«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ» 5-6лет
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Ватулина Юлия Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»  имеет коррекционно - развивающую направленность.

Реализация программы ориентирована на эмоционально – личностное развитие ребенка 5-6 лет за рамками основного образования.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» ориентирована:

- на работу с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, на создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе развития эмоционального интеллекта;

- на создание условий для смены направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций (понимание, осознание и управление своими эмоциями, способность чувствовать, понимать и сопереживать чувства других);

- создание развивающей образовательной среды, необходимой для развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Новизна данной программы заключается в разработке и применении на занятиях педагогом-психологом метода сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастических игр, эмоционально-символических методов, релаксационных упражнений, стабилизирующие психоэмоциональное состояние обучающихся,  формирующие позитивное самоотношение к себе, обучающие способам адекватного выражения своего эмоционального состояния и умение эффективно общаться с другими.

Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д.И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет: рост эмоционального дискомфорта, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально - личностной сферы, очень актуальна и своевременна.   

  Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего в развитии эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений, социальных эмоций. Это происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных  состояний, рефлексию своих переживаний, а и через развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном «Я» ребенка. Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений и закрепиться в ней».

Таким образом, ребенок живет эмоциями и руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразельных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, а так же использование большого количества доступных по возрасту практико-ориентированных игр и приемов арт-терапии (мимика, пантомимика, психогимнастика и т.д.) для развития умения у дошкольников распознавать и понимать эмоциональное состояние себя и других.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок». Принимаются все желающие. Программа кружка предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав группы 5 – 7  человек, состав группы постоянный.

Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Объем программы –  20 часов.

Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.

Формы обучения: подгрупповая форма организации обучения.

Режим занятия.

Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ          д/с № 16 «Петушок».

     - Количество занятий в неделю: 1

- Количество занятий в месяц: 4

- Количество занятий в год: 48

- Продолжительность одного занятия составляет 25 минут

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в старшей группе 25 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для родителей. На индивидуальных консультациях педагог - психолог обсуждает с родителями с изменения, происходящие в ребенке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6.docx108.12 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТБИЛИССКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВУТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ  САД № 16 «ПЕТУШОК»

 

Принята на заседании                                                Утверждаю:

педагогического совета                                             Заведующий МАДОУ ЦРР-

от «____» ___________                                              д/с № 16 «Петушок»

Протокол № 1                                                             _________ Т.И. Яценко

                                                                                     от « ___» ___________

                                                                                   Приказ № ________                                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ»

Уровень программы: базовый

Срок реализации: 1 год: 20 ч.

                                                        

Возрастная категория: 5 – 6 лет

Состав группы: до 10 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на платной основе

ID-номер  Программы в Навигаторе:_________

Автор – составитель: Ватулина Юлия Сергеевна,

педагог-психолог

ст. Тбилисская, 2023 г.

Содержание

Титульный лист программы

1

Паспорт программы

3

Введение, нормативно-правовая база.

6

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

7

1.1

Пояснительная записка программы:

7

Направленность

7

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

7

Формы обучения

8

Режим занятий

8

1.2

Цель и задачи программы.

9

1.3

Содержание программы.

10

1.4

Планируемые результаты.

23

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

24

2.1

Календарный учебный график.

24

2.2

Раздел программы «Воспитание»

29

2.3

Условия реализации программы

32

2.4

 Оценочные материалы

33

2.5

Методические материалы.

34

 2.6

Список литературы.

35

ПАСПОРТ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» коррекционно – развивающей направленности

Наименование муниципалитета

муниципальное образование

Тбилисский район

Наименование организации, ФИО руководителя, контактные данные

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР № 16 «Петушок», заведующий Яценко Татьяна Ивановна, 352360, Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская, улица Переездная

 телефон (86158) 2-32-48,

E-mail ds.16petushok@mail

ID-номер  программы в АИС «Навигатор»

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»

Механизм финансирования

Программа реализуется на платной основе

ФИО автора (составителя) программы

Ватулина Юлия Сергеевна

Краткое описание программы

Программа направлена на развитие представлений об эмоциях у детей   5 - 6 лет, через расширение и обогащение способов и средств эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью.

Форма обучения

очная

Уровень содержания

базовый

Продолжительность освоения (объем)

1 г. – 20 ч.

Возрастная категория

5 – 6 лет

Цель программы

Ввести ребенка 5 – 6 лет  в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи программы

Предметные:

-дать знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;

-продолжать учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;

-систематизировать знания детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;

-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый.

Метапредметные:

-способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;

-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

-развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);

-развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий.

Личностные:

-развивать эмпатию;

-помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию.

Ожидаемые результаты

Предметные:

-знания основных понятий эмоций и чувств; понимание способов проявления различных эмоциональных состояниях, выражения эмоций;

-способность выражать в активной речи эмоциональные состояния, чувства; регулировать свои состояния во взаимодействии с окружающими.

Метапредметные:

-способность понимать своё эмоциональное состояние, распознавать эмоции и чувства других людей по различным признакам; у

-умения конструктивного взаимодействия с окружающими людьми, использование техник конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Личностные:

-оптимизация адекватности самооценки, позитивное самовосприятие;

-произвольность выражения эмоциональных состояний, навыки самоконтроля и саморегуляции.

