ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ЗИМНИЙ СЕЗОН
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ЗИМНИЙ СЕЗОН
Задачи по экологическому воспитанию на зимний сезон
- Уточнять представления о существенных признаках сезона: понижение температуры, заморозки, снегопад, сосульки, долгота дня, лёд, мороз, вьюга, гололёд, сезонные изменения в одежде.
- Систематизировать у детей знания о последовательности изменений внутри сезона.
- Воспитывать познавательный интерес к зимней природе, к народному календарю.
- Закреплять у детей представления о разных видах труда взрослых, типичного для данного сезонна: расчистка участка от снега, утепление снегом молодых деревьев, посыпание дорожек песком.
- Развивать у детей умения устанавливать связи между явлениями, происходящими в живой и неживой природе: температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц, направлением ветра и свойствами снега и состоянием погоды.
- Формировать трудовые умения и навыки (проращивание зелени).
- Воспитывать у детей действенное отношение к природе, вырабатывать нормы и правила поведения в природе.
- Формировать представления об экологической системе «лес». Развивать умение выделять экологические цепочки в лесу.
- Воспитывать у детей осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что все нужны друг другу, что не бывает вредных животных.
- Закреплять знания детей о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1.Тема: Рассматривание картины К. Юона «Русская зима».
Цель: Сформировать представление детей о пейзажной живописи, любовь к зимним явлениям природы.
2. Тема: «Зимние встречи».
Цель: Закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.
3. Тема: Экскурсия в зимний парк.
Цель: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
4. Тема: «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Цель: Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами. Вызвать желание помочь птицам.
5. Тема: «Беседа о лесе».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе.
6. Тема: « Цепочки в лесу»
Цель: Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
7. Тема: «Как животные приспособились к зиме».
Цель:
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям. Развивать умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания животного.
8.Тема: Наблюдение « Как обнаружить воздух в помещении?»
Цель: Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение; его можно почувствовать кожей лица – это будет легкий ветерок.
9. Тема: «Если хочешь быть здоров!».
Цель:
Закрепить представления о приспосабливаемости к зимним условиям. Формировать у детей представления об использовании факторов природной среды для укрепления здоровья. Познакомить с правилами поведения при заболевании.
10. Тема: «Север – царство льда и снега»
Цель:
Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Показать детям как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата.
Наблюдения в повседневной жизни.
- - Наблюдение за продолжительностью дня (в начале зимы – сокращается, затем увеличивается) – длительное наблюдение. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота.
- - За признаками наступающей зимы (водоемы замерзли, снег не тает, люди тепло одеты, холода).
- - Наблюдение за следами на снегу: зверей, птиц, людей, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом и утоптанном снегу.
- - Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.
- - Наблюдение за снегом – длительное (измерение глубины после каждого снегопада).
- - Наблюдения за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый).
- - Рассматривание снежинок в разную погоду (установить зависимость: тихая, морозная – отдельные снежинки; потепление – хлопья, слипшиеся; похолодание – крупа; ветер – иголки).
- - Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм, какой птице нужен. Отметить, особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу.
- - Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины.
- - Рассматривание почек – длительное (в начале, середине, и конце зимы), напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.
- - Рассматривание ели и сосны (отличия и сходство – хвойные деревья).
- - Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, поземку, метель – в чем сходство, в чем различие.
- - Наблюдение за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки.
- - Наблюдение за трудом взрослых в парках, на дорогах.
Беседы в повседневной жизни.
- Тема: «Беседа о зиме»
Цель:
Конкретизировать и углубить представления о зиме: Состояние погоды, типичные осадки, особенности жизни домашних и диких животных.
Наглядный материал:
Стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый»
Фигурки диких и домашних животных.
- Тема: «Сокровища леса»
Цель:
Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лес.
Наглядный материал:
Картинки с изображением леса.
- Тема: «Кто главный в лесу?»
Цель:
Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе.
Наглядный материал:
Картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев».
- Тема: «Что такое огонь?»
Цель:
Познакомить с огнем как с явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле.
Наглядный материал:
Любимый игровой персонаж, две свечки, спички, модель вращения Земли вокруг Солнца.
- Тема: «Как животные приспособились к зиме»
Цель:
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
Наглядный материал:
Карточки с изображением приспособления зверей к зиме: линька, изменение окраски, приготовление запасов, подготовка жилища.
- Тема «Беседа о диких животных»
Цель:
Сформировать обобщенное представление о зверях. Учить анализировать объекты, выделять существенные признаки.
Наглядный материал:
Фигуры животных: белка, еж, волк, медведь. Картинки с изображением диких животных.
- Тема: «Не причиняй вреда природе»
Цель:
Обговорить правила поведения в природе. Напомнить, что природа живая.
Наглядный материал:
Картинки с изображением зимнего леса.
- Тема: «Что мы знаем о птицах?»
Цель:
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Наглядный материал:
Иллюстрации зимующих и перелётных птиц.
- Тема «Куда исчезают зимой рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые»
Цель:
Формирование у детей представления о жизни рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомых, их приспособленности к зимним условиям.
Наглядный материал:
Кукла Почемучка, рассказ «Где зимуют лягушки», экология в картинках.
- Тема:«Беседа о жизни людей на Севере»
Цель:
Расширить представление детей о нашей стране. Дать представление о жизни людей живущих в других климатических условиях.
Наглядный материал:
Кукла в национальной северной одежде, картина «Дети севера».
- Тема: «Как узнать зиму?»
Цель:
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания образе жизни и поведения животных зимой.
