«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ» 5-6лет
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» имеет коррекционно - развивающую направленность.
Реализация программы ориентирована на эмоционально – личностное развитие ребенка 5-6 лет за рамками основного образования.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» ориентирована:
- на работу с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, на создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе развития эмоционального интеллекта;
- на создание условий для смены направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций (понимание, осознание и управление своими эмоциями, способность чувствовать, понимать и сопереживать чувства других);
- создание развивающей образовательной среды, необходимой для развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Новизна данной программы заключается в разработке и применении на занятиях педагогом-психологом метода сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастических игр, эмоционально-символических методов, релаксационных упражнений, стабилизирующие психоэмоциональное состояние обучающихся, формирующие позитивное самоотношение к себе, обучающие способам адекватного выражения своего эмоционального состояния и умение эффективно общаться с другими.
Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д.И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет: рост эмоционального дискомфорта, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально - личностной сферы, очень актуальна и своевременна.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего в развитии эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений, социальных эмоций. Это происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а и через развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном «Я» ребенка. Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений и закрепиться в ней».
Таким образом, ребенок живет эмоциями и руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразельных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, а так же использование большого количества доступных по возрасту практико-ориентированных игр и приемов арт-терапии (мимика, пантомимика, психогимнастика и т.д.) для развития умения у дошкольников распознавать и понимать эмоциональное состояние себя и других.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок». Принимаются все желающие. Программа кружка предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав группы 5 – 7 человек, состав группы постоянный.
Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Объем программы – 20 часов.
Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.
Формы обучения: подгрупповая форма организации обучения.
Режим занятия.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ д/с № 16 «Петушок».
- Количество занятий в неделю: 1
- Количество занятий в месяц: 4
- Количество занятий в год: 48
- Продолжительность одного занятия составляет 25 минут
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в старшей группе 25 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для родителей. На индивидуальных консультациях педагог - психолог обсуждает с родителями с изменения, происходящие в ребенке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6.docx | 108.12 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТБИЛИССКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВУТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 16 «ПЕТУШОК»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МАДОУ ЦРР-
от «____» ___________ д/с № 16 «Петушок»
Протокол № 1 _________ Т.И. Яценко
от « ___» ___________
Приказ № ________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ»
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год: 20 ч.
Возрастная категория: 5 – 6 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на платной основе
ID-номер Программы в Навигаторе:_________
Автор – составитель: Ватулина Юлия Сергеевна,
педагог-психолог
ст. Тбилисская, 2023 г.
Содержание
Титульный лист программы | 1 | |
Паспорт программы | 3 | |
Введение, нормативно-правовая база. | 6 | |
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». | 7 | |
1.1 | Пояснительная записка программы: | 7 |
Направленность | 7 | |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. | 7 | |
Формы обучения | 8 | |
Режим занятий | 8 | |
1.2 | Цель и задачи программы. | 9 |
1.3 | Содержание программы. | 10 |
1.4 | Планируемые результаты. | 23 |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» | 24 | |
2.1 | Календарный учебный график. | 24 |
2.2 | Раздел программы «Воспитание» | 29 |
2.3 | Условия реализации программы | 32 |
2.4 | Оценочные материалы | 33 |
2.5 | Методические материалы. | 34 |
2.6 | Список литературы. | 35 |
ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» коррекционно – развивающей направленности
Наименование муниципалитета | муниципальное образование Тбилисский район |
Наименование организации, ФИО руководителя, контактные данные | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР № 16 «Петушок», заведующий Яценко Татьяна Ивановна, 352360, Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская, улица Переездная телефон (86158) 2-32-48, E-mail ds.16petushok@mail |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | |
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» |
Механизм финансирования | Программа реализуется на платной основе |
ФИО автора (составителя) программы | Ватулина Юлия Сергеевна |
Краткое описание программы | Программа направлена на развитие представлений об эмоциях у детей 5 - 6 лет, через расширение и обогащение способов и средств эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью. |
Форма обучения | очная |
Уровень содержания | базовый |
Продолжительность освоения (объем) | 1 г. – 20 ч. |
Возрастная категория | 5 – 6 лет |
Цель программы | Ввести ребенка 5 – 6 лет в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. |
Задачи программы | Предметные: -дать знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе; -продолжать учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу; -систематизировать знания детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций; -обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый. Метапредметные: -способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; -способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими); -развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам); -развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий. Личностные: -развивать эмпатию; -помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию. |
Ожидаемые результаты | Предметные: -знания основных понятий эмоций и чувств; понимание способов проявления различных эмоциональных состояниях, выражения эмоций; -способность выражать в активной речи эмоциональные состояния, чувства; регулировать свои состояния во взаимодействии с окружающими. Метапредметные: -способность понимать своё эмоциональное состояние, распознавать эмоции и чувства других людей по различным признакам; у -умения конструктивного взаимодействия с окружающими людьми, использование техник конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Личностные: -оптимизация адекватности самооценки, позитивное самовосприятие; -произвольность выражения эмоциональных состояний, навыки самоконтроля и саморегуляции. |
Особые условия (доступность для детей ОВЗ) | Программа не предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Возможность реализации в сетевой форме | Не возможна реализация программы в сетевой форме. |
Материально – техническая база | -помещение для занятий со столами, стульями, мягкое половое покрытие; -наличие свободной зоны для проведения игр по правилам, кресло или диванчик для отдыха или уединения ребенка; -стимульный диагностический материал, -оргтехника: принтер и бумага, ноутбук; -иллюстративный материал в бумажном цветном варианте, игрушки, мягкие модули; -изо-материалы: бумага для рисования, набор цветных карандашей, краски. |
Введение, нормативные документы
Данная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
3. Национальный проект «Образование» (2019-2024). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (2019-2024).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
7. Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны, письмо Минпросвещения России от 29 сентября 2023 г. №АБ-3935/06.
