Дидактическая игра как средство развития речи
учебно-методический материал (средняя группа) по теме
Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. С её помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка. Н.К.Крупская придавала игре как средству воспитания и обучения дошкольников огромное значение и подчеркивала, что в каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи. Основными из них являются:
- формирование системы научных знаний о природе и обществе;
- развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
- воспитание познавательных интересов, любознательности;
- формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota.docx | 158.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра – средство речевого развития дошкольника
15.02.2013
МДОБУ ДС с. ВАРВАРОВКА
Воспитатель: ВАЛЬЧЕНКО Д.Н.
План
I Введение ………………………………………стр.3- 4
II Основная часть ……………………………….стр. 5-11
- Дидактическая игра – средство развития дошкольника
……………………………………………...стр. 5-6
- Понятие «дидактическая игра» и её виды…..
……………………………………………...стр. 7-8
- Условия, при которых дидактическая игра является средством развития речи дошкольника…стр.9-11
III Исследовательская работа…………………..стр.12-28
- Определение уровня речевого развития детей…
……………………………………………..стр.12-28
IV Заключение…………………………………стр.29
V Литература………………………………….стр.30
VI Приложения
I Введение
Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. С её помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка. Н.К.Крупская придавала игре как средству воспитания и обучения дошкольников огромное значение и подчеркивала, что в каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи. Основными из них являются:
- формирование системы научных знаний о природе и обществе;
- развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
- воспитание познавательных интересов, любознательности;
- формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.
Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуются умения анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
А создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, которые предъявляют к выпускнику ДОУ Федеральные Государственные требования, помогают полностью реализовать поставленные цели. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Все перечисленные виды деятельности применимы при использовании дидактических игр
Всё вышеизложенное послужило обоснованием для выбора темы исследовательской работы «Дидактическая игра – средство речевого развития дошкольников».
Объект исследования - воспитание дошкольников
Предмет исследования - дидактические игры как средство воспитания дошкольников.
3
Цель исследования - выявить педагогические условия, при которых дидактическая игра является средством развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы использования дидактических игр в процессе воспитания
- проанализировать уровень развития речи у детей
- апробировать дидактические игры в работе по формированию грамматического строя речи, формированию словаря, формированию звукопроизношения, развития связной речи
Гипотеза:
Если:
- подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными задачами;
- проводить дидактические игры в системе;
- при проведении дидактических игр с детьми использовать правильную их организацию, то у детей дошкольного возраста можно активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь дошкольников, творчество, инициативу.
4
II Основная часть
- Дидактическая игра – средство развития дошкольника
Современный словарь по педагогике так определяет «дидактическую игру» - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи; является формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются и на занятиях. Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Игра такой формы обучения соответствует ФГТ и новой общей образовательной программе.
Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок. Е.И.Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания детей в детском саду.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек» ). Формирование грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи - по коммуникации и социализации («Кто позвал?», «Куда что положить», «Помогите, доктор!», «Какой? Какая? Какое?»). Ознакомление с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой позволило созданию дидактических игр на познание («Что в коробке?», «Добрая
5
хозяюшка», «Покажем мишке уголок природы», «Найди такой же листок»). Т.е. из всего выше сказанного следует, что дидактическая игра носит полифункциональный характер. В зависимости от цели её использования она может быть:
- средством (как деятельность);
- методом;
- формой обучения и воспитания детей .
Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к предметам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр воспитатель повышает эффективность физического развития дошкольников. Он создает у детей радостное настроение через игру. А положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, и, вместе с тем, условие воспитания жизнерадостного характера. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к человеку- труженику, вызывает интерес к труду взрослых, желание трудиться самим. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Если дети сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
6
2.Сущность дидактической игры, её виды.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Она помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым.
Выделяют следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.
виды дидактических игр:
- Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
- Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
- Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
- Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
- Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
- Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
- Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной
7
и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
- Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:
- обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.
Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических
навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
8
3.Условия, при которых дидактическая игра выступает средством развития дошкольника
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делая игру занимательной, напряженной. Л.С.Выготский подчеркивал, что, чем правила игры жестче, тем игра становится напряженнее, острее.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками. Важно, определяя правила игры. Ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, выдержку.
Дидактическая игра отличается от игрового упражнения тем, что выполнение в ней правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л. Станчева все небылицы. Игра проводится часто так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, например: на столах у детей в коробочке лежат фишки, тот, кто заметил небылицу, кладет перед собой фишку. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения.
Итак, первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития - это наличие основных компонентов: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры педагогом, включающая в себя подготовку к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
9
В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов и др.; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры, где дети могут спокойно играть; определение количества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной темы; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, для решения игровой задачи.
Методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих; подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра и обещает, что в следующий раз можно поиграть в новую игру, она будет также интересной.
Анализ проведенной игры направлен на выявление эффективных приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогатить ее новым материалом.
Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Для того чтобы вызвать у детей интерес, желание играть, следует использовать различные приемы: загадки, считалочки, сюрпризы, сговор на игру. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры,
10
чтобы они были увлечены игровой задачей.