Наглядный материал:
Картины на зимнюю тематику, календарь наблюдений.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
«Что за птица?».
Дид. задача: Учить детей описывать птиц, по характерным признакам и по описанию узнавать их.
«К названному дереву беги».
Дид. задача: Учить детей быстро находить названное дерево.
«Птичья столовая».
Дид. задача: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
«Чьи Следы?»
Дид. задача: определить, какая птица оставила тот или иной след.
«Зоологическое домино».
Дид. задача: Закрепить представления детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.
«Что где растёт».
Дид. задача: Закреплять представления детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания.
«Природа и человек».
Дид. задача: Закреплять, систематизировать представления детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
«Где снежинки?».
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
«Чудесный мешочек».
Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
«Узнай птицу по силуэту».
Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
«Кто, как зимует»
Дид. задача: закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных.
«Времена года»
Дид. задача: учить по существенным признакам и приметам определять время года.
«Найди себе пару» (домашнее животное – дикое животное)
Дид.задача: Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаках. Сформировать обобщенное представление о диких и домашних животных.
«Когда это бывает?»
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЧТО ТАКОЕ ЛЁД?
Цель: Подвести к пониманию, что лёд – это замершая вода.
Условия: Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега.
Результат: Кубики льда в тёплом помещении растаяли.
Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
НУЖЕН ЛИ КОРНЯМ ВОЗДУХ?
Цель: Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Условия: Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).
Вывод: Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
НА СВЕТУ ИЛИ В ТЕМНОТЕ?
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Условия: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Воспитатель предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Вывод: Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание).
МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?
Цель: подвести к пониманию, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
Условия: В две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают её, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне).
Вывод: чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.
ВОДА ИМЕЕТ ЦВЕТ?
Цель: Познакомить со свойствами воды – прозрачность.
Условия: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум). Доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
ЧТО ТАКОЕ ПАР?
Цель: Доказать детям, что пар – это вода.
Условия: Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, покажите их детям.
Вывод: доказали что пар – это капельки воды.
КАК ВЫЯВИТЬ ПЛАВУЧЕСТЬ ПРЕДМЕТОВ?
Цель: Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают.
Условия: Опустить в воду две одинаковые бутылочки с пробками. Одна бутылочка – с плотно закрытой пробкой, другая с неплотно завинчивающейся пробкой.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Если вода проникнет в предметы, они утонут.
КАКИМ БЫВАЕТ ВОЗДУХ?
Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый.
Условия: Взять две свечи (проводить в холодную погоду). Приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну свечу внизу, другую – вверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.
Вывод: Пламя нижней свечи направлено внутрь комнаты; холодный воздух идет по низу. Пламя верхней свечи – наружу; теплый воздух идет поверху.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- А. Пушкин «Зимний вечер».
- Г. Снегирёв «Про птиц», «След оленя».
- Л. Толстой «Птичка».
- Г.Х. Андерсен «Снежная королева».
- Н. Сладков «Разноцветная земля», «Суд над декабрем», «Январь», «Птичьи столовые».
- С. Маршак «Ледяной остров», « Эта снежная страница».
- А. Членов «Как Алёшка жил на Севере».
- потешки, поговорки, загадки.
- р.н.сказка «Зимовье зверей».
- К. Ушинский «Бодливая корова».
- К. Бальмонт «Снежинка».
- В. Брюсов «Первый снег».
- М. Пришвин « Этажи леса».
- Н. Некрасов « Мороз - красный нос».
- А. Стрижов « Декабрь».
- Ю. Коваль «Заячьи тропы».
- И. Бунин «Метель».
- В. Бианки «Январский снег», «Лес зимой», «Стая птиц под снегом».
- С. Есенин «Берёза», «Пороша».
- В. Одоевский « В гостях у дедушки Мороза».
- Г. Скребицкий « Всяк по-своему», «В зимнюю стужу».
- Е. Благинина « Мороз», «Снегурка».
- С. Иванов «Каким бывает снег».
- В. Алфёров «Птички-синички».
- И Винокуров «Кто как зимует».
- В. Архангельский «Летят пушистые снежинки».
- А. Броцкий «Белый мишка».
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Викторина по экологии в форме игры «Что? Где? Когда?»
ЦЕЛЬ:
Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.
ЗАДАЧИ:
- Закреплять знания детей о явлениях природы, о животном и растительном мире в зимних условиях;
- Учить детей обсуждать ответы на вопросы, отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение других;
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы на тему: «БОГАТСТВО ПРИРОДЫ», «ПРИРОДА ЗИМОЙ», «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ», рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
ФОРМА РАБОТЫ | СОДЕРЖАНИЕ |
Выставка зимних поделок. Изготовление кормушек для птиц. | -Привлечение родителей к работе детского сада. - Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
Папки-передвижки: «Дни зимой еще короче», «Пернатые друзья». | Расширить представления о жизни птиц зимой: об их внешнем виде и питании. Привлечь родителей и детей к заботе о птицах зимой. |
Прогулка в зимний парк. | Подкормить зимующих птиц. Привлечь родителей к совместному общению с детьми. |
Домашнее задание на тему: ЗИМА | Беседы с детьми о времени года. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Дидактическая игра «Подбери признак». |
Консультация | «Как научить ребенка ухаживать за комнатными растениями». «Ребёнок – исследователь». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
«Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группе»
МИР, окружающий ребенка-это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.А.Сухомлинский...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы"
Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, понимани...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....
План работы кружка по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группе
Кружок «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы «Ирисы» МКДОУ г.Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида«Семицветик»...