8. Устав утвержден постановлением администрации муниципального образования Тбилисский район «Об утверждении устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада № 16 «Петушок» № 521 от 19.06.2020 года.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» имеет коррекционно - развивающую направленность.
Реализация программы ориентирована на эмоционально – личностное развитие ребенка 5-6 лет за рамками основного образования.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» ориентирована:
- на работу с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, на создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе развития эмоционального интеллекта;
- на создание условий для смены направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций (понимание, осознание и управление своими эмоциями, способность чувствовать, понимать и сопереживать чувства других);
- создание развивающей образовательной среды, необходимой для развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Новизна данной программы заключается в разработке и применении на занятиях педагогом-психологом метода сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастических игр, эмоционально-символических методов, релаксационных упражнений, стабилизирующие психоэмоциональное состояние обучающихся, формирующие позитивное самоотношение к себе, обучающие способам адекватного выражения своего эмоционального состояния и умение эффективно общаться с другими.
Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д.И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет: рост эмоционального дискомфорта, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально - личностной сферы, очень актуальна и своевременна.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего в развитии эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений, социальных эмоций. Это происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а и через развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном «Я» ребенка. Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений и закрепиться в ней».
Таким образом, ребенок живет эмоциями и руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразельных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, а так же использование большого количества доступных по возрасту практико-ориентированных игр и приемов арт-терапии (мимика, пантомимика, психогимнастика и т.д.) для развития умения у дошкольников распознавать и понимать эмоциональное состояние себя и других.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок». Принимаются все желающие. Программа кружка предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав группы 5 – 7 человек, состав группы постоянный.
Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Объем программы – 20 часов.
Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.
Формы обучения: подгрупповая форма организации обучения.
Режим занятия.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ д/с № 16 «Петушок».
- Количество занятий в неделю: 1
- Количество занятий в месяц: 4
- Количество занятий в год: 48
- Продолжительность одного занятия составляет 25 минут
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в старшей группе 25 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для родителей. На индивидуальных консультациях педагог - психолог обсуждает с родителями с изменения, происходящие в ребенке.
- Цель и задачи программы.
Цель - ввести ребенка 5-6 лет в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Основные задачи Программы:
Предметные:
-закреплять у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;
-продолжать учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;
-систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;
-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый.
Метапредметные:
-способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;
-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
-развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);
-развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий.
Личностные:
-развивать эмпатию;
-помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию.
Основные формы и методы.
При организации образовательных событий сочетаются теоретические, практические, подгрупповые, групповые формы.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога-психолога.
