План работы по самообразованию на тему: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год».
методическая разработка (подготовительная группа)

Остапкевич Ольга Федоровна
Повысить уровень образовательной деятельности посредством использования инновационных технологий Гришаевай Н. П., в социально - коммуникативном развитии воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение

города Когалыма «Золушка»

План работы по самообразованию на тему:

«Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития

детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022  учебный год».

Составила: воспитатель Остапкевич О. Ф.

г. Когалым 2021 год

Индивидуальный план самообразования

ФИО: Остапкевич Ольга Федоровна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Тема самообразования: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей подготовительного дошкольного возраста».

Работа начата: 01.09. 2021 год

Предполагается закончить: 25.05. 2022год

Цель:  повысить уровень образовательной деятельности посредством использования инновационных технологий Гришаевой Н.П., в социально-коммуникативном развитии воспитанников.

Задачи:

1.Изучение инновационных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников Н.П. Гришаевой.

2.Практическое: продолжать  применять в педагогическом процессе инновационных технологий: рефлексивный круг, ситуация месяца, социальная акция.

3.Внедрение технологий: «Дети волонтёры» «Клубный час».

4.Совершенствовать уровень образовательной деятельности в создании условий для развития и саморазвития дошкольников.

Актуальность выбранной темы.

Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы социализации детей.

Детские дошкольные  организации играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности. Будучи социальными организациями в системе социального института образования и значимыми агентами социализации, они реализуют такие важные для социализации детей функции, как оздоровительную, воспитательную, образовательную и другие.

С введением федерального образовательного стандарта дошкольного образования научные авторские коллективы разрабатывают примерные общеобразовательные программы и парциальные программы по всем направлениям развития дошкольников. В настоящее время идет поиск педагогических инновационных технологий в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста, что  обосновывает необходимость  изучения темы современных  технологий  эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень  социализации ребёнка.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так же совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска.

Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих и воспитательных систем, проектированием образовательных процессов. Как правило, педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Прогресс и скорость современного развития диктует такой же ускоренный, модернизированный подход к воспитанию ребенка. Сегодня необходимо создать благоприятные условия для его социализации. Учить взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и оценивать их результаты.

На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально – коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Результат

Изучение методической литературы

В течение года

1.Басова С.Н. Использование современных технологий социализации дошкольника/ С.Н. Басова.- М.: Эксмо, 2016.

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2013.

3.Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации/ Н.П. Гришаева.- М.: Вентана-Граф, 2015.

4.Марцинковская  Т.Д. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Т.Д.Марцинковская.- М.: Академия, 2014.

5.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011.

6.Рожков М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. - М.: Наука, 2012.

7.Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность/ В.А. Сластенин.-  М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2014.

8.Струкова Л.М. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5.

Собран дополнительный материал по инновационным технологиям в направлении социально – коммуникативного развития Н. П. Гришаевой из Интернет – источников. Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы,  самообразования.

Изучение статей в журналах:  

Сайты для воспитателей детских садов:

http://www. maam. Ru

http://vospitatel.com.ua/ 

www. Дошколёнок.ру

Социальная сеть работников
образования nsportal.ru

Электронные версии журналов:

- журнал «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru/

журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru/;

журнал Детский сад: теория и практика http://www.editionpress.ru

журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/homepages.php

Российское педагогическое издание «Вестник просвещения»

vestnikprosveshheniya.ru

Участие в семинарах, курсах, вебинарах

В течение года

Участие в работе по реализации ФГОС ДО. Активное участие в мероприятиях по теме «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста»: педсовет, семинары, курсы.

Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС; обмен опытом.

Проведение мастер -  класса на тему : Педагогическая технология. «Ежедневный рефлексивный круг».

Методическая работа

Сентябрь

Теоретическое изучение проблемы

Пополнение картотек игр для социально-коммуникативного развития. Пополнение «Портфолио воспитателя»

Итоговое мероприятие по ситуации месяца «Детский сад»

Октябрь

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Выступление на педагогическом часе «Как ввести правила жизни в группе» «Ситуация месяца». Теоретическое изучение и внедрение технологии «Работа с родителями через детей».

Итоговое мероприятие по ситуации месяца «Осень в гости нам пришла».

Ноябрь

Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения технологии,  обмен опытом.

