Опыт применения специалистами МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» диагностической методики «Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра» для определения конкретных целей психологопедагогической коррекции дошкольников с РАС.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время особую актуальность имеет проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки раз. Проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания многих наук. Данной проблеме посвящены работы большого количества отечественных и зарубежных психологов.
В России и, в частности, в нашем регионе, актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, развивающейся системой инклюзивного образования и возрастающим количеством детей с РАС. Инклюзивная практика дает возможность обучать ребенка с РАС в условиях дошкольного учреждения и тем самым расширяет его социальные контакты, способствует его социальной адаптации, удовлетворяет особые образовательные потребности детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ds_46_opyt_bufalovoy_e.m.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт применения специалистами МБДОУ «ДС № 46 «Надежда»
диагностической методики «Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра» для определения конкретных целей психологопедагогической коррекции дошкольников с РАС.
В настоящее время особую актуальность имеет проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки раз. Проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания многих наук. Данной проблеме посвящены работы большого количества отечественных и зарубежных психологов.
В России и, в частности, в нашем регионе, актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, развивающейся системой инклюзивного образования и возрастающим количеством детей с РАС. Инклюзивная практика дает возможность обучать ребенка с РАС в условиях дошкольного учреждения и тем самым расширяет его социальные контакты, способствует его социальной адаптации, удовлетворяет особые образовательные потребности детей с РАС.
Особенностью психолого-педагогического сопровождения дошкольника с РАС является комплексная поддержка в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка. Целью такого сопровождения в инклюзивном образовании становится непрерывная поддержка дошкольников с РАС силами всех специалистов через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории развития детей. Данный подход позволяет реализовать идеи междисциплинарной команды, а также своевременно оказать необходимую психолого-педагогическую помощь в дошкольном возрасте, обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и, таким образом, подготовить его к школьному обучению.
Для правильной организации сопровождения детей с аутизмом, необходимо чётко понимать особенности его проявления. Ранний детский аутизм - одно из самых асинхронных нарушений развития. В основе данного отклонения лежит нарушение общения с окружающим миром, которое характеризуется отрывом от реальности и отгороженностью. Своеобразие эмоционального развития ребёнка, страдающего аутизмом, проявляется в повышенной чувствительности к сенсорным стимулам, что выражается в избегании взгляда в глаза, ребёнок смотрит как бы «сквозь», «мимо», а так же трудностях произвольной организации деятельности и своеобразных страхах.
Исходя из сказанного выше, ребёнок с аутизмом живёт в особом мире, который закрыт от всех. Все за пределами этого мира вызывает у него непреодолимый страх и отвержение.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом аутизма в детском саду осуществляется комплексно, в тесной взаимосвязи между всеми специалистами в трёх направлениях:
1) психолого-педагогическая диагностика;
2) коррекционная работа с ребёнком;
3) поддержка семьи аутичного ребёнка.
Комплексная диагностика раскрывает всю структуру аномалии психического развития аутичного ребенка, степень и структуру дефекта. Опираясь на эти данные, каждый педагог ведет собственное обследование, определяет конкретные задачи обучения, вырабатывает методику работы. Общий анализ позволяет получить информацию об особенностях усвоения знаний ребенком, о его поведении. Также диагностика имеет большое значение потому, что для детей с аутизмом характерна ярко выраженная асинхрония в развитии.
Перед началом обучения у каждого ребенка необходимо точно определить зону актуального развития каждой функциональной сферы. В зависимости от результатов обследования составляется индивидуальный образовательный маршрут для каждого аутичного ребенка. Таким образом, точность оценки уровня развития влияет на эффективность обучения детей с РАС. На каждом этапе совместной работы специалисты, обследуя ребенка, оценивают динамику его развития в процессе коррекции. Диагностика развития не является одномоментным срезом, а проходит через всю коррекционную работу.
Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами опытом применения в работе диагностики «Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» города Москвы авторами которой являются педагоги коррекционного обучения Хаустов Артур Валерьевич, к.п.Н., учителя-дефектологи Красносельская Елена Леонидовна, Хаустова Ирина Михайловна. Данную диагностическую методику я во взаимодействии со специалистами и воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с РАС нашего ДОУ используем в течение двух лет. Коррекционная работа, построенная в соответствии с результатами диагностики, дает положительную динамику в развитии детей с РАС. Диагностический срез я представлю в завершении своего выступления.
Итак, протокол педагогического обследования предназначен для обследования детей с РАС дошкольного возраста. Он также может использоваться при работе с детьми, имеющими тяжелые аутистические расстройства в более старшем возрасте.
Использование предложенного протокола в практической работе позволяет:
- провести качественную и количественную оценку уровня актуального развития детей с РАС по следующим областям развития: поведение, коммуникация, восприятие, познавательная сфера, речь, игра, крупная моторика, мелкая моторика, самообслуживание;
- соотнести уровень развития ребенка с РАС с показателями среднестатистической возрастной нормы, что особенно важно при первичной диагностике;
- представить полученные данные в графическом виде;
- выявить уровень дезадаптивного поведения у детей с РАС;
- определить «зону ближайшего развития», цели психологопедагогической коррекции;
- разработать план коррекционно-педагогической работы;
- отследить динамику путем повторного проведения обследования по окончанию коррекционного курса.