- Учебный план и содержание образовательной программы
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» 5-6 лет Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1 | «Будем знакомы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
2 | «Волшебство» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
3 | «Мы так можем» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
4 | «Волшебник» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
5 | «Я хочу дружить» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
6 | «Радость» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
7 | «Ручеек радости» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
8 | «Радостное настроение» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
9 | «Радость вокруг нас» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
10 | «Горе» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
11 | «Грусть» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
12 | «Удивление» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
13 | «Интерес» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
14 | «Гнев» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
15 | «Злость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
16 | «Чувство злости» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
17 | «Вина» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
18 | «Чувство вины» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
19 | «Страх» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
20 | «Чувство страха» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
21 | «Мы не боимся» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
22 | «Воспитай свой страх» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
23 | «Школа пуганья» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
24 | «Презрение» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
25 | «Брезгливость» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
26 | «Чувства» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
27 | «Кубик эмоций» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
28 | «Путешествие в мир эмоций» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
29 | «Чувства и эмоции» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
30 | «Азбука эмоций» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
31 | «Мы - дружная семья» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
32 | «Как можно посочувствовать?» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
33 | «Согрей теплом» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
34 | «Глаза в глаза» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
35 | «Мечты о …» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
36 | «Настроение человека» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
37 | «Я прекрасное дерево» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
38 | «Я не боюсь» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
39 | «Возьмем себя в руки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
40 | «Вежливость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
41 | «Мы прекрасны» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
42 | «Сказка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
43 | «Давай дружить» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
44 | «Всегда ли хорошо хвастаться» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
45 | «Жадный кармашек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
46 | «Что ты знаешь о себе» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
47 | «Солнце в ладошке» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
48 | «Мы - наши эмоции» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
Содержание учебного плана
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» 5-6 лет
Месяц | Кол-во | Тема | Цель | Содержание (план) |
Сентябрь | 1 | «Будем знакомы» | Знакомство детей друг с другом; формирование чувства единения с группой; эмоциональное оживление детей. | 1.Приветствие «Подарим улыбку друг другу». 2.Упражнение «Путешествие на корабле». 3.Упражнение «Рисование корабля». 4.Упражнение «Пароходик». 5.Ритуал прощания «До свидания». |
2 | «Волшебство» | Развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества. | 1.Приветствие. Упражнение «Ласковое имя». 2.Упражнение «Волшебный мешочек». 3.Упражнение «Воздушный шарик» 4.Упражнение «Головомяч». 5.Упражнение «Дождь». 6.Ритуал прощания «До свидания». | |
3 | «Мы так можем» | Развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества. | 1.Приветствие Упражнение «Пропоем свое имя» 2.Упражнение «Морщинки». 3.Упражнение «Я умею». 4.Упражнение «Обезьянки». 5.Упражнение «Кого укусил комарик». 6.Ритуал прощания «До свидания». | |
4 | «Волшебник» | Развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества. | 1.Приветствие «Пропоем свое имя». 2.Упражнение «Волшебник». 2.Упражнение «Волшебник». 3.Упражнение «Пересядьте все, кто …». 4.Упражнение «Ладошка». 5.Ритуал прощания «До свидания». | |
Октябрь | 5 | «Я хочу дружить» | Развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества; способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств. | 1.Приветствие Упражнение «Цветок – имя». 2.Упражнение «Конкурс хвастунов». 3.Упражнение «Я хочу с тобой подружиться». 4.Упражнение «Игрушки». 5.Ритуал прощания «До свидания». |
