Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Мочалова Елена Николаевна

Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

по направлению «Психологическое здоровье»

Тема

Задачи, направление работы

Содержание работы

«Чувства.

Введение в мир чувств.

Как научиться распознавать чувства»

-помочь детям осознать понятия: чувства и эмоции

-познакомить с многообразием человеческих чувств

-сформировать представления о языке эмоций как средстве выражения различных эмоциональных состояний

-учить различать настроения, переживания, эмоциональное состояние других людей

Беседы: «Воспитатель радуется, злится, обижается…когда?»

«Дети радуются, злятся, смеются…когда?»

«Какое выражение глаз у человека,  когда он радуется, сердится, грустит?»

«Как можно общаться без слов?» (жесты, мимика)

Игровые упражнения:

-изобрази грустное, веселое, сердитое лицо

-изобрази походки

Игры:

«Азбука настроений», «Встреча эмоций», «Как ты себя сегодня чувствуешь», «Классификация чувств», «Какие разные эмоции», «Зоопарк эмоций», «Эмоции», «Лото эмоций»

Рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоций

Мимические загадки, загадки жестов, этюды на выражение эмоций

Рисование

«Мое настроение», «Рисуем настроение», «Рисуем парами»

Работа с пиктограммами

Мимическая гимнастика

«Кто Я?»

-помочь детям осознать наличие у самого себя структурных компонентов самосознания личности; имени, притязания на признание, половой идентификации, прошлого, настоящего, будущего, прав и обязанностей

-развивать у ребят уверенность в себе, внимание к самому себе, своему здоровью

-расширять интерес к своему имени

Беседы: «Мое имя» (как называют ребенка дома, как он хочет чтобы его называли)

«Что тебе нравится и не нравится в себе», «Когда мне весело или грустно», «Что означает мое имя», «Когда я был маленьким»

игры и игровые упражнения:

«Ну-ка зеркальце скажи», «Я такой же как все», «Я отличаюсь от других», «На кого я похож», «Кто я?», «Какой я?», «Ласковое имя», «Я -хороший», «Я умею…»

Этюды:«Я - маленький», «Я- большой»

Рисование:«Я рисую себя», «Что я люблю», коллективная аппликация «Наша группа»

серия занятий «Я и мое тело»

«Моя семья.

Какие чувства живут в моей семье»

-помочь детям понять, что необходимо уметь любить свою семью, испытывать гордость за неё, помочь осознать то, что родители любят своего ребенка даже когда ругают

-формировать способы установления теплых отношений к членам семьи, способы проявления заботы, помощи, уважения

-формировать уважение к укладу семьи, обычаям, традициям

-формировать способы речевой коммуникации

-дать понятие, что добрые дела ведут к добрым поступкам

Беседы: «Для чего нужны родители?»

«Моя семья» (рассматривание семейных альбомов, обсуждение эмоций и взаимоотношений в семье)

Игры: «Подарок», «Угадай», «Хорошо-плохо»

Рисование «Моя семья», «Самая красивая мама»

Ролевая игра «Почта» (отправляем письмо близким людям)

Тренинг детско-родительских отношений

Проигрывание ситуаций с последующим анализом: «Мама заболела», «Родители ругаются», «Бабушка попросила о помощи»

«Я - хозяин своих чувств»

-помочь детям понять,  какого человека можно назвать хозяином своих чувств, учиться управлять своими чувствами

-познакомить с понятием «сильная воля»

-упражнять в развитии сильной воли, формировать умения согласовывать свои действия с действиями других, соблюдать правила

-совершенствовать умение регулировать свое поведение правилами, накапливать опыт практических действий преодоления эмоционального состояния неблагополучия

Беседы: «Помоги себе сам», «Что важнее: физическая сила или сила воли?» (как может помешать человеку слабая сила воли)

Психогимнастика

Игры: «Тыкалки», «Хочукалки», «Кричалки-молчалки» «Смена ритмов», «Рубка дров», «Я вижу», «Я вижу», «Спаси птенца», «Замри», «Стойкий оловянный солдатик», «Дыши и думай красиво», «Гора с плеч»

Игровые упражнения: «Пересмотри соперника», «Рассмеши Несмеяну», «Гримаски», «Посмотри на себя глазами другого человека»

Рисование чувств

Проигрывание ситуаций с последующим анализом

Песочная терапия, использование воды

Сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей

Дыхательная и мимическая гимнастика

«Я побеждаю страх»

-познакомить детей с чувством страха, научить разным способам преодоления страха

Обсуждение ситуаций «Дети боятся, когда…», «Взрослые боятся, когда…», «Стыдно ли боятся»

Рисование: «Страшный сон», «Рисуем страхи»,  «Нарисуй страх и победи его», «Художники – натуралисты», «Рисование «мысленных картинок» под музыку (гроза, гром, шторм)», релаксация

Цикл занятий «Преодоление страха»

Игры: «Я не боюсь», «Мышь и мышеловка», «Кораблик», «Качели», «Неваляшка», «Соломинка на ветру», «Гармоничный танец», «Расскажи свой страх», «Необычное сражение», «Рыбаки и рыбка», «Чехарда», «Маски», «Жмурки»

«Что такое дружба»

-научить детей дружить и уважать права другого человека

-формировать социальные способы поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к другим людям

-формировать умение проектировать свои действия, вступая в сообщества с другими  детьми

-развивать коммуникативные умения

Рассматривание иллюстраций конфликтного содержания «Как поступить?» беседы о дружбе

Проигрывание ситуаций: «Дразнилки», «Прозвища», «Поссорились-помирились», «Перетягивание каната»

Сбор копилок ссор и мирилок

Игровые упражнения: «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», «Поссорились»

Психотехнические игры на доверие

Игры: «Доброе животное», «Паровозик»

«Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Попроси игрушку», «Хороший друг», «Ты мне нравишься», «Найди друга», «Тень», «Зеркало», «Сиамские близнецы»

упражнения в согласовании действий (Общий рисунок, собрать предметы и т.д.)

«Герои сказок, литературных произведенийкакие они?»

 

-научиться определять эмоциональное состояние литературных героев в различных ситуациях, обсуждать причины и следствия

Беседы: «Что чувствуют герои в тех или иных ситуациях, какие чувства возникают у окружающих после поступка того или иного героя?"

«На кого из героев ты хотел бы быть похож»

Игры: «Мешочек добрых дел», «Узелки», «Сказочная шкатулка», «Собери сказку».

Чтение сказок, обыгрывание эпизодов

Рисование добрых и злых персонажей сказок

Работа над смыслом  сказок через  игру «да-нет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности «физическая культура» (направление валеология) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Цветы здоровья»

Данный конспект будет полезен руководителям ФИЗО и инструкторам ФИЗО, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Рекомендовано к использованию для открытого просмотра на методобъединениях....

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

Групповое занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста, направленное на понимание своего тела и обретение гармонии с окружающим миром

Цель:  продолжить знакомство детей с различными  эмоциями: радость,  злость, удивление, страх, горе, интереса.Задачи:учить детей различать эмоции по схематическим изображениям и передав...

Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"

Цель:  выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...