План работы музейной комнаты МБДОУ ДС «Радуга» г.Сурска
материал
Предварительный просмотр:
План работы музейной комнаты МБДОУ ДС «Радуга» г.Сурска
Тематический план
Дети от 3-4 лет
№ | месяц | тема | часы | ответственный |
1 | сентябрь | Что такое музей? | 15 мин | Руководитель музейной комнаты |
2 | октябрь | Добрая изба | 15 мин | Руководитель музейной комнаты |
3 | ноябрь | Печка – хозяйка. | 15 мин | Руководитель музейной комнаты |
4 | декабрь | Хозяйкины помощники | 15 мин | Руководитель музейной комнаты |
5 | январь | К нам гости пришли | 15 мин | Воспитатель группы |
6 | февраль | Кот Пушок на печурке греется | 15 мин | Воспитатель группы |
7 | март | Куклы в народном сарафане | 15 мин | Руководитель музейной комнаты |
8 | апрель | Волшебная прялица | 15 мин | Руководитель музейной комнаты |
9 | май | Как у наших у ворот | 15 мин | Воспитатель группы |
10 | июнь | День рождения березки (троица – семик) | 20 мин | Руководитель музейной комнаты Воспитатель группы |
11 | июль | Уж как я –ль мою коровушку люблю | 20мин | Руководитель музейной комнаты Воспитатель группы |
12 | август | Во саду ли, в огороде | 20 мин | Руководитель музейной комнаты Воспитатель группы |
Дети от 4-5 лет
№ | месяц | тема | часы | Ответственный |
1 | сентябрь | В гостях у хозяюшки | 20 мин | Руководитель музейной комнаты |
2 | октябрь | Мир старинных вещей | 20 мин | Руководитель музейной комнаты |
3 | ноябрь | Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) | 20 мин | Руководитель музейной комнаты |
4 | декабрь | Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) | 20 мин | Руководитель музейной комнаты |
5 | январь | Как ходила коляда | 20 мин | Руководитель музейной комнаты воспитатель группы |
6 | февраль | Посудочка хороша! (мир народной посуды) | 20 мин | Руководитель музейной комнаты |
7 | март | Куклы в народных костюмах (мордва, чуваши, русские, татары) | 20 мин | Руководитель музейной комнаты |
8 | апрель | Сороки (Герасим Грачевник) | 20 мин | Руководитель музейной комнаты воспитатель группы |
9 | май | От лучинки до электричества | 25 мин | Руководитель музейной комнаты |
10 | июнь | Пастух – пастушок, пастух миленький дружок (старинные крестьянские профессии) | 25 мин | Руководитель музейной комнаты воспитатель группы |
11 | июль | У нашего крыльца нет веселию конца | 25 мин | Руководитель музейной комнаты воспитатель группы |
12 | август | Яблонька – именинница (яблочный спас) | 25 мин | Руководитель музейной комнаты воспитатель группы |
Дети от 5-7 лет
№ | месяц | тема | часы | ответственный |
1 | сентябрь | Милости просим в нашу избу | 25 мин | Руководитель музейной комнаты |
2 | октябрь | Скоро девочки Покров | 25 мин | Руководитель музейной комнаты |
3 | ноябрь | Печь – как мать родная | 25 мин | Руководитель музейной комнаты |
4 | декабрь | Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки) | 25 мин | Руководитель музейной комнаты |
5 | январь | Рождество Христово | 25 мин | Руководитель музейной комнаты воспитатель группы |
6 | февраль | Бабушкин сундук. | 25 мин | Руководитель музейной комнаты |
7 | март | Как рубашка в поле выросла | 25 мин | Воспитатель группы |
8 | апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах: карачаевский наряд, юг России, Архангельская и Вятская губернии) | 25 мин | Руководитель музейной комнаты воспитатель группы |
9 | май | От лучинки до электричества. | 25 мин | Руководитель музейной комнаты |
10 | июнь | Семик, девки, да и троица. | 25 мин | Руководитель музейной комнаты. воспитатель группы |
11 | июль | Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | 25 мин | Руководитель музейной комнаты воспитатель группы |
12 | август | Золото в бочонке (медовый спас) | 25 мин | Руководитель музейной комнаты воспитатель группы |
Перспективный план работы с детьми
Дети от 3-4 лет
месяц | тема | цель | Программное содержание | Методы, приемы | литература |
сентябрь | Что такое музей? | Познакомить детей с этнографическим музеем.
| Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Обобщение. | Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
|
октябрь | Добрая изба | Знакомство с устройством избы
| Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
| Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
ноябрь | Печка – хозяйка. | Знакомство детей с печью.
| Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
декабрь | Хозяйкины помощники | Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
| Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Дидактическая игра: «Собери целое».
| Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадки про посуду. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
январь | К нам гости пришли | Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы | Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар, угольки. Р.н.п. «Поехал наш батюшка на базар». Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.
| Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадка про самовар. Рассмотреть самовары. Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада» Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
февраль | Кот Пушок на печурке греется | Знакомство с обитателями избы (не людьми). | Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных :»Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик» | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (Котика Пушка) Загадка про кота. Рассмотреть котов. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»
|
март | Куклы в народном сарафане | Знакомство детей с русским национальным костюмом.
| Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный вятский костюм (клетка), орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки». | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление куклы Настеньки) Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение.
| Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
апрель | Волшебная прялица | Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.
| Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает» Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину»
| Экскурсия в комнату русского быта Беседа. Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки) Загадки. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
май | Как у наших у ворот | Знакомство детей с музыкальным фольклором
| Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Воспитывать толерантность. Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла» | Экскурсия на Подворье Сюрпризный момент: (появление девицы – красавицы Вареньки) Чтение сказки: «Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа. Пословицы. Обобщение.
