Конспект открытого комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в город мастеров»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Цель занятия: Знакомство с предметами русского народного быта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ д/с ОВ №6

Конспект

открытого комплексного занятия

для детей среднего дошкольного возраста

«Путешествие в город мастеров»

Воспитатель: Переверзева О.П.                           ст. Кущёвская 2010

Предварительная работа:

  1. Знакомство с предметами быта (беседа о предметах обихода и их назначении)
  2. Рассматривание деревянных ложек
  3. Игра на ложках
  4. Чтение русской народной сказки «Жихарка» и инсценирование с помощью театра
    ложек отрывка из сказки
  5. Разучивание пословиц и поговорок о труде
  6. Опытническая деятельность: Знакомство со свойствами дерева и металла на основе
    сравнения деревянных и металлических ложек
  7. Знакомство с русской народной игрушкой «Матрёшкой», использование песен и
    плясок. Д/И «Чудесная матрёшка»
  8. Работа с родителями — пошив народных костюмов; консультация «Из истории
    деревянной посуды». Использование малых форм фольклора в развитии речи.
  9. Знакомство детей с элементами растительного узора.

Задачи:

Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными

видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы,

поговорки, загадки, пляски).

Продолжать знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Конкретизировать представления о традиционном убранстве русской избы, обобщающие

понятия по теме «Предметы обихода».

Совершенствовать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать уважение к труду.

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка

для украшения силуэтов утвари, с использованием уже известных им элементов.

Упражнять в рисовании различных растительных орнаментов.

Словарная работа:

Сундук, печь, скалка, люлька, изба, мастерская, шкатулка.

Оборудование:

Элементы русской избы, утварь и предметы обихода, матрёшки, клубочек. Гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки тканевые и бумажные, стаканы с водой, бумажные силуэты утвари, образцы элементов растительного орнамента, аудиозапись на народную тему.

Ход занятия:

Дети входят в зал в народных костюмах.

Воспитатель:

Здравствуйте дети! Какие вы красивые, нарядные. Что это за костюмы у вас такие?

Дети:

Русские народные.

Воспитатель:

Молодцы какие! Мы живём в великой стране России, в которой много талантливых людей и интересных мест. Вы сегодня отправитесь в необычное путешествие «Город мастеров», а поможет вам в этом клубочек.

Ребёнок:

Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам. Приведи ты нас клубочек в город к русским мастерам.

Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает воспитатель, одетый в народный костюм.

Марья Искусница:

Здравствуйте красны девицы, да добры молодцы! Меня зовут Марья Искусница. Здравствуйте гости желанные.

Дети:

Здравствуйте!

Марья Искусница:

Желанному гостю всегда рады! Ребята, что это такое?

Дети:

Клубочек.

Марья Искусница:

Клубочек, да не простой, волшебный. Привёл он вас в город мастеров, прямо к моей избе. В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу. Давайте войдём в избу и посмотрим что там внутри.

Дети входят в «избу», убранную в русском стиле.

Дети рассаживаются по лавкам, рассматривают убранство избы.

Марья Искусница:

Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

Слава нашей стороне,

Слава русской земле.

И про нашу старину,

Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Устройтесь поудобнее

И послушайте рассказ о моей избе.

Дверь в избу - низкая, а порог - высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не

дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без

печки хата - не хата» - говорили на Руси.

Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Марья Искусница:

Да, ребята. Русская печь обогревала дом, всю еду готовила в печи. А сколько сказок

было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью. Около него простые

длинные скамейки.

А вы знаете как назывался этот угол?

Он назывался «красным», т.е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью.

В правом от печки углу размещалась домашняя утварь в.ч. красивая деревянная посуда,

прялка, расшитые полотенца. Тут же висела люлька кроватка для младенца.

Дети проходят к предметам обихода, о которых рассказывает воспитатель.

Марья Искусница:

Посмотрите из какой красивой посуды или раньше люди. Из какого материала она сделана?

Дети:

Из дерева.

Марья Искусница:

Очень любили и поныне любят русские мастера делать из дерева посуду: тарелки,

кружки, ложки, ковши. А чтобы посуда была яркой праздничной, искусные мастера

расписывали ее.

