Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики для воспитанников старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год
Составитель: воспитатель высшей категории МБДОУ ВО № 21 г. Сыктывкара
Хотемова Ольга Николаевна
Месяц | Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Сентябрь |
Познакомить детей с внутренним строением и обустройством деревянного дома [3; стр. 7.]
Закрепить представление детей о внутреннем обустройстве дома, названий на коми языке, назначений, местоположений основных предметов быта. Вызвать желание активизировать имеющиеся представления [3; стр.11] |
Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы, ее внешним и внутренним убранством. Расширить словарный запас новыми словами: изба, сруб, рубить, конек. Воспитывать уважение и восхищение мастерством [1; стр.83]
Сформировать знания детей о традициях строительства северного дома, об этапах постройки [2; стр.13] | |||
Октябрь |
Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству – глиняной игрушке. Активизировать слова: глина, глиняный, тяжелый, бьется. Развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества [1; стр.49]
Знакомство с игрушками, бытовавшими в конце 19-нач. 20 века (экскурсия в музей) |
Знакомить с процессом изготовления куклы-самокрутки, их ролью в жизни человека. Расширять словарный запас: закрутка, самоделка, соломенная. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. [1; стр.115] | |||
ноябрь |
Знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями туда – прялкой, веретеном. Расширять словарный запас: прялка, веретено, пряха. Развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины. [1; стр.58]
Знакомить с коми орнаментом (сотрудник музея) |
Знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением и плетением. Активизировать в речи детей слова: прялка, креслице, прядение, плетение, вышивка, свивать, шитье. Закрепить полученную информацию в играх. Вызвать чувство радости от результата своего труда [1; стр.144]
Знакомство с традиционным видом рукоделия – плетение пояса | |||
декабрь |
Познакомить с коми народным костюмом (мужской, женский) Формировать понятие «праздничная и будничная» (домашняя) одежда. Расширять словарный запас словами: штаны, рубаха-косоворотка, сарафан. Развивать творчество, интерес к прошлому [1; стр.60] |
Знакомить с изменением и преобразованием одежды человека. Обогащать и активизировать речь детей. Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому [1; стр.107] | |||
2. Занятие – музей Как рукодельница семью одевала Знакомить с процессом изготовления холста, обработкой льна, прядением, ткачеством, шитьем одежды | |||||
январь |
Познакомить с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использование. Упражнять в ведении диалога. Активизировать речь новыми словами. Способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков [1; стр.94]
Знакомство с видами часов |
Познакомить с историей часов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления. Активизировать словарный запас. Воспитывать уважение к труду человека – изобретателя, создателя, творца. [1;стр.88] | |||
| |||||
февраль |
Познакомить с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком. Учить понимать название и функции ручки, ее необходимость в жизни человека. Развивать интерес и желание знать прошлое человека. [1, стр.71] |
Формировать представление о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа) [1 стр.155] | |||
Познакомить с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития | |||||
март |
Знакомить с традициями коми народа (обрядовым праздником Масленица). Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям коми народа [1; стр.112] |
Формировать интерес к художественным произведениям мастеров, умение различать глиняную и деревянную игрушки. Расширять словарный запас: дымковская, каргопольская, филимоновская. Воспитывать уважительное отношение к творениям рук человеческих [1; стр. 136] | |||
Познакомить с развитием старейшего промысла России, с миром глиняных игрушек: дымковской, каргопольской, филимоновской и научить их различать | |||||
апрель |
Продолжить формировать уважение к традициям коми народа. Дать понятие коми народной сказки Вспомнить и закрепить названия коми сказок и их персонажей. Воплощать знания детей в практическую деятельность [2; стр.24] |
Знакомить с коми легендами о Кöрт Айка, Шыпич, Юрка с показом иллюстраций В.Ишатова №4
Знакомство с известными героями сказок – Ема, Гундыр, старинные игры, кукольный театр | |||
май |
Методическое погружение в прошлое дает возможность детям ощутить свою сопричастность к событиям Великой Отечественной Войны.
Обобщение представлений и знаний детей о традициях, культур и быте народа коми. |
Список литературы:
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 -7 лет / авт.-сост. В.Н.Косарева.-Волгоград : Учитель, 2014. – 166с.
- Ознакомление дошкольников с народной культурой коми (зырян) средствами музейной педагогики: методическое пособие / Мин-во образования Респ.Коми, Коми респ. ин-т развития образования : [сост.: Т.И.Чудова, И.Н. Набиуллина, З.В. Остапова, В.А. Муравьева, Т.А. Пьянкова]. – 3-е изд. – Сыктывкар : КРИРО, 2015. – 96с.
- Родник. Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа коми / Е.И. Пантелеева - Сыктывкар, 1998
- Коми легенды и традиции. Составитель Ю.Г.Рочев – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. – 176с.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей и традициями народа коми / И.А.Пасынкова
- Вильышпоз. Составитель З.В. Осипова – Сыктывкар, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению с народным творчеством 2 мл. гр.
Перспективный план работы по ознакомлению с унт во 2 мл.гр. разработан в помощь воспитателям и родителям младшего дошкольного возраста....
Перспективный план работы по ознакомлению детей с культурой русского народа
Перспективный планпо ознакомлению дошкольников с традициями русской культуры...
Перспективный план работы по ознакомлению с предметным и социальным окружением 2 младшая группа (2015-2016 учебный год) (Продолжение)
Перспективный план работыпо ознакомлению с предметным и социальным окружением2 младшая группа (2015-2016 учебный год)(Продолжение)...
Модель плана работы со старшими дошкольниками «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики»
Внедрение музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс духовно-нравственного воспитания совместно с воспитателями, расширяя горизонты знания ребёнко...
перспективный план работы по ознакомлению с народным творчеством во второй младшей группе
перспективный план работы по ознакомлению с народным творчеством во второй младшей группе...
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год. Средняя группа.
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогикина 2016-2017 учебный год. Средняя группа....
Перспективное планирование по приобщению дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики на 2017-2018 учебный год для воспитанников старшей группы
Перспективное планированиепо приобщению дошкольников к коми национальной культурена основе музейной педагогикина 2017-2018 учебный год для воспитанников старшей группы...