В ходе обследования мы используем следующие методы исследования:
- беседа с родителями, анкетирование и интервьюирование;
- наблюдение за поведением ребенка (в ходе режимных моментов и на занятиях);
- тестовые задания;
- диагностическое обучение;
- количественный и качественный анализ полученных данных;
- графическая обработка полученных данных.
Алгоритм обследования условно состоит из четырех основных этапов:
- этап. Первичный сбор информации о личностных и социальных компетенциях, навыках, особенностях поведения ребенка в ходе беседы с родителями. Данные, полученные на этом этапе, дают первоначальные сведения об особенностях и уровне развития ребенка с РАС.
НАПРИМЕР (мальчик Дима 5 лет, со слов мамы)
Дима в туалет ходит самостоятельно, но руки не моет, т.к. боится воды. Кушает мальчик сам, пользуется столовыми приборами, ест практически все. Одевается и раздевается самостоятельно, ему надо только давать инструкцию. Задания выполняет самостоятельно, только с ним надо сидеть, но у меня не хватает терпения.
- этап. Обследование личностных и социальных компетенций, навыков, особенностей поведения ребенка в ходе свободной деятельности. На данном этапе уточняются сведения, полученные от родителей. В ходе свободной деятельности мы организуем ситуации обследования с использованием тех материалов, которые заинтересовали ребенка.
Наблюдая за Димой, я вижу, что мальчик во время обеда пользуется только ложкой и то не всегда попадает в рот, есть очень мало, не аккуратно, остальные блюда просто отодвигает, и если воспитатель пробует его покормить, у Димы получается рвотный рефлекс. Диму в туалет нужно вести за руку, напоминать по несколько раз, зачем он туда пришел, кран включить не может, мыло не берет, руки не моет, не вытирает полотенцем, воспитатель методом рука в руке делает все с мальчиком. Раздеваться мальчик не может, нуждается постоянно в помощи взрослого.
- этап. Обследование ребенка в ходе структурированного занятия с использованием тестовых заданий. Я провожу обследование по классической схеме, предлагая ребенку выполнить задания за столом. (При первичном обследовании детей с РАС обследование по традиционному алгоритму может быть неэффективно).
Мама говорит, что мальчик задания выполняет самостоятельно.
Я даю Диме простое задание, например, собери пирамидку. Мальчик не слышит и не понимает обращенную речь. Не воспринимает инструкцию. Дима не понимает, что от него хотят или просто уходит в себя.
- этап – протоколирование и анализ результатов обследования. Выявляется итоговый уровень ребенка по основным областям развития, уровень дезадаптивного поведения. Осуществляется выбор целей коррекционной работы.
Бланк протокола состоит из 9-ти таблиц возрастных нормативов и таблица «Дезадаптивное поведение». Таблицы распределяются по специалистам по следующим областям развития: педагог-психолог - поведение, «Дезадаптивное поведение»; учитель-логопед - коммуникация, речь; воспитатель - игра, самообслуживание; учитель-дефектолог - восприятие, познавательная сфера, мелкая моторика и инструктор по физической культуре - крупная моторика.
Способ оценки уровня развития основывается на нормативных критериях, определяющих в каком возрасте у ребенка должны быть сформированы те или иные навыки. Критерием оценок служат возрастные показатели развития основных психических функций у здорового ребенка определенного возраста. Сопоставление данных о развитии психических функций ребенка с РАС с возрастными показателями развития здоровых детей позволяет установить степень отставания или опережения в развитии по сравнению с возрастной нормой.
Я хочу ознакомить вас с инструкцией по заполнению протокола.
Инструкция по заполнению протокола.
При заполнении протокола оценочный балл ставится в подходящую клетку таблицы протокола обследования.
Заполнение протокола специалистом продолжается в течение диагностического периода (1 месяц) 3 раза в год в соответствии с АООП, в октябре, январе и апреле учебного года.
Для правильного заполнения протокола педагогического обследования необходимо последовательно проделать ряд операций.
В титульном листе протокола я заполняю строки «Фамилия, имя ребенка», «Дата рождения ребенка», «Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол», «Ф.И.О. респондента», «Дата обследования».
Последовательно заполняю Таблицы возрастных нормативов с 1-ой по 9-ую. В столбце «Балл (начало года)», напротив каждого утверждения ставлю количество баллов в зависимости от сформированности навыка:
«0» – навык не сформирован. Ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие.
«1» – навык сформирован частично. Ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.).
«2» – навык сформирован полностью. Ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми.
Когда все баллы по Таблицам возрастных нормативов с 1-ой по 9-ую будут проставлены, подсчитываю сумму и записываю в строке «сумма баллов».