6 | «Радость» | Знакомство с чувством радости, подчеркнуть важность каждого ребенка. | 1.Приветствие «Я рада тебя видеть…». 2.Показ пиктограммы и картинок радости. 3.Работа с этюдами. 4.Упражнение «Закончи предложение». 5.Упражнение «Кого не хватает?». 6.Рисунок на тему: «Радость». 7.Подведение итога занятия 8.Ритуал прощания «До свидания». | |
7 | «Ручеек радости» | Знакомство с чувством радости, сплочение группы. | 1.Приветствие «Прошепчи имя». 2.Упражнение «Браво». 3.Работа по этюдам. 4.Показ пиктограммы радости или рисунка. 5.Психогимнастика «Ручеек радости». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
8 | «Радостное настроение» | Знакомство с чувством радости; изучение мимики, выражения в мимике эмоциональных состояний. | 1.Приветствие «Запрещенное движение». 2.Психогимнастика для лица. 3.Упражнение на разыгрывание историй (этюдов). 4.Игра с зеркалом. 5. Раскрашивание радостного гнома. 6. Подведение итогов занятия 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
Ноябрь | 9 | «Радость вокруг нас» | Знакомство с чувством радости; сплочение и сближение детей. | 1.Приветствие «Улыбка». 2.Упражнение «Найди друга». 3.Работа с этюдами. 4.Упражнение «Изобрази…». 5.Подведение итогов занятия. 6.Ритуал прощания «До свидания». |
10 | «Горе» | Знакомство с чувством грусти, активизировать положительные эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой грусти. | 1.Приветствие «Улыбка» 2.Работа с этюдами. 3.Упражнение «Закончи предложение». 4.Разукрашивание грустного гномика. 5.Игра «Волшебный стул». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
11 | «Грусть» | Знакомство с чувством грусти; создание положительного эмоционального фона. | 1.Приветствие «Друг к дружке». 2. Игра «Весёлые человечки». 3. Работа с этюдами. 4. Игра в «Ассоциации». 5.Подведение итогов занятия. 6.Ритуал прощания «До свидания». | |
12 | «Удивление» | Знакомство с чувством удивления, способствовать самовыражению детей. | 1.Приветствие «Крылья» 2.Беседа с детьми об эмоции удивления. 3.Упражнение «Закончи предложение». 4.Рисование на тему «Удивление». 5.Подведение итогов занятия. 6.Ритуал прощания «До свидания». | |
Декабрь | 13 | «Интерес» | Знакомство с чувством интереса, активизация тактильного восприятия. | 1.Приветствие «Эхо». 2.Беседа с детьми об эмоции интереса. 3.Работа по этюдам. Этюд «Что там происходит?». 4.Упражнение «Закончи предложение». 5.Упражнение «Что слышно». 6.Упражнение «Волшебный мешочек». 7.Подведение итогов занятия. 8.Ритуал прощания «До свидания». |
14 | «Гнев» | Знакомство с чувством злости, снятие негативных эмоций, раздражения. | 1.Приветствие «Мы очень любим». 2.Беседа с детьми об эмоции гнева. 3. Работа с этюдами. 4.Игра «Дартс». 5.Упражнение «Доброе животное». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
15 | «Злость» | Знакомство с чувством злости, снятие мышечных зажимов, дающих ребенку ощущение свободы и радости. | 1.Приветствие «Что я люблю». 2.Упражнение «Лес». 3. Беседа с детьми об эмоции гнева. 4.Упражнение «Закончи предложение». 5. Игра «Тух- тиби –дух». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
16 | «Чувство злости» | Закрепление знаний о чувстве злости, способствовать развитию взаимопонимания между детьми. | 1.Приветствие «Улыбка». 2.Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю». 3.Упражнение «Пружина». 4. Раскрашивание сердитого гномика. 5.Упражнение «Уходи, злость, уходи!». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
Январь | 17 | «Вина» | Знакомство с чувством вины, создание положительного эмоционального фона. | 1.Приветствие «Волны». 2. Беседа об эмоции стыда и вины. 3.Этюд «Косточка». История Л.Н. Толстого. 4.Игра «Подарки». 5.Подведение итогов занятия. 6.Ритуал прощания «До свидания». |
18 | «Чувство вины» | Закрепление знаний о чувстве вины, учить осознавать чувство стыда. | 1.Приветствие «Покажи чувство язычком». 2.Беседа. 3.Упражнение «Закончи предложение». 4.Работа с этюдами. 5.Упражнение «Волшебный мешочек». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
19 | «Страх» | Знакомство с чувством страха. | 1.Приветствие «Я рада видеть тебя…». 2.Беседа с детьми об эмоции страха. 3.Упражнение «Солнечный зайчик». 4.Упражнение «Закончи предложение…». 5.Раскрашивание испугавшегося гномика. 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
20 | «Чувство страха» | Знакомство с чувством страха, снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения. | 1.Приветствие «Дневник моего сердца». 2. Беседа с детьми об эмоции страха. 3.Упражнение «Азбука настроений». 4.Работа с этюдами. 5.Упражнение «Рыбаки и рыбка». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
Февраль | 21 | «Мы не боимся» | Закрепление знаний о чувстве страха. | 1.Приветствие «Паровозик с именем». 2.Беседа. 3. Работа с этюдами. 4.Упражнение «Конкурс боюсек». 5.Подведение итогов занятия. 6.Ритуал прощания «До свидания». |
22 | «Воспитай свой страх» | Закрепление знаний о чувстве страха, коррекция эмоции страха. | 1.Приветствие «Имя шепчет ветерок». 2.Беседа. 3.Упражнение «Чужие рисунки». 4.Упражнение «Воспитай свой страх». 5.Упражнение «Мусорное ведро». 6.Упражнение «Дорисуй страшного». 7.Подведение итогов занятия. 8.Ритуал прощания «До свидания». | |
