«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная память, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, нарушение самосознания, заниженная самооценка, нарушения в поведенческой сфере. Чтобы такой ребенок смог ощутить все многообразие окружающей его среды, познать свой внутренний мир, ориентироваться в мире сверстников и взрослых, был социально адаптирован, ему необходима помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.08 КБ
Файл doklad.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование арт-терапевтических приемов

 в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога

с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная память, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, нарушение самосознания, заниженная самооценка, нарушения в поведенческой сфере. Чтобы такой ребенок смог ощутить все многообразие окружающей его среды, познать свой внутренний мир, ориентироваться в мире сверстников и взрослых, был социально адаптирован, ему необходима помощь.

Опыт практической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ позволяет сделать вывод, что приемы арт-терапии оказывают наибольший терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: и с нарушениями речи, и с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития.

Арт-терапевтические приемы дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с детьми данной категории, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.

Существуют разные виды арт-терапии:

  • музыкотерапия,
  • изотерапия,
  • вокалотерапия,
  • сказкотерапия,
  • кинезитерапия и др.

Применение той или иной арт-терапевтической методики определяется характером имеющегося у ребенка нарушения.

В своей коррекционно-развивающей  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, старшего дошкольного возраста, использую, в основном, приемы изотерапии. Ведь как говорил В. А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Игры-упражнения с изобразительными материалами красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, подбираю индивидуально в зависимости от характера имеющихся у ребенка нарушений.

Приемы изотерапии часто применяю на прозрачном напольном мольберте. Который специально разработан для арт-терапевтических занятий и представляет собой приспособление из оргстекла в рамке на устойчивых ножках. Рисование по стеклу способствует развитию познавательной сферы, произвольного внимания, эмоциональной и образной памяти, развитию общей и мелкой моторики, рисунок способствует эмоциональной проработке опыта. В процессе создания красочных картин на поверхности мольберта активно развивается воображение, которое является эффективным способом познания и усвоения окружающего мира, одной из важнейших предпосылок развития творческого подхода к решению жизненных задач и социальной адаптации к окружающему миру.  

Также использую в своей коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста такую технику рисования как -  рисование на гравюрах. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, готовит руку к письму, учит ребенка быть внимательным и усидчивым. Тематика рисунков разнообразна в зависимости от поставленных педагогом цели и задач. Упражнения подбираю от простого к сложному. Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его деятельности, эмоциональный         фон.  

Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями слуха, речи, с задержкой психического развития позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами у детей с агрессивными проявлениями); происходит осознание ребенком своих переживаний, развитие произвольности и способности к саморегуляции, формирование позитивной «Я-концепции», развитие уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Использование арт-терапевтических приёмов в коррекционно-развивающей работе позволяет получить положительные результаты в развитии как познавательной сферы, так и в эмоционально-волевой сфере детей с ОВЗ.

Список используемой литературы

  1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
  4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  5. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.


Предварительный просмотр:

«Использование арт-терапевтических приемов

 в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога

с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная память, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, нарушение самосознания, заниженная самооценка, нарушения в поведенческой сфере. Чтобы такой ребенок смог ощутить все многообразие окружающей его среды, познать свой внутренний мир, ориентироваться в мире сверстников и взрослых, был социально адаптирован, ему необходима помощь.

Опыт практической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ позволяет сделать вывод, что приемы арт-терапии оказывают наибольший терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: и с нарушениями речи, и с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития.

Арт-терапевтические приемы дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с детьми данной категории, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.

Существуют разные виды арт-терапии:

  • музыкотерапия,
  • изотерапия,
  • вокалотерапия,
  • сказкотерапия,
  • кинезитерапия и др.

Применение той или иной арт-терапевтической методики определяется характером имеющегося у ребенка нарушения.

В своей коррекционно-развивающей  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, старшего дошкольного возраста, использую, в основном, приемы изотерапии. Ведь как говорил В. А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Игры-упражнения с изобразительными материалами красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, подбираю индивидуально в зависимости от характера имеющихся у ребенка нарушений.

Приемы изотерапии часто применяю на прозрачном напольном мольберте. Который специально разработан для арт-терапевтических занятий и представляет собой приспособление из оргстекла в рамке на устойчивых ножках. Рисование по стеклу способствует развитию познавательной сферы, произвольного внимания, эмоциональной и образной памяти, развитию общей и мелкой моторики, рисунок способствует эмоциональной проработке опыта. В процессе создания красочных картин на поверхности мольберта активно развивается воображение, которое является эффективным способом познания и усвоения окружающего мира, одной из важнейших предпосылок развития творческого подхода к решению жизненных задач и социальной адаптации к окружающему миру.  

Также использую в своей коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста такую технику рисования как -  рисование на гравюрах. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, готовит руку к письму, учит ребенка быть внимательным и усидчивым. Тематика рисунков разнообразна в зависимости от поставленных педагогом цели и задач. Упражнения подбираю от простого к сложному. Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его деятельности, эмоциональный         фон.  

Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями слуха, речи, с задержкой психического развития позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами у детей с агрессивными проявлениями); происходит осознание ребенком своих переживаний, развитие произвольности и способности к саморегуляции, формирование позитивной «Я-концепции», развитие уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Использование арт-терапевтических приёмов в коррекционно-развивающей работе позволяет получить положительные результаты в развитии как познавательной сферы, так и в эмоционально-волевой сфере детей с ОВЗ.

Список используемой литературы

  1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
  4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  5. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

«Развиваемся, играя»      Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.Задачи:Образовательные – активизир...

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

Статья "Оригами - как эффективное арт-терапевтическое средство в работе с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста"

Материал предназначен в помощь воспитателям для работы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста, направлено на развитие познавательной сферы ребенка, путем создания условий для его психологического развития....

Медиативный подход в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Деятельность педагога дошкольного учреждения является сложной, многогранной, в ней встречаются трудности, противоречия, приводящие при их крайнем обострении к конфликтам. В дошкольном образовательном ...