Итак, используемые в ДОУ дидактические игры, как свидетельствует практика работы ДОУ, способствует решению многих задач воспитания дошкольников и этот процесс будет эффективнее, по мнению ученых, при соблюдении педагогом определенных условий.
Чтобы грамотно организовать игровую деятельность детей педагог должен хорошо знать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей той группы, на которой он работает.
После введения ФГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельность, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
11
III Исследовательская работа
- Определение уровня речевого развития детей.
Речь детей младшего и среднего дошкольного возраста еще недостаточно развита. Ограничен словарный запас, нет знаний некоторых обобщающих слов, обозначающих общие группы (мебель, транспорт). А главное на каждое, даже известное детям слово еще нет представления высокого уровня обобщенности.
Таким образом, психологические особенности детей дошкольного возраста являются и источником, и основой работы воспитателя по формированию и развитию речи детей, умение ею оперировать. Дидактические игры выступают незаменимым средством в данной работе.
Изучив теорию вопроса, мы определили уровень речевого развития (формирования словаря, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развития связной речи) детей первой младшей группы МДОБУ ДС «Радуга» с. Варваровка.
В ходе проведения диагностики в первой младшей группе были использованы следующие методы:
- Беседы;
- Наблюдение;
- Индивидуальная работа;
- Игровые упражнения;
- Свободные диалоги;
- Ситуативный разговор.
Полученные результаты, при использовании данных методов, занесены в Таблицу 1
12
(Таблица 1)
№ | ФИ ребенка | Формир-е словаря | Формир-е грамм. строя речи | Формир-е звуко- произношен. | Развитие связной речи |
1 | АФАНАСЬЕВ ВЛАД |
| |||
2 | БОНДАРЬ РОМА | ||||
3 | ДЕМЯНЮК ОСТАП | ||||
4 | ДРЕМЛЮГА АНЯ | ||||
5 | ЖИЛИН ДАНИЛ | ||||
6 | ИВАНОВ ИЛЬЯ | ||||
7 | КАЛУГИНА АЛИНА | ||||
8 | КОГУТ ЖАННА | ||||
9 | ЛОЗГАЧЕВ СТЕПА | ||||
1 | ЛЫТКИН САША | ||||
МАРХЕЛЬ НИКИТА | |||||
МИХАЛЕВА НИНА | |||||
ПРОТАС МАКСИМ | |||||
РОЖКЕВИЧ ОЛЕГ | |||||
СЕМЕНОВА ДАРИНА | |||||
СЕРГИЕНКО СЛАВА | |||||
ФАТХУТДИНОВ ДЕНИС | |||||
ХАКИМЗЯНОВА ОКСАНА | |||||
ЩЕРБАТЮК СВЕТА |
Критерии: -высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Диагностика показала что, уровень речевого развития по формированию словаря детей первой младшей группы на начало учебного года: высокий уровень составляет -11%,
13
средний уровень – 16%, низкий уровень – 73%.
По формированию грамматического строя речи:
Высокий уровень – 5%, средний уровень – 11%, низкий уровень – 84%.
По формированию звукопроизношению: высокий уровень – 16%, средний – 16%, низкий – 68%.
По развитию связной речи: высокий уровень – 0%, средний уровень – 11%, низкий уровень – 89%.
Отсюда, мы сделали общий вывод, что необходимо проводить работу по развитию речи посредством дидактических игр, направленных на коммуникацию, речевое развитие детей первой младшей группы.
Первыми применили дидактические игры на формирование словаря: «Скачет зайка». Цель: побуждать детей узнавать знакомую игрушку, понимать действия (заяц ищет морковку, нашел её и ест). Воспитывать дружеские отношения во время игры. Формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на.; «Зайка, мишка и лиса». Цель: побуждать детей понимать простые словесные инструкции, выраженные двумя словами; выбирать из нескольких игрушек и картинок ту, которую просит воспитатель, и называть игрушку облегченным словом. Воспитывать дружеские отношения и внимание во время игры.; «Кукла в ванночке не плачет». Цель: формировать активный словарь: водичка, ванна, мыть, купаться. Побуждать детей соотносить предметы по величине и называть их, развивать моторику рук.
Дети должны были назвать части тела зайчика (уши, лапки, хвостик) их размер (ушки длинные, хвостик маленький), способ передвижения зайчика, повторять за воспитателем как зайка прыгает (прыг-прыг), с помощью воспитателя вести диалог с зайкой, находить предмет соответствующий, повторять слова-действия за воспитателем, называть прилагательные.
Затем применили дидактические игры на формирование грамматического строя речи: «Мальчик играет с собакой». Цель: побуждать детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картине, развивать умение слушать пояснения, расширять словарный запас: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет.; «Мишка пьет горячий чай». Цель: побуждать детей произносить слова, обозначающие действия, названия игрушек, предметов (пьет чай, расставляет чашки, садится на стул, за стол), подражать действиям взрослых, отвечать на вопросы облегченными словами (здравствуй, чашка, пей, на, мишка).; «Дети обедают». Цель: формировать зрительное восприятие и понимание жизненно близких сюжетов, изображенных на картине, развивать умение
14
слушать сопроводительный текст и пояснения, расширять активный словарь: тарелка, блюдце, ест, вытирает, держит.
