Взаимодействие с семьей как условие адаптации ребенка к ДОУ
методическая разработка (младшая группа) по теме
Программа разработана под руководством методиста кафедры психологии СПбАППО Н.Н. Вдовиной (Спасибо ей огромное за помощь и рекомендации).
С того момента, как наш коллектив начал вводить эту программу чило адаптированных детей увеличилось на 25-30 % к ноябрю. Родители стали понимать что и когда надо сказать ребенку, как лучше подготовить его к ДОУ, как лучше вести себя в сложных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_raboty_s_roditelyami_97-03.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт – Петербурга
Комитет по образованию
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 137 Центр развития ребенка
«СОГЛАСОВАННО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. каф. СПб АППО Заведующая ГДОУ№137
К.н.,профессор_________/ Шингаев С.М. ___________/
«____»___________2008г. «____»___________2008г.
Программа
Взаимодействие с семьей как условие
адаптации ребенка к ДОУ.
Составитель:
Педагог – психолог ГДОУ№137
Афанасьева М.А.
2008г.
Введение.
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.
В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей — основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо.
Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т.п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого прежде всего необходимо заинтересовать родителей работой ГДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации.
Поэтому была составлена программа взаимодействия с родителями вновь поступающих в ДОУ детей, направленная на улучшение прохождения адаптационного периода. Возраст детей от 1,5 до 3-х лет.
Цель программы: амплификация взаимодействия с семьей, для более успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Программа рассчитана на работу с родителями детей от 1,5 до 3-х лет, проходящих период адаптации к детскому саду.
Основные задачи программы:
- Получение родителями рекомендаций по подготовке детей к посещению детского сада. Подготовка родителей и ребенка к изменению образа жизни.
- Улучшение адаптационного процесса.
- Психолого – педагогическая помощь родителям, направленная, в частности, на информирование об особенностях развития детей раннего возраста, преодоление кризиса 2-3 лет и т.п.
Структура программы
- Групповые родительские собрания.
- Презентация ДОУ
- Получение родителями общих рекомендаций по подготовке ребенка к ДОУ
- Получение родителями информации о целях и задачах ДОУ, об образовательной деятельности и ее особенностях.
- Обеспечение более эффективного взаимодействия родителей и персонала ДОУ
- Индивидуальное консультирование родителей:
- Сбор информации об особенностях внутрисемейного воспитания
- Сбор информации о детях
- Сбор информации о проблемах, особенно интересующих родителей
- Просветительская работа с родителями
- Проведение открытых занятий
- Создание оптимальных условий1 для адаптации детей к ДОУ
- Ознакомление родителей с общими стратегиями игрового взаимодействия с детьми
- Организация постепенного ввода детей в группы, с учетом прогноза адаптации, сопровождение детей в период адаптации.
- Рекомендации родителям и воспитателям по времени посещения ДОУ, длительности периода адаптации и т.д.
- Проведение игровых занятий с детьми, направленных на улучшение эмоционального состояния.
Учебно – тематический план
Блок 1
Родительские собрания
№п/п | темы | Всего часов | В том числе | |
Теор. | Практ. | |||
1 | Психологические особенности детей раннего возраста | 20мин. | 15 мин. | 5 мин. |
2. | Особенности прохождения адаптационного периода | 30мин. | 25 мин. | 5 мин. |
3. | Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ | 30мин. | 20 мин. | 10 мин. |
4. | Организация режима дня и его значение для ребенка. | 20 мин. | 20 мин. | - |
5. | Выработка общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ | 20 мин. | 20 мин. | - |
Итого | 2 часа | 1.40мин. | 20 мин. |
Блок 2
Открытые занятия
№п/п | тема | Всего часов | Теорет. | Практич. |
1. | Знакомство. Создание положительного эмоционального фона в группе. Развитие слухового восприятия. Освоение коммуникативных навыков. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
2. | Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми. Развитие тактильного и зрительного восприятия. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
3. | Способы игровой деятельности, значение игры для детей. Игра на развитие взаимопомощи. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
4. | Пальчиковые игры, их значение для развития детей. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
Итого | 2 часа | 40 мин. | 1 ч. 20 мин. |
Открытые занятия проводятся в рамках программы «Развитие психо – физических функция детей раннего возраста». Занятия по программе проводятся в течении года, один раз в неделю.
Блок 3
Индивидуально – групповые консультации.
№п/п | тема | Всего часов | Теорет. | Практ. |
1 | Практические советы по подготовке ребенка к ДОУ | 60 мин. | 40 мин. | 20 мин. |
2. | Что такое раннее развитие | 30 мин. | 20 мин. | 10 мин. |
3. | Обзор технологий, используемых в ДОУ | 60 мин. | 40 мин. | 20 мин. |
4. | Правила обучения детей от 1 – 3 лет | 30 мин. | 30 мин. | --- |
5. | Введение правил | 30 мин. | 30 мин. | --- |
6. | Кризис трех лет | 60 мин. | 60 мин. | --- |
7. | Отучаем от привычек | 30 мин. | 30 мин. | --- |
8. | Детская агрессивность | 30 мин. | 30 мин. | --- |
9. | Обучение детей конструктивному общению | 30 мин. | 30 мин. | --- |
Итого | 6 часов | 5 часов 10 мин. | 50 мин. |
Таким образом, на программу, без учета подготовки стендовой информации, отводится 10 часов, в том числе: теоретических - 7,5, практических – 2,5.
Блок 4
Стендовая информация
Примерные темы консультаций.
- Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации.
- Что разрешать, что запрещать.
- Советы Фрекен Бок, режим – зачем он нужен?
- Что такое раннее развитие.
- Приемы реагирования на агрессию.
- Соперничество между братьями и сестрами.
- Как сделать, чтобы ребенок слушался.
- Кризис трех лет.
- Лето… Что делать вместе с ребенком.
- Целебный сон, или еще раз про режим.
Стендовая информация составляется по запросам родителей, с учетом результатов анкетирования.
Содержание программы.
Блок 1. Родительские собрания.
Тема 1.Психологические особенности детей раннего возраста.
Особенности высшей нервной деятельности детей раннего возраста. Ведущая деятельность, ведущие функции. Достижения раннего возраста.
Тема 2. Особенности прохождения адаптационного периода.
Адаптация. Факторы, от которых зависит течение адаптации. Функциональные возможности системы адаптационных механизмов. Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ. Время адаптационного периода.
Тема 3.Полготовка к поступлению в ДОУ.
Совершенствование системы адаптационных механизмов. Помощь родителей в период адаптации. Культурно – гигиенические навыки, необходимые в момент поступления в ДОУ.
Тема 4. Выработка общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ.
Объединение усилий семьи и ДОУ. Возможности родителей. Задачи ДОУ.
Блок 2 Открытые занятия.
Тема 1. Знакомство. Развитие слухового восприятия.
Введение ( обычная длительность занятия, правила поведения). Цель занятия. Настройка
«Музыкальный гномик». Упражнение «Ты не одинок». Упражнение «Передай мяч». Упр. «Клавесы», игра с бубенчиками.
Тема 2. Развитие зрительного и тактильного восприятия.
Введение (правила общения с детьми раннего возраста, многократные повторы, простота и краткость). Игра «Ведро с сюрпризом.», «Найди мяч».
Тема 3. Значение игры для детей.
Что такое игра. Влияние игры на формирование личностных качеств. Способы игровой деятельности. Игра «Зайчик пришел в гости», Игра «Носик», домашнее задание.
Тема 4. Пальчиковые игры.
Для чего нужны пальчиковые игры. Варианты пальчиковых игр. Игры: «Зайчик», «Домик», «Стул», «Стол», «Воздушный шарик», «Ладонь – кулак», «Шла собака через мост», Пальчиковые игры с пособиями: «Домики», «Пробки».
Игра «Кулачок на кулачок»
Блок 3. Индивидуально – групповые консультации.
Тема 1. Практические советы по подготовке ребенка к ДОУ. Индивидуальные особенности детей. Факторы, влияющие на адаптацию. Организация режима дня ребенка. Освоение культурно – гигиенических навыков. Блокноты, коллажи, семейные фотографии. Влияние общения на процесс адаптации.
Тема 2. Что такое раннее развитие. Особенности формирования нервной системы. Необходимость создания развивающей среды. Активная позиция родителей.
Тема 3. Обзор технологий, применяемых в ДОУ.
1)Разнообразие технологий. Комплексный подход в применении обучающих методик. Дидактические материалы.
2) Технология Марии Монтессори. Основа педагогической системы, принципы организации работы.
Тема 4. Правила обучения детей от 1 до 3 лет. Зона ближайшего развития. Постоянство, внимание к интересам детей. «Памятка для родителей»
Тема 5. Введение правил. Для чего нужны правила. Сколько может быть правил, как лучше их предлагать. Формирование правил. «Памятка для родителей»
Тема 6. Кризис трех лет. Понятие кризиса. Признаки. Общение взрослого с ребенком, переживающим кризисный период.
Тема 7. Привычки. Как отучить ребенка от соски, подгузников и т.д. Какие бывают привычки. Почему бывает сложно избавиться от привычек. Способы устранения привычек.
Тема 8. Детская агрессивность. Агрессивность. Причины вспышек детской агрессии. Способы реагирования на физическую или вербальную агрессию.
Тема 9. Игра, как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста. Способы научения ребенка конструктивному общению. Причастность к детскому коллективу. Игры. Игры, помогающие снять напряжение.
Блок 4. Стендовая информация.
Информация, вывешиваемая на стенд, готовиться по запросам родителей. Примерные консультации приведены в приложении.
Перечень игр, помогающих в создании благоприятного эмоционального климата:
- Ведро с сюрпризом
- Кулачок на кулачок
- Катаем с горки
- Передай мяч
- Поделись игрушкой
- Звуковые инструменты
- Поймай мяч
Данные игры используются как в период адаптации, так и на протяжении всего года, так как помогают ближе познакомиться с детьми, улучшить их эмоциональное настроение.
Оценка результативности
- Проведение анкетирования, в том числе повторного.
- Наблюдение за детьми, заполнение карт наблюдения.
- Беседы с родителями.
- Беседы с воспитателями.
Ожидаемые результаты
- улучшение адаптации у детей раннего возраста
- повышение эффективности взаимодействия ДОУ с родителями
- оптимизация взаимодействия родителей и детей
- активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения
- укрепление чувства собственного достоинства и самооценки детей
Работа с воспитателями
- Консультативная работа, направленная на улучшение работы с родителями и информирование об индивидуальных особенностях детей.
- Психопрофилактическая работа, направленная на профилактику стрессовых состояний.
- Совместная работа по улучшению прохождения детьми адаптационного периода
Приложение 1.
Анкетирование родителей проводится в два этапа:
1 этап – по мере поступления детей в ДОУ.
Родителям предлагается заполнить:
- Анкету – тест «Прогноз адаптации»
- «Возрастную шкалу оценки психического развития детей»
2 этап – февраль - март
- Анкета, для ребенка посещающего детский сад.
- «Возрастная шкала оценки психического развития детей»
При необходимости, предусмотрена возможность использовать дополнительные методики, а так же репродуктивные задания для родителей, например, рисунок «Как я вижу своего ребенка», «Наш воспитатель» и т.д.
Приложение 2.
План поведения общего родительского собрания
Цель: настроить родителей на дальнейшее сотрудничество
- дать краткую характеристику адаптационного периода
- рассказать вновь поступающим о необходимости консультаций
- изучение потребностей родителей:
- что они хотели бы знать
- проблемы в воспитании
- объяснить необходимость дальнейшего сотрудничества
Литература:
1. Н.В.Кирюхина, Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ
2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ под ред. Е.А. Каралашвили
3. Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Проблемы маленького ребенка
4. Г.А. Прохорова, Перспективное планирование работы психолога ДОУ
5. Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Тренинг общения с ребенком период раннего детства
6. Г.А. Широкова, Справочник дошкольного психолога
7. И.Г. Малкина – Пых, Возрастные кризисы детства
8. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток, И.Н. Алферова, Основы медицинских знаний
9. А.С. Галанов, Развитие ребенка от 2 до 3 лет.
10. Е.О. Севостьянова. Дружная семейка.
11.И.В. Ковалева Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.
12.Н.А. Ильина. Играем в памперсах.
13.Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова. Система развивающих игр для детей раннего возраста.
14.О.Ф.Борисова и др. Программа образования в детском саду Школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори.
15. О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры.
16.Самые маленькие в детском саду.
17. Дж.Лешли. Работать с маленькими детьми.
18. Г.Лендрет. Игровая терапия – искусство отношений.
19. Психология детства. Под ред. Реана А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).
Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...
ОПЫТ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Актуальность темы. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и ...
Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка третьего года жизни в условиях ДОУ
Обобщение педагогического опыта во время адаптации детей третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Консультация для родителей:«Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ».
Адаптация...
Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»
Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»...
Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ.
Семья является сложнейшей подсистемой общества, выполняя самые разнообразные функции, главнейшая из которых – воспроизводство человечества во всех смыслах. Семья рассматривается в науке как колы...
Использование информационных технологий при взаимодействии с семьей в процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ
Ведущая педагогическая идея заключается в организации работы с семьей в группе раннего возраста, которая приведет к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, основ...