Перспективный план по экологическому воспитанию для детей с ОНР в стршей группе
календарно-тематическое планирование на тему
Перспективный план работы на учебный год по экологическому воспитанию для детей с ОНР в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Dokument_Microsoft_Word.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальный (коррекционный) детский дом № 2 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе
Выполнила: Павловская Татьяна Гранитовна
воспитатель II квалификационная категория
Хабаровск 2011
СЕНТЯБРЬ
Занятие | Программные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература | ||||
I-подгруппа | II-подгруппа | |||||||
Беседа о лете | Обобщить и систематизировать представления о лете по существенным признакам. Уточнить представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями. | Систематизировать знания детей с помощью воспитателя. Учить умению говорить ясно и понятно для окружающих. | Рассматривание альбома, иллюстраций "Лето" Чтение стихотворений о лете. | Рисование "Лето красное прошло" (1-ая подгруппа) "Обведи по трафарету силуэты цветов, бабочек" (2-ая подгруппа) | Т.М.Бондаренко стр. 30 |
Осень золотая | Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явлений природы. | Способствовать развитию представлений детей об осени. Развивать наблюдательность. | Чтение стихотворения "Осень-художница" Игра "Кто больше назовёт?" | Составь узор из листьев | В.Н.Волчкова стр.21 О.Ф.Горбатенко стр.90 |
Беседа об овощах | Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос. | Продолжать учить различать овощи, называть их. Развивать память, внимание. | Д/и "Вершки, и корешки" Чтение Е.Тувим "Овощи" | Рассматривание муляжей овощей. Лепим овощи из пластилина. | Т.М.Бондаренко стр. 42 |
ОКТЯБРЬ
Занятие | Программные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература | |
I-подгруппа | II-подгруппа | ||||
Фрукты | Закрепить и уточнить знания детей о фруктах, закреплять умение различать фрукты по внешнему виду. Уточнить знания где, на чём растут. Развивать внимание, память. | Продолжать учить называть фрукты, различать их с небольшой помощью воспитателя. | Игра "Найди, что назову" Загадывание загадок о фруктах. | "Посчитай фрукты" (1-ая подгруппа.) "Закрась фрукт" (2-ая подгруппа). | Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова стр.16-18 |
Сказка о дереве | Закрепить названия деревьев (берёза, дуб, клён и т.д.) и их отличительные особенности. Познакомить детей с семенами и почками деревьев. Воспитывать бережное отношение к природе. | Уточнить знания детей о деревьях и их отличительных особенностях. Развивать речь детей. | Игровое упражнение "Деревья" Д/и "Найди дерево по описанию" | Игры детей с разноцветными листьями на прогулке. | М.А.Рунова стр.15 |
Грибное царство | Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут и т.д.) Рассказать об их разнообразии, что есть не только съедобные, но и ядовитые. Обогащать словарный запас детей. | Учить детей узнавать по картинкам и называть грибы, с помощью взрослого называть строение гриб | Чтение стихотворения П.Синявского "Грибная электричка" | Обведи по трафарету грибы (1-ая подгруппа.) Заштрихуй силуэт гриба (2-ая подгруппа.) | Т.М.Бондаренко стр. 38 Л.П.Молодова стр.75 |
Беседа о труде людей осенью. | Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Активизировать словарь: зернохранилище, овощехранилище. Воспитывать уважение к труду людей. | Продолжать давать знания о труде людей осенью. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать стремление помогать людям | Рассматривание картины о труде людей летом и осенью. Д/и "Овощехранилище | Вылепи из пластилина овощ. | Т.М.Бондаренко стр.52 В.Н.Волчкова стр. 29 |
НОЯБРЬ
Занятие | Программные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература | |
I-подгруппа | II-подгруппа | ||||
Человек-часть живой природы". (Беседа) | Развивать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботится о братьях меньших. | Развивать интерес к строению человеческого организма. | Игра "Из чего состоит человек", | Рассматривание книг о строении человеческого организма. | О.Ф.Горбатенко стр.80 |
Птицы осенью | Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах; развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам. | Формировать у детей представление о перелётных птицах воспитывать интерес к природе. | Сказка "Птичий мир". | Игры с пальчиками "Птичка". | О.Ф.Горбатенко стр.86 М.А.Рунова стр.20 |