Дети должны были правильно отвечать на вопросы воспитателя по картине, произносить слова, обозначающие действия, названия предметов, вести диалог.
Далее были использованы игры на формирование звукопроизношения: «Кто как кричит?». Цель: формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать чтение. Воспитывать бережное отношение к животным.;«Паровоз, машина». Цель: формировать звукопроизношение и отрабатывать произнесение слогов: ту-ту, би-би; соотносить звукоподражание с предметами транспорта (машина, паровоз), воспитывать коммуникативный навык.; «Помоги пройти по дорожке». Цель: различать сходные по звучанию звукоподражания (му-ме), соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, корова); получать радость от совместной игры и общения со взрослым.
Дети должны были назвать животное с соответствующим звукоподражанием, правильно отвечать на вопросы воспитателя по тексту, называть предметы.
На развитие связной речи детям задавали простые («Что?», «Кто?», «Что делает?» и более сложные вопросы (Во что одет?,, «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?».
Дети должны были слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них, повторять несложные фразы.
Также были даны консультации для родителей: «Как развивается речь ребёнка», «Правильно ли говорит ваш ребёнок», «Речевые игры в повседневной жизни» и т. д. (Приложение №1), проводились дидактические игры утром и вечером в режиме ДОУ, такие как: «Игры с куклой Аленушкой» на развитие звуковой культуры речи; «Катя, Катя» на воспитание слухового восприятия; «Большой, маленький» на развитие голосового аппарата; «Кошка» на развитие темпа речи, что способствовало развитию речи дошкольников и мн.др. (Приложение №2 ).
К концу учебного года, в первой младшей группе, используя те же методы, мы получили следующие результаты (Таблица №2):
15
(Таблица №2)
№ | ФИ ребенка | Формир-е словаря | Формир-е грамм. строя речи | Формир-е Звуко- произнош. | Развитие связной речи |
1 | АФАНАСЬЕВ ВЛАД |
| |||
2 | БОНДАРЬ РОМА | ||||
3 | ДЕМЯНЮК ОСТАП | ||||
4 | ДРЕМЛЮГА АНЯ | ||||
5 | ЖИЛИН ДАНИЛ | ||||
6 | ИВАНОВ ИЛЬЯ | ||||
7 | КАЛУГИНА АЛИНА | ||||
8 | КОГУТ ЖАННА | ||||
9 | ЛОЗГАЧЕВ СТЕПА | ||||
1 | ЛЫТКИН САША | ||||
МАРХЕЛЬ НИКИТА | |||||
МИХАЛЕВА НИНА | |||||
ПРОТАС МАКСИМ | |||||
РОЖКЕВИЧ ОЛЕГ | |||||
СЕМЕНОВА ДАРИНА | |||||
СЕРГИЕНКО СЛАВА | |||||
ФАТХУТДИНОВ ДЕНИС | |||||
ХАКИМЗЯНОВА ОКСАНА | |||||
ЩЕРБАТЮК СВЕТА |
В ходе проведенной работы был выявлен уровень речевого развития по формированию словаря детей первой младшей группы на конец учебного года: высокий уровень составляет -16%, средний уровень – 26%, низкий уровень – 58%.
По формированию грамматического строя речи:
Высокий уровень – 16%, средний уровень – 16%,
16
низкий уровень – 68%.
По формированию звукопроизношению: высокий уровень – 21%, средний – 21%, низкий – 58%.
По развитию связной речи: высокий – 5%, средний уровень – 16%, низкий уровень – 79%.
В результате некоторые дети овладели умением слышать и различать звуки и звукоподражания, правильно произносить звук и целое слово (Влад А., Степа Л., Аня Д., Света Щ.). Света, Саша и Илья показали умения согласовывать существительные и местоимения с глаголами (девочка поливает цветы и т.д.). Дети отвечали на простые вопросы воспитателя.
Мониторинг развития речи на основе диагностики
(на начало учебного года в первой младшей группе)
17
Мониторинг развития речи на основе диагностики
(на конец учебного года в первой младшей группе)
После проделанной работы, к концу первой младшей группы, у детей увеличилось число существительных, дети начали согласовывать прилагательные с существительными, но так как у детей речь еще недостаточна сформирована, отсутствуют большинство звуков (речь недостаточно чистая и внятная), не все дети умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. Мы сравнили диагностические данные по развитию речи в первой младшей группе на начало и конец года и пришли к выводу, что необходима дальнейшая работа по формированию словаря, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развития связной речи.
В начале учебного года во второй младшей группе мы использовали следующие дидактические игры, на формирование словаря, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитию связной речи: «Найди предмет по описанию». Цель: воспитывать умение находить предмет по его характерным признакам; развивать наблюдательность; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку. «Парные картинки». Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. «На птичьем дворе». Цель: закрепить знания детей о том, как кричат животные, воспитывать правильное звукопроизношение. «Вороны». Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука р; учить говорить то громко, то тихо.
