№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Прогулка по участку детского сада. Листопад. | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. | Порхая в танце странном Под птичий гам и свист, Щенку свалился на нос Осенний яркий лист. Щенок чихнул, залаял И посмотрел наверх. Там листья целой стаей Вниз падали, как снег. Огромные снежинки Горели янтарём, Раскрасили тропинки, Шептались с октябрём. Щенок, играя с чудом, Был удивлен и рад. Вокруг ходили люди, Вздыхали: "Листопад". (Т.Нестерова) |
2 | Осмотр цветника детского сада. | Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужены корень и стебель для цветка. | Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. |
3 | Овощи. | Познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис, репа, баклажан). Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении овощей в жизни животных и человека. | Загадки и стихи о овощах. Е.Томилиной и др. |
4 | Фрукты. | Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека. | Загадки и стихи о фруктах. Е.Томилиной и др. |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Комнатные растения. | Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями. | В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. Их польем мы спозаранку. Я и все мои друзья. |
2 | Аквариум. | Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить. | Это мой аквариум, маленькие джунгли. Это рыбки плавают, алые, как угли! Голубые! Синие! Черные как сажа! Даже серебристые! Золотые даже! (В.Орлов) |
3 | Хомячок - хороший друг. | Познакомить детей с хомячком. Формировать представления о том, что все живые существа нуждаются в определенном уходе, условиях жизни, которые создает человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым хомячок приспособлен своим строением и поведением. | Хомячки бывают пушистые, Хомячки бывают ушастые. Хомячки очень шустро-быстрые И такие щекасто-глазастые. Хомячки умываются тщательно. Хомячки это так замечательно! |
4 | Покажем Мишке наш участок. | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах. | Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Все летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят (Т.Нищева) |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Водичка, водичка... | Познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь! | Водичка-водичка, Умой Кирюшкино личико, Кирюшка кушал кашку, Испачкал он мордашку. Чтобы мальчик был Самым чистеньким всегда, Помоги, водичка, Умыть Кирюшкино личико. |
2 | Домашние животные (собака). Шерри — славная собачка. | Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними. | Собака, вас лаская взглядом, Исполнит, что ни прикажи: «Сидеть!», «Лежать!», «Гуляй!», «Служи!» И вечно будет с вами рядом. |
3 | Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый») | Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями. | Стоит мокрый Ванёк, А в кудрях – огонёк. (Бальзамин) |
4 | Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу? | Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Прокатился шум лесной - Под кустом притих косой. Уши длинные прижал, Долго эхо провожал. Далеко ещё зима, Но не для потехи Тащит белка в закрома Ягоды, орехи... Знает маленький зверёк: Запасаться надо в срок. |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Как живут лесные звери зимой? | Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям. | Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? |
2 | Попугай - веселый друг. | Познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела. Воспитывать желание ухаживать за птицами. | Попугайчик-верный друг! Это знают все вокруг! Он в обиду Вас не даст, Он не бросит, не предаст. |
3 | У меня живет котенок... | Продолжать знакомство с домашними животными.Учить делиться полученными впечатлениями. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Воспитывать доброе отношение к домашним питомцам. | Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине. Кот кататься не привык - Опрокинул грузовик. |
4 | Ели и сосны в лесу. | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. | Деревья ещё перед зимой Расстались со своей листвой. А вот она всё зеленеет - Менять наряд свой не умеет. (Ель, сосна, пихта.) Даже елки мы вначале От сосны не отличали: Раз торчат иголочки, Значит, это елочки. А когда на ветку ели Мы получше поглядели, Оказалось, что она Не такая, как сосна. (А.Барто) |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | В январе, в январе много снега во дворе... | Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. | Хлопья белые летят, Тихо падают, кружат. Стало всё кругом бело. Чем дорожки замело? (Снегом) Выпал снег чистейшей пробы, Из него везде … (Сугробы.) |
2 | Поможем птицам зимой. | Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям. | Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (Снегирь.) В серой шубке перовой И в морозы он герой, Зимовать не улетает, Под карнизом обитает. (Воробей.) |
