Перспективный план по экологическому воспитанию для детей с ОНР в стршей группе
календарно-тематическое планирование на тему

Павловская Татьяна Гранитовна

Перспективный план работы на учебный год по экологическому воспитанию для детей с ОНР в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Dokument_Microsoft_Word.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальный (коррекционный) детский дом № 2 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                   Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе

                                                                                                                                             

                                                                                                   

                                                                                                          Выполнила: Павловская Татьяна Гранитовна

                                                                                                                            воспитатель II квалификационная категория

                                                                                                                                     

        

                                                                                          Хабаровск  2011

                                             

                                                                             СЕНТЯБРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Беседа о лете

Обобщить и

систематизировать представления о лете по существенным признакам. Уточнить представления о некоторых видах  сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями.

Систематизировать знания детей с помощью воспитателя. Учить умению говорить ясно и понятно для окружающих.

Рассматривание альбома, иллюстраций   "Лето"                   Чтение стихотворений о лете.            

Рисование "Лето красное прошло"       (1-ая подгруппа)                "Обведи по трафарету силуэты цветов, бабочек"                       (2-ая подгруппа)

Т.М.Бондаренко                  стр. 30

Осень золотая

Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явлений природы.

Способствовать развитию представлений детей об осени. Развивать наблюдательность.

Чтение стихотворения      "Осень-художница"          Игра

 "Кто больше назовёт?"

Составь узор из листьев

В.Н.Волчкова  стр.21              О.Ф.Горбатенко  стр.90

Беседа об овощах

Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Продолжать учить различать овощи, называть их. Развивать память, внимание.

Д/и "Вершки, и корешки"          Чтение Е.Тувим "Овощи"

Рассматривание муляжей овощей.   Лепим овощи из пластилина.                          

Т.М.Бондаренко                стр. 42

                                                                               ОКТЯБРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Фрукты

Закрепить и уточнить знания детей о фруктах, закреплять умение различать фрукты по внешнему виду. Уточнить знания  где, на чём растут. Развивать внимание, память.

Продолжать учить  называть фрукты, различать их с небольшой помощью воспитателя.

Игра              "Найди, что назову"          Загадывание загадок о фруктах.

"Посчитай фрукты" (1-ая подгруппа.)              "Закрась фрукт"      (2-ая подгруппа).

Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова   стр.16-18

Сказка о дереве

Закрепить названия деревьев (берёза, дуб, клён и т.д.) и их отличительные особенности. Познакомить детей с семенами и почками деревьев. Воспитывать бережное отношение к природе.

Уточнить знания детей о деревьях и их отличительных особенностях. Развивать речь детей.

Игровое упражнение "Деревья"                    Д/и "Найди дерево по описанию"

Игры детей с разноцветными листьями на прогулке.

М.А.Рунова         стр.15      

Грибное царство

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут и т.д.) Рассказать об их разнообразии, что есть не только съедобные, но и ядовитые. Обогащать словарный запас детей.

Учить детей узнавать по картинкам и называть грибы, с помощью взрослого называть строение гриб

Чтение стихотворения П.Синявского "Грибная электричка"

Обведи по трафарету грибы       (1-ая подгруппа.) Заштрихуй силуэт гриба                           (2-ая подгруппа.)

Т.М.Бондаренко  стр. 38     Л.П.Молодова              стр.75        

Беседа о труде людей осенью.

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Активизировать словарь: зернохранилище, овощехранилище. Воспитывать уважение к труду людей.

Продолжать давать знания о труде людей осенью. Обогащать словарный запас детей.  Воспитывать стремление помогать людям

Рассматривание картины о труде людей летом и осенью.                       Д/и "Овощехранилище

Вылепи из пластилина овощ.

    Т.М.Бондаренко стр.52                           В.Н.Волчкова   стр. 29

   

                                                                               НОЯБРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Человек-часть живой природы".                       (Беседа)

Развивать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботится о братьях меньших.

Развивать интерес к строению человеческого организма.

Игра                        "Из чего состоит человек",

Рассматривание книг о строении человеческого организма.

О.Ф.Горбатенко                          стр.80

Птицы осенью

Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах; развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

Формировать у детей представление о перелётных птицах воспитывать интерес к природе.