Дети должны были находить предметы, описывать, сравнивать их, находить сходства,
18
произносить звуки, подражая птицам, произносить слова громко, тихо.Также проводились дидактические игры на прогулках: «Пчёлки». Цель: упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука ж; учить действовать по словесному сигналу. Проводилась индивидуальная работа, пальчиковая гимнастика, были даны рекомендации родителям «Развитие правильной речи ребенка в семье», использовали в работе потешки, песенки идр. Результаты проведения диагностики показали (Таблица 3)
(Таблица 3)
№ | ФИ ребенка | Формир. словаря | Формир. грамм. строя речи | Формир. звуко- произнош. | Развитие Связной речи |
1 | АФАНАСЬЕВ ВЛАД |
| |||
2 | БОНДАРЬ РОМА | ||||
3 | ДЕМЯНЮК ОСТАП | ||||
4 | ДРЕМЛЮГА АНЯ | ||||
5 | ЖИЛИН ДАНИЛ | ||||
6 | ИВАНОВ ИЛЬЯ | ||||
7 | КАЛУГИНА АЛИНА | ||||
8 | КОГУТ ЖАННА | ||||
9 | ЛОЗГАЧЕВ СТЕПА | ||||
1 | ЛЫТКИН САША | ||||
МАРХЕЛЬ НИКИТА | |||||
МИХАЛЕВА НИНА | |||||
ПРОТАС МАКСИМ | |||||
РОЖКЕВИЧ ОЛЕГ | |||||
СЕМЕНОВА ДАРИНА | |||||
СЕРГИЕНКО СЛАВА | |||||
ФАТХУТДИНОВ ДЕНИС | |||||
ХАКИМЗЯНОВА ОКСАНА | |||||
ЩЕРБАТЮК СВЕТА |
уровень речевого развития по формированию словаря детей во
второй младшей группы на начало учебного года: высокий
19
уровень составляет -26%, средний уровень – 32%, низкий уровень – 42%.
По формированию грамматического строя речи:
Высокий уровень – 21%, средний уровень – 26%, низкий уровень – 53%.
По формированию звукопроизношению: высокий уровень – 26%, средний – 26%, низкий – 48%.
На развитие связной речи: высокий уровень – 11%, средний – 21%, низкий – 68%.
Мы сделали вывод, что необходимо проводить работу по развитию речи посредством дидактических игр, направленных на коммуникацию, речевое развитие детей второй младшей группы.
Первыми применили дидактические игры на формирование словаря: «Кукла Катя обедает». Цель: закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. «Новая кукла». Цель: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к новеньким. «У медведя во бору». Цель: развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; упражнять в произношении звука р; развивать выдержку.
Дети должны были правильно находить и отбирать посуду, безошибочно показывать предметы, называть предметы, отвечать на вопросы воспитателя, соотносить слова с действиями.
Затем применили дидактические игры на формирование грамматического строя речи: «Сова». Цель: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу. «Уточка». Цель: приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке. «Птички». Цель: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; активизировать речь детей.
Дети должны были правильно отвечать на вопросы воспитателя, произносить слова, обозначающие действия, имитировать движения птиц, правильно называть предметы, вести диалог.
Далее были использованы игры на формирование звукопроизношения: «Вороны». Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука р; учить говорить то громко, то тихо. «Курочка - рябушечка». Цель: развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном
20
звукопроизношении. «Петушок». Цель: развивать речевую активность
детей, упражнять их в правильном звукопроизношении; закреплять знания о петушке.
Дети должны были правильно назвать животное с соответствующим звукоподражанием и имитацией, все движения выполнять в соответствии со стихотворением, правильно отвечать на вопросы.
На развитие связной речи детей была использована игра «Когда это бывает?». Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Дети должны были рассказать о картинке, отгадать картинку по рассказу ребенка, слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.
Также использовались и многие другие дидактические игры на развитие речи детей, были даны консультации для родителей в соответствии с возрастными особенностями детей: «Ребенок учится говорить», «Игры и игровые упражнения для развития речи», проводились дидактические игры утром и вечером в режиме ДОУ, В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения детям предлагалось для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. Проводились занятия по развитию речи с использованием дидактических игр «Звуковая культура речи. Звук [у]. Музыкальная ритмика». (Приложение 3). К концу учебного года второй младшей группы мы получили следующие результаты (Таблица №3):
21
(Таблица №3)
№ | ФИ ребенка | Формир. словаря | Формир. грамм. строя речи | Формир. звуко- произнош. | Развитие Связной речи |
1 | АФАНАСЬЕВ ВЛАД |
| |||
2 | БОНДАРЬ РОМА | ||||
3 | ДЕМЯНЮК ОСТАП | ||||
4 | ДРЕМЛЮГА АНЯ | ||||
5 | ЖИЛИН ДАНИЛ | ||||
6 | ИВАНОВ ИЛЬЯ | ||||
7 | КАЛУГИНА АЛИНА | ||||
8 | КОГУТ ЖАННА | ||||
9 | ЛОЗГАЧЕВ СТЕПА | ||||
1 | ЛЫТКИН САША | ||||
МАРХЕЛЬ НИКИТА | |||||
МИХАЛЕВА НИНА | |||||
ПРОТАС МАКСИМ | |||||
РОЖКЕВИЧ ОЛЕГ | |||||
СЕМЕНОВА ДАРИНА | |||||
СЕРГИЕНКО СЛАВА | |||||
ФАТХУТДИНОВ ДЕНИС | |||||
ХАКИМЗЯНОВА ОКСАНА | |||||
ЩЕРБАТЮК СВЕТА |
Результаты показали что, уровень речевого развития по формированию словаря детей во второй младшей группы на конец учебного года: высокий уровень составляет -37%, средний уровень – 32%, низкий уровень – 31%.
