ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
презентация по теме
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого».
А.С. Спиваковская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
![]() | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого».
А.С. Спиваковская
Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой определяет круг знаний об окружающем, соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны будут усвоены детьми на каждом возрастном этапе.
Реализация программы по разделу «развитие речи» невозможна без создания определенных условий:
- интерес воспитателя к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним;
- внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка;
- организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни;
- наличие дидактического материала;
- общение детей в семье
Я работаю воспитателем в группе компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Развитие речи этих детей имеет некоторые особенности:
- Нарушения звукопроизношения
- Нарушения слоговой структуры слова
- Несформированность лексико-грамматических категорий
- Низкий уровень развития связной речи
- Пассивный словарный запас
- Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Исходя из особенностей развития речи детей групп компенсирующего вида, я ставлю перед собой следующие задачи:
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
- Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат
- закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков
- Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах
- Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий
- Формирование диалогической и монологической форм связной речи
- Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза
- Подготовка детей к письму, формирование графических навыков
- Развитие памяти, внимания, мышления
Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игровая деятельность:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Я считаю, что необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе через игру очевидна. Работа по развитию речи нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:
- Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
- Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
- Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
- Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
- Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
Я считаю, самое главное в дидактической игре то, что дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:
- обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.
Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Практический семинар учителей начальных классов и педагогов ДОУ образовательного пространства п. Молочный «Обогащение словаря и развитие речи у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста».
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Воспитатель группы компенсирующего вида
для детей с ТНР МДОУ д/с №38
Маркова Раиса Борисовна
2011 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание программы по разделу «развитие речи» ЗКР Формирование словаря Формирование грамматического строя речи Формирование связной речи Ознакомление с художественной литературой Подготовка к усвоению грамоты
Условия успешной реализации программы по разделу «развитие речи»: - интерес воспитателя к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним; - внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка; - сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка; - организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни; - наличие дидактического материала; - общение детей в семье
Особенности развития речи детей с ТНР. Нарушения звукопроизношения Нарушения слоговой структуры слова Несформированность лексико-грамматических категорий Низкий уровень развития связной речи Пассивный словарный запас Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы компенсирующего вида Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий Формирование диалогической и монологической форм связной речи Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза Подготовка детей к письму, формирование графических навыков Развитие памяти, внимания, мышления
Ведущая деятельность дошкольников – игровая!
Игра дошкольников: Игровая деятельность - побуждает детей к общению друг с другом; - способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; - способствует совершенствованию разговорной речи; - способствует обогащению словаря; - оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Виды дидактических игр
Спектр целевых ориентации дидактической игры: обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-53988-1480718944.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Отчёт по методической темеВоспитатель Игнатова Ю. Ю.2011...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189534-1359291583.jpg)
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-222848-1375372725.jpg)
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-279612-1382786309.jpg)
Дидактическая игра как средство развития речи
Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. С её помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка. Н.К.Крупская придавала игре как средс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/02/picture-787403-1462142137.jpg)
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-558132-1420285522.jpg)
«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного разви...