23 | «Школа пуганья» | Закрепление знаний о чувстве страха, предоставить детям возможность актуализировать чувство страха. | 1.Упражнение «Я очень хороший». 2.Беседа. 3.Упражнение «Школа пуганья» 4.Упражнение «Испугаем разными способами». 5.Упражнение «Одень страшилку». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
24 | «Презрение» | Знакомство с чувством самодовольства; способствовать развитию спонтанности у детей. | 1.Приветствие «Покажи чувства руками». 2.Беседа с детьми о чувстве презрения. 3. Работа по этюдам Этюд-сказка «Мышка - хвастунья». 4.Игра «Обезьянки». 5.Подведение итогов занятия. 6.Ритуал прощания «До свидания». | |
Март | 25 | «Брезгливость» | Знакомство с чувством брезгливость. | 1.Приветствие «Поделись приятным за неделю». 2.Упражнение «Передай маску». 3.Беседа с детьми. 4.Работа с этюдами. 5.Упражнение «Закончи предложение». 6. Упражнение - Этюд «Грязная бумажка». 7.Подведение итогов занятия. 8.Ритуал прощания «До свидания». |
26 | «Закрепление знаний о чувствах» | Закрепление умения различать чувства. | 1.Упражнение «Цветок – имя». 2.Беседа с детьми о пройдённых эмоциях. 3.Просмотр презентации «Выражение лиц». 4.Упражнение «Превращение». 5.Коллективное рисование «Русские горки». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
27 | «Кубик эмоций» | Закрепление умения различать чувства. | 1.Приветствие «Мы рисуем». 2.Игра «Кубик с эмоциями». 3. Игра на выражение различных эмоций «Разные настроения». 4. Дидактическая игра «Домик настроения». 5.Подведение итогов занятия. 6.Ритуал прощания «До свидания». | |
28 | «Путешествие в мир эмоций» | Закрепление умения различать чувства. | 1.Приветствие «Стоп-кадр». 2. Игра на выражение различных эмоций «Три подружки». 3.Вопросы для детей на закрепление эмоций. 4.Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций». 5.Подведение итогов занятия. 6.Ритуал прощания «До свидания». | |
Апрель | 29 | «Чувства и эмоции» | Закрепление умения различать чувства. | 1.Приветствие «Имя с символом». 2 Игра «Кубик эмоций». 3.Просмотр электронной презентации «Добрые сказки». 4.Игра «Азбука настроений» Вариант «Инсценировка». 5. Игра на выражение различных эмоций «Котята». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «До свидания». |
30 | «Азбука эмоций» | Закрепление умения различать чувства; учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм. | 1.Приветствие «Секрет». 2.Игра «Азбука эмоций». 3. Игра на выражение различных эмоций «Маленький скульптор». 4. Игра – занятие «Домик настроений». 5.Подведение итогов занятия. 6.Ритуал прощания «До свидания». | |
31 | «Мы - дружная семья» | Сформировать у детей положительное отношение к друзьям; развить способность к эмпатии, понимания эмоционального состояния других людей. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение». 2.Этюд «Скажи комплимент другу». 3.Игра «Рычи, лев, рычи». 4.Игра «Стучи, поезд, стучи». 5.Рисование «Какого цвета смелость?». 6.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». | |
32 | «Как можно посочувствовать?» | Научить детей правильно выражать свои чувства; тренировать в распознавании эмоций; развивать чувствительность к эмоциям, состояниям других людей, развить умение общаться. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение». 2.Упражнение «Рассеянные». 3.Беседа «Как можно посочувствовать?». 4.Этюды на выражение страдания и печали. 5.Рисование «Какого цвета доброта?». 6.Ритуал прощания «Лучики солнца». | |
Май | 33 | «Согрей теплом» | Продолжать учить детей распознавать эмоции; формировать умение отражать свои чувства и эмоции пантомимой и мимикой. | 1.Ритуал приветствия «Доброе животное». 2.Упражнение «Запомни свое место». 3.Беседа «Бездомный - это всегда плохо». 4. Этюд «Спаси птенца». 5.Рисование красками «Сочувствие». 6.Ритуал прощания «Лучики солнца». |
34 | «Глаза в глаза» | Воспитывать бережное отношение к вещам, аккуратность; формировать адекватные морально-этические формы поведения; учить различать и правильно выражать эмоциональные состояния. | 1.Ритуал приветствия «Доброе животное». 2.Упражнение «Повторяй за мной». 3.Сказка «Маша и сандалики». 4.Беседа с детьми по содержанию сказки. 5.Этюд «Глаза в глаза». 6. Ритуал прощания «Мы очень хорошие». | |
35 | «Мечты о … » | Формировать навыки эмпатии, развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других; развивать выразительность движений; развивать внимание; формировать умение делать выводы. | 1.Ритуал приветствия «Большая хорошая птица». 2.Упражнение «Птица или насекомое?». 3.Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтали стать птицей». 4.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». | |
36 | «Настроение человека» | Развивать коммуникативные способности детей; знакомить с моральными чертами характера; развивать способность к эмпатии, поддерживать способность общаться. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение». 2.Игра «Пожалуйста». 3.Беседа «Как можно понять настроение человека?». 4.Игра-сравнение «На что похоже мое настроение?». 5.Упражнение «Печальный мальчик, печальная девочка». 6.Ритуал прощания «Мы очень хорошие!». | |