По формированию грамматического строя речи:
Высокий уровень – 26%, средний уровень – 37%, низкий уровень – 37%.
22
По формированию звукопроизношению: высокий уровень – 37%, средний – 32%, низкий – 31%.
На развитие связной речи: высокий уровень – 16%, средний – 32%, низкий – 52%.
К концу второй младшей группы у детей заметно улучшилось произношение, речь стала более отчетливой. Дети хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения. Шире стали использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Но речь детей в основном носит ситуативный характер. У некоторых детей речь еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения.
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ
ГРУППЕ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ (начало года)
23
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ
ГРУППЕ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ (конец года)
Овладение речью способствует развитию абстрактного, логического мышления, способствует развитию и мыслительного процесса классификации. Поэтому параллельно с развитием речи в дидактической игре мы развивали умения классифицировать. В средней группе для решения этой задачи мы использовали также дидактические игры. Первой применили дидактическую игру «Из чего сделан предмет». Цель: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (метал, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Детям предлагалось либо назвать материал, из которого сделан предмет, либо найти на столе предметы из материала, названного воспитателем. Далее провели игру «Две сестренки». Целью данной игры было: выявить наличие у детей связной речи: умение
24
описывать внешность, одежду, использовать в рассказе сравнения. Наличие в речи детей названия предметов одежды и их частей, знания названий основных и дополнительных цветов. Дети должны были сравнить и описать предметы одежды. Результаты показали, что связно рассказывали Алина К. и Света Щ.: затруднения вызвали у данных детей называния деталей одежды (воротник, манжеты). У Ильи И . сложность составило в описание внешности девочек. Оксана Х. не могла назвать дополнительные цвета одежды девочек.
Жанна К. и Никита М. рассказа не составили, а отвечали на вопросы воспитателя, не используя сравнения. Следующая игра «У кого какой предмет» была направлена на развитие у детей умения описывать предмет, выделять существенные признаки предмета, что является основой при классификации предметов, явлений.
Детям предлагались пары предметов, и давалось задание: сравнить и рассказать чем отличается два одинаковых предмета по названию (чашки, рыбки, фартуки, чайники). Одну картинку описывал воспитатель, другую - ребенок.
При проведении дидактических игр знакомили детей с содержанием игры, проводили краткую беседу, в ходе которой уточняли знания и представления детей о предметах (картинках, понятиях). . Старались отметить детей персонально: у Светы Щ. - быстроту решения задачи, у Саши Л. - старательность, у Ани Д.- желание играть вместе с товарищами.
Проводились и словесные игры. В средней возрастной группе эти игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве «Кто в домике живет», «Узнай по описанию», «Мыши», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», дети играли с большим интересом. Также проводились занятия («Посуда» - Приложение 4). В ходе работы мы получили следующие результаты (Таблица 4)
25
Таблица 4
№ | ФИ ребенка | Формир. словаря | Формир. грамм. строя речи | Формир. звуко- произнош. | Развитие Связной речи |
1 | АФАНАСЬЕВ ВЛАД |
| |||
2 | БОНДАРЬ РОМА | ||||
3 | ДЕМЯНЮК ОСТАП | ||||
4 | ДРЕМЛЮГА АНЯ | ||||
5 | ЖИЛИН ДАНИЛ | ||||
6 | ИВАНОВ ИЛЬЯ | ||||
7 | КАЛУГИНА АЛИНА | ||||
8 | КОГУТ ЖАННА | ||||
9 | ЛОЗГАЧЕВ СТЕПА | ||||
1 | ЛЫТКИН САША | ||||
МАРХЕЛЬ НИКИТА | |||||
МИХАЛЕВА НИНА | |||||
ПРОТАС МАКСИМ | |||||
РОЖКЕВИЧ ОЛЕГ | |||||
СЕМЕНОВА ДАРИНА | |||||
СЕРГИЕНКО СЛАВА | |||||
ФАТХУТДИНОВ ДЕНИС | |||||
ХАКИМЗЯНОВА ОКСАНА | |||||
ЩЕРБАТЮК СВЕТА |
Результаты показали что, уровень речевого развития по формированию словаря детей средней группы на начало учебного года: высокий уровень составляет -47%, средний уровень – 27%, низкий уровень – 26%.
