Творческая мастерская на тему"Пальчиковый театр"
материал по теме
Выступление на городском семинаре - практикуме "Пальчиковые игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
г.Вуктыл
Творческая мастерская
на тему «Пальчиковый театр»
на семинаре - практикуме
«Пальчиковые игры»
воспитатель 1 категории -
Мартюшева Е.Л.
2011 г.
Школа волшебников начинает цикл уроков по теме «Пальчиковый театр». На первом уроке мы поговорим о том, что театр пальчиковых игр – незаменимый помощник в общении с ребенком, который помогает педагогу при проведении режимных моментов и не дает малышу возможности соскучиться в течение дня. А еще пальчиковый театр – это средство открытого, искреннего общения ребенка и взрослого вне родительско – детских ролей, совместная волшебная игра, сближающая малыша и взрослого. Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок не только радуется, но играя, познает мир, окружающее его пространство. Пальчиковый театр развивает множество способностей у детей. Перечислите, пожалуйста, эти способности, а за правильный ответ вы получите оценку – лучик. Правильно, пальчиковый театр развивает у детей
- мелкую моторику
- концентрацию внимания
- воображение, фантазию
- мышление
- память
- усидчивость
- речь и словарный запас
- пространственное восприятие
- творческие и артистические способности
- уверенность в себе и общительность
- чувство юмора.
Но все же, одна из главных ценностей пальчикового театра – это то, что с его помощью ребенок попадает в волшебный мир сказки, создаваемый и управляемый им самим. Ребенок может быть зрителем, актером, режиссером и сценаристом. Проигрывая различные сценарии, создавая свои сказки, ребенок выражает себя и решает для себя задачи. С помощью маленьких кукол можно успешно воспитывать ребенка. Мораль, высказанная иносказательно, применительно не к ребенку, а к сказочному персонажу, воспринимается малышом без негативизма, которая , как известно ,часто возникает в ответ на родительские нотации. Проигрыш болезненных для детей ситуаций в игровой форме, поможет им справиться со сложной жизненной ситуацией. Так, например, если ребенок боится собаки можно разыграть сценку, где малыши и собачка любят играть:
К нам пришла собачка,
Умная собачка.
С детками играет,
Очень громко лает:
«Тяф – тяф – тяф – тяф!
- Ты, собачка, не лай, а скорей нас догоняй!
Таким образом, маленькие куколки – это своего рода психотерапевты. Особенно это относится к тем куколкам – героям, которые сделаны своими руками, ведь они несут в себе частичку сердца и души, творческую энергию. Размер игрушек определяется величиной пальцев и в каждом конкретном случае выбирается индивидуально. Персонажи для пальчикового театра могут быть сшиты из ткани или любого другого материала, связаны крючком, сделаны из бросового материала, перчаток, варежек, носок, но доступнее всего изготовить их из бумаги или картона, привлекая к этому и детей (показ самодельных кукол для пальчикового театра). Также наш рынок игрушек предлагает большой выбор куколок для пальчиков – это и деревянный пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок, куклы – топотушки, куклы – мочалки и т.п. (показ фабричного изготовления кукол).
В нашей школе волшебником не бывает без волшебства. А все волшебники - фантазеры. Вот сейчас на втором уроке вы должны будете превратить цветные квадратные листы в животных, которые «живут» в сказке «Теремок». Для волшебства есть все необходимое: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. За хорошее выполнение задания получите оценки – лучики. Для начала выполним стаканчик, используя искусство оригами, а затем дополним эту форму деталями, благодаря которым стаканчик превратится в животное. Замечательные персонажи у нас получились, пора нам окунуться в мир волшебства и переместить наших животных в сказку:
В круг, друзья, скорей идите
Теремочек возведите!
Стоит в поле
( Руки разведены в стороны)
Теремок – теремок,
(Руки над головой в форме крыши)
Он не низок,
(Руки опущены вниз)
Не высок - не высок!
(Руки подняты вверх)
Вот по полю, мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит:
- Кто – кто в теремочке живет?
-Кто – кто в невысоком живет? и и.д.
Мы немножко поиграли, отдохнули, подошло время третьего урока, на котором я хочу рассказать о том, что варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста дошколят. Для малышей ясельного возраста сначала достаточно того, что взрослый сам, надев куклу, подходит к нему разговаривает с ним от имени персонажа, ободряет, ласкает, просит что- либо сделать. Так, например, когда ребенок плачет, можно надеть на руку рукавичку – кошку и, поглаживая ревушку, сказать:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший!
Ванечка пригожий!
Чуть позже, малыш, надев куклу на пальчик или на руку, проигрывает простой сюжет песенки, стихотворения, сказки в соответствии с текстом.
Заинька, попляши!
Серенький, попляши!
Вот так, вот так попляши!
Вот так, вот так попляши!
Начиная с трех лет можно вводить вторую руку, усложняя сценарий. Например, игрушки - топотушки помогут разыграть следующую потешку
Большие ноги шли по дороге
Топ – топ – топ – топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке!
Или одна рука изображает дерево, а другая - жука:
Жук, жук пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу – жу – жу – жу!
-Я на дереве сижу!
Еще через год дети способны проигрывать несколько последовательных действий, сменяющих друг друга:
Сидит белка на тележке, Кукла белки и тележка
Продает она, орешки одеты на левую руку.
Лисичке – сестричке, Куклы надеты на пальчики
Воробью, синичке, и сжаты в кулак, по мере
Мишке толстопятому, называния зверей пальчик
Заиньке – усатому. выпрямляется.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
В заключение нашего урока мы покажем кукольный спектакль по мотивам смешных стихотворений, который в свое время был разыгран детьми старшего дошкольного возраста (участникам раздаются напечатанные тексты стихотворений и соответствующие куклы). Пока артисты готовятся к выступлению, устроим музыкальную паузу «У жирафов» (диск «Е.Железнова «Пальчиковые игры»)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.( 2 раза)
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде. (2 раза)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза)
Присаживайтесь поскорее, артисты уже готовы.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будут пальчики играть
Сказку – представление
Всем на удивление!
(За ширмой разыгрываются следующие стихотворения «Попугаи», «Слон и попугай Кеша», «Петушки», «Козел и зайка» и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская на тему"Театрализованная деятельность как средство раскрепощения детей"
Опыт работы...
Презентация родительского собрания в нетрадиционной форме творческая мастерская на тему "Моя большая и дружная семья"
Объединить интересы детей и родителей, способствовать убедить родителей принимать участие в образовательном процессе и сохранять семейные традиции....
Презентация родительского собрания доу в нетрадиционной форме творческая мастерская на тему "Моя большая и дружная семья"
Объединить интересы детей и родителей и сохранить семейные традиции....
Творческая мастерская на тему «Картина из нитей».
Расширение знаний педагогов об использовании нетрадиционной техники рисования «узелок» в изобразительной деятельности детей. Создание творческой атмосферы.Создание условий для плодотворного обще...
Конспект НОД в первой младшей группе Творческая мастерская «Кондитеры» Тема: «Профессии» Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».
Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о профессии кондитера....
Познавательно-творческий проект на тему: «Пальчиковый театр»
Я выбрала пальчиковый театр, так как для детей в возрасте 3-4 лет, пальчиковый театр - это понятный, увлекательный и любимый вид деятельности. Самое главное он стимулирует развитие мышления ребёнка, в...
Конспект творческой мастерской для родителей дошкольников "Театр дома? Легко!"
Конспект творческой мастерской для родителей, в котором представлена практическая работа с семьями воспитанников ДОУ по повышению педагогической компетентности в вопросах развития детей. Родителям пре...