«Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
«Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» для учителя-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_pedagog_diagnostika_detey_s_ovz.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Афанасьева Ю. В. Учитель-дефектолог
«Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Категория детей | Диагностируемая сфера | Основные методики | Вспомогательные методики |
Дети с нарушениями зрения | познавательная сфера | "Коробочка форм" "Найди такую же картинку" "Разрезные картинки" "Доски Сегена" "Цветные кубики" Исследование восприятия цвета с помощью таблиц. "Разложи палочки соответственно заданному образцу" "Ориентировка по листу бумаги" Методика"Представление о пространстве собственного тела" "Анализ частей лица и их расположения по отношению к друг другу" "Анализ расположения частей собственного тела" "Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг другу" "Представление о расположении объектов" "Запоминание двух групп слов" "Запоминание 10 слов" "Запоминание двух фраз" "Опосредованное запоминание" по А. Н. Леонтьеву Опосредованное запоминание (пиктограмма) "Методика Пьерона - Рузера" "Методика матрицы Равена" "Четвертый лишний" "Коррекатурные пробы" "Счёт по Крепелину" "Методика Когана" Работа с матрешками 2-3 - 4 составными "Пирамида Люшера" "Построение заборчика" "Прогрессивные матрицы Равена" "Работа с сюжетными картинками" "Выбор простых аналогий" "Работа с лабиринтами" Понимание скрытого смысла пословиц, поговорок, метафор Понимание скрытого смысла в коротких рассказах Восприятие и понимание картин с изображением нелепых ситуаций Восприятие и понимании серии связанных одним сюжетом картин" "Понимание загадок" "Сравнение понятий" "Исключение понятий" Составь рассказ по серии сюжетных картин" Определение понятий Придумай и расскажи сказку" "Синонимы и антонимы" "Подбери глаголы" "Словообразование множественного числа" "Подбери предлоги" "Придумай предложение из двух слов" Пересказ по сюжетным картинкам" "Анализ и синтез звукового состава слова" Сравнение слов - паронимов по звуковому составу. Назови одним словом "Дорисовывание фигур" "Назови картинку" "Что может быть одновременно" | Кубики Кооса "Пирамидки и мисочки" "Различение правой и левой стороны" "Почини коврик" "Классификации" Работа с пирамидкой из четырех колец Работа с цветной мозаикой Работа с сюжетными "вкладками" Выделение сходства и различия" Классификация объектов по двум признакам" "Соедини по точкам и найди предмет" |
развитие личности и ЭВС | Методика "Метаморфозы" Методика эмоциональные лица" Проективные методики Контурный детский апперцептивный тест Субъективная оценка межличностных отношений ребенка в группе "Цветовой тест отношений" Методика межличностных отношений детей и взрослых (Методика Рене Жиля) Тест Розейцвейга. Тест Роршаха "Оценка уровня самооценки и притязаний" | "Назови эмоцию" "Определи мимику по картинке" Рисунок семьи Тест Лесенка" | |
Деятельность | Взятие ребенком на себя роли" "Устойчивость в подчинении игровому правилу по Д. Б. Эльконину. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре Особенности сюжетно-ролевой игры "Игровая комната" Выбор деятельности" "Мотивационная готовность" "Тест школьной зрелости Керна - Ирасека" "Корректурные пробы" "Тест Бендер" "Свободное рисование" "Рисование по заданию" "Прибор Клушиной и Семевского для слепых" | Наблюдение за сюжетно - ролевой игрой | |
Дети с нарушением слуха | познавательная сфера | "Коробочка форм" "Разрезные картинки" "Узнай фигуру по контуру" "Классификация объектов по двум признакам (модификация лото В. М. Когана "Цветные кубики" Разрезные картинки" "Найди такую же картинку" Методика Россолимо Методика А. Н. Леоньева Запоминание двух групп слов" "Запоминание 10 слов" "Запоминание двух фраз" Методика Кооса "Методика Пьерона - Рузера" "Методика матрицы Равена" "Четвертый лишний" "Коррекатурные пробы" "Счёт по Крепелину" "Методика Когана" Методика использования фигурных таблиц для оценки сформированности произвольности внимания Методика Россолимо "Сюжетные картинки" Установление последовательности событий Выделение двух существенных признаков" Методика Выготского -Сахарова Тестирование: Шкала действия Артура Обучающий эксперимент А. Я. Ивановой Тест Д. Весклера "Дорисовывание фигур" "Назови картинку" "Что может быть одновременно" Таблица предметных, силуэтных, контурных Беседа Определение понятий. Методика Россолимо Практические задачи Показ действий, слов - жестами | "Классификация объектов по двум признакам (модификация задания Венгер) "Доски Сегена" "Соедини по точкам и найди предмет" |