26
По формированию грамматического строя речи: Высокий уровень – 42%, средний уровень – 26%, низкий уровень – 32%.
По формированию звукопроизношению: высокий уровень – 42%, средний – 37%, низкий –21%.
На развитие связной речи: высокий уровень – 21%, средний – 47%, низкий – 32%.
Таким образом, проведение диагностики показало, что дети увеличили свой словарь за счет слов, обозначающие предметы и явления, в своей речи применяют слова-определения, слова-антонимы, также в большинстве детей показали умение сопровождать речью свою деятельность.
Речь стала предметом активности детей. Дети удачно имитировали голоса животных, интонационно выделяли речь тех или иных персонажей. При взаимодействии друг с другом речь детей носила ситуативный характер, а при общении со взрослым становилась внеситуативной. Ведущим становился познавательный мотив. Но необходимо и дальше проводить работу по формированию словаря, формированию грамматического строя речи, формированию звукопроизношения, на развитие связной речи детей.
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ
ГРУППЕ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ (начало года)
27
Итак, в течение двух лет велась работа, как со всей группой, так и с подгруппами детей. Проводились дидактические игры, в ходе которых знания, умения детей закрепляются в игровой форме.
28
IV Заключение.
А.П. Усова писала, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. Эти слова педагога дают оценку дидактической игре и ее роли в системе обучения. Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития ребенка дошкольного возраста, что обусловлено его психическим развитием.
Целенаправленный подбор дидактических игр и дальнейшее их использование в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста умение классифицировать и связно описывать предметы показало эффективность такой работы, это подтвердилось и экспериментально: в одних играх все обследуемые дети продемонстрировали высокий уровень умений, в других - подавляющее большинство. Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что наша рабочая гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, но не все задачи, поставленные нами в начале нашего исследования решены. Следовательно для формирования качеств выпускника ДОУ необходимо продолжать работу до выпуска в школу.
29
ЛИТЕРАТУРА
Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма обучения в детском саду. – М., 1972
Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду. – М., 1970
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1991
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.,1977
Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002
Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста. – М., 1985
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада.- В., 2008
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2000
Максаков А.И. Правильно говорит ваш ребенок. – М., 1988
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре /Под ред. Т.А.Марковой.- М., 1982
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду / Сост. Л.В. Русскова.- М., 1986
Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич.- М., 2001
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М., 1982
Тихеева Е.И. развитие речи детей. – М., 1981
Усова А.П. Обучение в детском саду. –М., 1981
Усова А,П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1981
Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. – Харьков, СПб., 1996
Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. –М., 1991
30
Приложение 1
Консультация для родителей
Дидактические игры по развитию речи
Уважаемые родители!
Чтобы речь ваших детей была правильной и грамотной рекомендую играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи
«Закончи предложение»
(употребление сложноподчинённых предложений)
- Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
- Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
- Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
- Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
- Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
- Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
- Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
- Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
«Кому угощение?»
(употребление трудных форм существительных)
Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«Назови три слова»
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
- Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
- Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т. д.
«Кто кем хочет стать?»
(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
«Зоопарк»
(развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
- Внешний вид;
- Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
«Сравни предметы»
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».
Ребёнок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».
Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».
Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».
Ребёнок: «А мой — красной лентой».
Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».
Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».
Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».
Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».
Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».
«Назови как можно больше предметов»
(активизация словаря, развитие внимания).
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
«Подбери рифму»
(развивает фонематический слух).
Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве ... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
Приложение 2
Катя, Катя
Цель: Формировать слуховую сосредоточенность, умение, прослушав текст, выполнять движения, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативные отношения.
Материал: иллюстрация к потешке «Катя, Катя», кукла Катя.
Ход занятия
Воспитатель и дети рассматривают картинку, где изображена кукла, педагог сообщает, что эту куклу зовут Катей, у нее красивый наряд, она очень любит детей.
Раздается стук и входит кукла. Она здоровается с детьми, говорит, как ее зовут и спрашивает, как зовут детей.
Затем воспитатель читает потешку про куклу Катю:
Катя, Катя маленъка,
Катенька удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Катя, ноженькой.
При повторном чтении потешки кукла Катя имитирует движения.
Затем кукла Катя предлагает детям при чтении потешки пройти по комнате и топнуть ножкой, желающие могут произносить отдельные слова потешки вместе с воспитателем (имя Катя заменяется на имя ребенка).
В конце занятия дети могут угостить куклу Катю чаем.
Большой, маленький
Цель: Развивать у детей голосовой аппарат — голос средней силы
и отрабатывать навык мягкой атаки гласного звука. Воспитывать бережное и доброе отношение к игрушкам.
Материал: игрушки — большая и маленькая кошечки и собачки, ширма.
