Игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_sotsialno-kommunikativnogo_razvitiya_detey.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирование общей культуры личности детей и развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одним из направлений развития детей является социально-коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие социального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Актуальность данного направления заключается в том, что личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Социальный характер содержания игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья. Говоря о значении игры в формировании социальных навыков детей дошкольного возраста, приобретении ими опыта общения и отношений со сверстниками, советские психологи и педагоги А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие особое значение придают ее организационной стороне. И поэтому я считаю, что «социальные навыки» предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками – это первая школа социального поведения. «Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества». Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения.
Я должна помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей. Положительная эмоциональная окрашенность общения улучшает психологический микроклимат в игровом объединении, влияет на становление социальных отношений детей, способствует возникновению между ними избирательных отношений. Это имеет важное значение для развития личности ребенка, поскольку эмоционально непосредственные отношения, возникшие в условиях совместной деятельности, могут оказаться довольно устойчивыми, став потребностью человека в другом человеке. « Без игры нет ни детской жизни, ни развития детского коллектива. Игра, если она правильно педагогически сконструирована и организована, больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всей полноте развивать самодеятельность детей применительно к их возрастным особенностям. Не случайно такой большой мастер воспитания, как В.Н. Терский, выдвинул формулу «игра – творчество – жизнь».
Личностные качества ребенка формируются в активной, социальной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к деятельности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
Как показал мой опыт организации детской жизни, необходимо, чтобы развилось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, общаться друг с другом, быть способными действовать друг с другом. Это качество—общественность. Для этого необходимо создать определенные условия.
Поэтому, для формирования общественности, социальных навыков уделяем особое внимание предметно-развивающей среде.
В группе создан центр социально-эмоционального развития—это место, где у детей формируются основы культуры общения через решение проблемных ситуаций, игровую и театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности. В центре представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние ценности, что помогает формировать у детей важнейшие душевные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, эмпатию.
Создание данного центра было бы невозможно без участия родителей. Для родителей постоянно действует клуб «Счастливые родители». Регулярно проводятся консультации:
- «Формирование социальных навыков поведения детей».
- «Закладывание основ доброжелательного отношения к окружающим».
- «Психологически-корректный стиль общения в семье».
К работе с родителями привлекаются все специалисты дошкольной организации.
Таким образом, созданная мной система работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста способствует успешному развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...
Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...
Дидактические игры как средство для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре выр...
опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»
laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...