Теоретическое изучение и внедрение технологии «Работа с родителями через детей».

Итоговое мероприятие по ситуации месяца «День матери».

Февраль

Пополнение в группе инструментария для проведения технологии «Рефлексивный круг»

Теоретическое изучение и внедрение технологии «Дети волонтёры»

Апрель

Изучение педагогического опыта других педагогов

Подготовка и проведение итоговых мероприятий по технологии «Ситуация месяца»

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей

«Роль игры в жизни ребенка»

Педагогическое просвещение родителей. Консультация «Роль игры в жизни ребенка»

В течение года

Информирование родителей о теме и планируемых мероприятий по технологии «Ситуация месяца» (памятка – объявление для родителей)

Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.

Ноябрь

Консультация на тему «Технологии эффективной социализации детей Гришаевой Н.П.»; «Развитие самостоятельности ребенка в семье»

Памятка ««Игры для социально-коммуникативного развития детей»

Март

Апрель

Привлечение родителей к проведению итоговых мероприятий по ситуации месяца

Папки-передвижки: «Социально-коммуникативное развитие ребенка в ДОУ и семьи»;  «Игровая терапия дома».

Работа с детьми

В течение года

Совместные игры на социально - коммуникативное развития детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр

Проведение технологии: «Рефлексивный круг», «Ситуация месяца», «Итоговое мероприятие месяца», «Социальная акция»

Изучение и внедрение технологий: «Дети - волонтёры», «Клубный час»

Самореализация

В течение года

Публикация: Российское педагогическое издание «Вестник просвещения»

Статьи по теме самообразования, обмен опытом

В течение года

Участие в конкурсах всероссийского и международного уровня

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества

В течение года

Проведение мастер класса на тему : Педагогическая технология. «Ежедневный рефлексивный круг».



Предварительный просмотр:

                                      ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВhttps://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1618326983_20-phonoteka_org-p-foni-detskie-dlya-detskogo-sada-20.jpg

«Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного   возраста  «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»

Рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности.

«Ежедневный рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей.

Цель: развитие связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познание себя, своих мыслей, собственных действий и состояний). 

Задачи:

  • сплотить детский коллектив;
  • развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
  • формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
  • учить обсуждать планы на день (в дальнейшем на неделю, месяц);
  • привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.

Виды рефлексивных кругов:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ (познание ребенком самого себя, своих мыслей, чувств, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения)
  • СОБЫТИЙНЫЕ (осмысление собственных действий и состояний)
  • ТВОРЧЕСКИЕ (развитие творческого потенциала (дети учатся сочинять, фантазировать), релаксация, рассказы по воображению и др.)
  • ПОНЯТИЙНЫЕ (осмысленное понимание и восприятия духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи)

Рефлексивный круг может проводиться:

  • по плану
  • по итогам свободной работы
  • без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.

Большинство дошкольников испытывают трудности, на первых порах внедрения этой технологии:

  • не умеют выражать свои мысли и чувства словами;
  • не всегда понимают вопросы и задания;
  • не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают;
  • боятся высказывать свое мнение, думают, что над ними посмеются, испытывают страх «неправильного» ответа.

Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе. Речь становится эмоциональной, а запас слов разнообразнее.

Правила на ЕРК создаются совместно педагогом и детьми (Правила вывешиваются на стенд или стены в виде картинок)

ПРАВИЛА проведения ЕРК:

  • РК проводится КАЖДЫЙ ДЕНЬ в удобное время (утро/день/вечер)
  • РК начинается с речёвки (приветствия)
  • Время проведения: младшие группы-5-10 минут,
  • старшие группы-10-20 минут.
  • Необходимо соблюдать атрибутику и традиционность проведения РК (приглушенный электрический свет, спокойная музыка, свеча (электрическая), мягкий предмет-талисман, который дети передают по кругу, место проведения РК (ковер, подушки и др.)
  • В младших группах начинать РК с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно. Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от ее лица.https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1618326983_20-phonoteka_org-p-foni-detskie-dlya-detskogo-sada-20.jpg
  • Обсуждать проблемы без перехода на личности детей, чтобы каждый ребенок чувствовал свою защищенность.
  • !!! Нельзя ОЦЕНИВАТЬ высказывания детей!!!  Стараться комментировать каждое их высказывание, развивая суждения дальше.
  • Каждый РК заканчивается технологией развивающего общения «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего РК.

