План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
календарно-тематическое планирование по теме
План работы на год по мини-музею Архитектуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey_arhitektury.doc | 403 КБ |
Предварительный просмотр:
СЗОУО
ГОУ детский сад № 1713
План работы по музейной педагогике
МИНИ - МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ
Воспитатель: Яковлева Татьяна Анатольевна
г. Москва
Пояснительная записка:
Почему мы создали мини-музеи.
Москва — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях (мини-музей экологии и картинную галерею; мини-музей сказки и театрального костюма; мини-музей прикладного искусства и патриотический мини-музей; мини-музей А.С. Пушкина и мини-музей космоса, мини-музей архитектуры и мини-музей музыкальных инструментов).
Что такое мини-музей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Возраст детей.
Содержание, оформление мини-музея отражают специфику возраста детей группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами по тематике планирования занятий, проведенных в рамках «Музейной педагогике». Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Почему мы взяли тему «Архитектура»?
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.
Архитектура необходимый для человека объект окружающей действительности. И знакомство должно начинаться в самом раннем возрасте, что бы уже будучи старше, дети могли представлять архитектуру как искусство.
Тема архитектуры настолько широка, что на протяжении посещения детьми детского сада, интерес к архитектуре будет только расти, а наш мини-музей будет пополняться новыми экспонатами.
Цели деятельности:
- Формирование у детей понимание архитектуры, как необходимого для человека объекта окружающей действительности.
- Формирование у детей понимание архитектуры, как вида искусства.
- Знакомить с историческими типами жилища.
- Изучать типы современных строений.
- Знакомить детей с архитектурой Москвы, пробуждая первые ростки патриотизма, гордость за свой город.
- Развивать творческую активность детей и фантазию
Описание мини-музея.
Музей занимает часть игрового помещения. Экспонаты-макеты выставляются по тематике проводимых занятий по архитектуре.
Макеты выполняются совместно воспитателями и детьми. Далее они выставляются на экспозицию.
Экспонаты выполнены таким образом, чтобы дети могли производить с ними игровые действия. У «Теремка» открываются окна и двери. Рядом стоят игрушки-герои сказки. В процессе игровой деятельности дети выполняют несложные театрализованные постановки, повторяя сюжеты сказок, или придумывают её сами.
Макеты городских строений выполнены так, чтобы была имитация городской улицы, по которой в процессе игровой деятельности дети могут перемещать транспорт и пешеходов. При этом они познают элементарные правила дорожного движения и поведения на улице.
В книжном уголке оформлены папки с иллюстрациями и фотографиями по проходимой теме, а так же выставлена литература с иллюстрациями архитектурных сооружений.
Часть музея расположена в раздевалке. Там выставляются работы детей, для просмотра их родителями, а так же фотовыставки.
На стенде для родителей в отдельной папке содержится информация по музейной педагогике.
Родителям предложены экскурсии по темам:
- «Улицы нашего района и их архитектура»
- «Детские городки нашего района»
- «Московский Кремль»
- «Музей-усадьба Архангельское»
Январь-июнь
Тема:
Формирование у детей понимание архитектуры, как необходимого для человека объекта окружающей действительности.
Цель занятий: Формирование у детей понимание архитектуры, как необходимого для человека объекта окружающей действительности.
Планируется проводить занятия 1 раз в неделю, используя занятия по рисованию, аппликации, лепке, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
I блок занятий
«Архитектура в русских народных сказках»
Январь-Февраль
- Развитие речи - пересказывание сказки «Теремок». Описать теремок.
- Рисование - «Сказочный теремок».
- Коллективная аппликация - «Украсим теремок».
- Развитие речи - повторение сказки «Заюшкина избушка». Описать избушки зайца и лисы.
- Прогулка на улице – «Конструируем дом из снега и льда».
- Ознакомление с окружающим миром - «Деревня и дома в деревне».
- Коллективная лепка - «Деревенский дом для деда с бабкой».
- Конструирование – «Сделаем деревенский дом из коробочки»
Коллективная работа из поделок «Деревня».
II блок занятий
«Архитектура города»
Март-Апрель
- Ознакомление с окружающим миром – «Город и городские дома».
- Аппликация – «Многоэтажный дом».
- Конструирование из строительного материала – «Городской дом».
- Рисование – «Дом, в котором я живу».
- Коллективная аппликация – «Городская улица».
- Ознакомление с окружающим миром – «Знакомство с профессией строитель».
- Рисование – «Строим городской дом».
- Конструирование – «Сделаем из коробочек городской дом».