| М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
июнь | День рождения березки (троица – семик) | Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки» | Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла», | Экскурсия на Подворье. Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа. Пословицы. Обобщение.
| М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
июль | Уж как я –ль мою коровушку люблю | Знакомство детей со скотным двором | Познакомить детей с домашними животными: Обогощать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки» | Экскурсия на скотный двор. Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Коровушки – угощение молоком. Словарная работа. Обобщение.
| Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада» Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
август | Во саду ли, в огороде | Обобщение пройденного музыкального материала | Обогащать словарный запас. Развивать выразительное пение, повысить активность детей и родителей в участии народных праздниках, воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней. Р.Н.игры Пение хороводов: «как пошли наши подружки», «Во саду ли, в огороде», «ходила младешенька» | Экскурсия на Подворье и огород. Сюрпризный момент: появление Бабушки Варварушки и деда Тита. Рассказ педагога, Словарная работа, работа с текстами песен, пословицы и поговорки. Обобщение. | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
Дети от 4-5 лет
месяц | тема | цель | Программное содержание | Методы, приемы | литература |
сентябрь | В гостях у хозяюшки | Знакомство детей с жилищем русского народа.
| Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
| Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. (слайды с изображением избы разных областей). Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра. « Кто быстрей поможет хозяйке» Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
октябрь | Мир старинных вещей | Знакомство детей с музейными экспонатами.
| Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | Экскурсия в комнату русского быта Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле». Обобщение.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
ноябрь | Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) | Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.
| Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Загадки. Словарная работа. Игра: «Кто быстрей намотает клубок». Чтение сказки «Три дочери» Пословицы. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. |
декабрь | Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) | Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.
| Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду рестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Объяснение. Рассмотрение экспонатов. Рассказ музыкального руководителя. Словарная работа. Чтение сказки «Колосок». Беседа. Пословицы о труде. Обобщение | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
|
январь | Как ходила коляда | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
февраль | Посудочка хороша! (мир народной посуды) | Знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью.
| Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь. | Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки. Беседа о блюдах. Поговорки. Рассмотреть экспонаты. Пояснение Рассказ воспитателя. Словарная работа. Загадки о посуде. Сказка о чугунке. Обобщение. Итог.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. |
март | Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии) | Знакомство детей с русским национальным костюмом.
| Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась косник». «Опиши одежду Барышней в костюмах». | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление кукол) Рассмотреть кукол. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
апрель | Сороки (Герасим - грачевник) | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки ит.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Герасим-грачевник» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы.
| Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность | Экскурсия в комнату русского быта Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину) Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». | Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru |
июнь | Пастух – пастушок, заиграй во рожок. (старинные крестьянские професии) | Формирование у детей представление о труде русских пастухов | Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли. Познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов. Научить основным приемам игры на пастушьем барабане. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на скотный двор. Словарная работа: Рожок, пастух, кугикл, дудочка, скотина, кормилец, кормилица. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD (р.н. наигрыши, звучание пастушьих инструментов) Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных инструментах, песенок, игр. Участие в театрализованном празднике «Ваня - пастушок» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
июль | У нашего крыльца нет веселию конца | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Познакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Как у нашего крыльца» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
август | Яблонька – именинница (яблочный спас) | Формирование у детей представление о труде русских крестьян. | Познакомить детей с праздниками «медовый спас», «Яблочный спас», «Капустный спас». Формировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через пение, музицирование, игру и театрализацию. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия на подворье. | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. |
Дети от 5-7 лет
месяц | тема | цель | Программное содержание | Методы, приемы | литература | ||
сентябрь | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
| Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).
| Экскурсия в комнату русского быта. Рассматриваниего внутренне устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов) Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель). Объяснение новых слов. Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни) Р.Н.. игра: «Тетера». Обобщение. Итог.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
| ||
октябрь | Скоро, девочки Покров | Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова» | Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. | ||
ноябрь | Печь – как мать родная | Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.
| Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ музыкального руководителя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Итог.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
| ||
декабрь | Любят в праздники рядиться наши русские девицы | Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. | Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.
| Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. | ||
январь | Рождество Христово | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.) Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
| ||
февраль | Бабушкин сундук. | Знакомство с русскими народными старинными играми | Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек. Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой. Игры-забавы с домовенком | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова | ||
март | Как рубашка в поле выросла | Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла» Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. | ||
апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). | Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. | Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) | Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок. Практическое занятия – бисероплетение: | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. | ||
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Обогащение
| Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
| Экскурсия в комнату русского быта словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». | Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru | ||
июнь июль | Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица» | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
| ||
Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на скотный двор. Разучивание песен, хороводов, игр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по сотрудничеству с КВЦ "Радуга" г. Саратова
Примерный план работы составлен для реализации экспериментальной сетевой опорной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет» на базе ...
План работы кружка по рисованию "Цвета радуги"
Учимся рисовать, используя различные методы и приемы....
Речевое развитие детей в подготовительной к школе группе МБДОУ ДС «Радуга» г.Сурска.
Выступление на августовской секции воспитателя Губашовой О.А. 2018г.(из опыта работы) 1 слайд Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.2 слай...
План работы клубного часа по оригами «Радуга»
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....
ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РАДУГА» НА АПРЕЛЬ 2022г.
Перспективно- тематический план работы в первой младшей группе" Радуга" на апрель 2022г....
ПОЛОЖЕНИЕ о музейной комнате МБДОУ ДС №8
Материал по теме "Традиции и культурв народов Южного Урала"...
Презентация Работа музейной комнаты за 2023-2024 учебный год
Материал по теме "Традиции и культура Южного Урала"...