Сказка            "Птичий мир".  

Игры с пальчиками           "Птичка".

О.Ф.Горбатенко                          стр.86                         М.А.Рунова      стр.20

Беседа о диких животных.

Сформировать обобщенное представление о жизни животных в лесу; их внешнем виде. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных для них условиях.

Расширить и углубить знания детей о диких животных. Развивать речь детей.

Игра-имитация "Большой медведь и маленький медвежонок"

Рассматривание книг, иллюстраций о диких животных.

Т.М.Бондаренко   стр.104                           В.Н.Волчкова     стр.63                        С.Н.Николаева    стр.51

Красная шапочка встречает лесных животных...

Способствовать углублению знаний о диких животных в зимний период (пища, способы  добывания зимой, условия жизни). Развивать связную речь детей.

Уточнить представления детей о жизни диких животных.

 "Отгадай загадку"     Д/и "Кто где живёт"                   Д/и «Один-много"

Д/и "У кого - кто?"

С.Н.Николаева, И.А.Комарова стр.9              О.Ф Горбатенко  стр.57

                                                                               ДЕКАБРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Идёт волшебница зима…

Конкретизировать и углубить представления детей о характерных признаках зимы. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Развивать у детей наблюдать. Воспитывать любовь к природе.

Обобщить знания  детей о зиме. Развивать связную речь детей.

Д/и "Когда это бывает?"         Рассматривание иллюстраций по теме

Рисуем пальчиками

Т.М.Бондаренко  стр. 78                  

Беседа о домашних животных.

Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных (их характерных  особенностях, условиях жизни, пользе для человека); воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

Продолжать учить детей называть домашних животных, их детёнышей. Развивать связную речь детей.

Сюжетная игра  "Кот Матроскин   обзаводится хозяйством".

Рассматривание книг, иллюстраций      "Домашние животные"

Т.М.Бондаренко  стр. 72            О.Ф.Горбатенко     стр.106              С.Н.Николаева       стр.79          

Домашние птицы.

Расширить представления детей о домашних птицах и их птенцах (что едят, какую пользу приносят людям, особенности поведения, передвижения). Развивать связную речь, обогащать словарь.

Учить детей называть домашних  птиц и их  птенцов. Развивать речь, память.

Д/и  "Кто как кричит"                   "У кого кто"

Рассматривание  книг и иллюстраций на тему.

Л.Г.Селихова       стр.76                

Беседа о зимующих птицах.

Формировать обобщенное представление о зимующих птицах; учить различать их по существенным признакам по внешнему виду. Дать представления о том,  как птицы приспособлены к жизни в это время года. Воспитывать желание подкармливать птиц.

Учить детей называть зимующих птиц. Обогащать словарь: корм, кормушка,  зимующие и т.д.

 "Я загадаю, вы отгадайте".         Игра "Голоса птиц".

Наблюдение за воробьями на прогулке.     Печатные рисунки на снегу (силуэты птиц

О.Ф.Горбатенко

  стр.91                    Т.М.Бондаренко    стр.64

                                                                               ЯНВАРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Расскажи Хрюше о комнатных растениях.

Расширять знания детей о комнатных растениях; учить называть части растения (корень, стебель, лист, цветок); учить размышлять и делать выводы; поощрять желание ухаживать за растениями, относиться  к   ним с любовью.

С помощью воспитателя учить узнавать комнатные растения. Расширять словарный запас детей (бегония, герань, алоэ).

Игра "Найди растение".             "За каким растением спрятался Хрюша?"

Рассматривание картинок о комнатных  растениях.        Труд в уголке природы

Журнал "Воспитатель ДОУ"                                     №3-2010 стр.28      Л.Г.Селихова                        стр.147

Путешествие в королевство воды.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; познакомить детей со свойствами воды. Воспитывать бережное отношение к воде.

Способствовать накоплению у детей представлений о воде.  Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Опыт              "Свойства воды".                  "Можно ли изменить цвет воды".

 Рассматривание глобуса.                 Игры с водой

Журнал "Воспитатель ДОУ"                                                                           №3   -2010 стр.31

Фартук для почемучки.

