Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Опыт работы по формированию у старших дошкольников межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_igra.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы Так как в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении –дети трудно усваивают и выполняют правила поведения в общественных местах, с трудом дают нравственную оценку своим и чужим поступкам, у них бедный эмоциональный словарь, обозначающий этические, эстетические и нравственные качества и переживания человека, встал вопрос поиска путей и средств социально-коммуникативного развития детей. Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. Общение со сверстниками играет основополагающую роль в жизни дошкольника. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то ее можно использовать как одно из эффективных социально-коммуникативных средств формирования взаимоотношений детей.
Методические условия: Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то ее можно использовать как одно из эффективных средств формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. ФГОС ДО ставит перед педагогами ДОУ конкретные задачи: создание предметно пространственной среды в соответствии с предлагаемым «Примерным перечнем Игрового оборудования в ДОУ», Приказ Мин.Обр и науки Р.Ф. от 20.08.2011г №2151 Стоят конкретные задачи ООПДО Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие детей в старшей группе». Педагогические условия: Выступления на педагогическом совете Открытые просмотры Сотрудничество с семьями Обмен опытом в профессиональном сообществе Обмен опытом в интернет-сообществе. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Ведущая педагогическая идея Основой развития сюжетно-ролевой игры является создание игровой среды и косвенное руководство воспитателя игрой Формирование у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми
ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ Приемы прямого руководства Включение в игру, принятие на себя главной роли, показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры. Приемы косвенного руководства Беседы с детьми; Рассматривание картин иллюстраций; Чтение художественной литературы; Проведение экскурсий; Изготовление с детьми и родителями игровых пособий; Строительство и последующее обыгрывание разнообразных построек; Просмотр мультфильмов, презентаций, видеофильмов.
Цель: Создать условия для возникновения сюжетно-ролевых игр, способствовать формированию социально- коммуникативных навыков 1. 1.Создать предметно-игровую среду, отвечающую требованиям ФГОС ДО и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности 2. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно-ролевых игр в старшей группе 3. Осуществлять сотрудничество с родителями в области развития сюжетно-ролевой игры 4 .Провести диагностику сформированности социально-коммуникативных умений старших дошкольников 5 .Развитие индивидуальных умений(речь, мелкая моторика, память, внимание, воображение и др.) в решении совместных задач 8 .Расширять знания детей о правилах общения 9 .Формировать конкретные игровые взаимодействия в соответствии с ролью Задачи педагога: 6 .Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым в коллективе 7 .Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей
Физическое развитие Речевое развитие Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости; формирование позитивных установок к различным видам творчества Обогащение активного словаря, развитие связной речи, развитие речевого творчества Социально-коммуникативное развитие Развитие восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального) реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования Познавательное развитие Развитие физических качеств, овладение подвижными играми с правилами, координация движений; развитие крупной и мелкой моторики обеих рук; формирование ценностей здорового образа жизни. Художественно-эстетическое развитие Развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, об объектах окружающего мира.
Диагностика по Комаровой Н.Ф. на начало учебного года Показатели развития игры Имена детей 1 2 Содержание игры 1 . Замысел игры появляется: Артем . Миша Настя Р Настя С Кристина Ярослав Матвей Алиса Даша Егор П а) с помощью взрослого; + - + + - + + - + + б) самостоятельно + + + + + + - + - - 2. Разнообразие замыслов - + + - + - - + - - 3. Самостоятельность при постановке игровых задач а) ставит взрослый; + - + + - + + - + + б) с помощью взрослого; + - + + + + + + + + в) самостоятельно + + + + + + + + - - Способы решения игровых задач 4. Разнообразие игровых действий с игрушками - + + + + - - + - - 5. Наличие игровых действий с предметами-заместителями а) с помощью взрослого; + - - - - + + - + + б) самостоятельно. + + + + + + + + - -
Артем . Миша Настя Р Настя С Кристина Ярослав Матвей Алиса Даша Егор П 6. Наличие игровых действий с воображаемыми предметами: а) с помощью взрослого; - - - - - + + - + + б) самостоятельно. + + + + + + + + - - 7. Принимает роль + + + + + + - + - - 8. Разнообразие ролевых действий + + + - + - - + - - 9. Выразительность ролевых действий - + + - + - + + - + 10. Наличие ролевых высказываний + + + + + - + + - - 11. Наличие ролевой беседы: а) со взрослым; - + + + + - + + - - б) со сверстниками. + + + + + + + + - + Взаимодействие детей в игре 12. Вступает во взаимодействие: а) со взрослыми; - + + + + + + + - + б) со сверстниками. + + + + + + + + + + результаты с с с с с н н с н н Уровни: С-средний Н-низкий
Р езультаты диагностики: При проведении диагностики в начале года основное количество детей обладает средним 70% и низким 30% уровнем сформированности игровых навыков , высокий уровень отсутствует. Социально –коммуникативные навыки сформированы на низком 35% и среднем уровне 65% Многие дети испытывают сложности различной степени при построении взаимоотношений. Имеющиеся сведения и представления детей о дружбе, доброжелательности, внимательности, сострадания, отзывчивости не достаточно проявляются во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми. У детей бедный эмоциональный словарь, дети выражают свои переживания в основном жестами, мимикой (невербально), а отрицательные эмоции выражают негативом и агрессией.