Беседа о диких животных. | Сформировать обобщенное представление о жизни животных в лесу; их внешнем виде. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных для них условиях. | Расширить и углубить знания детей о диких животных. Развивать речь детей. | Игра-имитация "Большой медведь и маленький медвежонок" | Рассматривание книг, иллюстраций о диких животных. | Т.М.Бондаренко стр.104 В.Н.Волчкова стр.63 С.Н.Николаева стр.51 |
Красная шапочка встречает лесных животных... | Способствовать углублению знаний о диких животных в зимний период (пища, способы добывания зимой, условия жизни). Развивать связную речь детей. | Уточнить представления детей о жизни диких животных. | "Отгадай загадку" Д/и "Кто где живёт" Д/и «Один-много" | Д/и "У кого - кто?" | С.Н.Николаева, И.А.Комарова стр.9 О.Ф Горбатенко стр.57 |
ДЕКАБРЬ
Занятие | Программные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература | |
I-подгруппа | II-подгруппа | ||||
Идёт волшебница зима… | Конкретизировать и углубить представления детей о характерных признаках зимы. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Развивать у детей наблюдать. Воспитывать любовь к природе. | Обобщить знания детей о зиме. Развивать связную речь детей. | Д/и "Когда это бывает?" Рассматривание иллюстраций по теме | Рисуем пальчиками | Т.М.Бондаренко стр. 78 |
Беседа о домашних животных. | Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных (их характерных особенностях, условиях жизни, пользе для человека); воспитывать заботливое отношение к домашним животным. | Продолжать учить детей называть домашних животных, их детёнышей. Развивать связную речь детей. | Сюжетная игра "Кот Матроскин обзаводится хозяйством". | Рассматривание книг, иллюстраций "Домашние животные" | Т.М.Бондаренко стр. 72 О.Ф.Горбатенко стр.106 С.Н.Николаева стр.79 |
Домашние птицы. | Расширить представления детей о домашних птицах и их птенцах (что едят, какую пользу приносят людям, особенности поведения, передвижения). Развивать связную речь, обогащать словарь. | Учить детей называть домашних птиц и их птенцов. Развивать речь, память. | Д/и "Кто как кричит" "У кого кто" | Рассматривание книг и иллюстраций на тему. | Л.Г.Селихова стр.76 |
Беседа о зимующих птицах. | Формировать обобщенное представление о зимующих птицах; учить различать их по существенным признакам по внешнему виду. Дать представления о том, как птицы приспособлены к жизни в это время года. Воспитывать желание подкармливать птиц. | Учить детей называть зимующих птиц. Обогащать словарь: корм, кормушка, зимующие и т.д. | "Я загадаю, вы отгадайте". Игра "Голоса птиц". | Наблюдение за воробьями на прогулке. Печатные рисунки на снегу (силуэты птиц | О.Ф.Горбатенко стр.91 Т.М.Бондаренко стр.64 |
ЯНВАРЬ
Занятие | Программные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература | |
I-подгруппа | II-подгруппа | ||||
Расскажи Хрюше о комнатных растениях. | Расширять знания детей о комнатных растениях; учить называть части растения (корень, стебель, лист, цветок); учить размышлять и делать выводы; поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью. | С помощью воспитателя учить узнавать комнатные растения. Расширять словарный запас детей (бегония, герань, алоэ). | Игра "Найди растение". "За каким растением спрятался Хрюша?" | Рассматривание картинок о комнатных растениях. Труд в уголке природы | Журнал "Воспитатель ДОУ" №3-2010 стр.28 Л.Г.Селихова стр.147 |
Путешествие в королевство воды. | Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; познакомить детей со свойствами воды. Воспитывать бережное отношение к воде. | Способствовать накоплению у детей представлений о воде. Воспитывать аккуратность при работе с водой. | Опыт "Свойства воды". "Можно ли изменить цвет воды". | Рассматривание глобуса. Игры с водой | Журнал "Воспитатель ДОУ" №3 -2010 стр.31 |
Фартук для почемучки. | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: болоньи, капрона, ситца, мешковина. Развивать умение сравнивать, делать выводы; расширять словарный запас детей. | Расширять представления детей об одежде, прививать аккуратность. Расширять словарный запас. | Игра " Угадай настроение". Игра "Ателье | Раскрась фартук. | "Организация экспериментальной деятельности дошкольников" Методические рекомендации стр.31 |
ФЕВРАЛЬ
Занятие | Программные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература | |
I-подгруппа | II-подгруппа | ||||