Июнь | 37 | «Я прекрасное дерево» | Развивать тактильные ощущения, логическое мышление; формировать умение правильно выражать свои чувства. | 1.Ритуал приветствия «Большое дерево». 2.Игра «Деревья и кусты». 3.Упражнение «Дощечки». 4.Игра-перевоплощение «Все мы - маленькие деревца». 5.Беседа «Если бы ты был деревом ...». 6.Ритуал прощания «Круг друзей». |
38 | «Я не боюсь» | Учить детей в распознавании эмоций; тренировать психомоторные функции; корректировать страхи; преодолевать замкнутость. | 1.Ритуал приветствия «Смелый лев». 2.Сказка «Полезный. 3.Игра «Подари свой Страх». 4.Упражнение «Путешествие по ночному лесу». 5.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». | |
39 | «Возьмем себя в руки» | Учить методам саморегуляции в различных жизненных ситуациях; корректировать проявления гиперактивности;помогать преодолевать замкнутость; воспитывать дружбу. | 1.Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение». 2.Упражнение «Возьмем себя в руки». 3.Упражнение «Врасти в землю». 4.Упражнение «Сбрось усталость». 5.Упражнение «Стойкий оловянный солдатик». 6.Упражнение «Торт». 7.Рисование красками «Сладкое настроение». 8.Ритуал прощания «Круг друзей». | |
40 | «Вежливость» | Воспитывать толерантность, адекватные формы поведения и взаимодействия; развивать навыки эмпатии; развивать слуховое восприятие и внимание. | 1.Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение». 2.Упражнение «Давайте поздороваемся, как ...». 3.Беседа «Какпоздороваться?»4.Упражнение «Здороваемся со всеми». 5.Рисование красками «Какого цвета поздравления?». 6.Ритуал прощания «Прощаемся с друзьями». | |
Июль | 41 | «Мы прекрасны» | Научить различать и выражать эмоции (страх, обиду); развивать навыки эмпатии; поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их; способствовать самовыражению через изобразительную деятельность. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение по кругу». 2. Игра «Движение запрещено». 3.Игра «Летает - не летает». 4.Психогимнастика «Птичий двор». 5.Рисование детей красками «Я - прекрасный лебедь». 6.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». |
42 | «Сказка» | Научить различать и выражать эмоции (страх, обиду); развивать навыки эмпатии; поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение по кругу». 2.Игра «Отгадай по голосу». 3.Игра «Летает - не летает». 4.Упражнение «Передаем эмоции страха, обиды». 5.Беседа о правилах поведения. 6.Ритуал прощания «Круг друзей». | |
43 | «Давай дружить» | Развивать воображение; формировать способность к вербализации своих переживаний; воспитывать способность к сопереживанию и сочувствию; способствовать самовыражению ребенка. | 1.Ритуал приветствия «Доброе животное». 2.Игра-перевоплощение «Представь себя камнем у дороги». 3.Упражнение «Новый ребенок в группе, с которым никто не хочет играть». 4.Упражнение «Давай дружить, ты мне нравишься». 5.Лепка из пластилина «Какую форму имеет дружба?». 6.Ритуал завершения занятия «Круг друзей». | |
44 | «Всегда ли хорошо хвастаться» | Обучать адекватным формам поведения и взаимодействия; развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии; поддерживать желание общаться и дружить; преодолевать замкнутость, негативные формы поведения. | 1.Ритуал приветствия «Мы все - большая красивая чашка». 2.Игра на развитие активного внимания «Слушай аплодисменты». 3.Сказка «О чашечке». 4.Беседа по содержанию сказки. 5.Разыгрывание психологических мини-этюдов из сказки. 6.Лепка «Добрые подруги для блюдечка». 7.Ритуал прощания «Лучики солнца». | |
Август | 45 | «Жадный кармашек» | Подвести к осмыслению собственной ценности; формировать навыки толерантного поведения; воспитывать щедрость; способствовать свободе самовыражения в изобразительной творчества. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение». 2.Сказка «Жадный кармашек». 3.Беседа психолога по содержанию сказки. 4.Разыгрывание психологических мини-этюдов по содержанию сказки. 5.Упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки?». 6.Рисование красками «Щедрый кармашек». 7.Ритуал окончания занятия «Спасибо, что ты сегодня был со мной». |
46 | «Что ты знаешь о себе» | Развивать моторную память; способствовать повышению самооценки; учить детей видеть положительные черты в себе и в других людях; учить говорить комплименты; воспитывать коммуникативные способности. | 1.Ритуал приветствия «Поздороваемся». 2.Упражнение для развития моторной памяти «Запомни движение». 3.Игра с мячом «Расскажи о себе». 4.Игра-беседа «Знаешь ли ты себя?». 5.Игра «Узнай по описанию». 6.Рисование «Я». 7.Ритуал прощания «Лучики солнца». | |
47 | «Солнце в ладошке» | Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. | 1.Ритуал приветствия «Поздороваемся». 2.Упражнение «Неоконченные предложения». 3.Упражнение «В лучах солнышка». 4.Упражнение «Росточек под солнцем». 5.Упражнение «Солнце в ладошке». 6.Ритуал прощания «Лучики солнца». | |
48 | «Мы – наши эмоции» | Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике; совершенствовать умение адекватно реагировать на эмоции окружающих; формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей. | 1.Ритуал приветствия «Рукопожатие». 2.Беседа «Мы – наши эмоции». 4.Рисование «Радуга эмоций». 5.Ритуал прощания «Лучики солнца». |
- Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
- договариваются с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;
- распределяют роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли.
