«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему
Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление из личного опыта на тему: «Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста».
Я работаю педагогом-психологом в ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Ягодка».
Большинство детей, которые приходят в детский сад, имеют отклонения в развитии соматической, сенсорной, речевой и психологической сфере.
К сожалению, статистика показывает, что таких детей с каждым годом становится все больше. До недавнего времени я работала воспитателем. И в моей группе, на тот момент, из 25 детей 18 имели проблемы со здоровьем, как физического характера, так и психологического.
На тот момент времени я изучила опыт отечественных ученых, занимавшихся проблемой оздоровления, развития и расширения психофизических возможностей детей посредствам художественной деятельности.
Тренировка движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является важнейшим фактором развития речи ребенка; способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка. А так же ими было отмечено, что каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности, потому что они рождаются с творческими задатками, которые, к сожалению, со временем затухают. И чтобы это не произошло необходимо поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. А так же изобразительная деятельность положительно влияет на эмоционально-личностную сферу ребенка.
Исходя из вышесказанного, я решила организовать кружок «Фантазия» по развитию художественно-творческих способностей у детей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
На данный момент я являюсь руководителем кружка под тем же названием - «Фантазия».
Цель моей кружковой работы - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников посредствам изотерапии.
Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность сопровождающиеся терапевтическим эффектом. Это здравоохранительная технология.
Изотерапия:
- Создает положительный эмоциональный настрой в группе.
- Способствует творческому самовыражению, развивает воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычных предметах окружающей действительности, способность нестандартно мыслить, образное мышление, память, внимание, тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию, любознательность, наблюдательность.
- Развивает чувство внутреннего контроля, саморегуляцию.
- Развивает эмоциональную сферу детей, формирует адекватную самооценку, способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения, снятию негативных эмоциональных состояний (страхов, агрессивности, негативизма).
Техники и приемы выбираю для работы по принципу простоты и эффектности. Должны быть интересными и привлекательными как сам процесс создания изображения, так и результат. Изобразительные техники и способы выбираю нетрадиционные.
По разным разделам изотерапии подобранно много игр и упражнений, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, личностных и поведенческих качеств, коррекции осанки, на снятие агрессии, застенчивости, страхов, на развитие адекватной самооценки.
Основные цели изотерапии – профилактика, коррекция и диагностика. Техники изотерапии можно условно поделить на 2 группы. Первая группа – это проектные рисуночные тесты («Кактус», « Дом, дерево, человек», «Рисунок моей семьи», «Детский сад», «Шарики чувств», « Кто я?» и др.). Вторая группа-это техники, которые имеют терапевтический эффект. К ним можно отнести следующие: «Рисунок-игра», «Волшебное искусство», «Рисование с помощью клубка», «Дерево чувств», «Каракули», «Раскрашивание фигуры» и др.
Я предлагаю вашему вниманию проектный рисуночный тест «Кактус» Панфиловой М.А.
Возраст обследуемых: дети старше трех лет.
Цель: определение состояния эмоциональной сферы ребенка или взрослого (наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.).
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых:
Агрессия- наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контору или внутри кактуса.
Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные кактусы».
Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатных растений.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные кактусы».
После завершения рисования ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые могут уточнить интерпретацию:
1.Этот кактус домашний или дикий?
2.Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3.Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют.
4.Кактус растет один или с каким–то растением по - соседству? Если растет с соседом, то, что это за растение?
5.Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)
Проектный рисуночный тест « Детский сад» направлен на выявление психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.
Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему `Я в своей группе детского сада`.
Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о `мире` в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке,как изображены ее руки и рот.
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.
Несмотря на то, что рисуночный тест "Я в своей группе детского сада" является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания кажущаяся.
Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.
Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.
Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Техника «Рисунок-игра». «Игра-рисунок» позволяет ребенку снизить уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с психологом.В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунок-игру, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», – он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это – обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник – крыша, два прямоугольника – трубы). «В этом домике жил мальчик (девочка)». Далее психолог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку)?» Если ребенок не отвечает, психолог говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша. «Саша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка». Психолог обращается к ребенку: «Как же Саша назвал щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Саша там свою собачку?» Если ребенок отвечает «нет» или молчит, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искать Рекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой». Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Если ребенок отвечает, психолог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.
Техника «Волшебное искусство» является превосходным средством для налаживания контакта с ребенком. Так же способствует повышению самооценки, развитию воображения, снижению психоэмоционального напряжения, агрессивности.