Особые условия  (доступность для детей ОВЗ)

Программа не предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями  здоровья.

Возможность реализации в сетевой форме

Не возможна реализация программы в сетевой форме.

Материально – техническая база

-помещение для занятий со столами, стульями, мягкое половое покрытие;

-наличие свободной зоны для проведения игр по правилам, кресло или диванчик для отдыха или уединения ребенка;

-стимульный диагностический материал,

-оргтехника: принтер и бумага, ноутбук;

-иллюстративный материал в бумажном цветном варианте, игрушки, мягкие модули;

 -изо-материалы: бумага для рисования, набор цветных карандашей, краски.

Введение, нормативные документы

Данная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

3. Национальный проект «Образование» (2019-2024). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (2019-2024).

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

7. Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны, письмо Минпросвещения России от 29 сентября 2023 г. №АБ-3935/06.

8. Устав утвержден постановлением администрации муниципального образования Тбилисский район «Об утверждении устава муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения  центра развития ребенка – детского сада № 16 «Петушок» № 521 от 19.06.2020 года.  

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»  имеет коррекционно - развивающую направленность.

Реализация программы ориентирована на эмоционально – личностное развитие ребенка 5-6 лет за рамками основного образования.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» ориентирована:

- на работу с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, на создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе развития эмоционального интеллекта;

- на создание условий для смены направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций (понимание, осознание и управление своими эмоциями, способность чувствовать, понимать и сопереживать чувства других);

- создание развивающей образовательной среды, необходимой для развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Новизна данной программы заключается в разработке и применении на занятиях педагогом-психологом метода сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастических игр, эмоционально-символических методов, релаксационных упражнений, стабилизирующие психоэмоциональное состояние обучающихся,  формирующие позитивное самоотношение к себе, обучающие способам адекватного выражения своего эмоционального состояния и умение эффективно общаться с другими.

Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д.И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет: рост эмоционального дискомфорта, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально - личностной сферы, очень актуальна и своевременна.  

  Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего в развитии эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений, социальных эмоций. Это происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных  состояний, рефлексию своих переживаний, а и через развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном «Я» ребенка. Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений и закрепиться в ней».

Таким образом, ребенок живет эмоциями и руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразельных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, а так же использование большого количества доступных по возрасту практико-ориентированных игр и приемов арт-терапии (мимика, пантомимика, психогимнастика и т.д.) для развития умения у дошкольников распознавать и понимать эмоциональное состояние себя и других.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок». Принимаются все желающие. Программа кружка предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав группы 5 – 7  человек, состав группы постоянный.

Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Объем программы –  20 часов.

Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.

Формы обучения: подгрупповая форма организации обучения.

Режим занятия.

Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ          д/с № 16 «Петушок».

     - Количество занятий в неделю: 1

- Количество занятий в месяц: 4

- Количество занятий в год: 48

- Продолжительность одного занятия составляет 25 минут

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в старшей группе 25 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для родителей. На индивидуальных консультациях педагог - психолог обсуждает с родителями с изменения, происходящие в ребенке.

  1. Цель и задачи программы.

Цель - ввести ребенка 5-6 лет в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Основные задачи Программы:

Предметные:

-закреплять у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;

-продолжать учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;

-систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;

-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый.

Метапредметные:

-способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;

-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

-развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);

-развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий.

Личностные:

-развивать эмпатию;

-помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию.

Основные формы и методы.

При организации образовательных событий сочетаются теоретические, практические, подгрупповые, групповые формы.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.

 3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога-психолога.

  1. Учебный план и содержание образовательной программы

Учебный  план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» 5-6 лет Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1

«Будем знакомы»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

2

«Волшебство»

1

-

1

Практические упражнения

3

«Мы так можем»

1

-

1

Практические упражнения

4

«Волшебник»

1

-

1

Практические упражнения

5

«Я хочу дружить»

1

-

1

Практические упражнения

6

«Радость»

1

-

1

Практические упражнения

7

«Ручеек радости»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

8

«Радостное настроение»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

9

«Радость вокруг нас»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

10

«Горе»

1

-

1

Практические упражнения

11

«Грусть»

1

-

1

Практические упражнения

12

«Удивление»

1

-

1

Практические упражнения

13

«Интерес»

1

-

1

Практические упражнения

14

«Гнев»

1

-

1

Практические упражнения

15

«Злость»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

16

«Чувство злости»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

17

«Вина»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

18

«Чувство вины»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

19

«Страх»

1

-

1

Практические упражнения

20

«Чувство страха»

1

-

1

Практические упражнения

21

«Мы не боимся»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

22

«Воспитай свой страх»

1

-

1

Практические упражнения

23

«Школа пуганья»

1

-

1

Практические упражнения

24

«Презрение»

1

-

1

Практические упражнения

25

«Брезгливость»

1

-

1

Практические упражнения

26

«Чувства»

1

-

1

Практические упражнения

27

«Кубик эмоций»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

28

«Путешествие в мир эмоций»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

29

«Чувства и эмоции»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

30

«Азбука эмоций»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

31

«Мы  - дружная семья»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

32

«Как можно посочувствовать?»