Метапредметные:
-используют речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни;
- интересуются окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера;
-умеют аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;
- проявляют умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Личностные:
- умеют делиться с педагогом и другими детьми своими разнообразными впечатлениями;
- эмоционально откликаются на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей;
- имеют адекватную самооценку, эмоционально устойчив, уверен в себе.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график программы
№ п/п | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | «Будем знакомы» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
2. | «Волшебство» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
3. | «Мы так можем» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
4. | «Волшебник» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
5. | «Я хочу дружить» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
6. | «Радость» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
7. | «Ручеек радости» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
8. | «Радостное настроение» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
9. | «Радость вокруг нас» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
10. | «Горе» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
11. | «Грусть» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
12. | «Удивление» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
13. | «Интерес» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
14. | «Гнев» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
15. | «Злость» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
16. | «Чувство злости» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
17. | «Вина» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
18. | «Чувство вины» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
19. | «Страх» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
20. | «Чувство страха» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
21. | «Мы не боимся» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
22. | «Воспитай сой страх» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
23. | «Школа пуганья» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
24. | «Презрение» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
25. | «Брезгливость» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
26. | «Чувства» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
27. | «Кубик эмоций» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
28. | «Путешествие в мир эмоций» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
29. | «Чувства и эмоции» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
30. | «Азбука эмоций» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
31. | «Мы - дружная семья» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
32. | «Как можно посочувствовать?» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
33. | «Согрей теплом» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
34. | «Глаза в глаза» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
35. | «Мечты о …» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
36. | «Настроение человека» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
37. | «Я прекрасное дерево» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
38. | «Я не боюсь» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
39. | «Возьмем себя в руки» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
40. | «Вежливость» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
41. | «Мы прекрасны» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
42. | «Сказка» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
43. | «Давай дружить» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
44. | «Всегда ли хорошо хвастаться» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
45. | «Жадный кармашек» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
46. | «Что ты знаешь о себе» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
47. | «Солнце в ладошке» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
48. | «Мы - наши эмоции» | 25 минут | 16.12-16.37 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение |
2.2. Раздел программы «Воспитательная деятельность»
Календарный план воспитательной работы
Главной целью воспитания является развитие системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.
Задачи воспитания:
1.Обучение распознаванию различных эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх, интерес, удивление, стыд) как у себя, так и у других.
2.Расширение словаря эмоциональной лексики.
3.Выражение собственного эмоционального состояния с помощью мимики, пантомимики, интонации.
4.Обогащение эмоционально-экспрессивного репертуара.
5.Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.
6.Развитие адекватного реагирования на эмоции других, формирование адекватных форм эмоционального поведения.
7.Развитие эмпатии.
Целевые ориентиры воспитания.
У дошкольников формируется:
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
- согласовывать своё поведение с поведением других детей;
- видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
- помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере.
Формы и методы воспитания.
Для развития эмоциональной сферы, с ориентиром на общие целевые установки воспитательной работы в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» используются различные формы и методы.
Формы:
- интегрированная образовательная деятельность с использованием разных видов художественной деятельности (речевой, изобразительной, музыкальной);
- организованная образовательная деятельность по развитию эмоционального словаря и этикета;
- индивидуальная работа с детьми;
- беседы о различных эмоциональных состояниях;
- элементы психогимнастики;
- театрализованные игры;
- эмоционально-экспрессивные игры;
- постановка мини-сказок;
- чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей;
- составление рассказов и придумывание сказок на заданную тему, отражающих эмоциональное состояние героя;
- рисование под музыку различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры.
Методы:
- метод мотивации к эмпатии: педагог-психолог пробуждает у детей эмоциональные реакции через понимание и эмпатию эмоциональных условий другого, превращаясь в помощь.
- метод эмоционально - образного воздействия, который направлен на мотивацию детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством «погружения» в ситуации свободной операционной представлениями;
- словарный метод реализуется большей частью в эстетических беседах с детьми и в развитии словаря эмоций ребенка;
- игровой метод является одним из основных методов формирования эмоций у детей дошкольного возраста.
Условия воспитания, анализ результатов.
Для успешной реализации программы эмоционального развития детей дошкольного возраста должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
2.Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
3.Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
4.Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
5.Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
6.Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
7.Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Оценка эффективности программы выражается через систему количественных и качественных показателей, позволяющих делать вывод о степени достижения результатов.
№п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1. | «День эмоций» | ноябрь | Групповая | Тренинг «Этот удивительный мир эмоций!» |
2. | Родительское собрание | май | Групповая | Презентация «Калейдоскоп эмоций» |
3. | Открытое занятие | август | Групповая | «Я все могу» |
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы включает в оборудование, оснащение. Условия реализации программы соответствуют: санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН; правилам пожарной безопасности и электробезопасности; требованиям к охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ; требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде; требованиям к материально-техническому обеспечению программы (оборудование, оснащение (предметы).