В столбце «комментарии», по мере необходимости, отмечаю особенности формирования навыков: например, ребенок использует навык только с мамой, или только с помощью взрослого, или только в знакомой обстановке, или выполняет только на знакомых пособиях.
Подсчитываю общий результат развития (средний балл по Таблицам возрастных нормативов 1–9). Для этого складываю суммы баллов по Таблицам возрастных нормативов 1– 9 и делю эту сумму на количество Таблиц возрастных нормативов (на 9). Полученное число вписываю на титульный лист протокола в графу «Общий результат развития (средний балл по Таблицам 1–9)» напротив соответствующей даты обследования.
Заполните Таблицу 10 «Дезадаптивное поведение». В столбце «Балл (начало года)», напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от степени выраженности дезадаптивного поведения:
«0» - данная форма дезадаптивного поведения у ребенка отсутствует полностью.
«1» - данная форма дезадаптивного поведения у ребенка недостаточно выражена и/или наблюдается редко, только в определенных ситуациях.
«2» - данная форма дезадаптивного поведения у ребенка ярко выражена и/или наблюдается постоянно в различных ситуациях.
Когда все баллы по Таблице 10 («Дезадаптивное поведение») будут проставлены, подсчитайте их сумму и запишите в строке «сумма баллов». Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Дезадаптивное поведение (суммарный балл)» напротив соответствующей даты обследования.
В столбце «комментарии», по мере необходимости, отмечайте особенности, связанные с данным поведением: например, ребенок использует данную форму дезадаптивного поведения только при взаимодействии с родителями или только в учебной ситуации и т.д.
Построение психолого-педагогического профиля развития ребенка.
Для наглядного представления результатов обследования используется таблица «Профиль развития ребенка».
Сначала в таблице отмечаю календарный возраст ребенка – рисую линию вдоль всей таблицы на уровне, соответствующем его календарному возрасту. Затем, в столбцах «начало года» при помощи линии отмечаю количество набранных ребенком баллов по каждой Таблице возрастных нормативов. Все ячейки, находящиеся под чертой, заштриховываю. В результате, получаю диаграмму, отражающую уровень развития ребенка по каждой области развития. Высота столбцов в диаграмме указывает на то, какому возрасту (в сравнении со среднестатистической нормой) соответствует уровень развития ребенка.
Сравнение на графике данных о календарном возрасте ребенка с данными о его реальном развитии позволяет наглядно увидеть, насколько сформированы у него навыки по каждой области развития относительно среднестатистической возрастной нормы.
В зависимости от результатов обследования по предложенной методике разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка. В качестве целей обучения из «таблиц возрастных нормативов» выбираются те умения и навыки, которые у ребенка либо сформированы частично (1 балл), либо не сформированы совсем (0 баллов). При этом нужно соблюдать последовательность, указанную в таблице, постепенно усложняя поставленные задачи.
Если в результате обследования у ребенка были выявлены различные формы дезадаптивного поведения, то целью коррекционной работы становится их уменьшение и устранение.
Для выявления результативности коррекционной работы и обучения в январе проводится повторное обследование по предложенной методике и в конце года заключительное обследование. Результаты итогового обследования заносятся в столбцы «конец года». Динамика по количественным показателям осуществляется путем сравнения итогов первичного и заключительного обследования.
По окончании диагностического этапа даю родителям рекомендации по обучению и воспитанию ребенка, указываются основные направления работы. Подготовила буклеты для родителей «Организация жизни ребенка с аутизмом», «Ребенок – аутист», «Сенсорное развитие ребенка с РАС».
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
- октябрь 2021 года: развитие двоих воспитанников 5 лет соответствует уровню развития на 1,6 – 2 года, у троих воспитанников 6 лет на 2-3 года;
- апрель 2022 года: развитие двоих воспитанников 5 лет соответствует уровню развития на 2 – 2,5 года, у троих воспитанников 6 лет на 3-3,5 года;
- октябрь 2022 года: развитие двоих воспитанников 6 лет соответствует уровню развития на 2,5 – 3 года, у троих воспитанников 7 лет на 3,5-4 года;
- апрель 2023 года: развитие двоих воспитанников 6 лет соответствует уровню развития на 3 – 4 года, у троих воспитанников 7 лет на 4-5 года.
Ориентируясь на положительную динамику развития и воспитания детей с РАС, отражающую качество коррекционной работы, считаю данную диагностическую методику эффективным методом измерения показателей актуального развития детей, позволяющую определить «зону ближайшего развития» и поставить конкретные цели психологопедагогической коррекции дошкольников с РАС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра.
Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....
"Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"
В материале описываются основные признаки расстройств аутистического спектра у детей, диагностические методики для выявления РАС, особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми....
Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»
В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра...
Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"
ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ» Направление реализации проекта:...
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...
Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...
Статья: Педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра
https://fgosonline.ru/vyisshee/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detej-s-rasstrojstvom-autisticheskogo-spektra/ переход по ссылке...