Ход занятия
Воспитатель предлагает посмотреть на ширму, из-за которой выходит сначала большая собачка и начинает громко лаять: «Ав - ав - ав », затем выходит маленькая собачка и тоже лает, но тише. Воспитатель задает детям вопросы:
- Кто к нам пришел? (собачки)
- Это какая собачка? (большая)
- Как большая собачка лает? (Ав-ав-ав — громко)
- Как маленькая собачка лает? (Ав-ав-ав — тише)
Затем все повторяется, но уже с другой парой животных - кошечками.
Цель:
Вызвать у детей симпатию к кукле, желание играть и разговаривать с ней; учить четкому произношению различных звукосочетаний; закрепить произношение звука а в отдельных словах и коротких словосочетаниях; учить при повторном прослушивании стихотворного текста договаривать отдельные слова.
Ход занятия
Воспитатель помогает детям занять места. Хвалит их за
организованность.
Показывает симпатичную куклу-малыша. Негромко произносит: «А у нас есть девочка, звать ее Аленушка». Спрашивает, как звать девочку, почему она в ползунках. («Она маленькая».)
«Вам нравится Аленушка? — интересуется педагог. — И мне она нравится. И имя у нее ласковое: Аленушка. Произнесите его вместе со мной. Видите, малышка крутит головой, пытается понять, кто же ее позвал». (Упражнение повторяется 3-4 раза. Воспитатель негромко декламирует.)
Как у нашей дочки
Розовые щечки.
Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.
(Е.Благинина. «Аленушка», в сокр,)
Обращает внимание детей на то, как по-разному, но ласково, нежно названа в стихотворении Аленушка: птичка, крошка, лапка. Выясняет у детей постарше, как их ласково называют мамы и бабушки. (Если обнаружится, что родители не очень щедры на ласку, надо обязательно поговорить с ними о том, что необходимо, как можно чаще ласкать ребенка, говорить ему о своей любви к нему.)
«А я своего сыночка (дочку, внучку) называю: моя ласточка, мое солнышко, мой звоночек, мой воробышек», — заканчивает разговор воспитатель.
Педагог дважды повторяет строчки из стихотворения, побуждая детей договаривать слова: щечки, реснички, ножки, ноготки-царапки.
Воспитатель достает из коробки и показывает детям игрушки или достаточно крупные картинки: лягушку, гуся, ворону, курицу, индюка. Просит сказать, кто как кричит. Предлагает детям постарше показать Аленушке игрушку или картинку и объяснить, что это за животное (птица) и какие звуки оно издает. Например: «Это, Аленушка, гусь. Он гогочет: га-га-га», — говорит ребенок.
Далее дети с подсказкой воспитателя все вместе задают Аленушке вопрос.
- Аленушка, как квакает лягушка?
- Кар-кар-кар, — отвечает кукла.
На все последующие вопросы Аленушка упорно твердит «кар-кар». «Устала малышка, ей пора спать», — говорит воспитатель. И начинает укачивать куклу и напевать колыбельную. При повторном исполнении колыбельной дети подпевают:
Баю-баю-баиньки...
В огороде заиньки.
Зайки травоньку едят,
Деткам спать велят.
Цель: Закрепить навык определенного темпа и ритма, подражая взрослому. Вызвать у детей эмоциональный отклик отвечать пи вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к животным, желание с ними играть.
Материал: игрушка — кошечка или перчаточная кукла.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям пригласить к себе в гости кошечку. После приветствия кошечка играет с детьми (подвижная игра «Кошечка и дети»). Затем педагог ведет с кошечкой диалог, постепенно привлекая к нему детей:
- Кошечка, как тебя зовут?
- Мяу.
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу.
- Мяу, хочешь молока?
- Мяу.
- А товарища щенка?
- Фрр!
В конце занятия дети играют с ней и предлагают ей молока.
Цель: Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, понимать действия (заяц ищет морковку, нашел ее и ест). Воспитывать дружеские отношения во время игры. Формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на.
Материал: игрушка — зайчик, морковка.
Ход занятия
Воспитатель предлагает рассмотреть красочную коробку, из которой достает зайчика, вместе с детьми рассматривает его:
- Что есть у зайчика? (показывает уши)
- А это что? (показывает на хвостик)
- Какой хвостик? (маленький)
- А это что? (показывает на лапки)
Затем воспитатель обращает внимание на то, как зайка может прыгать (имитирует движения и ведет диалог с зайчиком).
- Куда ты зайка прыгаешь? (к столу)
- Что ты, зайка, ищешь? (морковку)
Воспитатель предлагает детям сказать, как зайка прыгает (прыг-прыг).
- Давайте поможем зайке найти морковку и скажем: «Зайка, на морковку».
Приложение 3
Занятие во второй младшей группе
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК [У].
МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Физическая культура».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная.
Цели деятельности педагога: упражнять в четкой артикуляции звука [у]; отрабатывать полный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности, упражнять в правильном произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, в словах); с разной громкостью, развивать умение выполнять движения под ритм музыки в соответствии с текстом.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок, проявляет интерес к играм на развитие звуковой культуры речи, отвечает на вопросы педагога.
