Познавательно-творческий проект на тему: «Пальчиковый театр»
проект по развитию речи (младшая группа)

Курако Елена Александровна

Я выбрала пальчиковый театр, так как для детей в возрасте 3-4 лет, пальчиковый театр - это понятный, увлекательный и любимый вид деятельности. Самое главное он стимулирует развитие мышления ребёнка, вырабатывает ловкость, умения управлять своими движениями. А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchikovyy_teatr.docx249.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №43 «Колокольчик»

Познавательно-творческий проект

на тему:

«Пальчиковый театр»

(вторая младшая группа)

Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной категории

Курако Елена Александровна

г. о. Электрогорск

2020 г.

Проект на тему: «Пальчиковый театр»

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: краткосрочный

Срок реализации:  1 месяц – с 05.10 по 30 .10. 2020 г.

Возраст детей: дети второй младшей группы (3- 4 лет)

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.

Актуальность:

В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше уделяют внимание совместным играм с ребенком и развлечениям, всё больше предоставляя его телевизору и компьютеру.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь,  следует развивать мелкую моторику обеих рук.

Я выбрала пальчиковый театр, так как для детей в возрасте 3-4 лет, пальчиковый театр - это понятный, увлекательный и любимый вид деятельности. Самое главное он стимулирует развитие мышления ребёнка, вырабатывает ловкость, умения управлять своими движениями. А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки. Сказка - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Цель проекта:

  • Приобщать детей к театрализованной деятельности через пальчиковый театр с использованием пальчиковых игр.

Задачи проекта: 

«Обучающие»: 

  • формировать представление о пальчиковом театре;
  • познакомить детей с театром через игры - драматизации по произведениям детской литературы;
  • формировать и активизировать у детей речевую активность;

«Развивающие»: 

  • способствовать развитию устной речи, путём движения пальцев рук;
  • развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр;
  • развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор после просмотра спектакля;
  • развивать артистические и творческие способности;

«Воспитательные»: 

  • воспитывать умение слушать  сказки, следить за развитием действия,
  • воспитывать любовь к сказкам,
  • воспитывать умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.

 

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный

  • Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, оформление комплекса речевых, пальчиковых игр, этюдов.
  • Подготовка оборудования для реализации данного проекта.
  • Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением), которое будет обыгрываться.
  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению.
  • Показ способов управления куколками: наклон - здороваются, приподнять - опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону - куколка сердится и т. д.
  • Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации.

2 этап – Основной

Выполнение проекта по образовательным областям:

Речевое развитие:

  • Рассматривание с детьми пальчикового театра.
  • Дидактическая игра:  «Угадай, что за сказка».
  • Дыхательная гимнастика: «Слоник», «Голоса животных».
  • Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка».
  • Пальчиковая гимнастика: «Мы лепили колобка», «Сказки», «Белка».
  • Чтение художественной литературы: С. Маршак «В театре для детей», стихотворение В. Берестов «Рука-артистка».
  • Русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок»
  • Потешки:

Познавательное развитие:

  • Рассматривание рассматривания репродукций иллюстраций на тему «Детский театр»
  • Беседа: «Знакомство с волшебным миром театра», «Мои любимые сказочные герои»

Социально -  коммуникативное развитие:

  • Беседа: «Правила поведения в театре»
  • Чтение художественной литературы: Эм. Мошковская «Вежливое слово»,                    Г. Шалаевой «Правила поведения для воспитанных детей. Театр»
  • Сюжетно-ролевая игра: « Мы идем в театр»

Физическое развитие:

  • Физкультминутка: «Колобок», «Три медведя».
  • Подвижная игра: Русская народная игра: «Зайчик»,  «Зайцы  и  лиса», «Паровоз», «Автобус».

Художественно - этетическое развитие:

  • Музыкальная игра: «Птички-пальчики».
  • Ритмопластика: Е. и С. Железновых «Автобус»,  «Бурый медведь» «Обезьянка»

М. Картушин «Здравствуйте ладошки».

  • Мимические этюды: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка»,

«Кот Васька», «Соленый чай», «Вкусные конфеты».

  • Этюды на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания».
  • Рисование: «Репка»
  • Лепка: «Колобок».
  • Конструирование: «Строим теремок».

3 этап – Заключительный

  • Обработка и оформление материалов проекта
  • Анализ результативности
  • Презентация проекта

Взаимодействие с родителями:

  • Оформление папок – передвижек: «Развитие мелкой моторики», «Чем полезна театрализованная деятельность?», «Как воспитать юного театрала».
  • Организация консультаций для родителей: «Что такое пальчиковый театр?», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет», «Развитие мелкой моторики через организацию пальчикового театра», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений  в семье».
  • Индивидуальные беседы и консультации по выявлению заинтересованности в пополнении театрального уголка.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • Улучшилась мелкая моторика с помощью пальчиковых игр.
  • Увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
  • Дети используют пальчиковые игры в повседневной жизни.

Родители:

  • Родители стали единомышленниками с педагогами ДОО по использованию пальчикового театра в работе с детьми.
  • Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома.
  • Процесс реализации нашего проекта условно поделен на три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На каждом этапе старались взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями.

Литература:

  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. − М.: Мозаика-Синтез, 1999. − 272 с.
  2. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности/ Е. Белоус // Дошкольное воспитание. – 2009. – N 7. – С.66-70
  3. Глухов, В.П. Нарушения речи у детей дошкольного возраста / В.П. Глухов. – М.: Олма-пресс, 2008. – 320с.
  4. Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников / И.Н. Шевченко //Логопед – № 1. – 2006. с. 16

C:\Users\Arsen\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20210517_091637.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская на тему"Пальчиковый театр"

Выступление на городском семинаре - практикуме "Пальчиковые игры"...

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Консультация для родителей на тему: "Пальчиковый театр"

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.  С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребено...

Проект на тему "Пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возраста".

quot;пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возроста...