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: болоньи, капрона, ситца, мешковина. Развивать умение сравнивать, делать выводы; расширять словарный запас детей.

Расширять представления детей об одежде, прививать аккуратность. Расширять словарный запас.

Игра " Угадай настроение".             Игра "Ателье

Раскрась фартук.

"Организация экспериментальной деятельности дошкольников"           Методические рекомендации                    стр.31

                                                             

                                                                               ФЕВРАЛЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Пруд на окошке.

Закрепить знания детей о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, жизни. Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к живым существам.

Познакомить с особенностями строения рыб; дать представления о кормлении и уходе. Развивать словарный запас детей.

Игра            "Заселяем аквариум".           Волшебные пальчики.

Вылепи из пластилина  рыбку, водоросли, камешки.

В.Н.Волчкова         стр.72            Л.Г.Селихова            стр.151

Животные Севера.

Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

Познакомить детей с особенностями природных условий Севера, с животными Севера. Развивать связную речь детей.

Рассматривание на глобусе Северного полюса.  Загадывание загадок о животных Севера

Создание зоопарка из фигурок животных.

Л.Г.Селихова     стр.123                                 С.Н.Николаева  стр.100          

Беседа о волшебнице воде.

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Учить различать грязную и чистую воду. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речь, мышление.

Игра  "Кому нужна вода?"                        П/и "Ходят капельки по кругу"

Игры с водой   "Тонет или всплывает?"                     "Бульбочки".

Т.М.Бондарнко    стр.36            О.Ф.Горбатенко стр.149

Дом под крышей неба голубой.

Дать детям понять, что природа-это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Учить детей составлять небольшие рассказы с помощью взрослого. Развивать познавательный интерес, память

Игра                   "Живая и неживая природа". Наблюдение на прогулке за облаками

Игры со снегом, с разноцветными льдинками.

Т.М.Бондаренко   стр.47

                                                             

                                                                            МАРТ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Весна-красна

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны. Познакомить детей с первыми весенними цветами, их названиями

Рассказать детям о ранних цветочных растениях (ветренице, мать-и-мачехи…), об их характерных особенностях. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Игровая обучающая ситуация  "Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами"

Игра "Посчитай"  (закреплять счет        1-ая подгруппа)                     Раскрашивание картинок по теме                  (2-ая подгруппа)

В.Н.Волчкова           стр.96                                                      Л.Г.Селихова    стр.27                   О.Ф.Горбатенко   стр.110                              

Знакомство с воздухом.

Уточнить знания детей о воздухе через опыты. Познакомить со свойствами, ролью в жизни человека. Развивать интерес к познавательной деятельности.

Познакомить детей с понятием "воздух". Развивать речь, мышление, память; познавательную активность.

Проведение опытов:                  "Как увидеть воздух

Игры детей с мыльными пузырями.

М.А.Рунова                 стр.31                     Т.М.Бондаренко      стр.81                                                    

Весна в жизни лесных животных.

Уточнить представления о том, какие изменения происходят в лесу весной (оживают деревья, просыпаются животные, которые спали, птицы начинают сооружать гнезда, животные благоустраивать норы, выводить потомство). Воспитывать чуткое и внимательное отношение к

животным.

Познакомить детей с жизнью животных весной (звери рождают детенышей) Способствовать формированию умению называть взрослого зверя и его детеныша. Развивать речь детей.

Чтение Г.Ладонщикова "Медведь проснулся"       Игра                             "У кого кто?"

Изготовление книжек- самоделок.  Рисование весеннего леса.

Дошкольное воспитание             №12-1996г              стр.9                                                 О.Ф. Горбатенко  стр.66

                                                             

                                                                            АПРЕЛЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Наблюдение за черепахой.

Углубить и расширить представления о черепахи: ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Дать знания о месте обитания черепахи на воде.

Расширить представления детей о животном мире. Уточнить знания о черепахе. Учить ухаживать за черепахой, вызывать интерес к ней.

Обведи по трафарету контур черепахи.    Рассматривание книг, иллюстраций о черепахе.

Т.М.Бондаренко    стр.93

Представления о Земле и небесах.

Уточнить представления детей о космосе, космическом пространстве, названии планет, о космическом транспорте. Развивать любознательность.

