«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»
методическая разработка по логопедии

Новикова Елена Владимировна

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_novikovoy_e.v._27.11.2023.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»

Автор: Новикова Елена Владимировна

Должность: учитель-логопед

Организация: МБДОУ № 18 «Радуга», г.Тихорецк

Город: Краснодарский край, г.Тихорецк. 

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Никакое другое явление культуры так не связано с образованием, как игра. Эта связь прослеживается со времён античности. Слово ludus, которое, как известно, означало у римлян «игра», имеет и второе значение —  «обучение». О необходимости применения игры в процессе обучения уже много говорилось и культурологами, и психологами, и педагогами, и методистами, и даже физиологами.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Игра — ведущий вид деятельности ребенка, через которую он познает окружающий мир. В игре развивается умение фантазировать, творчески преображать действительность, сотрудничать с партнерами, понимать другого человека и выражать свои собственные чувства и мысли.

 Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети  — творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Дидактическая игра – это  игра, имеющая правила и готовое содержание, основной задачей которой является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями. Используя в работе различные дидактические игры, можно быстро и эффективно заполнить пробелы в имеющихся у детей знаниях. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию,— главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Работа педагога нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

    Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в коррекционной работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению и вытеснению или фиксированию внимания ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

     В играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.

     Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве, на развитие мыслительной способности детей.

     В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

     Не все дети одинаково успешно овладевают фонематической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.

     Для развития связной речи у дошкольников необходимо решение тех задач, которые влияют на построение связного высказывания.

Это, во-первых, формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи. (Интонационная выразительность изживает такие недостатки связного высказывания, как монотонность, нерасчленённость речи; от звукового оформления речи зависят эмоциональность и выразительность высказывания.)

     Во-вторых, работа над смысловой стороной слова, его оттенков. Именно работа над смысловой стороной слова развивает умение правильно, точно, выразительно высказывать свою мысль, свободно выбирать языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и правильно сочетаются по смыслу.

     В-третьих, работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.

В процессе многих игр, развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр,  устраняются нежелательные проявления в характере  детей. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: быть добрым, вежливым и справедливым; не требовать всегда ведущей роли, помнить, что и другие хотят быть ведущими; не мешать товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попросить разрешения;  стараться хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре; помнить, что к материалам для игр надо бережно относиться. Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Однако  опыт показывает, что в последнее время дети все реже и реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встретишь оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Если дошкольники и играют, то игры часто однообразны, без развернутого сюжета, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира.

Например, в игре «Подарок», ребенку надо представить и назвать то, что он хочет подарить своему другу. Наши воспитанники обычно повторяют уже то, что говорил для примера педагог или произносил кто-то из сверстников.

Очень трудно добиться того, чтобы ребята подходили к игре творчески, нестандартно, придумывали что-то свое. Это связано с тем, что в наши дни появляется все больше и больше семей, где детей с раннего возраста начинают «развивать». Большинство родителей убеждены, что просто играть, разговаривать, баловаться и гулять с ребенком совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, с малышом «надо заниматься». Сегодня большинство родителей считает, что самое главное — научить малыша читать, писать и считать до поступления в школу. Безусловно, уровень требований к нашим детям возрос. Но, стремясь ему соответствовать, взрослые подчас выхолащивают детскую жизнь, обедняют ее, сводя лишь к занятиям.

А ведь часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начав учиться, постепенно снижает успеваемость. Это свидетельство того, что гораздо важнее в дошкольном возрасте развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, а вовсе не умение читать и писать.

Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию.     

Нами был составлен цикл из дидактических игр, направленный на становление и развитие связной речи и коммуникативных навыков старших дошкольников именно в игре.  Приведем лишь некоторые игры, которые проводим с детьми на своих занятиях.

ИГРА «Художники»

Цели: развитие зрительной памяти, связного высказывания, формирование положительного эмоционального настроя, дружеского отношения друг к другу.

Ход игры. Выбираются двое детей. Один из них — художник, другой — тот, кого будут рисовать. Художник за короткий промежуток времени должен внимательно рассмотреть «свою модель». Надо запомнить, во что одет партнер, какого цвета у него глаза, волосы, обувь и т. д. Затем художник отвечает на вопросы ведущего. Например: «Какого цвета кофточка?», «Что нарисовано на футболке?» и т. п.

ИГРА «Ласковые шаги»

Цели: обогащение словарного запаса, развитие эмоциональной сферы.

Ход игры. Два ребенка встают напротив друг друга. Между ними — игрушка. Тот, кто быстрее дойдет до игрушки, тот и возьмет ее (шаги делают по определенным меткам). Но шагнуть можно только тогда, когда произнесешь ласковое слово для мамы. Слова повторяться не должны (для друга и т. д.) Не сказавший вовремя слово, пропускает ход.  

ИГРА «Комплименты»

Цели: развитие речи, воображения, эмпатии, сплочение группы.

Ход игры. Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: « У тебя такие красивые ленточки», или: «С тобой так хорошо играть», или: «Ты умеешь петь и танцевать лучше всех». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.

ИГРА «Рассказ-небылица»

     ЦЕЛЬ:  учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что», определять несоответствия, которые они заметили.

Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

ИГРА: «Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф  сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

ИГРА: «Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

 

Список литературы:

1.     Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду. — М.,  2004г.

2.     Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. — М.: Просвещение, 2005.

3.     Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Просвещение, 2011.

4.     Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. — М.: Педагогика, 1981.

5.     Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. — М.: Дошкольная педагогика, 2003.

6.     Швайко, Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М. : 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников. В работе использова...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной  программы начального общего образования,  для детей с тяжелыми нарушениями речи (вари...

Консультация: "Логоритмика – как эффективный метод развития речи у детей, имеющих тяжелые нарушения речи"

Консультация для педагогов: Логоритмика – как эффективный метод развития речи у детей, имеющих тяжелые нарушения речи....