Пруд на окошке. | Закрепить знания детей о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, жизни. Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к живым существам. | Познакомить с особенностями строения рыб; дать представления о кормлении и уходе. Развивать словарный запас детей. | Игра "Заселяем аквариум". Волшебные пальчики. | Вылепи из пластилина рыбку, водоросли, камешки. | В.Н.Волчкова стр.72 Л.Г.Селихова стр.151 |
Животные Севера. | Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи прилагательные и глаголы. | Познакомить детей с особенностями природных условий Севера, с животными Севера. Развивать связную речь детей. | Рассматривание на глобусе Северного полюса. Загадывание загадок о животных Севера | Создание зоопарка из фигурок животных. | Л.Г.Селихова стр.123 С.Н.Николаева стр.100 |
Беседа о волшебнице воде. | Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. | Учить различать грязную и чистую воду. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речь, мышление. | Игра "Кому нужна вода?" П/и "Ходят капельки по кругу" | Игры с водой "Тонет или всплывает?" "Бульбочки". | Т.М.Бондарнко стр.36 О.Ф.Горбатенко стр.149 |
Дом под крышей неба голубой. | Дать детям понять, что природа-это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. | Учить детей составлять небольшие рассказы с помощью взрослого. Развивать познавательный интерес, память | Игра "Живая и неживая природа". Наблюдение на прогулке за облаками | Игры со снегом, с разноцветными льдинками. | Т.М.Бондаренко стр.47 |
МАРТ
Занятие | Программные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература | |
I-подгруппа | II-подгруппа | ||||
Весна-красна | Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны. Познакомить детей с первыми весенними цветами, их названиями | Рассказать детям о ранних цветочных растениях (ветренице, мать-и-мачехи…), об их характерных особенностях. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Игровая обучающая ситуация "Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами" | Игра "Посчитай" (закреплять счет 1-ая подгруппа) Раскрашивание картинок по теме (2-ая подгруппа) | В.Н.Волчкова стр.96 Л.Г.Селихова стр.27 О.Ф.Горбатенко стр.110 |
Знакомство с воздухом. | Уточнить знания детей о воздухе через опыты. Познакомить со свойствами, ролью в жизни человека. Развивать интерес к познавательной деятельности. | Познакомить детей с понятием "воздух". Развивать речь, мышление, память; познавательную активность. | Проведение опытов: "Как увидеть воздух | Игры детей с мыльными пузырями. | М.А.Рунова стр.31 Т.М.Бондаренко стр.81 |
Весна в жизни лесных животных. | Уточнить представления о том, какие изменения происходят в лесу весной (оживают деревья, просыпаются животные, которые спали, птицы начинают сооружать гнезда, животные благоустраивать норы, выводить потомство). Воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным. | Познакомить детей с жизнью животных весной (звери рождают детенышей) Способствовать формированию умению называть взрослого зверя и его детеныша. Развивать речь детей. | Чтение Г.Ладонщикова "Медведь проснулся" Игра "У кого кто?" | Изготовление книжек- самоделок. Рисование весеннего леса. | Дошкольное воспитание №12-1996г стр.9 О.Ф. Горбатенко стр.66 |
АПРЕЛЬ
Занятие | Программные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература | |
I-подгруппа | II-подгруппа | ||||
Наблюдение за черепахой. | Углубить и расширить представления о черепахи: ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Дать знания о месте обитания черепахи на воде. | Расширить представления детей о животном мире. Уточнить знания о черепахе. Учить ухаживать за черепахой, вызывать интерес к ней. | Обведи по трафарету контур черепахи. Рассматривание книг, иллюстраций о черепахе. | Т.М.Бондаренко стр.93 | |
Представления о Земле и небесах. | Уточнить представления детей о космосе, космическом пространстве, названии планет, о космическом транспорте. Развивать любознательность. | Дать детям элементарные представление о космосе. Обогащать словарь детей, вводить в речь слова: орбита, отсек, невесомость. | Беседа о космосе. Чтение стихотворений. | "Нарисуй космонавта". Рассматривание иллюстраций о космосе. | Библиотека воспитателя "Детям о космосе" стр. 4 Журнал "Воспитатель ДОУ" №3 -2011 стр.15, 20,38. |