развитие личности и ЭВС | Методика эмоциональные лица" Проективные методики Контурный детский апперцептивный тест Субъективная оценка межличностных отношений ребенка в группе "Цветовой тест отношений" Методика межличностных отношений детей и взрослых (Методика Рене Жиля) Тест Розейцвейга. Тест Роршаха "Лесенка" | Рисунок семьи Рисунок человека | |
Деятельность | Взятие ребенком на себя роли" "Устойчивость в подчинении игровому правилу по Д. Б. Эльконину. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре Особенности сюжетно-ролевой игры "Игровая комната" "Мотивационная готовность" "Тест школьной зрелости Керна - Йирасека "Свободное рисование" "Рисование по заданию" | ||
Дети с нарушениями речи | Познавательная сфера | "Коробочка форм" "Разрезные картинки" "Классификация объектов по двум признакам (модификация лото В. М. Когана "Работа с сюжетными вкладками" Найди такую же картинку" "Цветные кубики" "Времена года" "Работа с сюжетными картинками" Методика Россолимо" Методика Кооса "Методика Пьерона - Рузера" "Методика матрицы Равена" "Четвертый лишний" "Коррекатурные пробы" "Счёт по Крепелину" "Методика Когана" Методика использования фигурных таблиц для оценки сформированности произвольности внимания Методика А. Н. Леонтьевва "Картинки для опосредованного запоминания" Методика Л. В. Занкова "Заучивание 10 слов" Пирамида Люшера "Сюжетные картинки" Установление последовательности событий Выделение двух существенных признаков" Методика Выготского -Сахарова "Работа с лабиринтами" "Понимание литературных Текстов". Беседа Составление рассказа по сюжетной картинке; Составление рассказа по серии сюжетных картинок; Пересказ Составление рассказа - описания Составление рассказа по представлению Придумай и расскажи сказку" Предметный словарь Словарь существительных, обозначающих предмет и его части. Существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан) Обобщающие слова "назови одним словом" Названия времен года Названия животных и их детенышей; Название профессий. Глагольный словарь: "Подбери глаголы" "Составление предложения по сюжетной картинке" (преобладающее кол- во слов в предложении соотв. последовательности слов в предложении грамматической норме). Составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм. Вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме. "Преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное, образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа. Согласовать имена прилагательные и числительные с существительными. Навыки словообразования.Образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов. Образование прилагательных от существительных,образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе, - образование глаголов с помощью приставок. Слоговая структура слова: подбор слов с разным стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное и самостоятельное называние картинок. Степень владения слоговой структуры: Повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, палка, стол, шкаф, бабушка). Самостоятельное называние картинок слова варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросёнок, стрекоза). Звукопроизношение Восприятие звуков и их дифференциация на слух. Произнести звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Используется набор предметных картинок. Назови звук в начале, середине или конце, в стечении согласных. Фонематическое восприятие, Различает на слух звуки сходные по артикуляции или близким по значению. Способность различать слова, близкие по звучанию: жук - сук - лук; том - дом - ком, "Назови картинку" Таблица предметных, силуэтных, контурных. | "Узнай фигуру по контуру" "Классификация объектов по двум признакам (модификация задания Венгер) Глагольный словарь: "Подбери глаголы" Глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления. Словарь признаков: Прилагательные, обозначающие: - величину предметов (высокий, низкий, узкий) Цвет (основной и его оттенки); - форму (круглый, овальный, квадратный) - качества (молочный, пушистый, гладкий). - сезонные признаки (летний, зимний) Употребление наречий: быстро, медленно, громко, высоко. Словарь антонимов: "Синонимы и антонимы". Называние предметов, качеств по специально подобранному тематическому (игрушки, мебель, транспорт), либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) картинкам. "Дорисовывание фигур" "Что может быть одновременно" |
Развитие личности и ЭВС | Методика эмоциональные лица" Субъективная оценка межличностных отношений ребенка в группе "Цветовой тест отношений" Методика межличностных отношений детей и взрослых (Методика Рене Жиля). Методика исследования уровня притязаний Методика Дембо - Рубинштейн по исследованию самооценки Таблицы с вариантами заданий для исследования волевых усилий. Наборы сюжетных картин с изображением различных, подлежащих оценке (нравственной, эстетической). Методика незаконченных предложений. | Проективные методики Контурный детский апперцептивный тест Методика изучения фрустрационных реакций (Методика рисуночной фрустрации Розейцвейга") Тест Роршаха "Лесенка" | |