Дать детям элементарные представление о космосе. Обогащать словарь детей, вводить в речь слова: орбита, отсек, невесомость.

Беседа о космосе.       Чтение стихотворений.

"Нарисуй космонавта".            Рассматривание иллюстраций о космосе.

Библиотека воспитателя          "Детям о космосе"             стр. 4                Журнал "Воспитатель ДОУ" №3 -2011     стр.15, 20,38.

Посадка семян гороха, лука.

Уточнить представление о том, что растение вырастают из семян. Научить узнавать семена. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать проросший горох, луковицы.

Уточнить представления детей о том, что для проращивания нужны почва, вода, тепло, свет. Развивать наблюдательность, умение замечать  изменение в состоянии растений.

Заучивание стихотворений про овощи.            Посадка лука.

С/р. игра                       "Магазин овощи".

Т.М.Бондаренко     стр.100                           С.Н.Николаева                  стр61-65

Рассматривание веток тополя, березы, ели.

Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Формировать разные обследовательские действия. Обогащать словарь: почка, кора, пахучие, душистые, клейкие.

Д/и "Когда это бывает?".        Загадывание загадок о деревьях.

Рассматривание веток на прогулке.

Т.М.Бондаренко     стр.106                          

                                                                                       МАЙ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Животные жарких стран.

Уточнить представления детей об Африке, ее жарком климате, пустынях,  познакомить с животными: внешний вид, характерные особенности, их образом жизни, Развивать воображение, речь.

Учить детей называть животных жарких стран. Развивать речь, память, мышление.

Игра "Путешествие в Африку".

Рассматривание книг и иллюстраций на тему.

Л.Г.Селихова                 стр.115         С.Н.Николаева   стр.105

Зеленая аптека.

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи, растительного мира и человека; рассказать о том какую, пользу приносят человеку; как их надо собирать и хранить.

Дать детям представления о лекарственных растениях. Расширять словарный запас детей.

Чтение А.Плешакова "Подружись с крапивой"           Загадывание загадок.

Рассматривание книг о лекарственных растениях.

В.Н.Волчкова         стр.92                             С.Н.Николаева      стр.46

О чём поют весной птицы.

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц, воображения, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Учить детей узнавать и называть перелетных птиц. Дать общее представление о многообразии птиц.

Д/и "Когда это бывает?"                Игра "Хорошо-плохо

Выложи по образцу (палочки  Кюизенера) скворечник.

В.Н. Волчкова        стр.104                    Л.Г.Селихова   стр.82

Таинственный мир насекомых.

Расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них новое.

Продолжать знакомить с миром насекомых, развивать интерес к жизни насекомых. Воспитывать любознательность.

Игра "Летает, не летает".                      "Где сидит насекомое"

Рассматривание иллюстраций на тему "Насекомые"

В.Н.Волчкова    стр.117                       Л.Г.Селихова стр.128

                                                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 

1.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу "Мир природы", утренники, викторины, игры / сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007.  (Дошкольник).

2. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор: Т.М.Бондаренко,

Издательство: ТЦ "Учитель",Серия: «ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ», 2002г

3. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет.

Авторы: Рунова М.А.,  Бутилова А.В. Издательство: Мозаика-Синтез, 2006 г

4.Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Автор: Волчкова В. Н., Степанова Н. В.Серия: ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ»  Методическое пособие. Издательство: «Учитель» Год издания: 2008г

5.Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Автор: Николаева С.Н., Комарова И.А.  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005г.

6.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации (под ред. Прохоровой Л.Н.) Серия «Развитие и воспитание дошкольника». Издательство: АРКТИ, 2004г

7. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие / Л. П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2003.

8.Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. Автор: Л. Г. Селихова. Серия: Логопедия. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г

9. Журнал Воспитатель ДОУ №3-2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе

Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому  воспитанию....

Перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы

В материале представлен подробный перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей в старшей группе.

              Старшая группа.                      ...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе

Подготовительная группа.                 Сентябрь.Тема:...

Перспективный план по экологическому воспитанию для детей группы раннего возраста

Перспективный план по экологическому воспитаниюдля детей группы раннего возраста...