1

-

1

Практические упражнения

33

«Согрей теплом»

1

-

1

Практические упражнения

34

«Глаза в глаза»

1

-

1

Практические упражнения

35

«Мечты о …»

1

-

1

Практические упражнения

36

«Настроение человека»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

37

«Я прекрасное дерево»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

38

«Я не боюсь»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

39

«Возьмем себя в руки»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

40

«Вежливость»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

41

«Мы прекрасны»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

42

«Сказка»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

43

«Давай дружить»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

44

«Всегда ли хорошо хвастаться»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

45

«Жадный кармашек»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

46

«Что ты знаешь о себе»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

47

«Солнце в ладошке»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

48

«Мы  - наши эмоции»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения


Содержание учебного плана

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» 5-6 лет

Месяц

Кол-во

Тема

Цель

Содержание (план)

Сентябрь

1

«Будем знакомы»

Знакомство детей друг с другом; формирование чувства единения с группой; эмоциональное оживление детей.

1.Приветствие  «Подарим улыбку друг другу».

2.Упражнение «Путешествие на корабле».

3.Упражнение «Рисование корабля».

4.Упражнение «Пароходик».

5.Ритуал прощания «До свидания».

2

«Волшебство»

Развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества.

1.Приветствие.

Упражнение «Ласковое имя».

2.Упражнение «Волшебный мешочек».

3.Упражнение  «Воздушный шарик»

4.Упражнение «Головомяч».

5.Упражнение «Дождь».

6.Ритуал прощания «До свидания».

3

«Мы так можем»

Развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества.

1.Приветствие Упражнение «Пропоем свое имя»

2.Упражнение «Морщинки».

3.Упражнение «Я  умею».

4.Упражнение «Обезьянки».

5.Упражнение «Кого укусил комарик».

6.Ритуал прощания «До свидания».

4

«Волшебник»

Развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества.

1.Приветствие «Пропоем свое имя».

2.Упражнение «Волшебник».

2.Упражнение «Волшебник».

3.Упражнение «Пересядьте все, кто …».

4.Упражнение «Ладошка».

5.Ритуал прощания «До свидания».

Октябрь

5

«Я хочу дружить»

Развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества; способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.

1.Приветствие Упражнение «Цветок – имя».

2.Упражнение «Конкурс хвастунов».

3.Упражнение «Я хочу с тобой подружиться».

4.Упражнение «Игрушки».

5.Ритуал прощания «До свидания».

6

«Радость»

Знакомство с чувством радости, подчеркнуть важность каждого ребенка.

1.Приветствие «Я рада тебя видеть…».

2.Показ пиктограммы и картинок радости.

3.Работа с этюдами.

4.Упражнение «Закончи предложение».

5.Упражнение «Кого не хватает?».

6.Рисунок на тему: «Радость».

7.Подведение итога занятия

8.Ритуал прощания «До свидания».

7

«Ручеек радости»

Знакомство с чувством радости, сплочение группы.

1.Приветствие

«Прошепчи имя».

2.Упражнение «Браво».

3.Работа по этюдам.

4.Показ пиктограммы радости или рисунка.

5.Психогимнастика «Ручеек радости».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

8

«Радостное настроение»

Знакомство с чувством радости; изучение мимики, выражения в мимике эмоциональных состояний.

1.Приветствие «Запрещенное движение».

2.Психогимнастика для лица.

3.Упражнение на разыгрывание историй (этюдов).

4.Игра с зеркалом.

5. Раскрашивание радостного гнома.

6. Подведение итогов занятия

7.Ритуал прощания «До свидания».

Ноябрь

9

«Радость вокруг нас»

Знакомство с чувством радости; сплочение и сближение детей.

1.Приветствие «Улыбка».

2.Упражнение «Найди друга».

3.Работа с этюдами.

4.Упражнение «Изобрази…».

5.Подведение итогов занятия.

6.Ритуал прощания «До свидания».

10

«Горе»

Знакомство с чувством грусти, активизировать положительные эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой грусти.

1.Приветствие «Улыбка»

2.Работа с этюдами.

3.Упражнение «Закончи предложение».

4.Разукрашивание грустного гномика.

5.Игра «Волшебный стул».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

11

«Грусть»

Знакомство с чувством грусти; создание положительного эмоционального фона.

1.Приветствие «Друг к дружке».

2. Игра «Весёлые человечки».

3. Работа с этюдами.

4. Игра в «Ассоциации».

5.Подведение итогов занятия.

6.Ритуал прощания «До свидания».

12

«Удивление»

Знакомство с чувством удивления, способствовать самовыражению детей.

1.Приветствие «Крылья»

2.Беседа с детьми об эмоции удивления.

3.Упражнение «Закончи предложение».

4.Рисование на тему «Удивление».

5.Подведение итогов занятия.

6.Ритуал прощания «До свидания».

Декабрь

13

«Интерес»

Знакомство с чувством интереса, активизация тактильного восприятия.

1.Приветствие «Эхо».

2.Беседа с детьми об эмоции интереса.

3.Работа по этюдам.

Этюд «Что там происходит?».

