«Проблемно-игровое экспериментирование как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста». Мастер-класс для педагогов ДОУ
материал по психологии (подготовительная группа)
Социальное проблемно-игровое экспериментирование — это технология, которая используется для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста и позволяет решать следующие задачи:
- расширение представлений об основных эмоциях;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие социального и эмоционального интеллекта;
- формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка» ____________________________________________________________________ 652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт.Яя, ул. Пионерская, 5 |
«Проблемно-игровое экспериментирование
как средство социально-коммуникативного развития
детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Провела:
Булгакова В.М.,
педагог-психолог
Пгт Яя, 2024 г.
«Проблемно-игровое экспериментирование
как средство социально-коммуникативного развития
детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов ДОУ в вопросах социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с технологией проблемно-игрового экспериментирования;
- раскрыть возможности применения технологии в работе с детьми;
- рассмотреть на практике некоторые проблемные ситуации и способы их решения в ходе проблемно-игрового экспериментирования.
Актуализация. В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «...в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» (ФГОС ДО, п.1.2). Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста».
Кроме того, ФГОС ДО побуждает педагогов и психологов ДОУ к реализации эффективных методов и технологий в работе с детьми, способствующих эмоционально благополучному пребыванию ребенка в детском саду и развитию у него опыта совместной деятельности в коллективе. Следует отметить, что не всегда и не все дошкольники бывают заинтересованы в контакте с педагогом и сверстниками, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм, обладают скудной палитрой эмоций. Самооценка нередко бывает неадекватна, что порождает тревожность, замкнутость, обидчивость, раздражительность, агрессивность. Дети сторонятся коллективных игр и в речевой контакт вступают с трудом.
1.Теоретическая часть. В работе по реализации направления социально-коммуникативного развития старших дошкольников И. А. Пазухина предлагает использовать инновационную технологию социального проблемно-игрового экспериментирования в области человеческих эмоций.
Социальное проблемно-игровое экспериментирование — это технология, которая используется для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста и позволяет решать следующие задачи:
- расширение представлений об основных эмоциях;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие социального и эмоционального интеллекта;
- формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.
Несмотря на различные области применения данной технологии, можно выделить одну отличительную особенность: ребенок познает объект в процессе практической деятельности с ним. У китайского народа есть изречение: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Обучая ребенка, знания необходимо представлять визуально и так, чтобы малыш имел возможность понаблюдать, потрогать, действовать. Таким образом, в ходе исследований происходит формирование знаний, которые приобретаются в результате активного взаимодействия с реальностью.
Еще одна принципиально важная возможность, которая появляется в процессе практических занятий: в рамках группы дошкольник может экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые для него умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Все это формирует положительное отношение к занятию, развивает интересы детей, создает доброжелательное, комфортное состояние и дает возможность проявить свои способности, а также способствует развитию творческой активности.
Сегодня мне хотелось подробнее остановиться на социальном экспериментировании и экспериментировании в области человеческих эмоций, так как приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога является именно развитие и коррекция эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.
В кабинете педагога-психолога создана мини-лаборатория. В экспериментах используются простые предметы: воздушный шарик, булавка продемонстрируют эффективность применения социально приемлемых способов решения конфликтов; стаканчик с водой, блестящие звездочки, акварельные краски, кисточка, трубочка для коктейля помогут понять многообразие человеческих эмоций; камешек поможет осознанию необходимости уметь говорить с человеком о проблемах и выяснять неприятные моменты в общении и т. д.
Эксперименты могут выступать как часть занятия по социально-эмоциональному развитию дошкольников 5-7 лет, а могут проводиться как отдельное занятие. В организации и проведении экспериментов можно выделить условно несколько этапов:
1.Организационный (введение в тему занятия (игровая ситуация, чтение художественной литературы, беседа, с целью актуализации личного опыта детей), постановка проблемного вопроса, выдвижения предположений о причинах поступка, поведения, отношений, явления и т.д).
2.Экспериментирование (проведение исследования, решение проблемной ситуации, установление причинно-следственной связи).
3.Обсуждение результатов и формулировка выводов.
2.Практическая часть. Итак, уважаемые коллеги, приглашаю вас немного побыть детьми и посетить «Школу волшебников».
Упражнение «Мое настроение».
А для начала, предлагаю упражнение для разминки. Расскажите о вашем настроении сегодня. Какое оно? Подумайте, на какое время года или природное явление оно похоже? (белое пушистое облако или яркое солнце и т.д.).
Эксперимент «Волшебные стаканчики».
Цель: расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности.
Оборудование: пластиковые прозрачные бесцветные стаканчики с чистой водой, трубочки для коктейля, акварельные краски, кисточки, блестящие звездочки-пайетки.
Ход эксперимента. Мы с вами превращаемся в волшебников. У вас на столе набор для волшебства.
Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничто нас особо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли.
Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросаем блестки в стакан и трубочкой размешивает их.) Посмотрите, какая красота! Попробуйте так же поколдовать. Берите немного звездочек и бросайте в стаканчик. А чтобы блестки заискрились, возьмите трубочку, подуйте через нее в стаканчик и устройте салют. Смотрите, как весело сверкают звездочки! У вас получились замечательные веселые салюты!
Но бывает и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение, и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем, тогда наши мысли похожи на темную, мутную воду. (Опускаем кусочек глины или черной краски в свой стакан.) Это значит, потерялась наша радость. Настроение стало печальным. Как вернуть веселье? Пусть каждый придумает свой способ. Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим стараниям.
А случается и такое: кто-то ругается, ссорится и сжимает кулаки. Человек испытывает злость, гнев. (Опускает кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой.) Какого цвета стала вода? (Красная.) Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злость. Вспомните, когда вы злились, из-за чего это случилось? (Дети высказываются.) Что можно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства? Предлагая свой способ, участники могут опускать в стакан кисточку с желтой краской, символизирующей приятные эмоции. Затем наблюдают и озвучивают, как изменился цвет злости в стаканчике.
Эксперимент «Как победить недобрые чувства»
Цель: учить детей адекватно выражать негативные эмоции, развивать умение снимать эмоциональное напряжение, расширить у детей поведенческий репертуар в сложных ситуациях.
Оборудование: картинки с изображениями двух мальчиков (веселого и злого), поднос, два воздушных шарика, булавка.
Ход эксперимента. Коллеги, вы много знаете о том, как беречь здоровье. Но говорят, чтобы быть здоровым, нужно находиться в хорошем настроении. Давайте об этом порассуждаем. Садитесь поудобнее и послушайте стихотворение «Что с тобой?» В нем говорится об одном мальчике. После того как вы прослушаете стихотворение, вам нужно будет показать его на картинке, выбрав из двух вариантов.
Ты надутый весь такой,
Словно шарик надувной.
У тебя сердитый вид —
Он о многом говорит:
Тебя кто-то обижал?
Тебе кто-то угрожал?
Ты не получил конфет?
Или настроенья нет?
Что с тобой? Что с тобой?
Ты как шарик надувной!
Как вы думаете, про которого мальчика шла речь в стихотворении?
Какими словами вы могли бы описать его настроение, его состояние? (Злой, сердитый, обиженный, надутый, рассерженный, хмурый, неприятный, недовольный, недобрый, агрессивный, недружелюбный.) А теперь давайте обратим внимание на его лицо и позу. Они какие-то необычные. (Брови нахмуренные, взгляд из-под бровей, зубы сжаты, губы плотно сжаты, руки сжаты в кулаки, воинственная поза.) Как вы думаете, почему у него такое настроение? (Его кто-то обидел, ударил, не дал конфет или он заболел и т. д.) А теперь давайте посмотрим на второго мальчика. Какими словами вы могли бы описать его настроение, его состояние? (Веселый, радостный, ликующий, довольный, улыбающийся, приятный, добрый, доброжелательный.) А что вы можете сказать о его лице, позе? (Глаза веселые, прищурены, рот улыбается, подпрыгивает от радости.) Как вы думаете, почему у этого мальчика такое настроение? (У него день рождения, кто-то угостил вкусной конфетой и т. д.) Скажите, пожалуйста, как вы думаете, много ли друзей у обидчивых людей? Почему? А приятно ли общаться с сердитым человеком? А с каким человеком приятно общаться?
Давайте вернемся к герою нашего стихотворения. У мальчика скопилась
злость, обида, раздражение, то есть не приятные чувства. А так ведь и заболеть недолго, так как болезни нападают на тех, у кого плохое настроение. Давайте проведем такой эксперимент. Я буду надувать шарик и предлагаю вам представить, что внутри этого шарика находятся неприятные чувства. Их надо выпустить. (Прокалываем иголкой шар, который с шумом лопается.) Если так выпускать свою злость, то есть драться, обзываться, кричать, то можно напугать или разозлить окружающих. А теперь я надую второй шарик и буду понемногу выпускать из него воздух, то есть злость, обиду, раздражение. Вы заметили, что шарик становится меньше? А это значит, что и неприятные чувства уменьшаются, не причинив никому вреда. Дети, а что вы можете предложить, чтобы победить недобрые чувства? (Потанцевать; медленно сосчитать до 10 и обратно; встать под душ; слепить что-нибудь из пластилина; разорвать старую газету на мелкие кусочки; изо всех сил сжать кулаки, а затем медленно разжать их и т. д., выполнить упражнение «Возьми себя в руки») Каждый ребенок или взрослый может обидеться или рассердиться на кого-нибудь. Но нужно не забывать, что неприятные чувства не должны быть долго внутри человека, их надо умело выпускать. И тогда человек будет здоровым. Ведь хорошее настроение — основа здоровья. И я вам желаю никогда не терять веселое настроение.
Эксперимент «Камешек в ботинке»
Цель: учить детей решать конфликтные ситуации, преодолевать негативные черты характера (агрессивность, замкнутость, нерешительность), обучать детей адекватными способами вербализовывать свое эмоциональное состояние; способствовать снижению эмоционального напряжения в группе.
Оборудование: маленькие камешки на каждого ребенка.
Ход эксперимента: Случалось так, что вам в ботинок попадал камешек? (Ответы) Сначала камешек не очень мешает, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда нам нужно снять ботинок и вытряхнуть камешек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там не камень, а целая гора с острыми краями. Но бывает, что, придя домой, мы забывали вытащить камень из ботинка. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала. Но утром, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали сильную боль от соприкосновения с тем же камнем. Боль, причем более сильная, чем вчера.
Так маленькая проблема становится большой неприятностью. Давайте мы с вами посмотрим, так ли это. Каждому я даю камешек. Положите его под пяточку. Что вы чувствуете? Что-то мешает, но не больно. А теперь встаньте. Усилились неприятные ощущения, боль? Попробуйте сделать несколько шагов. Что чувствуете теперь? (Ответы.) Koгдa мы сердимся, чем-то обижены,
взволнованы, у нас как будто в ботинке маленький камешек. Если мы сразу же
почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой.
А если оставим камешек в обуви, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы.
Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камешек в ботинке», мы все сразу поймем, что ему что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-либо неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам?
Если чувствуете, скажите нам. Например: «У меня камешек в ботинке. Мне не нравится, что Ваня меня толкает». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камешков в ботинке».
Участники по очереди рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные «камешки», о которых будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник предлагает попавшему в затруднительную ситуацию способ, при помощи которого можно избавиться от «камешка».
Эксперимент «Магнит»
Цель: организация психоэмоционального раскрепощения, снятие мышечного напряжения, преодоление тактильных барьеров, развитие коммуникативных качеств.
Оборудование: поднос, магнит, железные шарики.
Ход эксперимента: Давайте немного поэкспериментируем: смотрите на подносе железные шарики и магнит. Как вы думаете, что произойдет, если поднести магнит к шарикам? (Он их притянет.) Верно. А сейчас мы с вами поиграем. Вы – железные шарики, которые свободно двигаются по комнате (под веселую музыку). Когда появится магнитик (т. е. прозвучат слова: «Ольга - магнитик!» Названный участник должен остановиться и замереть), а вы все бегите к нему и сильно прижмитесь друг к другу. А теперь давайте каждый скажет, почему Оля притягивает, как магнит, что в нем такого замечательного? (Игра повторяется несколько раз с другими участниками-магнитиками.)
В заключение хотелось бы отметить, что цель исследовательская деятельность является не только средством познавательной активности дошкольника, но и средством его социально-коммуникативного развития, что способствует формированию всесторонне развитой личности. В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Он учится совместно со взрослым и группой сверстников определять наиболее эффективный способ решения встающих перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы.
Рефлексия «Цепочка пожеланий».
Каждому участнику состоявшегося по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия и передать горящий фонарик соседу. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий педагог-психолог, подводя определенный итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/09/picture-540223-1457486509.jpg)
(конкурс) «Мульттерапия как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта и ознакомление педагогов с методами и приемами обучения детей анимации....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-812202-1473095872.jpg)
Игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835714-1477201619.jpg)
Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы по формированию у старших дошкольников межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1161666-1570269114.jpg)
Подвижные игры как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Умение общаться является одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности. Отсутствие элементарных навыков ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-736256-1452854598.jpg)
План работы по самообразованию на тему: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год».
Повысить уровень образовательной деятельности посредством использования инновационных технологий Гришаевай Н. П., в социально - коммуникативном развитии воспитанников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-736256-1452854598.jpg)
План работы по самообразованию на тему: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год».
План работы по самообразованию : Инновационные технологии как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 - 2022 учебный год"....