Коллективная работа из поделок «Городская улица».
III блок занятий
«Повторение и закрепление»
Май-Июнь
Цель занятий: Учить сравнивать особенности архитектурных строений - сказочные и реальные, деревенские и городские.
- Развитие речи – повторение сказки «Заюшкина избушка». Описать избушки зайца и лисы. Определить в какой избушки можно жить, а в какой нельзя и почему.
- Рисование по замыслу - «Рисуем сказочный дом».
- Аппликация – «Дом из бревен».
- Развитие речи – чтение сказки «Три поросенка». Описать дома поросят.
- Прогулка – сбор материала для изготовления макетов домов трех поросят (солома, ветки, камень).
- Коллективное изготовление макета домика Ниф-Нифа (солома).
- Коллективное изготовление макета домика Нуф-Нуфа (ветки).
- Коллективное изготовление макета домика Наф-Нафа (камень).
Выставочный макет по сказки «Три поросенка».
Сентябрь - декабрь
ТЕМА:
Восприятие мира – как предмет архитектурного наследия.
Цель занятий:
Дать детям представление об архитектуре, как виде искусства. Познакомить с профессией: архитектор.
Планируется количество занятий:
- 1 раз в неделю, используя занятия по рисованию, аппликации, лепке, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
IV блок занятий
«Архитектурные строения нашего района»
сентябрь-октябрь
Цели занятий: Знакомить детей с архитектурой нашего района, воспитывая любовь к своей малой Родине.
1. Аппликация «Дома нашего района».
2. Рисование «Дом, в котором я живу».
3. Конструирование «Дома бывают разные».
4. Ознакомление с окружающим миром «Рассматривание плана района, фотографий. Слушание и разучивание стихов о нашем районе».
5. Развитие речи «Составление рассказов о нашем районе».
6. Музыкальное занятие, посвященное Дню города «У нашего города праздник».
7. Конструирование «Наш детский сад».
8. Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с профессией - архитектор».
Выставка работы «Наш район»
V блок занятий
«Архитектура в сказках Ш.Перро»
ноябрь-декабрь
Цель занятий: Учить детей находить особенности сказочных архитектурных сооружений на примере сказок Ш.Перро. Выполнять работы
используя свое воображение и фантазию.
- Ознакомление с художественной литературой - чтение сказки Ш.Перро «Красная шапочка», дать описательный рассказ домика бабушки в лесу.
- Рисование «Дом бабушки Красной шапочки».
- Ознакомление с художественной литературой – чтение сказки Ш.Перро «Золушка», дать описательный рассказ дворца принца.
- Коллективная аппликация «Дворец Золушки и принца».
- Ознакомление с художественной литературой – чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах», дать описательный рассказ дворца Людоеда.
- Рисование «Дворец Людоеда».
- Коллективное конструирование из коробок «Дворец».
- Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с профессией – архитектор».
Выставка работы «Дворец Золушки»
Работа с родителями.
- Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику.
- Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни (обращая внимание детей на окружающие их архитектурные строения в нашем районе и городе).
- Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми.
- Приобщить родителей к совместной работе с воспитателем по изготовлению выставочных и экспозиционных работ (сбор фотографий «Дети на фоне архитектурных строений», изготовление макетов, сбор иллюстраций и др.).
Итоговая фотовыставка:
«Дети на фоне архитектурных строений».
Используемая литература:
- Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в ХХI веке. Воспитание культурой» - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 208 с.
- Музейная педагогика: из опыта работы/ под редакцией А. Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -416 с.
- Ознакомление дошкольников с архитектурой. Методическое пособие М.: Педагогическое общество России,2005 – 96 с. Под общей редакцией кандидата педагогических наук А.А. Грибовской.
- Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель плана работы со старшими дошкольниками «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики»
Внедрение музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс духовно-нравственного воспитания совместно с воспитателями, расширяя горизонты знания ребёнко...
Перспективный план работы по музейной педагогике. Мини-музей «В стране сказок»
Перспективный план работы по музейной педагогике...
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики для воспитанников старшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год. Средняя группа.
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогикина 2016-2017 учебный год. Средняя группа....
План работы музейной комнаты МБДОУ ДС «Радуга» г.Сурска
План работы по возрастам ....
План работы по теме" Архитектура родного района"
План работы по знакомству детей среднего дошкольного возраста с архитектурой родного района был составлен по пяти областям : Познавательное развитие, ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДНЯЯ ГРУППА №2 «КОЛОКОЛЬЧИК» 2023-2024учебный год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ...