ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому  приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ot_oseni_do_vesny.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 92»

                               

   

Знакомство с русскими календарными праздниками

Исполнители проекта:

  • Плакущая Галина Алексеевна,

               воспитатель второй квалификационной категории;

  • дети старшей группы «Антошка»;
  • родители,
  • Цветкова Светлана Борисовна, музыкальный руководитель.

Вид проекта: творческий.

 

Срок реализации проекта:  сентябрь- май (долгосрочный)

                                       

                                                                                                                         

г.Братск 2007г.

  Постановка проблемы:

       Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

      Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи проекта:

  •  познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные  времена года: «Осенины», «Зимние святки»,  «Масленица», «Пасха»;
  • вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки

      и др.);

  • развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
  • воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Объект исследования: русские народные календарные праздники

Ожидаемые результаты:

  • Устойчивый интерес к культуре русского народа.
  • Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
  • Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

            Оценка результатов проекта

  В ходе реализации совместного проекта «От весны до осени» достигнуты определённые результаты:

  • создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы»,в котором собраны предметы быта, олицетворяющие  Древнюю Русь;

  • сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории календарных праздников русского народа;

  • создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;

  • установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.

Паутинка  осуществления проекта по основным видам деятельности

Схема осуществления проекта

по основным видам деятельности:

Центр познавательного развития:

  • Занятия:
  1.  «В гостях у хозяйки»
  2.  «Как на Руси весну встречали»
  3.  «Как на святки в вечерок девицы гадали»
  4.  «Собран с поля урожай…»
  5.  «Традиции и обряды русского народа»

  • Совместная деятельность:
  1. наблюдения за изменениями в природе
  2. создание уголка «Русской избы»

  • Беседы:
  1. « Что нам осень принесла»
  2. « Рождественские святки»
  3. «Праздник масленицы»
  4.  «Пасхальные атрибуты»

Центр игровой деятельности

  • Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
  • Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
  • Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»

Центр художественной деятельности

  • Рисование
  • « Осенняя березка»
  •  «Праздник у зверят, рождество в лесу»
  • «Солнышко – колоколнышко»
  • «Масленица – барыня!»
  • «Пасхальное яйцо»
  • « Во поле береза стояла»

  • Аппликация:
  •  «Осенний ковер»
  • «Игрушки для зверят на рождество»
  • «Барышня на масленице»

  • Лепка:
  •  «Пасхальный кулич»
  • «Дымковский козлик на ярмарке»
  •  «Овощи с грядки»
  •  «Блинчики для зайчат»

          ☼ Ручной труд:

  • «Кукла из соломы»
  • «Рождественские подарки»

          Выставки совместного творчества детей и родителей:

  • «Барышня Осень»
  • «Пасхальные куличи и яйца»
  • «Масленица-кривошейка»
  • «Зимняя фантазия»

Центр музыкального развития:

  • Музыкальные занятия
  • Совместная деятельность:
  • Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
  • Игра на шумовых народных инструментах.

  • Развлечения:

  • «Осенины»
  • «Рождественские колядки»
  • «Масленица»
  • «Вот и лето к нам пришло!»

  • Театральные представления:

  • «Золотое яичко»

  Презентация проекта «От весны до осени»

Наглядные пособия:

 на центральной стене размещен рисунок  «На рушнике каравай хлеба»,

Ход:

Дети в русских костюмах под русскую народную мелодию с наигрышами жалейки свободно входят в зал, рассаживаются.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/

Разудалые молодцы русские! /мальчикам/

Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/

Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.

Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.

Как в старые годы прежние, жили люди.

Живали-то не по нашему, а по своему православному.

Вставали рано-ранехонько, с утренней зарей,

Умывались ключевой водой, со белой росой.

Молились всем святым и угодникам.

Хозяйка: Грядет ильинская неделя, сенокосная пора. Дети первые помощники в поле ворошат и   сгребают сено. В огороде созревшие овощи собирают. Поворотило лето на осень, пора ее встречать. Давайте споем закличку.

Осень, осень, в гости просим.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
/во время пения входит “Осень” (взрослый) /

Хозяйка: Здравствуй, Осеница-царица, по злату мастерица. С чем пришла, что принесла?

Осень: Пришла я, с пряльцем, с донцем, с гребнем, веретенцем,
С высоким колосочком, с широким снопочком.
Журавли-то за моря! Осеница – на поля!

Дети поют: “Песня о хлебе” музыка Бодренкова, слова М.Савельева  /девочки берут колоски и выстраиваются в три колоны/

Танец с колосками”

Проводится русская народная обрядовая игра «Огородник»

Каждый из играющих называет себя овощем. Все становятся в круг. Один – «огородник» - выходит в середину круга и стучит по земле палкой. Его спрашивают:

- Кто там?

Он отвечает:

- Огородник!

- Зачем пришел?

- За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.

Игра проводится 3-4 раза.

Хозяйка: Посидите , гости , побеседуйте.а я вам  загадку загадаю!

Белое покрывало всю землю накрыло (зима)

Хозяйка : Метелица, метелица

                   Снег по полю стелется!

Зимней порой  празднуется один из великих праздников – Рождество Христово. Дни от Рождества до Крещения в народе называют Святыми или Святками. Давайте и мы с вами будем петь да плясать Христа рожденье прославлять.

Дети встают друг за другом, впереди идет мальчик со звездой.

Коляда- молода,

Прикатила молода

Мы искали коляду

Во Ивановом двору

Как на улице мороз подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Или тепленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром.

Дети подходят к макету домика, из которого выходит ребенок – хозяин домика.

Ребенок: Вот вам, дорогие гости, пряники да леденцы

Да тепленький пирог, да маслице, творог!

Дети: У хозяина в дому чтоб водились ребятки, утятки, поросятки!

          Счастье да любовь, да совет на долгий век.

Дети: Спасибо этому дому, пойдем к другому!

Дети идут ко второму домику, исполняя колядку:

Уродилась коляда

Накануне Рождества.

Ой, коляда

Колядица моя!

Открывайте окно,

Запускайте Рождество!

Открывайте двери,

Подымай с постели!

2 ребенок: (отвечает из домика)

Уходите ничего я вам не дам!

Дети: Овсень, коляда, суконная борода! Кто не даст ножку – расколю окошко

Кто не даст хлеба – уведу деда!

Кто не даст ветчины – расколю чугуны!

 Ребенок из домика:

Хватит просить, ничего не дам!

Хозяйка: какой жадный хозяин, как старушка – завидушка!

Проводится игра : дети перебрасывают воздушный шарик над головами из рук в руки, затем хозяйка незаметно прокалывает его.

Хозяйка:

Вот что с жадными бывает!

Дети идут дальше под колядку:

Коляда, коляда,

Подай пирога!

Не подашь пирога, то корову за рога!

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки! (угощает детей конфетами)

Хозяйка: Долго длится зимняя пора на Руси, уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали прихода Весны, а чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд-закликание птиц и Весны.

Выходите, красны девицы и добры молодцы, закликать птиц!

/Дети с птицами в руках, ходят по кругу, поют закличку. “Прилети к нам куличок”

Жучик-крючик паучок, прилети к нам куличок.
Виту, виту, витулай, принеси весну в наш край.

1-й ребенок: Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите, весну-красну принесите.

2-й ребенок: Принесите весну, на своем хвосту.

3-й ребенок: На сохе, бороне, на овсяном снопе.

4-й ребенок: С пряльцем и донцем, с новым веретенцем.

5-й ребенок: Весна приди! Три угодья принеси!

6-й ребенок: Первое угодье – в лугах половодье!

7-й ребенок: Второе угодье – солнце на подворье!

8-й ребенок: Третье угодье – зеленое раздолье! /рассаживают птиц/

Под пение в зал входит “Весна” /ребенок/

: Здравствуй, Весна-красна, ты, на чем пришла?

Весна: Я приехала на возочке, приплыла на челночке.

Хозяйка: Весна-красна, чем ты нас дарить будешь?

Весна: Дарить буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

Время скотинку на травку кормиться выгонять, поля пахать, да сеять.

Хозяйка: Заводите хоровод.

Хоровод /“В темном лесе” русская народная мелодия, /дети ходят по кругу, закручиваются в улитку, имитируют посев зерна/

Хозяйка: Вот засеяли поля, а будущий урожай зависит от того, прольет ли дождь во время,   напоит ли землю. Во время бездожия люди песнями-закличками вызывали его появление. Давайте и мы споем закличку!

Мочи, мочи дождь, на нашу рожь,

Поливай весь день.

Иди, иди дождичек,

На бабушкину пшеницу, на дедушкин ячмень.

Пробуравь землицу, дай нам водицу.

Хозяйка: В дни “пролетья”, когда Весна с Летом встречаются, на нивах начинают колоситься хлеба, натсупает христианский праздник – день Святой Троицы. В Троицин день девушки украшали березку лентами, цветами, плели венки, водили хороводы, кумились.

Девочки танцевальным шагом подходят к березке, украшают березку лентами, все проходят на места, остаются двое, одевают веночки/

1-я девочка: А мой венок-то лучше твоего!

2-я девочка: А чем это он лучше?

1-я девочка: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.

2-я девочка: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.

Ведущая: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.

Девочки: А как?

Хозяйка: Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется – покумиться.

Давайте, покумитесь, /девочки целуются/.

Хозяйка: Вот и настал день летнего солнцеворота. В это время праздновали Купала. По берегам  рек разжигали купальские костры, считалось, что, перепрыгивая через такой костер, очищались перед началом жатвы, становились здоровыми и набирались сил. Давайте   представим, что это купальский костер, попрыгаем через него.

“Перепрыгивание через костер”: 

Прыгали хорошо, запаслись здоровьем и силой.

Хозяйка: Июль-макушка лета, в доме и в амбаре пусто, да в лесу густо. Не прокормиться, коли в лес не пойдешь. Ходят ребята по лесу собирают грибы, ягоды, шишки и примечают:

а./ Если рясная малина - уродится добрая … /дети/ рожь.

б./ Много сморчков - к урожаю … /дети/ гречихи.

в./ Много сосновых шишек - к урожаю … /дети/ ячменя.

г./ Тучи комаров - быть хорошему … /дети/ овсу.

Молодцы, хорошо знаете приметы.

Под спокойную фоновую русскую народную мелодию выставляется макет березки.

Хозяйка: в стародавней Руси встречали год не зимой, а летом.

Звучит русская народная мелодия. Выходит “Берёзка” (взрослый), затем появляется “Семья”: мать, отец и несколько детей в русских костюмах (можно с отдельными элементами). У матери в руках корзиночка с атрибутами. Идут к берёзке, начинают диалог.

Мать: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда взошла, когда выросла?

Отец: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда цвела, когда вызрела?

Берёзка:

Я весной взошла, летом выросла, я весной цвела, летом вызрела.
Вы ко мне пришли - лето проводить, Новый год встречать, новолетие.

Отец: Украсим нашу берёзку, попросим её, чтоб  год был лучше прежнего.

Мать: (доставая из корзинки соответствующий атрибут)

Повешу на берёзку колоски - чтобы в Новом году с хлебом мы были, морковь да репку - чтобы овощи в огороде удались. А ты что попросишь?

Отец: Я повешу на берёзку подкову - чтобы в Новом году нам с лошадкой быть. (Вешает на “берёзку” подкову)

Мать: Детушки наши тоже попросят, пусть их желания исполнятся.

1-й реб: Я хочу быть здоровым и сильным, потому повешу яблочко.

2-й реб: Я повешу ленточку, будет мне новый наряд. Буду с подружками хороводы водить.

3-й реб: А я колокольчик звонкий на берёзку повешу, чтобы Новый год без печали был, радость в дом принёс! (Все отходят назад, любуются “берёзкой”).

Мать: Нарядная стала наша берёзонька. Пора веселье начинать, народ скликать, хороводы водить.

Отец: Пусть поют гусли звончатые, свирели да жалейки, звучат гармоники смоленские да ложки деревенские!

Дети: Добры молодцы, красны девицы, на поляну выходите, свою удаль покажите!

Звучит русская народная мелодия, родители подыгрывают на ложках, трещотках и других шумовых инструментах. Дети исполняют “РУССКУЮ ПЛЯСКУ”. (Р.н.п. “На горе-то калина” в исполнении оркестра русских народных инструментов)

Хозяйка: вот и встретили мы с вами Лето красное, Весну – красну, Осень урожайную, Зиму снежную. Каждая по своему хороша, каждая дарит людям свои подарки. Зима – снег, Лето- солнце, Весна- зелень, Осень – плоды.

 На центральную стену «всходят» макеты времен года.

Ведущая: Вот и послушали вы, люди добрые, как живали в старину. Благодарствуем за приход и гляденье. /поклон/ уходит. Дети и взрослые делают русский поклон, уходят.

  Сценарий развлечения  «Эх, да Масленица!»

Зал украшен яркими цветами и воздушными шарами. У центральной стены стоит чучело Масленицы, ранее стоявшее всю неделю в групповой комнате.

Под русскую народную мелодию появляются 3скомороха: первый с балалайкой,второй с гармошкой, третий с дудочкой. 

1-йскоморох.
Здравствуйте, ребята дорогие,
маленькие и большие!
2-йскоморох.
Здравствуйте, гости,
милости просим!
3-йскоморох.
Масленицу широкую
открываем, веселье начинаем.
1-йскоморох.
Уж ты, зимушка-зима,
все дороги замела.
2-йскоморох.
Все дороги и пути,
не проехать, не пройти.
3-йскоморох.
В хороводе мы пойдем,
дружно спляшем и споем.

Под мелодию русской народной песни "Как на тоненький ледок" дети по показу взрослого выполняют простейшие танцевальные движения по тексту песни.. 

Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все потопаем,
Все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать.
Все похлопаем,
Все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По плечикам,
По плечикам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей.
Все попрыгаем,
Все попрыгаем.

1-йскоморох ( подходя к Масленице).
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Масленица (запись фонограммы).
Здравствуйте, люди добрые!
Пришла к вам с песнями,
С играми да с плясками!
Ой, уж весело будет!
2-йскоморох.
Будем Масленицу величать
Да блинами угощать.
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить.
3-йскоморох.
Живет Масленица 7 деньков.
Все (дети и скоморохи).
Оставайся, Масленица, 7 годков.
1-й скоморох.
Масленицу дорогую величаем,
На лошадках резвых покатаем.

Дети под музыку изображают езду на лошадках. 

3-йскоморох.
Скок, скок, скок,
Жил-был потолок.
В потолке дыра, за дырой — нора.
Филин влез в нее вчера.
На норе замок, а теперь — молчок.

С детьми проводится игра "Молчанка". Как только скоморох произносит последнее слово, дети замолкают, надув щеки.. Скоморохи стараются рассмешить детей движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. 

Дети и скоморохи (обращаются  кодному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).
Козлик серенький,
Хвостик беленький,
Мы тебя напоим,
Мы тебя накормим,
Ты нас не бодай,
А в "Ловишку" поиграй.

Проводится игра "Ловишка". После слов,обращенных к "козлику", дети разбегаются, а козлик старается их забодать. 

1-йскоморох.
Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели.

С детьми проводится игра "Карусели". К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый. "Кататься" на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
2-йскоморох.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет,
В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра "Жмурки. 

1-йскоморох.
Ах, как Петя-петушок
Отморозил гребешок.
2-йскоморох.
Чтоб его согреть,
Нужно снегом потереть,
Поскакать, попрыгать боком,
И с налетом, и с прискоком.
Все дети.
Башмачки петух носил
В славный праздник на Руси.

Проводится игра "Бой петухов". Играют и дети, и взрослые. Масленица собирает всех в общий круг. 

Масленица.
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная уходит.
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Давайте весну-красну к себе в гости звать.
К солнцу красному обратимся, пусть оно нам поможет.
Дети и взрослые.
Ты свети-сияй, солнце красное,
Освещай дорогу весне-матушке.
Растопи снега сильные,
Подари хлеба обильные.

Под музыку входит Весна,здоровается. 

Дети и взрослые.
Весна, весна, на чем пришла?
Весна.
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Дети и взрослые.
Весна, весна, на чем пришла?
Весна.
На жердочке на тоненькой,
На досточке на славненькой,
С хлебами обильными,
Со льном высоким.

Исполняется хороводная игра под звучание русско йнародной мелодии "Пройди в воротца".

Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей "восьмеркой" за собой (движение "ниточка с иголочкой"). С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей или взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образуя "воротца".Остальные дети проходят, ведомые Весной, в эти воротца. С окончанием музыки воротца захлопываются. Внутри "воротцев" остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4—5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладошки.

Весна.
Слышала, знаю,
Меня зазывали,
Масленицу провожали.
А какая же Масленица
Без блинов горячих да румяных!
Давайте-ка, попросим у нее хорошенько.
Дети и взрослые.
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок.
Тетушка, не скупись,
Масляным кусочком поделись.

На разносе детям выносятся блины и криманки с медом, вареньем.

Дети и взрослые.
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая.

Скоморохи.
А теперь, детвора, всем на улицу пора:
В игры играть да веселье продолжать.
.

Яблонька

(Кукольный спектакль) 

Ведущий.      Таня яблоньку сажала
И водичкой поливала.
Таня поливает яблоньку.
Таня.        Вот и осень наступила,

Яблочки позолотила.
Буду яблочки срывать,
Чтобы деток угощать.

Таня (обращается к детям). Ребятки, я
пойду за корзиночкой, а вас прошу при-
смотреть за яблонькой, чтобы яблоньку не
обижали, чтобы яблочки не рвали.

Таня уходит, появляется Медведь.

Медведь.      Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Мишеньке понравится.

Ведущий (обращается к детям).

Ребята,  давайте  прогоним  Мишку,   будем

лаять, как собачки. Он испугается и убежит.
Дети лают.

Медведь.       Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Медведь убегает, появляется Лиса.

Лиса.        Что за чудо вижу я?

Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Лисоньке понравится.
Ведущий
(обращается к детям).
Давайте, ребята, Лисичку пугать. Будем в
ладошки громко хлопать, она и убежит.

Дети хлопают в ладоши.
Лиса.        Видно, сторож здесь хорош,

Еле ноги унесёшь .
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Лиса убегает, появляется Петушок.
Петушок.       Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Петушку понравится.
Ведущий
(обращается к детям).
Давайте, ребята, ножками потопаем. Пету-
шок испугается и убежит.  
(Дети топают.)
Петушок.      

Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.

Петушок убегает, появляется Зайка.
Заяц. Я - серый зайчишка,
Ужасный трусишка.
Быстро по лесу скакал,
От лисицы убегал!

Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Заиньке понравится.
Ведущий
(обращается к детям).
Детки, давайте будем, как волчата выть:
"У-у-у!". Зайка испугается и убежит.
Заяц.   Видно, сторож здесь хорош,

Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Зайка убегает, появляется Таня.

Таня останавливает Зайчика.
Таня.        Стой-ка, Заинька-дружок,

Приходи-ка на лужок.


Таня. Всех зверюшек приглашаю,
Но прежде, чем вас угощать,
Прошу всех дружно поплясать.
Детки, хлопайте в ладоши,
Нынче день такой хороший!    

Праздник весёлый сегодня у нас,
Все зверята попляшут сейчас!
Дети хлопают, звери танцуют.
Таня (обращается к зверятам).

А теперь дружно яблочки снимайте
И корзинки наполняйте!
Звери.        Будем яблочки снимать  

И ребяток угощать!

Ведущий берёт корзинки с яблоками и переда-
ёт их воспитателям, а те угощают детей.

Вариант окончания сценки,
если сценка разыгрывается детьми:
Таня. И зверят, и ребят

Приглашаю веселиться,
Вокруг яблоньки пойдём,
Хоровод водить начнём,
Песню яблоньке споём.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД "ЯБЛОНЬКА"
В конце хоровода со словами: "Яблочки румяные
ниже опусти" дети подходят к яблоне.
Ведущий.      Дружно яблоки снимайте

   И корзинки наполняйте!
   
Ведущий угощает детей.

Конспект развлечения «Золотое яичко»

(с элементами кукольного театра)

Дети входят в зал под русскую народную песню, выстраивают хоровод. Ведущая в русском народном костюме встречает детей:

Ведущая: Здравствуйте, детушки-касатушки!

Проходите не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь!

Всем ли видно, всем ли слышно?

Пришли мы сегодня с вами встретить великую Пасху!

-Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Праздник  Пасхи один из великих праздников, который идет к нам из древней Руси. В этот праздничный день хочу вам рассказать сказку, не простую,а пасхальную…

Дети садятся на лавочки. 
Ведущая: 
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.

Была курица такая затейница, любила песни петь и с детушками играть.

       

                        Игра «Курочка и цыплята»

Цыплята прячась за курицу подходят к ворону.

-курочка-рябушечка, куда пошла?

- на мельницу

- курочка-рябушечка, зачем пошла?

За водой

- курочка-рябушечка, кому вода?

-ребятишкам

- курочка-рябушечка, ребята чьи?

- мои ,они пить хотят, на всю улицу кричат!

Ворон старается то с одной стороны, то с другой ухватить цыпленка, а курица уворачивается от ворона.

Игра проводится до тех пор пока всех цыплят не перетаскает ворон.)

По окончании игры дети садятся на лавочки. Выставляется ширма для кукольного театра.

Ведущая
-Снесла курочка яичко,
Не простое ─ золотое.

Баба: 
Эй, старик, проснись скорей!

Дед:
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?

Баба: 
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Дед: 
А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!

Баба: 
Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.

Дед: 
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.

Баба: 
Ох, горит, слепит глаза!

Дед:
Чудеса!

Баба: 
Чудеса!

Игра с яйцом «Передай яйцо»

Звучит фоновая р.н. музыка, дети хором, передавая яйцо по кругу произносят считалку:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепила за периллу-

Прямо в речку угодила.

Кто не видит – это он

Выходи из круга вон!

У кого оказалось яйцо, пляшет в кругу под р.н. мелодию.



Дед:
Ты яйцо-то забери,
и в сундук его запри .
(
слышен стук в дверь) 

Баба:
Нету дома никого!

Дед: 
Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.

Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.

Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Баба: 
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!

Дед:
Я хозяин или нет?!
(Яйцо падает и разбивается)

Баба (плача):
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.

Дед:
Успокойся, хватит, баба!
Нанесет яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на Пасху детям.


Дед и баба под музыку выносят
лукошко с писанками и крашенками
и одаривают детей.

Далее ведущая предлагает поиграть с крашеными яйцами:

Игры с крашеными яйцами:

  • У кого дальше прокатится?
  • Чьё дольше вертится?
  • Битва яйцами на победителя

Далее ведущая выносит пасхальный кулич.

Приглашает детей за стол пить чай с куличом.


Литература:

Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Князевой О.Л., Маханёвой М.Д.,

Русская народная песня для детей. Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс. 1999.

Дошкольное воспитание  №7-9, 2000г.

 Сборник “Лейся песня”. Выпуск 8

 

Дошкольное воспитание  №8, 1987г

Методические материалы к программе «Детство» г.Санкт-Петербург,

 «Народное искусство в воспитании детей» ( под редакцией Комаровой Т.С.),  

«Знакомство детей с русским народным творчеством» (авт.-сост. Куприна Л.С.,Бударина Т.А., и др.),

«Красна изба…» (Тихонова М.В., Смирнова Н.С.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...