Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"
проект (младшая группа) на тему
В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по психологическому сопровождению семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка.
«В детский сад без слез»
Актуальность
Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
В настоящее время невостребованные в 90-х гг. детские сады переживают настоящий “бэби-бум”. Родители вынуждены записывать своих детей в очередь чуть ли не с рождения. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка тяжёлой или дезадаптации является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОУ приходят и участвуют в этом сложном процессе от 40 до 50 и более малышей.
Если взять анализ адаптации по нашему детскому саду за прошедший год, то можно увидеть следующее: в д/с поступило 54 ребенка (четыре младших групп). Из них (60%) детей по наблюдениям показали лёгкий уровень адаптации; детей (35%) – имели среднюю, 5% усложнённую степень адаптации (по диагностике адаптации у младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой). В 2013-2014 учебном году в нашем ДОУ набирается 4 группы младших дошкольников (53ребенка).
Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна: воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.
Исходя из этого, в нашем ДОУ возникла необходимость в создании комплексной модели психолого-педагогического сопровождения младших дошкольников к условиям ДОУ.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Возраст детей: 1-3 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Легкая адаптация к условиям детского сада, вхождение в социум. Успешный переход на более высокую ступень ДОУ из яслей во вторую младшую группу.
Цель проекта: Эмоционально - личностное развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к ДОУ, а также развитие всех психических процессов в тесном взаимодействии всех участников проекта.
Задачи
для детей:
Создание атмосферы эмоциональной безопасности;
Развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
Развитие коммуникативных навыков;
Сенсорное развитие;
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
Формирование доверия к педагогам.
Освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
Для родителей:
Создание доверительных отношений с ребенком в период адаптации к ДОУ;
Знакомство родителей с психическими особенностями раннего возраста;
Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в детский сад;
Учить родителя взаимодействовать с ребенком в процессе предметно - развивающей деятельности
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Для педагогов:
Разработать рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации оказания консультативной помощи родителям;
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.
Название итогового мероприятия проекта: «Большие успехи маленьких людей».
Продукты проекта
Для детей: Групповые занятия совместно с родителями в рамках адаптационного клуба «Вместе с мамой», групповые и индивидуальные занятия по авторской программе «Развивай - ка».
Для родителей: Активное взаимодействие родителя с ребенком в рамках адаптационного клуба «Вместе с мамой», включающая как теоретическую форму (консультации, дискуссии), так и практическую, упражнения, игры, а также совместная деятельность родителя с ребенком (игры, совместное творчество), медико – педагогический совет.
Для педагогов: Практикумы, консультации по вопросам воспитания и развития детей в адаптационный период.
Фитнес – терапия – снятие физического и эмоционального напряжения, повышение жизненного тонуса и работоспособности.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения.
Для родителей: Повышение заинтересованности родителей к вопросам развития детей раннего возраста. Повышена педагогическая культура родителей и уровень семейного воспитания. Сформирован интерес к жизни ребенка в детском саду, снижена тревожность родителей при поступления ребенка в ДОУ. Сформирована активная позиция в процессе адаптации ребенка.
Для педагогов: Повышен уровень знаний об особенностях адаптационного периода и способах общения с детьми в соответствии с их возрастом.
Освоены новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми в период их адаптации к условиям ДОУ. Повышен жизненный тонус, позитивный настрой к работе.
Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта
Подготовительный этап.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и положительные, например, удивление, интерес от знакомства с новым – обстановкой, деятельностью.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. По своим результатам адаптация бывает разной: позитивной, негативной.
Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выявлено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется неадекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагогов и специалистов в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль в первом классе школы.
Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.
1 этап
Организация и проведение адаптационного клуба «Вместе с мамой» на основе программы педагогов- психологов г. Нижнекамска «Ладушки - ладошки». Составители: Айметдинова А.И. ДОУ № 67, Бубнова С.Ю. ДОУ № 57, Данилова Ж.Ю. ДОУ № 41, Ерычева М.В. ЦРР – ДОУ № 89, Кондратьева Г.И. ДОУ № 3
Занятия проводятся с ноября по май 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 1 час. Занятия организуют два специалиста: педагог – психолог, задачи которого:
- учить взаимодействовать детей друг с другом в игровой деятельности;
- организовать и сплотить детский коллектив;
- развивать психические процессы посредством арт- терапии и дидактических игр и пособий.
Музыкальный руководитель, задачи которого:
Развитие эстетического воспитания;
Администрация дошкольного учреждения знакомит с детским садом, с будущими воспитателями, с режимными моментами.
Первичная диагностика, сбор информации. Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности. При этом используется анкетирование родителей, (приложение - прогноз адаптации; анкеты для родителей). На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ, и анализом медицинской карты ребёнка медсестрой. По полученным результатам определяют прогноз адаптации.
2 этап
Реализация модели комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации вновь поступивших младших дошкольников. На данном этапе предполагается активное взаимодействие специалистов ДОУ (медсестра, педагог-психолог, воспитатели) и родителей ребёнка. Цель данного этапа: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ, психолого-педагогическое просвещение педагогов, создание условий для успешной работы, облегчение процесса адаптации детей к условиям ДОУ через создание положительной атмосферы в группе, снятия внутреннего напряжения.
Взаимодействие с родителями воспитанников
1. Разработать и реализовать психолого-педагогическую образовательную программу по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОУ «Наш малыш».
Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития ребёнка. Встречи по программе клуба будут проводиться один раз в неделю с августа по октябрь (всего 12 занятий по 60мин). В программе встреч предполагается участие педагога-психолога, воспитателей, медсестры и родителей.
В программе будут использоваться следующие методы работы с родителями и педагогами:
- проведение родительских собраний
- мастер-классы;
- направленные беседы;
- групповые консультации;
- использование ИКТ (презентации, методические рекомендации, видеоматериалы и т.д.).
Темы для собраний клуба:
- «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»,
«Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению»,
«Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома», «Показатели адаптированности ребенка к ДОУ»,
«Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад».
2. Консультации педагога-психолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые).
3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей 3-года жизни», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш»).
Взаимодействие с педагогами
1. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам адаптации и развитию детей 3-го года жизни («Первые дни ребенка в детском саду», «Игры с детьми в адаптационный период», «Особенности адаптации детей к ДОУ»). Консультирование педагогов начинается до начала приёма детей в группы ДОУ.
2. Консультативная помощь в организации предметно-развивающей среды и психологических уголков в группах ДОУ.
3. Организация и проведение «Фитнес - терапии», которая проводится в три этапа: 1 этап. Силовые и аэробные упражнения в течение одного часа. Цель: повышение жизненного тонуса, работоспособности, профилактика эмоционального выгорания. 2 этап. «Фито - терапия». Цель: в зависимости от сочетания трав: расслабление, тонизирование, профилактика ОРЗ. 3 этап. «Релаксация, с элементами аутотренинга». Цель: эмоциональное и физическое расслабление, ощущение позитивного настоящего и светлого будущего.
Взаимодействие с воспитанниками
- Участие педагога-психолога в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр.
- Групповые занятия с детьми по собственной авторской программе «Развивай- ка». Проводятся один раз в неделю по 10 минут.
3 этап
Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой, психологическая диагностика в раннем возрасте Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Создаётся рефлексивный отчёт о проделанной работе.
Итогом проекта является проведение развлечения «Большие успехи маленьких людей», который проводится в три этапа:
- Этап. Отчет о проделанной работе проекта «В детский сад без слез»- обмен мнениями и пожеланиями. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ.
- Этап. Фото и видео отчеты занятий и мероприятий, проводимых с детьми.
- Этап. «Мой первый выпускной». Развлечение для детей с участием сказочных героев. Чаепитие – угощение детей сладкими подарками.
Ожидаемые результаты проекта:
- Положительная динамика увеличения числа младших дошкольников с лёгкой степенью адаптации.
- Педагоги и родители повысят уровень знаний об особенностях адаптационного периода и способах общения с детьми в соответствии с их возрастом.
- Педагоги освоят новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми в период их адаптации к условиям ДОУ.
Критерии оценки результатов реализации проекта
Рост числа детей показавших лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ на 40%.
Ресурсное обеспечение
Для реализации проекта дополнительное кадровое, материально-техническое, информационно-методическое ресурсное обеспечение не потребуется.
Список используемой литературы:
- Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
- Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.
- Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.
- Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9
- Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
- Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002. - 306с.
- Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проектной деятельности в практике работы детского сада
Презентация педагогического опыта....
Мастер - класс «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности»
Шесть лет работаю по проектной деятельности и хочу поделиться с вами как в нашем детском саду этот метод внедрён. Надеюсь, что данный материал заинтересует педагогов и поможет им внедрить метод проект...
« Проектная деятельность в коррекционной группе детского сада»
Доклад об особенностях проектной деятельности в коррекционной группе детского сада с детьми, имеющими общее недоразвитие речи...
Проектная деятельность "Классическая музыка в детском саду"
Все мы прекрасно знаем, что классическая музыка хорошо влияет на развитие детей дошкольного возраста. Мы часто используем ее как в рамках проекта, как и во время проведения НОД, так ...
Проектная деятельность "Классическая музыка в детском саду"
Проект "Классическая музыка в детском саду"...
Проектная деятельность Образовательная робототехника в детском саду.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...
Проектная деятельность в старшей группе детского сада "Витамины на окошке".
Проетк предназначен для детей 5 - 6 лет, краткосрочный. Сроки выполнения март - сентябрь....