Деятельность | Взятие ребенком на себя роли" "Устойчивость в подчинении игровому правилу по Д. Б. Эльконину. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре Особенности сюжетно-ролевой игры "Игровая комната" "Мотивационная готовность" "Тест школьной зрелости Керна - Йирасека" "Свободное рисование" "Рисование по заданию" | Наблюдение за сюжетно - ролевой игрой "Выбор деятельности" | |
Дети с ДЦП | Познавательная сфера | Почтовый ящик "Коробочка форм" Кубики Кооса "Дорисуй предмет" методика Т. Н. Головиной Набор разрезных картинок на 2-3- 4 части. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия "вверх", "низ", "посерине". Методика "Прогрессивные матрицы Равена" "Времена года" "Работа с сюжетными картинками" "Цветные кубики" "Найди такую же картинку" Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (запоминание цифр, букв, слогов, слов, геометрических фигур "Методика запоминания 10 слов" Методика А. Р. Лурия "Пиктограмма" Методика Бурдона Методика Пьерона - Рузера Рыбакова Подсчёт фигур двух видов Методика Рыбакова Методика "Недостающие предметы" из методики Весклера Таблицы Шульте Беседа Составление рассказа по сюжетной картинке; Составление рассказа по серии сюжетных картинок; Пересказ Предметный словарь Словарь существительных, обозначающих предмет и его части. Существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан) Обобщающие слова "назови одним словом" Названия времен года, Названия животных и их детенышей; Название профессий. Глагольный словарь: "Подбери глаголы", Глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления. Словарь признаков: Прилагательные, обозначающие: - величину предметов (высокий, низкий, узкий) Цвет (основной и его оттенки); - форму (круглый, овальный, квадратный) - качества (молочный, пушистый, гладкий).- сезонные признаки (летний, зимний) Употребление наречий: быстро, медленно, громко, высоко. Словарь антонимов: "Синонимы и антонимы". Называние предметов, качеств по специально подобранному тематическому (игрушки, мебель, транспорт), либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) картинкам. "Составление предложения по сюжетной картинке" (преобладающее кол- во слов в предложении соотв. последовательности слов в предложении грамматической норме). Составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм ("Дети видели в зоопарке слева обезьяну, льва, белку"); Вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме ("Самолёт летит ... лесом"; Мяч лежит ... столом"). "Преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное "Один стол, а много...?) - образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа ("На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего? - Согласовать имена прилагательные и числительные с существительными. Навыки словообразования. Образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки); образование прилагательных от существительных (стакан из стекла - стеклянный, стол из дерева - деревянный); образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки - бельчонок, бельчата; у лошадки - жеребёнок, жеребята), образование глаголов с помощью приставок. Слоговая структура слова: подбор слов с разным стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное и самостоятельное называние картинок. Степень владения слоговой структуры: Повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, палка, стол, шкаф, бабушка). Самостоятельное называние картинок слова варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросёнок, стрекоза) Повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре. Звукопроизношение. Восприятие звуков и их дифференциация на слух. Произнести звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Используется набор предметных картинок. Назови звук в начале, середине или конце, в стечении согласных. Фонематическое восприятие: Различает на слух звуки сходные по артикуляции или близким по значению. Способность различать слова, близкие по звучанию: жук - сук - лук; том - дом - ком. Методика "Найди лишний предмет" Методика Логические задачи и закономерности" Методика "Выделение существенных признаков" Методика "Понимание пословиц и поговорок" "Методика Сюжетные картинки": - понимание сюжетных картинок Простые описательные, сложные с конфликтным содержанием Понимание смысла загадок" "Методика "Классификации" "Обучающий эксперимент А. Я. Ивановой" Задания на "схематизацию методика Весклера "Дорисовывание фигур" "Назови картинку" "Что может быть одновременно" Таблица предметных, силуэтных, контурных | Доски Сегена разных вариантов сложности. Методика "Эталоны "Разрезные картинки" Методика А.Н. Леонтьева Методика "Четвертый лишний" Кодирование Весклера подсчёт разноцветных кружков в секторах круга Методика "Счёт по Крепелину" Методика Мюнстерберга Методика четвертый лишний" Методика "Простые аналогии" Методика "Сложные аналогии" "Соедини по точкам и найди предмет" |