Посадка семян гороха, лука. | Уточнить представление о том, что растение вырастают из семян. Научить узнавать семена. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать проросший горох, луковицы. | Уточнить представления детей о том, что для проращивания нужны почва, вода, тепло, свет. Развивать наблюдательность, умение замечать изменение в состоянии растений. | Заучивание стихотворений про овощи. Посадка лука. | С/р. игра "Магазин овощи". | Т.М.Бондаренко стр.100 С.Н.Николаева стр61-65 |
Рассматривание веток тополя, березы, ели. | Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия. Воспитывать бережное отношение к деревьям. | Формировать разные обследовательские действия. Обогащать словарь: почка, кора, пахучие, душистые, клейкие. | Д/и "Когда это бывает?". Загадывание загадок о деревьях. | Рассматривание веток на прогулке. | Т.М.Бондаренко стр.106 |
МАЙ
Занятие | Программные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература | |
I-подгруппа | II-подгруппа | ||||
Животные жарких стран. | Уточнить представления детей об Африке, ее жарком климате, пустынях, познакомить с животными: внешний вид, характерные особенности, их образом жизни, Развивать воображение, речь. | Учить детей называть животных жарких стран. Развивать речь, память, мышление. | Игра "Путешествие в Африку". | Рассматривание книг и иллюстраций на тему. | Л.Г.Селихова стр.115 С.Н.Николаева стр.105 |
Зеленая аптека. | Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи, растительного мира и человека; рассказать о том какую, пользу приносят человеку; как их надо собирать и хранить. | Дать детям представления о лекарственных растениях. Расширять словарный запас детей. | Чтение А.Плешакова "Подружись с крапивой" Загадывание загадок. | Рассматривание книг о лекарственных растениях. | В.Н.Волчкова стр.92 С.Н.Николаева стр.46 |
О чём поют весной птицы. | Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц, воображения, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. | Учить детей узнавать и называть перелетных птиц. Дать общее представление о многообразии птиц. | Д/и "Когда это бывает?" Игра "Хорошо-плохо | Выложи по образцу (палочки Кюизенера) скворечник. | В.Н. Волчкова стр.104 Л.Г.Селихова стр.82 |
Таинственный мир насекомых. | Расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них новое. | Продолжать знакомить с миром насекомых, развивать интерес к жизни насекомых. Воспитывать любознательность. | Игра "Летает, не летает". "Где сидит насекомое" | Рассматривание иллюстраций на тему "Насекомые" | В.Н.Волчкова стр.117 Л.Г.Селихова стр.128 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу "Мир природы", утренники, викторины, игры / сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007. (Дошкольник).
2. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор: Т.М.Бондаренко,
Издательство: ТЦ "Учитель",Серия: «ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ», 2002г
3. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет.
Авторы: Рунова М.А., Бутилова А.В. Издательство: Мозаика-Синтез, 2006 г
4.Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Автор: Волчкова В. Н., Степанова Н. В.Серия: ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ» Методическое пособие. Издательство: «Учитель» Год издания: 2008г
5.Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Автор: Николаева С.Н., Комарова И.А. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
6.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации (под ред. Прохоровой Л.Н.) Серия «Развитие и воспитание дошкольника». Издательство: АРКТИ, 2004г
7. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие / Л. П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2003.
8.Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. Автор: Л. Г. Селихова. Серия: Логопедия. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г
9. Журнал Воспитатель ДОУ №3-2010г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе
Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ЗИМНИЙ СЕЗОН
План работы с детьми на зимний сезон....
Перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы
В материале представлен подробный перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы...
Перспективное план по экологическому воспитанию для детей старшей группы
В помощь педагогам...
Перспективный план по экологическому воспитанию детей в старшей группе.
Старшая группа. ...
Перспективный план по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе
Подготовительная группа. Сентябрь.Тема:...
Перспективный план по экологическому воспитанию для детей группы раннего возраста
Перспективный план по экологическому воспитаниюдля детей группы раннего возраста...