ПРАВИЛА проведения РК для детей: 

  • Правило поднятой руки.
  • Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
  • Отвечать на вопрос, который задан.
  • Не повторять то, что кто-то уже сказал.
  • Если не хочешь, можешь не говорить.
  • Не уходить из «круга», пока он не закончится.

Пример структуры утреннего ЕРК:

  • Позывные для утреннего круга (звуковые сигналы, песня, сюрпризный момент, …)
  • Организация круга (п/и «Поезд», размещение на своей подушке, …)
  • Приветствие (речевка, клубок, игрушка-талисман, …)
  • Обсуждение эмоционального состояния детей.
  • Обсуждение планов на день.
  • Обмен новостями и информацией о прошедших и предстоящих событиях.
  • Выявление детских интересов.
  • Обсуждение проблемных ситуаций.

Пример вопросов на экстренном «ЕРК» (сразу после какого-то происшествия)

  • Что случилось?
  • Почему так произошло?
  • Как решить ситуацию?
  • Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие-нет и почему?
  • Как поступить с тем, кто нарушает правила?
  • Зачем людям нужны правила?
  • Какие правила ты знаешь?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение города Когалыма

«Золушка»

Консультация на тему: «Как ввести правила жизни в группе».

Подготовили: воспитатель Остапкевич О.Ф.

                                            г. Когалым

Как ввести правила жизни в группе.

В детском саду существует огромное количество правил поведения в различных ситуациях, регулярно возникающих в жизни детского сада. Среди них можно выделить основополагающие, без соблюдения которых нормальная жизнь в группе детского сада просто невозможна, и второстепенные, нарушение которых, не так значимо. Например, нельзя бить людей – это основное правило, а здороваться, когда увидишь взрослого – это правило второстепенное. Основных правил будет немного 6 – 8. Чтобы наладить дисциплину в группе необходимо добиваться неукоснительного соблюдения основных правил всегда и всеми детьми, в том числе с использованием санкций. А при нарушении второстепенных правил достаточно просто мягко поправить ребенка и, конечно же, о применении санкций в этом случае не может быть и речи.

Что такое правила?» 
Организационный момент. Педагог предлагает детям образовать круг, сидя на
полу (на подушечках, которые дети сделали вместе со своими родителями). В центр круга
помещается свеча. Педагогу важно помнить о том, что не следует прерывать и перебивать
ребёнка, давать какие-либо оценки типа: «молодец», «умница», «нельзя», «плохой»...
Основное содержание. Педагог просит детей по кругу высказать своё ощущение,
поделиться со всеми своим настроением. Затем задает ребятам вопрос: «Как вы думаете,
что такое правила?». Педагог просит припомнить: «А есть ли в вашей семье какие-то
правила?» Например: «Нельзя проходить в обуви в комнаты». Затем педагог задает ещё
вопрос: «Для чего вообще правила нужны? Что будет, если их не соблюдать?». Прийти с
детьми к выводу, что жизнь протекает по правилам. Есть правила в семье, в магазине, в
стране, в мире. Дети вместе с педагогом проговаривают: «Если правила нарушить, то всё
смешается и встанет с ног на голову. Поэтому соблюдать
 правила необходимо».

   Набор основных правил может быть разным для разных ситуаций (режимных моментов). Например, в групповом помещении кричать и бегать нельзя, а на прогулке можно.

Обсудить с детьми как нельзя делать и как поступить по другому.

Как нельзя делать

как поступить по другому

не ссориться (куда входит не драться, не толкаться, не обзываться и т.п.)

все проблемы решать мирным путем

не шуметь, не мешать, другому говорить

чтобы высказаться нужно, поднять руку и дождаться когда педагог даст слово

не ломать игрушки

бережно относиться к игрушкам

не трогать чужие вещи без разрешения

спрашивать разрешение у владельца вещей

не покидать рабочее место без разрешения и убирать свое рабочее место

спрашивать разрешения покинуть место у педагога

Доведите правило до сознания детей.

Если дети запомнили правила, это еще не значит, что они поняли его смысл. Поэтому проведите специальные мероприятия, направленные на то, чтобы дети могли осознать глубинный смысл основных правил. Для этого выберите какое-то одно правило. Проведите беседу со всей группой. На примерах из опыта детей объясните, почему так поступать нельзя. Например, вы отрабатываете правило «людей бить нельзя». Попросите детей вспомнить случаи, когда их кто-то бил. Спросите, что они чувствовали при этом, хотели бы они, чтобы их еще раз побили. Затем попросите детей объяснить, почему бить людей нехорошо.

На другом занятии прочитайте книгу, посмотрите мультфильм и т.д., в которых персонаж причинял кому-то боль, бил и обижал, и был за это наказан жизнью. Пусть дети нарисуют рисунки под впечатлением от этого произведения. Только когда дети пропустят информацию о правиле «через себя», они смогут осознать глубинный смысл правила

 Доведите основные правила до сведения детей. И постоянно напоминать правила.

Перед наступлением режимного момента расскажите об основных правилах. Лучшим вариантом будет подобрать картинки, иллюстрирующие основные правила и показать на соответствующую картинку при объяснении правила. Затем кратко обсудите с детьми, почему эти правила важно соблюдать, какие могут быть последствия нарушения этих правил. Проверьте, насколько прочно дети запомнили правила. Для этого попросите их повторить правила.

Лучше, чтобы картинки – пиктограммы правил висели на видном месте. При нарушении правила спросите, ребенка какое именно он правило нарушил. Пусть он укажет на соответствующую картинку.

 Вместе с детьми  придумать заранее санкции - логические последствия.

Если в группе произошла какая-либо ситуация, связанная с нарушением правил, то сразу или спустя некоторое время, но не позже, чем через день после нарушения, следует обсудить случившееся. Спросить, что другие дети, не участвующие в нарушении, думают об этом, хотели бы они попасть в такую ситуацию.

2. Обратить внимание инициатора нарушения на реакцию и чувства других детей.

3. Предложить детям ввести правило и сделать его правилом недели, то есть время от времени напоминать о нем детям. Повесить на видное место, например в уголок под названием «Правила нашей группы». Вводить следует,  не более одного правила в неделю и не больше восьми правил в год (пяти правил для младших групп).

4.Спросить детей: «Ребята, а что же нам делать в следующий раз, если кто--то нарушит наше правило?» Ответы демонстративно записать, обсудить, отказаться от заведомо неприемлемых вариантов и оставить конструктивные решения. Внести своё предложение, например, установить «кресло размышления», на котором ребенок, нарушивший правило, должен сидеть в течение трёх минут (для малышей) и пяти минут (для детей постарше). Придумать как можно больше вариантов того, что ему поможет это правило не нарушать. Время засекается при помощи песочных часов в пределах видимости воспитателя и ребенка. По истечении времени воспитатель просит подойти и обсудить с ним то, что ребенок для себя решил.

Почему размышление над способам самопомощи работает более эффективно, нежели обычное наказание? Классическое наказание, например постановка угол, освобождает ребёнка от ответственности и контроля за своими действиями в будущем. То есть, он отбыл своё время в углу или на стульчике и освободился от чувства вины, необходимости корректировать своё поведение. Время для размышлений и задача самостоятельно придумать способы самопомощи не унижает достоинство ребенка и не освобождает его от ответственности.

Например, вы отрабатываете правило «людей бить нельзя». Если ребенок ударил другого во время игры, то он исключается из игры. Если ребенок ударил другого, пытаясь забрать игрушку, значит, он в этот день лишается права играть с аналогичными игрушками. Если ребенок ударил другого во время соревнования, то его дисквалифицируют и присуждают победу пострадавшему сопернику. Если это была командная игра, то проигравшей считается вся команда. Возможно, одно стандартное логическое последствие за нарушение данного правила – изоляция в течение какого-то периода нарушитель играет один, отправляется на необитаемый остров и т.д.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(конкурс) «Мульттерапия как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта и ознакомление педагогов с методами и приемами обучения детей анимации....

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и,  прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...

План работы по самообразованию по теме «Воспитание бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию по теме «Воспитание бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Воспитание бережного отношения к природе у детей старшег...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

План работы по самообразованию, по теме: "Инновационные технологии работы с детьми аутистами"

Краткий план работы, о том, что и как необходимо работать учителю-логопеду с детьми аутистами.Цель, задачи сроки выполнения реализации....

План работы по самообразованию на тему: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год».

План работы по самообразованию : Инновационные технологии как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 - 2022 учебный год"....