На посуде вьется травка - былинка, а из нее выглядывают ягодки - смородина, малина,

рябина или цветы разные. А иногда из под кисти художника выходят такие травы, что ни

в каком лесу их не встретишь.

Много лесов в России. А сколько народных умельцев на Руси! Из обыкновенного полена

могут вырезать например, вот такую шкатулку резную, в которой хранят мелкие

предметы. Или сундук, да не простой - расписной, игрушку, свистульку.

Чашку для пшенной кашки!

Блюдца - никогда не бьются!

Ложки деревянные, матрешечки румяные!

А загадки вы любите?

О каком предмете я сейчас вам загадаю загадку? Только чур, хором не кричать! Руку поднимать, и спокойно отвечать. И обращайте внимание на вещи в горнице, может и отгадку быстрее найдете.

Одним кушаком подпоясаны, Под одной шляпой стоят.

(стол)

Верчусь кручусь, Под руками тружусь.

(скалка)

У нее есть рот и нога, Во рту всегда суп Проглотить не может, А в другой рот выливает.

(ложка)

Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, И всего одна игрушка.

(матрешка)

Да, не мало сил и труда приложили мастера. Умеешь потрудится, умей и веселиться. Не пора ль нам повеселиться? И в веселый пляс пуститься? Эй, народ, не ленись - скорей на танец становись!

Дети, вместе с воспитателем:

Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки.

Танец «матрешки»

(После танца дети стоят в кругу)

Марья Искусница:

Русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье и посиделки девушки не

ходили без работы.

А вы знаете поговорки и пословицы о труде?

Давайте их вспомним, а поможет нам волшебный клубочек.

Дети:

Ты катись, катись клубочек, Быстро, быстро по рукам.

У кого остановился,

Тот пословицу и скажет нам.

«Игра с клубочком»

(Звучит музыка, с остановкой музыки тот, у кого в руках клубочек, рассказывает поговорку или пословицу о труде.)

Марья Искусница:

Какие замечательные пословицы вы знаете! Русские люди всегда умели и любили трудиться. Дети, сколько труда вложено в каждую ложку, веретенце, игрушку. А мастера всегда старались их еще и украсить. А вы хотите стать настоящими мастерами?

Дети:

Да, хотим.

Марья Искусница:

Тогда приглашаю вас в свою мастерскую.

(Дети выбирают силуэты предметов быта, присаживаются за столы и украшают силуэты растительным орнаментом. Составляют узор из уже знакомых элементов. Звучит музыка.)

Марья Искусница:

Молодцы ребята, рисовать вы мастера. Русские люди никогда не боялись труда, а трудились всегда с радостью. Хорошо мы потрудились, хорошо и повеселились. За хорошую работу не грех и наградить.

(Марья Искусница угощает пирогом из печи)

Отдает клубочек и прощается с ребятами.

Марья Искусница:

Приходите еще. Дорогим гостям всегда рады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого комплексного занятия для детей средней группы «Путешествие в сказку»

Программное содержание:Познание. Выявить знания детей:умение соотносить цифру с количеством предметов;знания о геометрических фигурах;знания о временах года (зима, весна, лето, осень);Коммуникация:...

Комплексное музыкально - игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Музыкальный город» Материал опубликован 16.11.2016 г.

Увлекательный квест  в музыкальную сказку, с использованием инновационных методов и технологий, новых музыкальных логических игр и разработок. Занятие проводится в игровой форме, что дает возможн...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста « Путешествуем по улицам города»

Цель. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам с опорой на знаки; познакомить с новым знаком «подземный переход»....

Комплексное музыкально - игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Музыкальный город»

Автор: Бургустинова Евгения Эдуардовна  музыкальный руководитель МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД»  № 7 Цель: Ознакомить детей с новым видом открытого занятия: "Музыкальный квест&quo...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный город прав»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный город прав»...

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну музыки»

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя образовательная школа № 619Калининского района...

Конспект открытого комплексного занятия для детей средней группы "Цветик-Семицветик"

Данное занятие направлено на закрепление имеющихся у детей знаний по формированию целостной картины мира через разные виды деятельности....