ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
презентация по теме
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого».
А.С. Спиваковская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d._igra_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.doc | 45.5 КБ |
didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_v.ppt | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого».
А.С. Спиваковская
Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой определяет круг знаний об окружающем, соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны будут усвоены детьми на каждом возрастном этапе.
Реализация программы по разделу «развитие речи» невозможна без создания определенных условий:
- интерес воспитателя к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним;
- внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка;
- организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни;
- наличие дидактического материала;
- общение детей в семье
Я работаю воспитателем в группе компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Развитие речи этих детей имеет некоторые особенности:
- Нарушения звукопроизношения
- Нарушения слоговой структуры слова
- Несформированность лексико-грамматических категорий
- Низкий уровень развития связной речи
- Пассивный словарный запас
- Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Исходя из особенностей развития речи детей групп компенсирующего вида, я ставлю перед собой следующие задачи:
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
- Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат
- закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков
- Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах
- Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий
- Формирование диалогической и монологической форм связной речи
- Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза
- Подготовка детей к письму, формирование графических навыков
- Развитие памяти, внимания, мышления
Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игровая деятельность:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Я считаю, что необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе через игру очевидна. Работа по развитию речи нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:
- Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
- Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
- Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
- Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
- Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
Я считаю, самое главное в дидактической игре то, что дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:
- обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.
Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Практический семинар учителей начальных классов и педагогов ДОУ образовательного пространства п. Молочный «Обогащение словаря и развитие речи у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста».
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Воспитатель группы компенсирующего вида
для детей с ТНР МДОУ д/с №38
Маркова Раиса Борисовна
2011 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание программы по разделу «развитие речи» ЗКР Формирование словаря Формирование грамматического строя речи Формирование связной речи Ознакомление с художественной литературой Подготовка к усвоению грамоты
Условия успешной реализации программы по разделу «развитие речи»: - интерес воспитателя к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним; - внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка; - сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка; - организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни; - наличие дидактического материала; - общение детей в семье
Особенности развития речи детей с ТНР. Нарушения звукопроизношения Нарушения слоговой структуры слова Несформированность лексико-грамматических категорий Низкий уровень развития связной речи Пассивный словарный запас Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы компенсирующего вида Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий Формирование диалогической и монологической форм связной речи Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза Подготовка детей к письму, формирование графических навыков Развитие памяти, внимания, мышления
Ведущая деятельность дошкольников – игровая!
Игра дошкольников: Игровая деятельность - побуждает детей к общению друг с другом; - способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; - способствует совершенствованию разговорной речи; - способствует обогащению словаря; - оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Виды дидактических игр
Спектр целевых ориентации дидактической игры: обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Отчёт по методической темеВоспитатель Игнатова Ю. Ю.2011...
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...
Дидактическая игра как средство развития речи
Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. С её помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка. Н.К.Крупская придавала игре как средс...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного разви...