Развитие личности и ЭВС | Методика эмоциональные лица" Проективные методики Контурный детский апперцептивный тест Субъективная оценка межличностных отношений ребенка в группе "Цветовой тест отношений" Методика межличностных отношений детей и взрослых (Методика Рене Жиля) Тест Розейцвейга. Тест Роршаха "Оценка уровня самооценки и притязаний" Анализ медицинской и педагогической документации Беседа с родителями, медицинским и педагогическим персоналом. Наблюдение за ребенком в свободной игровой деятельности, на занятиях с педагогами и в ходе обследования Анализ детских рисунков "Детский тест тревожности" Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Группировка и ранжирование детских страхов"А.И. Захарова Рисуночная методика "Чего я боюсь" А.И. Захарова | "Назови эмоцию" "Определи мимику по картинке" Рисунок семьи Тест Лесенка" "Незаконченные предложения о детских страхах" Сакса и Леви. Авторская модификация структурного опросника детских страхов Л. С. Акопян | |
Деятельность | Взятие ребенком на себя роли" "Устойчивость в подчинении игровому правилу по Д. Б. Эльконину. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре Особенности сюжетно-ролевой игры "Игровая комната" Мотивационная готовность" "Тест школьной зрелости Керна - Йирасека "Свободное рисование" "Рисование по заданию" | ||
Дети с нарушением интеллекта | Познавательная сфера | Почтовый ящик "Коробочка форм" Кубики Кооса "Дорисуй предмет" методика Т. Н. Головиной Набор разрезных картинок на 2-3- 4 части. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия "вверх", "низ", "посередине". Методика "Прогрессивные матрицы Равена" "Времена года" "Работа с сюжетными картинками" Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (запоминание цифр, букв, слогов, слов, геометрических фигур "Методика запоминания 10 слов" Методика А. Р. Лурия "Пиктограмма" Методика "Найди лишний предмет" Методика Логические задачи и закономерности" Методика "Выделение существенных признаков" Методика "Понимание пословиц и поговорок" Существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан). Обобщающие слова "назови одним словом" , Названия времен года, Названия животных и их детенышей; Название профессий. обозначающих предмет и его части. Глагольный словарь: "Подбери глаголы" Глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления. Глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления. Словарь признаков: Прилагательные, обозначающие: - величину предметов (высокий, низкий, узкий) Цвет (основной и его оттенки); - форму (круглый, овальный, квадратный) - качества (молочный, пушистый, гладкий). - сезонные признаки (летний, зимний) Употребление наречий: быстро, медленно, громко, высоко. Словарь антонимов: "Синонимы и антонимы". Называние предметов, качеств по специально подобранному тематическому (игрушки, мебель, транспорт), либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) картинкам. "Составление предложения по сюжетной картинке" Составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм Вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме. "Преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное, образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа Согласовать имена прилагательные и числительные с существительными. Навыки словообразования. Образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки), образование прилагательных от существительных (стакан из стекла - стеклянный, стол из дерева - деревянный); образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе, образование глаголов с помощью приставок. Слоговая структура слова: подбор слов с разным стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное и самостоятельное называние картинок. Степень владения слоговой структуры: Повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, палка, стол, шкаф, бабушка. Самостоятельное называние картинок слова варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросёнок, стрекоза) Звукопроизношение . Восприятие звуков и их дифференциация на слух. Произнести звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Используется набор предметных картинок. Назови звук в начале, середине или конце, в стечении согласных. Фонематическое восприятие: Различает на слух звуки сходные по артикуляции или близким по значению. | Доски Сегена разных вариантов сложности. Методика "Эталоны" "Разрезные картинки" Методика А.Н. Леонтьева Методика "Сюжетные картинки": - понимание сюжетных картинок Простые описательные, сложные с конфликтным содержанием Понимание смысла загадок" "Методика "Классификации" "Обучающий эксперимент А. Я. Ивановой" Задания на "схематизацию методика Весклера |
Развитие личности и ЭВС | Методика эмоциональные лица" Субъективная оценка межличностных отношений ребенка в группе "Цветовой тест отношений" Таблицы с вариантами заданий для исследования волевых усилий. Наборы сюжетных картин с изображением различных, подлежащих оценке (нравственной, эстетической). Методика незаконченных предложений | Методика межличностных отношений детей и взрослых (Методика Рене Жиля) Методика исследования уровня притязаний Методика Дембо - Рубинштейн по исследованию самооценки | |
Деятельность | Взятие ребенком на себя роли" "Устойчивость в подчинении игровому правилу по Д. Б. Эльконину. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре Особенности сюжетно-ролевой игры "Игровая комната" "Мотивационная готовность" "Тест школьной зрелости Керна - Йирасека "Свободное рисование" "Рисование по заданию" | ||
Дети с ЗПР | Познавательная сфера | Почтовый ящик "Коробочка форм" Кубики Кооса "Дорисуй предмет" методика Т. Н. Головиной Набор разрезных картинок на 2-3- 4 части. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия "вверх", "низ", "посерине". Методика "Прогрессивные матрицы Равена" "Времена года" "Работа с сюжетными картинками" Методика Бурдона Методика Пьерона - Рузера Рыбакова Подсчёт фигур двух видов Методика Рыбакова Методика "Недостающие предметы" из методики Весклера Таблицы Шульте "Разрезные картинки" Методика образного мышления" "Методика исследования и понимания сюжетных картинок" "Методика исследования смысла коротких рассказов" Методика "Найди лишний предмет" Методика Логические задачи и закономерности" Методика "Выделение существенных признаков" Методика "Понимание пословиц и поговорок" "Методика Сюжетные картинки": - понимание сюжетных картинок . Простые описательные, сложные с конфликтным содержанием Понимание смысла загадок" "Методика "Классификации" "Обучающий эксперимент А. Я. Ивановой" Задания на "схематизацию методика Весклера "Дорисовывание фигур" "Назови картинку" "Что может быть одновременно" Беседа Составление рассказа по сюжетной картинке; Составление рассказа по серии сюжетных картинок; Пересказ Предметный словарь Словарь существительных, обозначающих предмет и его части. Существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан) Обобщающие слова "назови одним словом" Названия времен года Названия животных и их детенышей; Название профессий. Глагольный словарь: "Подбери глаголы",Глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления. Словарь признаков: Прилагательные, обозначающие: - величину предметов (высокий, низкий, узкий) Цвет (основной и его оттенки); - форму (круглый, овальный, квадратный) - качества (молочный, пушистый, гладкий). - сезонные признаки (летний, зимний) Употребление наречий: быстро, медленно, громко, высоко. Словарь антонимов: "Синонимы и антонимы". Называние предметов, качеств по специально подобранному тематическому (игрушки, мебель, транспорт), либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) картинкам. "Составление предложения по сюжетной картинке" (преобладающее кол- во слов в предложении соотв. последовательности слов в предложении грамматической норме). Составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм. Вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме ."Преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное, образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа. Согласовать имена прилагательные и числительные с существительными. Навыки словообразования Образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки); Образование прилагательных от существительных (стакан из стекла - стеклянный, стол из дерева - деревянный); образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе, образование глаголов с помощью приставок. Слоговая структура слова: подбор слов с разным стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное и самостоятельное называние картинок. Степень владения слоговой структуры: Повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, палка, стол, шкаф, бабушка. Самостоятельное называние картинок слова варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросёнок, стрекоза) Повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре "Библиотекарь выдает книги") Звукопроизношение . Восприятие звуков и их дифференциация на слух. Произнести звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи.Используется набор предметных картинок. Назови звук в начале, середине или конце, в стечении согласных. Фонематическое восприятие: Различает на слух звуки сходные по артикуляции или близким по значению. | Доски Сегена разных вариантов сложности. Методика "Эталоны" "Цветные прогрессивные матрицы Равена" Таблица предметных, силуэтных, контурных изображений |
Развитие личности и ЭВС | "Половозрастная идентификация". "Методика исследования детского самоанализа" "Расскажи историю" | ||
Деятельность | Взятие ребенком на себя роли" "Устойчивость в подчинении игровому правилу по Д. Б. Эльконину. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре Особенности сюжетно-ролевой игры "Игровая комната" "Мотивационная готовность" "Тест школьной зрелости Керна - Йирасека Свободное рисование" "Рисование" по заданию" | ||
Дети с РДА | Познавательная сфера | Почтовый ящик "Коробочка форм" Кубики Кооса "Дорисуй предмет" методика Т. Н. Головиной Набор разрезных картинок на 2-3- 4 части. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия "вверх", "низ", "посередине". Методика "Прогрессивные матрицы Равена" "Времена года" "Работа с сюжетными картинками" Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (запоминание цифр, букв, слогов, слов, геометрических фигур "Методика запоминания 10 слов" Методика А. Р. Лурия "Пиктограмма" Методика "Найди лишний предмет" Методика Логические задачи и закономерности" Методика "Выделение существенных признаков" Методика "Понимание пословиц и поговорок" Существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан) Обобщающие слова "назови одним словом" Названия времен года Названия животных и их детенышей; Название профессий. обозначающих предмет и его части. Глагольный словарь: "Подбери глаголы" Глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления. Словарь признаков: Прилагательные, обозначающие: - величину предметов (высокий, низкий, узкий) Цвет (основной и его оттенки); - форму (круглый, овальный, квадратный) - качества (молочный, пушистый, гладкий). - сезонные признаки (летний, зимний) Употребление наречий: быстро, медленно, громко, высоко. Словарь антонимов: "Синонимы и антонимы". Называние предметов, качеств по специально подобранному тематическому (игрушки, мебель, транспорт), либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) картинкам. "Составление предложения по сюжетной картинке" (преобладающее кол- во слов в предложении соотв. последовательности слов в предложении грамматической норме). Составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм. Вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме. "Преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное - образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа. Согласовать имена прилагательные и числительные с существительными. Навыки словообразования Образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки); Образование прилагательных от существительных (стакан из стекла - стеклянный, стол из дерева - деревянный); образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки - бельчонок, бельчата; у лошадки - жеребёнок, жеребята) - образование глаголов с помощью приставок. Слоговая структура слова: подбор слов с разным стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное и самостоятельное называние картинок. Степень владения слоговой структуры: Повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, палка, стол, шкаф, бабушка. Самостоятельное называние картинок слова варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросёнок, стрекоза) Повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре "Библиотекарь выдает книги") Звукопроизношение. Восприятие звуков и их дифференциация на слух. Произнести звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Используется набор предметных картинок. Назови звук в начале, середине или конце, в стечении согласных. Фонематическое восприятие: Различает на слух звуки сходные по артикуляции или близким по значению. "Дорисовывание фигур" "Назови картинку" "Что может быть одновременно" | Таблица предметных, силуэтных, контурных изображений |
Развитие личности и ЭВС | Методика эмоциональные лица" Субъективная оценка межличностных отношений ребенка в группе "Цветовой тест отношений Методика исследования уровня притязаний Методика Дембо - Рубинштейн по исследованию самооценки Таблицы с вариантами заданий для исследования волевых усилий. Наборы сюжетных картин с изображением различных, подлежащих оценке (нравственной, эстетической). Методика незаконченных предложений | "Методика межличностных отношений детей и взрослых (Методика Рене Жиля) | |
Деятельность | Взятие ребенком на себя роли" "Устойчивость в подчинении игровому правилу по Д. Б. Эльконину. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре. Особенности сюжетно-ролевой игры. "Игровая комната" "Мотивационная готовность" "Тест школьной зрелости Керна - Йирасека Свободное рисование" "Рисование" по заданию" | ||
Вывод: Психолого - педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики - познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов. Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок. При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе выполнения заданий. Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей. Проведение психолого-педагогического исследования всегда подчинено определенной цели, которая обусловливает пути решения отдельных задач. Основная цель психолого-педагогического исследования ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Чтобы получить информативные и объективные результаты изучения ребенка, необходимо соблюдать ряд специальных условий: • методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования: так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребенка возрастной норме или об отставании от нее. • важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов. • подбор экспериментальных заданий должен производиться на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ребенка, включающую особенности познавательного и личностного развития, можно получить только в результате применения нескольких методик, дополняющих друг друга. • при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения: это дает возможность оценить уровень актуального развития и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребенка. • задания должны подбираться с учетом возраста ребенка, чтобы выполнение заданий было для него доступным и интересным. • содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит тщательно провести обследование и получить достоверные результаты. • при подборе заданий важно учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов. • отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер, только научность при подборе методик повысит надежность полученных результатов. • не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий. • количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению, необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. При организации процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования: • процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка; чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника — учебная. • методики, используемые для изучения детей, должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных, но одновременно они должны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий (В.И. Лубовский);. • анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным; в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение норм и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития. • выбор качественных показателей не должен быть случайным, он должен отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии. • для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка. • для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий - от простого к сложному. Углубленное психолого-педагогическое изучение нарушений развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить следующие: • выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка; • разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения; • оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы; • определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений; • помощь в ситуациях с затруднениями в учебе; • профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков; • решение проблем социально-эмоционального плана. При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков. Важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются: • раннее выявление нарушений развития у детей; • определение причин и характера нарушений; • определение оптимального педагогического маршрута ребенка; • выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития; • разработка индивидуальных программ развития и обучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...
МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
Педагогическая статья о роли применения инновационных методов в работе с детьми с ОВЗ, в частности применение мультипликации....
Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья
В материале описана цель обследования детей. необходимые моменты , которые надо учитывать при диагностике....
Методическая копилка: «Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...
Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...
Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.
В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...
МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят компьютерные технологии. Это открывает большие профессиональные возможности во все...