Подбор материалов Предварительная работа, обогащение представлений о сфере действительности Определение игровых ролей Предварительный этап Наблюдения Экскурсии Прогулки Рассматривание альбомов и фотографий Чтение художественной литературы Создание игровой среды на основе продуктивной деятельности, сотворчество с воспитателями и родителями, детское коллекционирование Определение ситуаций взаимодействия Организация сюжетно-ролевой игры в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Организационный этап Ситуация затруднения Игровая деятельность детей(разворачивание сюжета) Введение в игровую ситуацию Создание интересной мотивации Организация анализа детьми возникшей ситуации , способов ее решения Применение усвоенных знаний об окружающем мире
Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей(в микро-группах) Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей Взаимодействие воспитателя и детей Обогащение содержания; развитие эмоционального отношения к людям Создание банка идей для организации игры
Педагогические принципы
Сюжетно-ролевая игра «Корабль»
Сюжетно-ролевая игра «Корабль» 1.Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия 2.Тренировать умение развивать игровой сюжет, используя ранее полученные знания 3.Развивать инициативу, организаторские и творческие способности 4.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми Задачи: Цель: формировать представление детей об организации труда работников морского и речного флота Игровые роли: капитан, штурман, боцман, юнга, кассир, водолаз, пассажиры, кок, судовой врач, радист Игровой материал: флаги, спасательные круги,жилеты,бескозырки,воротники,штурвал,акваланги,ласты,швабра,модули для корабля
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель: активизировать знания детей о структуре магазина, знакомить с трудом работников торговли Задачи: 1.Познакомить с современными финансово-денежными отношениями 2.Развивать у детей способность совместно развертывать сюжет игры 3.Развивать диалогическую и монологическую речь, уточнить и расширить словарь по теме «Магазин» 4.Воспитывать культуру общения в магазине Игровые роли: кассир, продавец, водители , директор, покупатели, охранник Игровой материал: весы, касса, наборы продуктов, спецодежда, чеки, сумки, кошельки, деньги
Работа с родителями Информационные стенды Индивидуальные, групповые, подгрупповые консультации воспитателя Родительские встречи в нетрадиционной форме Анкетирование, тестирование Конкурсы, выставки Информационные газеты
Диагностика уровня сформированности игровых навыков н а конец учебного года Показатели развития игры Имена детей 1 2 Содержание игры 1 . Замысел игры появляется: Артем . Миша Настя Р Настя С Кристина Ярослав Матвей Алиса Даша Егор П а) с помощью взрослого; + + + + - + + - + + б) самостоятельно + + + + + + - + - + 2. Разнообразие замыслов + + + + + + + + + - 3. Самостоятельность при постановке игровых задач а) ставит взрослый; + - + + - + + - + + б) с помощью взрослого; + + + + + + + + + + в) самостоятельно + + + + + + + + + - Способы решения игровых задач 4. Разнообразие игровых действий с игрушками + + + + + - - + - - 5. Наличие игровых действий с предметами-заместителями а) с помощью взрослого; + - - - - + + - + + б) самостоятельно. + + + + + + + + - -
Артем . Миша Настя Р Настя С Кристина Ярослав Матвей Алиса Даша Егор П 6. Наличие игровых действий с воображаемыми предметами: а) с помощью взрослого; - - - - - + + - + + б) самостоятельно. + + + + + + + + + + 7. Принимает роль + + + + + + - + - - 8. Разнообразие ролевых действий + + + + + + - + - - 9. Выразительность ролевых действий - + + - + - + + - + 10. Наличие ролевых высказываний + + + + + + + + - + 11. Наличие ролевой беседы: а) со взрослым; - + + + + - + + - + б) со сверстниками. + + + + + + + + + + Взаимодействие детей в игре 12. Вступает во взаимодействие: а) со взрослыми; + + + + + + + + - + б) со сверстниками. + + + + + + + + + + результаты с в в с с с с в н н Уровни: С-средний Н-низкий В-высокий
Заключительный этап При проведении диагностики в конце года основное количество детей обладает средним уровнем 60 % развития игровых умений и реальных взаимоотношений, появился высокий показатель 10% , низкий показатель еще остается 30%. Немногие дети испытывали сложности различной степени при построении взаимоотношений. Имеющиеся сведения и представления детей о дружбе, доброжелательности, внимательности, сострадания, отзывчивости начали проявляться во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми. В результате работы ситуация изменилась, прослеживается положительная динамика.
Выводы В процессе игры дети умеют проявлять дружелюбие, предупредительность, внимание, вежливость, заботу, требовательность. Игровые взаимоотношения позволяют прививать ребенку элементарную культуру общения, обогащают эмоциональный словарь, помогают устанавливать контакты со сверстниками или разрывать их При систематическом использовании сюжетно-ролевых игр происходит тренинг межличностных взаимоотношений, как игровых так и реальных. Вопрос эффективности использования сюжетно ролевой игры, как средства формирования взаимоотношений актуален , эффективен, необходим и обязателен .
Методическая литература Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников(5-7 лет). Ребенок в детском саду. 2006,№5 Меджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада. Под ред. Т.А. Марковой.-М.,1982. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/Под ред. М.А. Васильевой.-М.,1986. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2006. Комарова Н.Ф. ДИАГНОСТИКА ИГРЫ ДЕТЕЙ Методические рекомендации 1992г. http ://www/maam.ru http://nsportal.ru/detskiy-sad
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.Н.К.Крупская отмечала, что игра воспитывает...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста
Статья для воспитателей...
Математические весы GIGO в сюжетно-ролевой игре как средство познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Планируя познавательно-исследовательскую деятельность детей в разных возрастных группах, необходимо учитывать, что она позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который...
Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений, понятий. Игра – э...
Дидактические игры как средство для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре выр...