3 | Морская свинка живет у нас. | Познакомить детей с морской свинкой, ее внешним видом, характерными особенностями (грызун – наземные животные, приспособлены к жизни в норе); с тем, чем питается морская свинка (травой, овощами). | У меня морская свинка На полу в тазу живет То морковку, то травинку Целый день она жуёт. Свинка желтая такая, Глазки-бусинки блестят Без неё в саду скучаю, Брать с собою не велят. Посмотреть хотела зубы, Открывала свинке рот Больше делать так не буду - У меня на пальце йод. Я совсем не обижаюсь, Но ответьте мне друзья, Почему она "морская"? Ведь купать её нельзя! |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Мы посадим лук. | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. | У меня есть друг, Он – от семи недуг! Это - вкусный и полезный, Желто - золотистый лук! |
2 | В гостях у бабушки. | Познакомить детей с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные,громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами. | Ищут зёрнышки подружки С хохолками на макушке. От крыльца недалеко Раздаётся: КО-КО-КО! |
3 | Экскурсия по участку детского сада. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать). | Ах, мороз, ах, лиходей! Бедных птичек пожалей! В сером платье Воробей. Видно, что не богатей, Сроду нищий и ничей. Липнет к людям как репей. Не теряйся, Воробей! Бросят хлеб, хватай скорей. Не грусти, будь веселей, Скоро лето, Воробей! |
4 | Поможем Незнайке. | Расширять представления детей о комнатных растениях. Познакомить с бальзамином. Закреплять умение поливать растение из лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду. | Трещит за окошком морозный денек. Стоит на окошке цветок-огонек. Малиновым цветом цветут лепестки. Как будто и вправду горят огоньки. |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Корова и коза. | Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой), с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши.За домашними животными ухаживает человек. | Голодная мычит, Сытая жуёт, Всем ребятам Молоко даёт. (Е.Томилина) Бабушка козу доила - Молочком внучат поила. Колокольчиком звеня, Убежала от меня. Тает луг в вечерней тьме, Где искать её... МЕ-МЕ! |
2 | К деревьям в гости. | Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. | Шепчет солнышко Листочку: - Не робей, голубчик! И берет его из почки За зеленый чубчик. (Г.Новицкая) |
3 | Дикие животные (белка). | Познакомить детей с белкой: с особенностями ее внешнего вида, повадками, чем питается (семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами). Запасая пищу на зиму, белка делает много кладовых. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных. | Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (Е.Томилина) |
4 | Неживая природа (знакомство с песком). | Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе. | Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, И это было скверно. |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Наблюдение за рыбками. | Уточнить и закрепить представления о внешнем виде и повадках рыб (тело покрыто чешуей; плавники имеются на спинке, брюшке, на боках и на хвосте; глазами рыбки смотрят, куда плыть, где корм; живут в аквариуме, в него налита вода, без воды жить не могут, в воде ныряют, плавают; рыбки живые — о них надо заботиться, кормить ее. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума. | Спиралью водоросли вьются, Виляя плавно плавником Меж них скалярии снуются, Улитка тяжко тащит дом. |
2 | В гости к весеннему солнышку. | Знакомить детей с временами года используя мнемотаблицы. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. | Будит ласково весна Всю природу ото сна. Засветило солнце ярче, Заглянуло в каждый дом. Даже дышится иначе – Аромат весны кругом! |
3 | Аспидистра или дружная семейка. | Продолжать знакомить детей с комнатными растениями; познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые); дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ). Воспитывать желание ухаживать за растениями в группе. | В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Аспидистра и герань, бальзамин, фиалка, традесканция и плющ, фуксия, толстянка. |
4 | День Земли (22 апреля) | Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. | Вот апрель почти закончен, День земли уж на носу. Мой стишок пусть будет точен - Я земле его несу. В этот праздник на планете Расцветает красота, И желаем все мы дети: Пусть же будет так всегда! |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной. | Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу. | Из чащи леса вышел волк - Охотник знаменитый. И шум в лесу мгновенно смолк - Пусть зверь пройдет сердитый. (Наталья Томилина) и другие ее стихотворения о лесных обитателях |
2 | Огород на подоконнике. | Наблюдения за ростом и развитием фасоли, гороха, ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями. | Говорит ему фасоль: - Ты, горох, у нас - король. Мы, бобовые, гордимся, Что для разных каш годимся, Что плоды у нас в стручках, Как в волшебных сундучках. Но полезные белки Мы не прячем под замки. Те, кто с детства дружат с нами, Те растут богатырями. (Е.Томилина) |
3 | Наблюдение за дождем и радугой. | Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь — на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой. | Загремел веселый гром… Дождь идет в лесу густом. Там сегодня банный день, Мойтесь все, кому не лень. (З.Александрова) |