Материалы и оборудование: картинки с изображением предметов, в названии которых имеется [у] (удочка, улитка, утенок, утка, утюг), картинки с изображением волка, паровоза, завода с рабочими, вьюги, сюжетные картинки («Филин сидит на суку», «Свинья лежит», «Малыш плачет», «Заблудилась»),
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель располагает на фланелеграфе картинки с различными изображениями (удочка, улитка, утенок, утка, утюг) и предлагает отгадать загадки, показать на картинках отгадки, при этом правильно проговаривая слова.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (Удочка.)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.)
На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. (Улитка.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка.)
Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо.
3.Упражнение «Скажи, как я».
Ребята, внимательно послушайте, как я сейчас буду произносит звуки, а вы повторяйте их за мной (повторяют их то громко, то тихо, то шепотом). (Ответы групповые и индивидуальные). Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили звук отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
4.Игра «Кто кричит? Что звучит?».
Воспитатель. Сейчас я вам покажу картинки и скажу, кто как кричит, а вы внимательно слушайте и правильно за мной повторяйте. (Показывает картинку «Девочка заблудилась в лесу и кричит «ау».) Когда мы заблудимся, то кричим «ау». (Картинка «Малыш плачет».) Малыш плачет «уа». (Все хором повторяют.) (Картинка «Филин сидит на суку».) Знаете, как филин кричит? Фу-бу, фу-бу. (Дети повторяют.) (Картинка «Свинья лежит».) Когда свинья довольна, она дышит так: уф-уф. (Дети повторяют.) Кто на картинке? (Показывает изображение волка.) Как воет волк? (Дети демонстрируют.)
Затем воспитатель вызывает детей по одному, показывает им картинки, ребенок вспоминает и имитирует, кто как кричит.
Воспитатель. Звук [у] можно услышать в разных ситуациях (показывает картинку, на которой изображены вьюга и избушка). Суровая зима, холодно, за окном воет вьюга: у-у-у-у... Как воет вьюга? (Дети повторяют.)
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд». Он заранее ставит в разных местах, мимо которых пойдет «поезд», игрушечных животных. Перед тем как «поезд» отправляется в путь, воспитатель говорит, что «поезд» должен дать сигнал, погудеть, если на дороге встретятся животные.
При проведении игры игрушки надо ставить на таком расстоянии, чтобы дети могли за врем: движения «поезда» по комнате от станции отправления до станции назначения дать сигнал 3-4 раза. Необходимо следить за тем, чтобы дети произносили звук [у] длительно, не кричали. Произносить [у] на выдохе.
5.Музыкальная ритмика.
Дети поют вместе с воспитателем и под музыку делают движения:
Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп.
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
И в ладоши ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
6.Рефлексия.
- В какие игры мы играли?
- Как воет вьюга?
Приложение 4
ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
ПОСУДА.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падеже множественного числа; учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет; расширять запас слов по теме «Посуда»учить соблюдать соотношения величин, рисовать круг, равномерно наносить узор.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование тарелки с полосками разного цвета), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: предметы детской посуды, картинки с изображением посуды. листы белой бумаги в форме тарелки, карандаши.
Содержание организованной деятельности детей
Объявление темы.
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник.)
Новая посуда,
А вся в дырах. (Сито.)
Вся макушка в дырках мелких,
Перец сыплется в тарелки. (Перечница.)
Зубами накалываю И в рот накладываю. (Вилка.)
Режу хлеб и сыр, морковку.
Все ровнехонько и ловко. (Нож.)
Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая. (Ложка.)
(после отгадывания детьми предметов, воспитатель выкладывает на стол детскую посуду).
Воспитатель: Илья, как можно назвать эти предметы одним словом?
Илья: Посуда.
Воспитатель: Молодец, правильно! А теперь мы с вами поиграем в игры:
- «Чего не стало?»
Среди выложенных предметов посуды, нужно отметить ту, которая спрятана воспитателем.
Дети получают карточку с изображением предметов посуды. Не показывая изображение остальным детям, описывают предмет. Те, кто слушают описание, должны отгадать, какую посуду описывают.
- Упражнение «Закончи предложения».
Соль кладут в салат, а сахар - ... (в чай).
В стакане кефир, а в чашке - ... (компот).
В кастрюле суп, а в сковороде - (мясо).
В солонке соль, а в перечнице - ... (перец).
В масленке масло, а в салатнице - ... (салат).
- Игра «Назови, какая посуда».
Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - ... Если ложка из металла, она - ... Если чашка из фарфора, она - ... Если чайник из глины, он - ... Если стакан из стекла, он - ... Если сахарница. Из стекла, она - ... Если половник из металла, он - ...
- Назови правильно.
Воспитатель по очереди называет каждому ребенку слово, обозначающее предмет посуды, во множественном числе. Ребенок называет слово во множественном числе, родительном падеже, отвечая на вопрос «Чего нет?». За правильные ответы дети получают фишки.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать тарелку с полосками. (Воспитатель объясняет приемы изображения тарелки. Дети рисуют).
Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Отчёт по методической темеВоспитатель Игнатова Ю. Ю.2011...
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного разви...