателю и родителям, выступали инициаторами общения на краеведческую тематику. На основе анализа вышеуказанных результатов, можно сделать заключение, что проведённая проектная деятельность и используемые формы, средства и методы работы для повышения уровня знаний о родном городе, крае, стране у детей старшего дошкольного возраста являются эффективными.

Систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей с родным краем с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников и появлению у них интереса к родному краю. Дети узнали много нового о городе, о жителях, об их обычаях и традициях. В игровой и трудовой деятельности между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Заключение

Поскольку любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересными мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Технология проектирования формирует у ребёнка главную потребность  саморазвития как естественного состояния.

Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважение к ребёнку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление сформированности знаний о родном крае,  стране у детей подготовительной к школе группы. По результатам констатирующего этапа можно говорить о недостаточном уровне знаний о родном городе, республике, стране, что обуславливает необходимость разработки специальной технологии, направленной на совершенствование этих знаний в дошкольном образовательном учреждении.

Для этого был разработан образовательный проект «Цвети мой Край родной», целью которого является формирование у детей 6 – 7 лет представлений о родном городе, крае через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим. Систематическая и планомерная работа по формированию у детей знаний о родном крае с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о городе, о его достопримечательностях, о традициях и культуре Кубанских казаков и народов Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей. В игре и труде между детьми улучшились взаимоотношения.

На контрольном этапе мы определили динамику сформированности уровня знаний. При сопоставлении результатов 2 х этапа и контрольного этапа можно говорить о том, что уровень знаний у детей значительно повысился: количество детей, имеющих высокий уровень, увеличился на 40%, с низким уровнем детей 4%.

Таким образом, у детей дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю в результате ознакомления с родным городом, если правильно осуществить подбор материала, когда знакомство с городом является составляющей частью общей системы ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.

Мы считаем, то проект «Цвети мой Край родной» можно использовать в старшей группе детского сада, в кружковой работе, так как результаты проведённой экспериментальной работы оказались эффективными.

Список использованных источников

  1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : учеб.пособие / Н. Е. Веракса. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 108 с.
  2. Герасимова, Е.  Родной свой край люби и знай  / Е. Герасимова  // Дошкольное воспитание. – 2000. –  № 5.  –  С. 96– 97.
  3. Гладкова, Ю. А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию / Ю. А. Гладкова // Ребёнок в детском саду. – 2008.  – №2. – С. 11– 14.
  4. Данилина, Г. Н.  Дошкольнику – об истории и культуре России :пособие по реализации Государственной программы  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» / Г. Н. Данилина. – М. :Аркти, 2003. – 181 с.
  5. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Евдокимова Е.С. – М. :ТЦ Сфера,  2011. – 64 с.
  6. Жуковская, Р. И. Родной край : пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1990. – 176 с.
  7. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников : учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – М. : Детство-пресс, 2009. – 324 с.
  8. Моё отечество – Россия! комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста / под ред. И. В. Богачевой, В. Л. Гиненского, С. И. Губановой, А. П. Казаковой. – М. : Гном и Д, 2005. – 232 с.
  9. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике : метод.рекомендации / Л. Д. Морозова. – М. : ТЦ  Сфера,  2010. – 80 с.
  10. Новицкая, М. Ю. Наследие.  Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. –  М.:Линка-пресс, 2003. – 195 с.
  11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : учеб.пособие / сост. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. – 96 с.
  12. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 45 – 55.
  13. Смурова, Т. Н. Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»: методическая разработка / Т. Н. Смурова // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/26/seminar-praktikum-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti
  14. Тимофеева, Л. Л. Метод проектов в ДОУ / Л. Л. Тимофеева // Управление ДОУ. – 2001. – № 3. – С. 22 – 28.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета [Электронный ресурс]. –  Режим доступа :http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию представлений о родном крае в подготовительной группе.

Материал для работы по формированию представлений  о родном крае в подготовительной группе....

"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА Фестивале педагогов ДОУ 2016г. г. Кондопога  Номинация:«Методическое сопровождение образовательного процесса»...

«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»...

Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследователь...

Консультация для педагогов дошкольного образования "Особенности и задачи формирования представлении о родном крае у детей 5-6 лет".

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является  позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к ...