4 | Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик | Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Одуванчик придорожный Был, как солнце золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым. Зелёная травка У дома растет, Зелёный кузнечик На травке живет. (Е.Серова) |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Зоопарк (экологическая игра) | Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне). | Путешественник отважный, Он идёт пустыней важно. Не боится он жары, Два горба, как две горы. (Е.Томилина) Белый мишка на рыбалку Не спеша идёт, вразвалку. Чует старыйрыболов, Что богатый ждёт улов. |
2 | Шиповник и роза. | Познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга). Рассказать о целебных свойствах шиповника. Полюбоваться красотой цветков шиповника и розой. Воспитывать умение видеть прекрасное. | Роза и шиповник поселились рядом, Через подоконник обменялись взглядом. И сосед несмело протянул ей ветку, Робко, еле - еле помахал соседке... Роза улыбнулась, важность нахлобучив, Гордо отвернулась, выпустив колючки! |
3 | Ох, уж эти комары и мухи! | Рассказать детям о комарах. О их значении в живой природе (они являются пищей для многих животных). Мухи тоже имеют свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит пользу. | Всю ночь зудел, зудел Комар: - Я спать не мог, какой кошмар! Про этого зануду Стихов писать не буду! Назойливая Муха Кружа жужжит над ухом. Кружа жужжит над ухом Назойливая Муха. |
4 | Травы зеленые (подорожник). | Дать некоторые понятия о травах нашей страны (какие бывают, для чего нужны). Познакомить детей с подорожником. Рассмотреть его, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника. Воспитывать у детей экологичекое сознание. | Что за листик - подорожник? Странная трава! Что лечиться ею можно- Знает детвора! Ну и, кстати, подорожник Очень много где растёт. На полянке, в огороде, У дороги там и тут - Потому-то его люди Подорожником зовут! (Ю.Воронова) |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Гроза — это не страшно. | Объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли. | Туча тучу повстречала, Туча туче прокричала: "Прочь с дороги, уходи! Прочь с дороги, дай пройти!" Отвечала туча туче: "Ты меня не трогай лучше, Если тронешь, проучу И тебя поколочу!" Туча тучу лбом, лбом! А по небу гром, гром! Бились тучи целый час, Слезы сыпались из глаз. (В. Орлов) |
2 | Знакомство с растениями родного края. | Познакомить детей с первыми цветами (Иван-чай), с особенностями внешнего вида и строения. | Ничего я не знаю нежней иван-чая! Своего восхищенья ни с кем не делю. Он стоит, потихоньку головкой качая, Отдавая поклоны пчеле и шмелю. |
3 | Наблюдение за бабочками и пчелами. | Познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни. Учить отличать бабочку от пчелы. Рассказать о пользе пчел, о красоте бабочек. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | Вот Бабочка-красавица, Но мне она не нравится. Где Бабочка опустится, Капуста там скапустится. Только вишня расцвела- Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу, Ищет мёд она: ЖУ-Жу! |
4 | Удачнинские ромашки. | Познакомить детей с ромашками, с особенностями их внешнего вида и строения. Рассказать о значении света (солнце), влаги (дождь) для цветов. Цветы — живые (растут). Вызвать радость от красоты цветов. | - Эй, ромашки, Дайте мне ответ: Вы откуда, Если не секрет? - Не секрет, - Ответили ромашки, - Нас носило солнышко В кармашке! (Е.Серова) |
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Ягоды наши северные. | Познакомить детей с ягодами (голубика, брусника). Рассказать о том, как и где они растут. Какую пользу приносят людям и животным. Рассказать о правилах поведения в тайге: не шуметь, не сбивать ногами растения, не бросать мусор. Воспитывать начала экологической культуры. | Я - красная,душистая.Все знают: брусника в огороде не растет. Все лето витамины собирая, дарю потом их людям целый год. Листья с глянцем, Ягодка с румянцем, А сами листочки Не больше кочки. (Брусника) |
2 | Жуки и муравьи. | Знакомить детей с насекомыми. Учить детей различать жука и муравья, умению наблюдать за насекомыми не принося им вреда. Воспитывать доброжелательное отношение ко всякой букашке. | Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук; Вот как громко я жужжу! Весёлый жук. Он весел и счастлив От пят до макушки - Ему удалось Убежать от лягушки. |
3 | Маслята — желтые ребята. Маховики тоже наши грибы. | Продолжать знакомить детей с природой родного края. Учить узнавать грибы, отличать съедобные грибы от ядовитых. Рассказать о том, то в природе не бывает ничего лишнего, даже ядовитые грибы. Воспитывать любовь к родной природе, желание сохранять ее. | Моховик растет во мху седом, Подосиновик — в осиннике густом, Под березой — подберезовик на горке. Где растет лисичка? В лисьей норке? Сесть на обед маслёнок манит нас прям в лесу за хвойным настом: Его ещё никто не жарит, а он уже помазан маслом! |
3 | Птицы на нашем участке. | Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру. | Когда кончается лето, И птицы стремятся на юг. Лишь воробей на это Не тратит своих минут. |