4.Упражнение «Закончи предложение».

5.Упражнение «Что слышно».

6.Упражнение «Волшебный мешочек».

7.Подведение итогов занятия.

8.Ритуал прощания «До свидания».

14

«Гнев»

Знакомство с чувством злости, снятие негативных эмоций, раздражения.

1.Приветствие «Мы очень любим».

2.Беседа с детьми об эмоции гнева. 3. Работа с этюдами.

4.Игра «Дартс».

5.Упражнение «Доброе животное».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

15

«Злость»

Знакомство с чувством злости, снятие мышечных зажимов, дающих ребенку ощущение свободы и радости.

1.Приветствие «Что я люблю».

2.Упражнение «Лес».

3. Беседа с детьми об эмоции гнева.

4.Упражнение «Закончи предложение».

5. Игра «Тух- тиби –дух».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

16

«Чувство злости»

Закрепление знаний о чувстве злости, способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

1.Приветствие «Улыбка».

2.Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю».

3.Упражнение «Пружина».

4. Раскрашивание сердитого гномика.

5.Упражнение «Уходи, злость, уходи!».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

Январь

17

«Вина»

Знакомство с чувством вины, создание положительного эмоционального фона.

1.Приветствие «Волны».

2. Беседа об эмоции стыда и вины.

3.Этюд  «Косточка». История Л.Н. Толстого.

4.Игра «Подарки».

5.Подведение итогов занятия.

6.Ритуал прощания «До свидания».

18

«Чувство вины»

Закрепление знаний о чувстве вины, учить осознавать чувство стыда.

1.Приветствие «Покажи чувство язычком».

2.Беседа.

3.Упражнение «Закончи предложение».

4.Работа с этюдами.

5.Упражнение «Волшебный мешочек».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

19

«Страх»

Знакомство с чувством страха.

1.Приветствие «Я рада видеть тебя…».

2.Беседа с детьми об эмоции страха.

3.Упражнение «Солнечный зайчик».

4.Упражнение «Закончи предложение…».

5.Раскрашивание испугавшегося гномика.

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

20

«Чувство страха»

Знакомство с чувством страха, снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.

1.Приветствие «Дневник моего сердца».

2. Беседа с детьми об эмоции страха.

3.Упражнение «Азбука настроений».

4.Работа с этюдами.

5.Упражнение «Рыбаки и рыбка».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

Февраль

21

«Мы не боимся»

Закрепление знаний о чувстве страха.

1.Приветствие «Паровозик с именем».

2.Беседа.

3. Работа с этюдами.

4.Упражнение «Конкурс боюсек».

5.Подведение итогов занятия.

6.Ритуал прощания «До свидания».

22

«Воспитай свой страх»

Закрепление знаний о чувстве страха, коррекция эмоции страха.

1.Приветствие «Имя шепчет ветерок».

2.Беседа.

3.Упражнение «Чужие рисунки».

4.Упражнение «Воспитай свой страх».

5.Упражнение «Мусорное ведро».

6.Упражнение «Дорисуй страшного».

7.Подведение итогов занятия.

8.Ритуал прощания «До свидания».

23

«Школа пуганья»

Закрепление знаний о чувстве страха, предоставить детям возможность актуализировать чувство страха.

1.Упражнение «Я очень хороший».

2.Беседа.

3.Упражнение «Школа пуганья»

4.Упражнение «Испугаем разными способами».

5.Упражнение «Одень страшилку».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

24

«Презрение»

Знакомство с чувством самодовольства; способствовать развитию спонтанности у детей.

 1.Приветствие «Покажи чувства руками».

2.Беседа с детьми о чувстве презрения.

3. Работа по этюдам Этюд-сказка  «Мышка - хвастунья».

4.Игра «Обезьянки».

5.Подведение итогов занятия.

6.Ритуал прощания «До свидания».

Март

25

«Брезгливость»

Знакомство с чувством брезгливость.

1.Приветствие «Поделись приятным за неделю».

2.Упражнение «Передай маску».

3.Беседа с детьми.

4.Работа с этюдами.

5.Упражнение «Закончи предложение».

6. Упражнение - Этюд «Грязная бумажка».

7.Подведение итогов занятия.

8.Ритуал прощания «До свидания».

26

«Закрепление знаний о чувствах»

Закрепление умения различать чувства.

1.Упражнение «Цветок – имя».

2.Беседа с детьми о пройдённых эмоциях.

3.Просмотр презентации «Выражение лиц».

4.Упражнение «Превращение».

5.Коллективное рисование «Русские горки».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

27

«Кубик эмоций»

Закрепление умения различать чувства.

1.Приветствие «Мы рисуем».

2.Игра «Кубик с эмоциями».

3. Игра на выражение различных эмоций

«Разные настроения».

4. Дидактическая игра «Домик настроения».

5.Подведение итогов занятия.

6.Ритуал прощания «До свидания».

28

«Путешествие в мир эмоций»

Закрепление умения различать чувства.

1.Приветствие «Стоп-кадр».

2. Игра на выражение различных эмоций «Три подружки».

3.Вопросы для детей на закрепление эмоций.

4.Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций».

5.Подведение итогов занятия.