Я предлагаю ребенку выбрать бумагу и хотя бы три краски, которые понравились больше всего. «Мы создадим с тобой волшебную картинку. Не беря кисточку и пользуясь лишь красками, сделай пятно, проведи линию или нарисуй все, что тебе хочется». Когда ребенок согнет лист- это надо сделать после того, как на бумаге будет что-то нарисовано. Скажите вместе с ребенком заклинание: «Клякса-клякса появись, клякса- клякса покажись!»- и позвольте ребенку, взяв концы сложенного листа, развернуть его. Затем я прошу ребенка рассказать мне о том, что он видит на рисунке. Я могу спросить его, почему он считает, что рисунок (или отдельная его часть) похож на то, что он сказал.
« Рисование с помощью клубка» показано гиперактивным детям, легко отвлекаемым , импульсивным, агрессивным, психически травмируемым, замкнутым, со сниженной самооценкой.
Взрослый, разматывая нить, показывает детям, каким образом, создавая на полу или на столе определенные фигуры, можно с ее помощью « рисовать». Затем он предлагает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему. После того, как все дети «порисовали», психолог обсуждает с ними то, что получилось. Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например, кто что видит. Ответы должны сопровождаться теми или иными вербальными или невербальными знаками одобрения.
Возможные вопросы:
- Можешь ли ты здесь увидеть какие-нибудь буквы?
-Какие фигуры ты здесь видишь?
-Можешь ты разобрать здесь какие-либо цифры?
-Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и др.
После того как ответ первого ребенка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера высокого взаимного доверия.
Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек может быть использована в качестве средства выражения и осознания чувств, связанных с теми или иными событиями в жизни ребенка. Обозначение чувств на рисунке может вести к восстановлению эмоционального равновесия ребенка и способствует лучшему пониманию переживаемых событий. А для тех детей, кто плохо понимает свои чувства, данная техника может стать средством обучения.
Ребенок или группа детей получает по листу формата А4, на котором нарисован силуэт человека в статичной позе с пропорциями, характерными для детских рисунков.« Раскрась эту фигуру так, чтобы можно было понять какое у нее настроение, как она себя чувствует». После рисования психолог задает ребенку вопрос: «Мне хочется узнать, что чувствует эта девочка?»
Техника каракулей применяют в работе с гиперактивными детьми. Ее можно использовать как инструмент развития ценных социальных качеств( терпения, внимательности), а также для повышения самооценки.
В некоторых случаях я использую технику каракулей для установления первичного контакта. Данную технику можно использовать в работе с детьми четырех лет и старше как при индивидуальном контакте, так и с группой детей.
Работа происходит в несколько этапов.
Этап первый. Я спрашиваю ребенка, не хотел бы он поиграть с рисунком, и поясняю, что это занятие предполагает взаимную помощь в создании рисунка на основе каракулей. Поскольку рисовать каракули просто, даже маленькие дети охотно соглашаются поучаствовать в игре.
Этап второй. Я приглашаю ребенка или участников группы сесть рядом. Таким образом мы оказываемся в равных условиях. Я прошу выбрать один мелок (карандаш). Два человека не могут использовать одинаковый цвет.
Этап третий. Я прошу ребенка или группу детей быстро нарисовать на листе каракули. Если дети проявляют нерешительность, я начинаю первой.
Этап четвертый. Ближайший от меня участник группы, исходя из собственных представлений, пытается дорисовать созданные каракули. Он имеет право любым образом повернуть лист. Надо следить за тем, чтобы каждый, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения.
Этап пятый. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовать.
Этап шестой. Когда рисунок закончен, психолог может ограничиться похвалой за полученный результат и сказать что-нибудь хорошее о самом процессе творчества, либо перейти к следующему этапу, который предполагает обсуждение того, что дети видят на рисунке. Некоторые возможные моменты работы, обозначены ниже.
- Можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, которые отражают настроение и взаимоотношения участников.
- Что привнес в коллективную работу каждый участник и как его труд повлиял на ход и результат общей работы.
Этап седьмой. Спросите одного участника, что может происходить в рисунке, каков его сюжет. Предложите придумать какую-нибудь историю. Через несколько секунд « эстафету» рассказа может взять другой ребенок. Попросите детей совместно придумать тему рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»
Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...
"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»
Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"...
«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...
Квест - технологии в работе педагога-психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста.
Квест - увлекательный и интересный способ проведения детского приключенческого и интеллектуального досуга, рассчитанный не только на участие детей, но и взрослых (родителей и педагогов)....
Использование кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста
В презентации представлены основные направления реализации проекта "Образовательная кинезиология в ДОУ"...
Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста
Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста...
Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком дошкольного возраста
В статье рассказывается об опыте работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком...