Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
методическая разработка на тему
В статье предстваленны здоровьесберегающие технологии используемые в дошкольных учреждениях. предстваленна классфикация здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 57.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
здоровьесберегающих технологий
в ДОУ
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия:
Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого
обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;
повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий.
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание – 30 - 40 минут коррекционной работе.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
- Ритмическая гимнастика
- Гимнастика состоящая из хороводов
- Сюжетные танцы
- Обыгрывание сюжетного стихотворения
- Подвижные игры
- Оздоровительный бег
- гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
- оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
- гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.
Физкультурные занятия
Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
- Традиционные
- Игровые
- Сюжетно-игровые
- Тренировочного типа
- Тематические
- Интегрированные-оздоровительные
- Занятия ритмической гимнастикой
- Занятия по интересам
- Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
- Занятия – соревнования.
И включают в себя следующие элементы:
Стретчинг – комплекс упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.
Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».
В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем ортопедическую гимнастику.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста.Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.
Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.
Технологии музыкального воздействия
Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Занятия проводятся по специальным методикам .
Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья ребёнка. Проводится со старшей группы.
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Технологии коррекции поведения проводится сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Ежедневно после дневного сна проводится Гимнастика бодрящая , 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
В свободное время, можно во второй половине дня проводятся проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
Коррекционные технологии
Арттерапия
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ . Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- закаливание,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и
Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Концепция
деятельности ДОУ по реализации здоровьесберегающих технологий
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА
В МДОУ Д/С №12 «Рябинка»
Музыкальный зал
Спортивные уголки в групповых комнатах
Спортивный зал
Кабинет
логопеда
Медицинский кабинет
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ
СРЕДА
Спортивная площадка для занятий на воздухе
Зоны уединения в каждой возрастной группе
Огород
Тропа здоровья
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В МДОУ Д/С №12 «РЯБИНКА»
- медицинское направление
- педагогическое направление
- социально-психологическое направление
- физкультурно-оздоровительное направление
- координационно-управленческое направление
.
ЗАДАЧИ
- Координация деятельности специалистов, занимающихся сохранением здоровья детей,
- согласование деятельности родителей и педагогов по укреплению и формированию здоровья детей,
- обеспечение непрерывного валеологического сопровождения воспитательного процесса через деятельность всех специалистов ДОУ,
- контроль и руководство за проведением валеологического воспитания дошкольников
ЗАДАЧИ
- проведение мониторинга физического развития и физической подготовленности детей,
- отбор оптимальных методов и средств оздоровления,
- подбор эффективных форм работы с детьми и взрослыми, поддерживающих интерес к занятиям физической культурой,
- организация и проведение коррекционной и индивидуальной работы
ЗАДАЧИ
- повышение валеологической грамотности детей и педагогов, родителей;
- обучение методам и средствам ведения здорового образа жизни,
- разработка комплексного валеологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса,
- координация деятельности специалистов в валеологическом образовании детей
ЗАДАЧИ
- создание благоприятного психологического климата в коллективе детей и взрослых, обеспечивающего эмоциональное благополучие,
- полноценное развитие способностей каждого ребенка,
- психическое здоровье детей и педагогов,
- ведение мониторинга психического развития детей,
- коррекционная работа с детьми группы риска,
- проведение информационноконсультативной работы с родителями и педагогами
Координационно-управленческое направление
Физкультурно-оздоровительное направление
Медицинское направление
Педагогическое направление
ЗАДАЧИ
- осуществление мониторинга здоровья детей и педагогов;
- выявление причин, вызывающих нарушения здоровья;
- обучение детей и взрослых методам и средствам оздоровления, элементам первой помощи;
- профилактика и коррекция здоровья детей и педагогов;
- информация и пропаганда ЗОЖ
Социально-
психологическое
направление
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В МДОУ Д/С №12 «Рябинка»
ОРГАНИЗАЦИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КАДРАМИ
ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
И ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В МДОУ д/с №12 «Рябинка»
Работа
с педагогами
КРИТЕРИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МДОУ Д/С №12 «Рябинка»
- Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального, формирующей способность к творчеству и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого ребёнка
- Апробация и внедрение в практику работы воспитателей основных соционических установок; подбор развивающих технологий под конкретную группу, определение базового психотипа индивидуума и группы в целом
- Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса
- Снижение заболеваемости детей
- Снижение тяжести течения адаптации (оцениваются в динамике при поступлении в ДОУ)
- Отсутствие травматизма
- Оценка социальной адаптации
- Оценка психоэмоционального состояния
- Разработка оптимальных режимов с учётом времени года
Здоровьесберегающие технологии,
используемые в воспитательно-образовательном процессе
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
Технологии стимулирования и сохранения здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Инструктор по физической культуре. |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка | Инструктор по физической культуре |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | инструктор по физической культуре. |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковского, Рахманинова), звуки природы. | инструктор по физической культуре |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно. | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой отрезок времени (в любое удобное время). | инструктор по физической культуре |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин, в любое время года; в зависимости от зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. | инструктор по физической культуре |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещений, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа пред применением процедуры. | инструктор по физической культуре |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. | инструктор по физической культуре. |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. | инструктор по физической культуре. |
Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Пред занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | инструктор по физической культуре. |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в спортивном или музыкальном залах. | Используются различные виды организации утренней гимнастики. | инструктор по физической культуре. |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 занятие в 2 месяца со старшего возраста, 1 занятие в месяц для младшего возраста. Проводятся в утренние и вечерние часы, на прогулке. | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. | инструктор по физической культуре. |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том как не нанести вред своему организму. | инструктор по физической культуре. |
Точечный самомассаж | Проводиться в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. | Проводиться строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. |
инструктор по физической культуре. |
Коррекционные технологии | |||
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста. Как часть занятия, в игре. | Занятия проводятся по специальным методикам. | инструктор по физической культуре. |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; в зависимости от поставленных целей. | Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя пр. | инструктор по физической культуре. |
Кинезиотерапия | Один раз в неделю, со старшего возраста. Как часть занятия. | Комплексное применение различных средств для оздоровления детей. | инструктор по физической культуре. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ с использованием: здоровьесберегающих технологий, игровых технологий
конспект занятия с детьми младшей группы...
Конспект совместной деятельности с родителями и детьми старшего дошкольного возраста "Профессии наших мам" (с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии нетрадиционной изобразительной деятельности
Занятие позволит уточнить знание детей о профессиях.Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий....
Конспект вечера-досуга «Путешествие в страну стихов» с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии диалогового общения в I младшей группе
Конспект вечера-досуга в I младшей группе...
Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»
Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...
Методическая разработка открытой образовательной деятельности по детскому дизайну с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии игрового обучения, личностно-ориентированных технологий по теме «Приглашение на день рождения»
Развитие творческой активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструировании....
Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения , ИКТ в подготовительной к школе группе: «Морское приключение»
фИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...
Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Берегите глаза!» с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии игры и ИКТ для детей старшей группы.
Цель: формирование знаний о ценности здоровья глаз и его сохранности....