6.Ритуал прощания «До свидания».

Апрель

29

«Чувства и эмоции»

Закрепление умения различать чувства.

1.Приветствие «Имя с символом».

2 Игра «Кубик эмоций».

3.Просмотр электронной презентации «Добрые сказки».

4.Игра «Азбука настроений» Вариант «Инсценировка».

5. Игра на выражение различных эмоций «Котята».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «До свидания».

30

«Азбука эмоций»

Закрепление умения различать чувства;  учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

1.Приветствие «Секрет».

2.Игра «Азбука эмоций».

3. Игра на выражение различных эмоций «Маленький скульптор».

4. Игра – занятие  «Домик настроений».

5.Подведение итогов занятия.

6.Ритуал прощания «До свидания».

31

«Мы - дружная семья»

Сформировать у детей положительное отношение к друзьям; развить способность к эмпатии, понимания эмоционального состояния других людей.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение».

2.Этюд «Скажи комплимент другу».

3.Игра «Рычи, лев, рычи».

4.Игра «Стучи, поезд, стучи».

5.Рисование «Какого цвета смелость?».

6.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

32

«Как можно посочувствовать?»

Научить детей правильно выражать свои чувства; тренировать в распознавании эмоций; развивать чувствительность к эмоциям, состояниям других людей, развить умение общаться.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение».

2.Упражнение «Рассеянные».

3.Беседа «Как можно посочувствовать?».

4.Этюды на выражение страдания и печали.

5.Рисование «Какого цвета доброта?».

6.Ритуал прощания «Лучики солнца».

Май

33

«Согрей теплом»

Продолжать 

учить детей распознавать эмоции; формировать умение отражать свои чувства и эмоции пантомимой и мимикой.

1.Ритуал приветствия «Доброе животное».

2.Упражнение «Запомни свое место».

3.Беседа «Бездомный - это всегда плохо».

4. Этюд «Спаси птенца».

5.Рисование красками «Сочувствие».

6.Ритуал прощания «Лучики солнца».

34

«Глаза в глаза»

Воспитывать бережное отношение к вещам, аккуратность; формировать адекватные морально-этические формы поведения; учить различать и правильно выражать эмоциональные состояния.

1.Ритуал приветствия  «Доброе животное».

2.Упражнение «Повторяй за мной».

3.Сказка «Маша и сандалики».

4.Беседа с детьми по содержанию сказки.

5.Этюд «Глаза в глаза».

6. Ритуал прощания «Мы очень хорошие».

35

«Мечты о … »

Формировать навыки эмпатии, развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других;  развивать выразительность движений; развивать внимание; формировать умение делать выводы.

1.Ритуал приветствия «Большая хорошая птица».

2.Упражнение «Птица или насекомое?».

3.Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтали стать птицей».

4.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

36

«Настроение человека»

Развивать коммуникативные способности детей; знакомить с моральными чертами характера; развивать способность к эмпатии, поддерживать способность общаться.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение».

2.Игра «Пожалуйста».

3.Беседа  «Как можно понять настроение человека?».

4.Игра-сравнение «На что похоже мое настроение?».

5.Упражнение «Печальный мальчик, печальная девочка».

6.Ритуал прощания «Мы очень хорошие!».              

Июнь

37

«Я прекрасное дерево»

Развивать тактильные ощущения, логическое мышление; формировать умение правильно выражать свои чувства.

1.Ритуал приветствия «Большое дерево».

2.Игра «Деревья и кусты».

3.Упражнение «Дощечки».

4.Игра-перевоплощение «Все мы - маленькие деревца».

5.Беседа «Если бы ты был деревом ...».

6.Ритуал прощания «Круг друзей».

38

«Я не боюсь»

Учить детей в распознавании эмоций; тренировать психомоторные функции; корректировать страхи; преодолевать замкнутость.

1.Ритуал приветствия «Смелый лев».

2.Сказка «Полезный.

3.Игра «Подари свой Страх».

4.Упражнение «Путешествие по ночному лесу».

5.Ритуал прощания  «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

39

«Возьмем себя в руки»

Учить методам саморегуляции в различных жизненных ситуациях; корректировать проявления гиперактивности;помогать преодолевать замкнутость; воспитывать дружбу.

1.Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение».

2.Упражнение «Возьмем себя в руки».

3.Упражнение «Врасти в землю».

4.Упражнение «Сбрось усталость».

5.Упражнение «Стойкий оловянный солдатик».

6.Упражнение «Торт».

7.Рисование красками «Сладкое настроение».

8.Ритуал прощания «Круг друзей».

40

«Вежливость»

Воспитывать толерантность, адекватные формы поведения и взаимодействия; развивать навыки эмпатии; развивать слуховое восприятие и внимание.

1.Ритуал начала занятия  «Передай улыбку и хорошее настроение».

2.Упражнение «Давайте поздороваемся, как ...».

3.Беседа   «Как  

 поздороваться?»

4.Упражнение «Здороваемся со всеми».

5.Рисование красками «Какого цвета поздравления?».

6.Ритуал прощания «Прощаемся с друзьями».

Июль

41

«Мы прекрасны»

Научить различать и выражать эмоции (страх, обиду); развивать навыки эмпатии; поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их; способствовать самовыражению через изобразительную деятельность.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение по кругу».

