Подвижные игры как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Умение общаться является одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности.Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека.В старшем дошкольном возрасте идёт формирование произвольного поведения. Фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Умение общаться является одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности.
По мнению специалистов (А.А. Бурлаков, 1997; О.П. Дегтярева, 2000; О.Н. Коган, 2000; М.Э. Вайнер, 2004; Е.А. Смирнова, 2005), именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом периоде отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
Особенное значение в становлении системы коммуникативного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте приобретает игра как ведущая деятельность этого периода детства. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения (Л.И. Божович, 1981; А.А. Люблинская, 1985; Е.А. Смирнова, 2005 и др.).
Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. В практике работы дошкольных образовательных учреждений подвижные игры используются на занятиях по физическому воспитанию, во время прогулок, спортивно-развлекательных мероприятий. Основная их направленность – удовлетворение потребностей дошкольников в двигательной активности и закрепление техники двигательного навыка. Однако при таком подходе не всегда возможно учитывать развивающий потенциал подвижных игр, который заключается в необходимости умении играющим договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процесс таких ситуаций ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Мы считаем, что во время самостоятельной организации подвижных игр детьми на прогулке, можно увидеть сформированность навыков общения и взаимодействия между ними в группе. Во время организации подвижной игры можно выявить непопулярных в группе детей – их реже всего приглашают играть, им редко пручают ведущую роль, они редко сами становятся организаторами игры. И как их противоположность - популярные дети – им предлагают лучшие роли, они, что называется нарасхват. Чтобы переломить эту ситуацию, показать, что все дети могу быть быстрыми, смелыми, ловкими и интересными, мы назначали на ведущие роли чаще застенчивых, неуверенных в себе детей, хвалили их малейшие успехи, поддерживали их предложения и начинания. Сейчас в нашей группе нет непопулярных детей. Зато увеличилось количество лидеров.
В старшем дошкольном возрасте идёт формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста характеризуется стремлением и способностью управлять собой, своими поступками. Становление произвольности представляет одну из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве по формированию личности. Поэтому, если в младшем возрасте мы, взрослые, организовывали игру – собирали коллектив, выбирали водящего, то к старшему возрасту, дети самостоятельно организовывают игровой коллектив из 3-5 человек для подвижной игры. Они договариваются о том, кто какую роль возьмёт на себя в игре, кто будет ведущим, обговаривают правила игры. В подвижных играх, таких как «Ловишки», «Чай, чай, выручай», играх-эстафетах, постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций учим детей понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет на успешную социализацию. Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. На прогулочном участке мы освободили центр прогулочной площадки для возможности свободного и безопасного передвижения во время игры; научили детей использовать выносной инвентарь и пособия, закреплённые на участке – кольцо, кольцебросы, ворота, мячи, маски, палки и другое; чётко выполнять правила поведения во время игры и общепринятые правила поведения: толкаться, грубить, бросать мяч или снежок в лицо или голову и так далее. Мы учим детей самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, которые возникают во время подвижных игр, мириться с помощью присказок, например: мирись, мирись и больше не дерись. В нынешнем обществе ощущать себя уверенно могут только социально развитые личности, которые обладают интеллектуальным, психологическими социокультурным потенциалом. Поэтому, начиная с младшего дошкольного возраста мы уделяем большое внимание коммуникативно-речевым умениям, активизации познавательной и творческой деятельности, обучаем умению становиться соучастниками событий, разрешать споры и управлять своими эмоциями посредством подвижных коммуникативных игр, таких как «Назови ласково», «Передай другому».
Специфичностью дошкольного возраста является то, что коммуникативное развитие ребёнка происходит под непосредственным руководством взрослого, который вводит его в социум. Хороводная игра – это уникальная возможность организовать коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач – потирают глаза; веселье – прыгают от радости, хлопают в ладоши; обиду – отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей. С помощью таких игр как «Лавата», «Буги-вуги» мы регулируем собственное эмоциональное состояние ребёнка и налаживаем доброжелательные отношения с окружающими. При необходимости выбора одного из участников хоровода в играх «Каравай», «У медведя дом большой», для последующего игрового действия у детей формируется и осознаётся чувство симпатии. Поведение детей в хороводных играх мы регулируем за счёт наличия чётких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации. В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очерёдность действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы. Интересен и важен характер игр, в рамках которых ребёнок выступает ведущим и ему нужно придумать действие, которое за ним будут повторять другие дети. В таких играх как «Ровным кругом», «Почта», мы учим детей оценивать свои действия и действия своих сверстников. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивается воображение.
Таким образом, подвижная игра, как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
(конкурс) «Мульттерапия как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта и ознакомление педагогов с методами и приемами обучения детей анимации....
Игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...
Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы по формированию у старших дошкольников межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру...
«Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Озвучим мультфильм» с использованием ИКТ средств».
Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивных игр "Озвучим мультфильм"...
План работы по самообразованию на тему: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год».
Повысить уровень образовательной деятельности посредством использования инновационных технологий Гришаевай Н. П., в социально - коммуникативном развитии воспитанников....
План работы по самообразованию на тему: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год».
План работы по самообразованию : Инновационные технологии как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 - 2022 учебный год"....