2. Игра «Движение запрещено».

3.Игра «Летает - не летает».

4.Психогимнастика «Птичий двор».

5.Рисование детей красками «Я - прекрасный лебедь».

6.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

42

«Сказка»

Научить различать и выражать эмоции (страх, обиду); развивать навыки эмпатии; поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение по кругу».

2.Игра «Отгадай по голосу».

3.Игра «Летает - не летает».

4.Упражнение «Передаем эмоции страха, обиды».

5.Беседа о правилах поведения.

6.Ритуал прощания «Круг друзей».

43

«Давай дружить»

Развивать воображение; формировать способность к вербализации своих переживаний; воспитывать способность к сопереживанию и сочувствию; способствовать самовыражению ребенка.

1.Ритуал приветствия  «Доброе животное».

2.Игра-перевоплощение «Представь себя камнем у дороги».

3.Упражнение «Новый ребенок в группе, с которым никто не хочет играть».

4.Упражнение «Давай дружить, ты мне нравишься».

5.Лепка из пластилина «Какую форму имеет дружба?».

6.Ритуал завершения занятия «Круг друзей».

44

«Всегда ли хорошо хвастаться»

Обучать адекватным формам поведения и взаимодействия; развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии; поддерживать желание общаться и дружить; преодолевать замкнутость, негативные формы поведения.

1.Ритуал приветствия «Мы все - большая красивая чашка».

2.Игра на развитие активного внимания «Слушай аплодисменты».

3.Сказка «О чашечке».

4.Беседа  по содержанию сказки.

5.Разыгрывание психологических мини-этюдов из сказки.

6.Лепка «Добрые подруги для блюдечка».

7.Ритуал прощания «Лучики солнца».

Август

45

«Жадный кармашек»

Подвести к осмыслению собственной ценности; формировать навыки толерантного поведения; воспитывать щедрость; способствовать свободе самовыражения в изобразительной творчества.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение».

2.Сказка «Жадный кармашек».

3.Беседа психолога по содержанию сказки.

4.Разыгрывание психологических мини-этюдов по содержанию сказки.

5.Упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки?».

6.Рисование красками «Щедрый кармашек».

7.Ритуал окончания занятия «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

46

«Что ты знаешь о себе»

Развивать моторную память; способствовать повышению самооценки;  учить детей видеть положительные черты в себе и в других людях; учить говорить комплименты; воспитывать коммуникативные способности.

1.Ритуал приветствия «Поздороваемся».

2.Упражнение для развития моторной памяти «Запомни движение».

3.Игра с мячом «Расскажи о себе».

4.Игра-беседа «Знаешь ли ты себя?».

5.Игра «Узнай по описанию».

6.Рисование «Я».

7.Ритуал прощания «Лучики солнца».

47

«Солнце в ладошке»

Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

1.Ритуал приветствия «Поздороваемся».

2.Упражнение «Неоконченные предложения».

3.Упражнение «В лучах солнышка».

4.Упражнение «Росточек под солнцем».

5.Упражнение «Солнце в ладошке».

6.Ритуал прощания «Лучики солнца».

48

«Мы – наши эмоции»

Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике; совершенствовать умение адекватно реагировать на эмоции окружающих; формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

1.Ритуал приветствия «Рукопожатие».

2.Беседа «Мы – наши эмоции».
3.Игра «Закончи предложение.

4.Рисование «Радуга эмоций».

5.Ритуал прощания «Лучики солнца».

  1. Планируемые результаты освоения программы

Предметные:

- договариваются с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;

- распределяют роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли.

 Метапредметные:

-используют речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни;

- интересуются окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера;

-умеют аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;

- проявляют умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Личностные:

- умеют делиться с педагогом и другими детьми своими разнообразными впечатлениями;

- эмоционально откликаются на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей;

- имеют адекватную самооценку, эмоционально устойчив, уверен в себе.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 

2.1. Календарный учебный график программы

№ п/п

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма

контроля

1.

«Будем знакомы»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

2.

«Волшебство»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

3.

«Мы так можем»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

4.

«Волшебник»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

5.

«Я хочу дружить»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

6.

«Радость»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

7.

«Ручеек радости»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

8.

«Радостное настроение»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

9.

«Радость вокруг нас»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

10.

«Горе»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

11.

«Грусть»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

12.

«Удивление»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

13.

«Интерес»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

14.

«Гнев»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

15.

«Злость»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

16.

«Чувство злости»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

17.

«Вина»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

18.

«Чувство вины»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

19.

«Страх»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

20.

«Чувство страха»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

21.

«Мы не боимся»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

22.

«Воспитай сой страх»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

23.

«Школа пуганья»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

24.

«Презрение»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

25.

«Брезгливость»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

26.

«Чувства»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

27.

«Кубик эмоций»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

28.

«Путешествие в мир эмоций»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

29.

«Чувства и эмоции»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

30.

«Азбука эмоций»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

31.

«Мы  - дружная семья»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

32.

«Как можно посочувствовать?»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

33.

«Согрей теплом»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

34.

«Глаза в глаза»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

35.

«Мечты о …»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

36.

«Настроение человека»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

37.

«Я прекрасное дерево»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

38.

«Я не боюсь»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

39.

«Возьмем себя в руки»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

40.

«Вежливость»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

41.

«Мы прекрасны»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

42.

«Сказка»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

43.

«Давай дружить»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

44.

«Всегда ли хорошо хвастаться»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

45.

«Жадный кармашек»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

46.

«Что ты знаешь о себе»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

47.

«Солнце в ладошке»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

48.

«Мы  - наши эмоции»

25 минут

16.12-16.37

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

2.2. Раздел программы «Воспитательная деятельность»

Календарный план воспитательной работы

         Главной целью воспитания является развитие системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.

        Задачи воспитания:

1.Обучение распознаванию различных эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх, интерес, удивление, стыд) как у себя, так и у других.

2.Расширение словаря эмоциональной лексики.

3.Выражение собственного эмоционального состояния с помощью мимики, пантомимики, интонации.

4.Обогащение эмоционально-экспрессивного репертуара.

5.Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.

6.Развитие адекватного реагирования на эмоции других, формирование адекватных форм эмоционального поведения.

7.Развитие эмпатии.

        Целевые ориентиры воспитания.

 У дошкольников  формируется:

1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями.

3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;

- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;

- согласовывать своё поведение с поведением других детей;

- видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;

- помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;

- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере.

Формы и методы воспитания.

Для развития эмоциональной сферы, с ориентиром на общие целевые установки воспитательной работы в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе  «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» используются различные формы и методы.

Формы:

- интегрированная образовательная деятельность с использованием разных видов художественной деятельности (речевой, изобразительной, музыкальной);

- организованная образовательная деятельность по развитию эмоционального словаря и этикета;

- индивидуальная работа с детьми;

- беседы о различных эмоциональных состояниях;

- элементы психогимнастики;

- театрализованные игры;

- эмоционально-экспрессивные игры;

- постановка мини-сказок;

- чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей;

- составление рассказов и придумывание сказок на заданную тему, отражающих эмоциональное состояние героя;

- рисование под музыку различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры.

Методы:

- метод мотивации к эмпатии: педагог-психолог пробуждает у детей эмоциональные реакции через понимание и эмпатию эмоциональных условий другого, превращаясь в помощь.

- метод эмоционально - образного воздействия, который направлен на мотивацию детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством «погружения» в ситуации свободной операционной представлениями;

- словарный метод реализуется большей частью в эстетических беседах с детьми и в развитии словаря эмоций ребенка;

- игровой метод является одним из основных методов формирования эмоций у детей дошкольного возраста.

Условия воспитания, анализ результатов.

Для успешной реализации программы эмоционального развития детей дошкольного возраста должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

2.Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

3.Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

4.Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

5.Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

6.Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

7.Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Оценка эффективности программы выражается через систему количественных и качественных показателей, позволяющих делать вывод о степени достижения результатов.

№п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1.

«День эмоций»

ноябрь

Групповая

Тренинг «Этот удивительный мир эмоций!»

2.

Родительское собрание

май

Групповая

Презентация «Калейдоскоп эмоций»

3.

Открытое занятие

август

Групповая

«Я все могу»

2.3. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы включает в оборудование, оснащение. Условия реализации программы соответствуют:  санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН; правилам пожарной безопасности и электробезопасности; требованиям к охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ;  требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде; требованиям к материально-техническому обеспечению программы (оборудование, оснащение (предметы).

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

Раздаточный материал:

- пиктограммы эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе);

- пазлы «Подбери эмоцию»;

- цветные карандаши;

- раскраски «Гномы»;

- зеркала;

- образцы недорисованных персонажей.

Демонстрационный:

- карточки с изображением сказочных героев (с соответствующими выражениями эмоций);

- игра «Путешествие в мир эмоций»;

- игра «Домик настроений»;

- игра «Азбука эмоций»;

- плакат «Изучаем эмоции»;

- презентации для закрепления знаний об эмоциях.

В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:

1.Этюды – это небольшое по объёму произведение посвящённое развитию эмоциональной сферы.

2.Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).

3.Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные).

4.Дидактические и развивающие игры.

5.Чтение художественных произведений;

6.Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

7.Рассказы взрослого и рассказы детей.

8.Свободное и тематическое рисование, направленное на закрепление различных видов эмоций.

9.Рефлексия.

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение: коррекционно - развивающие занятия проводит педагог-психолог, Ватулина Юлия Сергеевна, педагогический стаж 10 лет, имеет высшее профессиональное образование, высшую категорию. С 2015 года является руководителем кружка «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».

 Формы аттестации

        Не предусмотрены.

2.4. Оценочные материалы

До начала и после проведения коррекционно – развивающих занятий предусмотренных программой проводится диагностика развития эмоционально – личностной сферы детей по следующим методикам:

1. Графическая методика «Кактус» (взята из книги М.А. Панфиловой Игротерапия общения М.: 2000). Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка. В рисунке могут проявиться следующие качества: агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревога, экстравертированность, интровертированность, стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности, отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества.

2. Графическая методика «Дом – дерево – человек»  (Дж. Бук). Тест позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, враждебности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.  

3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (взята из книги Минаевой В.М Развитие эмоций дошкольников. М: 1999 ).

4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Минаева В.М.).

5. Наблюдение за эмоциональным проявлением детей (Й. Шванцара) с целью выявления признаков психического напряжения.

6. Опросник для родителей или воспитателей «Нарушение поведения у детей» (взят из книги Т. Хельбрюгге, Г. Деринга Ребенок от 0 до 6. М.: 1992).

7. Проективная методика «Метаморфозы» ( модификация Д.Г. Сорокова).

2.5. Методические материалы

        Основные формы и методы

        Описание методов обучения

При обучении по программе используются такие методы обучения, как наглядные, словесные, практическая работа, дидактические игры, а также психологические методы - тестирование, наблюдение, побуждение к деятельности, актуализации мотивов, рефлексии результатов и способов деятельности, тренинги, практикумы, самостоятельная работа, домашняя работа совместно с родителями.

Описание технологий

Технологии, используемые в программе: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, формирующие, коррекционно-развивающего обучения, технологии подгрупповой работы.

При осуществлении практической деятельности важно учитывать индивидуальные особенности детей, моделируя задания с учетом их психоэмоциональных и физических возможностей.

Важно, чтобы обучающиеся имели возможность испытывать ситуацию успеха, что будет способствовать поддержанию мотивации к работе, оптимизации их самооценки, эмоционального состояния.

Формы организации учебного занятия

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, психологическая игра, психологический (интеллектуальный) марафон.

Алгоритм учебного занятия.

Подготовительная часть. Приветствие – важный момент работы, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу доверия и принятия; разминка - используются как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности.

В основной части занятия детей знакомят с новой эмоцией. С этой целью используются приемы информирования, работа с наглядным материалом (картинки, слайды, репродукции), игры-упражнения, работа с текстом и др.

В основной части также уделяется внимание закреплению знаний и понимания об эмоциях, с которыми дети были ознакомлены на предыдущих занятиях.

Проводится тренировка умений выражать эмоции в словах, в мимике лица, движениях тела. Осуществляется работа над дифференциацией чувств и эмоций. Используются приемы обсуждения, постановка проблемных вопросов, работа с таблицами, памятками, проигрывание этюдов. Используется личный опыт детей и педагога-психолога.

         Заключительная часть предполагает рефлексию, ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:

- эмоционально-смысловом (было хорошо – было плохо и почему, что

показалось самым важным, полезным),

- эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния

«здесь и сейчас»).

Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укреплению чувства единства между участниками и используется в программе как единое упражнение для всех занятий.

На занятиях при организации деятельности детей уделяется внимание развитию самостоятельности и активности в автоматизации навыков самообслуживания, формировании привычки создавать, поддерживать и сохранять порядок в кабинете, в личным папках, изо-материалах и других детских средствах, используемых на занятиях.

2.6. Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.. Изард K.E. Лицо, фундаментальные эмоции и взаимодействие аффектов // Психология влияния / Под. ред. А.В. Морозова. СПб.: Питер, 2001.

 3. Изард К.И., Психология эмоций. СПб.: Питер,1999.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2000. 5. Леонтьев Д.А., Защита психологическая // Большой психологический словарь / Под. ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: Прайм-Еврознак,

6. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003. Т. 1.

7. Немов Р.С. Психология, М.: ВЛАДОС, 2003. Т. 2.

8.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВПетербург, 2012. – 212 с.

 9. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М., 2009.

10. Гаврюшина Е.В. Сказкотерапия с элементами дидактической игры для детей вторых младших групп. Тема: «Мое настроение». Методическое пособие. Оренбург, 2014.

11. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

12. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.

13. Ковалько В. И, Здоровьесберегающие технологии.-М.: Вако, 2004.

 14. Методическое пособие. «Поднимайтесь-ка, ребятки на веселую зарядку» - игровые зарядки, массаж, дыхательная гимнастика в стихах для дошкольников. Оренбург, 2013.

15. https://urok.1sept.ru/articles/683535 

16. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-deteydoshkolnogo-vozrasta.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние агрессивной игрушки на игровую деятельность дошкольника (5-6лет)».

Многие родители, к сожалению, не знают о педагогическом воздействии игрушки на ребенка и покупают им воинственных роботов- трансформеров, монстров, грозных динозавров, кошмарных троллей и покемо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми от 5 до 6лет группы общеразвивающей направленности «Путешествие в зимний лес»

Цель: учить видеть красоту зимнего леса и радоваться , распознавать и называть деревья; через дидактические игры, стихи дать детям дополнительные знания по теме; дать детям понятие о том, что нелегко ...

«Техника торцевание как средство развитие творческих способностей у детей 5-6лет с ТНР»

Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.За...

программа дополнительного образования по развитию речи для дошкольников (5-6лет)" ОТ ЗВУКА К БУКВЕ"

Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2...

Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности для дошкольников 5-6лет с ОВЗ «Здоровый малыш».

Важное значение в коррекционно - воспитательном  процессе в   дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование...

Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками (5-6лет)

описание экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками...

«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ» 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»  имеет коррекционно - развивающую направленность...