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
Раздаточный материал:
- пиктограммы эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе);
- пазлы «Подбери эмоцию»;
- цветные карандаши;
- раскраски «Гномы»;
- зеркала;
- образцы недорисованных персонажей.
Демонстрационный:
- карточки с изображением сказочных героев (с соответствующими выражениями эмоций);
- игра «Путешествие в мир эмоций»;
- игра «Домик настроений»;
- игра «Азбука эмоций»;
- плакат «Изучаем эмоции»;
- презентации для закрепления знаний об эмоциях.
В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:
1.Этюды – это небольшое по объёму произведение посвящённое развитию эмоциональной сферы.
2.Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
3.Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные).
4.Дидактические и развивающие игры.
5.Чтение художественных произведений;
6.Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
7.Рассказы взрослого и рассказы детей.
8.Свободное и тематическое рисование, направленное на закрепление различных видов эмоций.
9.Рефлексия.
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение: коррекционно - развивающие занятия проводит педагог-психолог, Ватулина Юлия Сергеевна, педагогический стаж 10 лет, имеет высшее профессиональное образование, высшую категорию. С 2015 года является руководителем кружка «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».
Формы аттестации
Не предусмотрены.
2.4. Оценочные материалы
До начала и после проведения коррекционно – развивающих занятий предусмотренных программой проводится диагностика развития эмоционально – личностной сферы детей по следующим методикам:
1. Графическая методика «Кактус» (взята из книги М.А. Панфиловой Игротерапия общения М.: 2000). Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка. В рисунке могут проявиться следующие качества: агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревога, экстравертированность, интровертированность, стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности, отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества.
2. Графическая методика «Дом – дерево – человек» (Дж. Бук). Тест позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, враждебности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (взята из книги Минаевой В.М Развитие эмоций дошкольников. М: 1999 ).
4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Минаева В.М.).
5. Наблюдение за эмоциональным проявлением детей (Й. Шванцара) с целью выявления признаков психического напряжения.
6. Опросник для родителей или воспитателей «Нарушение поведения у детей» (взят из книги Т. Хельбрюгге, Г. Деринга Ребенок от 0 до 6. М.: 1992).
7. Проективная методика «Метаморфозы» ( модификация Д.Г. Сорокова).
2.5. Методические материалы
Основные формы и методы
Описание методов обучения
При обучении по программе используются такие методы обучения, как наглядные, словесные, практическая работа, дидактические игры, а также психологические методы - тестирование, наблюдение, побуждение к деятельности, актуализации мотивов, рефлексии результатов и способов деятельности, тренинги, практикумы, самостоятельная работа, домашняя работа совместно с родителями.
Описание технологий
Технологии, используемые в программе: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, формирующие, коррекционно-развивающего обучения, технологии подгрупповой работы.
При осуществлении практической деятельности важно учитывать индивидуальные особенности детей, моделируя задания с учетом их психоэмоциональных и физических возможностей.
Важно, чтобы обучающиеся имели возможность испытывать ситуацию успеха, что будет способствовать поддержанию мотивации к работе, оптимизации их самооценки, эмоционального состояния.
Формы организации учебного занятия
Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, психологическая игра, психологический (интеллектуальный) марафон.
Алгоритм учебного занятия.
Подготовительная часть. Приветствие – важный момент работы, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу доверия и принятия; разминка - используются как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности.
В основной части занятия детей знакомят с новой эмоцией. С этой целью используются приемы информирования, работа с наглядным материалом (картинки, слайды, репродукции), игры-упражнения, работа с текстом и др.
В основной части также уделяется внимание закреплению знаний и понимания об эмоциях, с которыми дети были ознакомлены на предыдущих занятиях.
Проводится тренировка умений выражать эмоции в словах, в мимике лица, движениях тела. Осуществляется работа над дифференциацией чувств и эмоций. Используются приемы обсуждения, постановка проблемных вопросов, работа с таблицами, памятками, проигрывание этюдов. Используется личный опыт детей и педагога-психолога.
Заключительная часть предполагает рефлексию, ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
- эмоционально-смысловом (было хорошо – было плохо и почему, что
показалось самым важным, полезным),
- эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния
«здесь и сейчас»).
Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укреплению чувства единства между участниками и используется в программе как единое упражнение для всех занятий.
На занятиях при организации деятельности детей уделяется внимание развитию самостоятельности и активности в автоматизации навыков самообслуживания, формировании привычки создавать, поддерживать и сохранять порядок в кабинете, в личным папках, изо-материалах и других детских средствах, используемых на занятиях.
2.6. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2.. Изард K.E. Лицо, фундаментальные эмоции и взаимодействие аффектов // Психология влияния / Под. ред. А.В. Морозова. СПб.: Питер, 2001.
3. Изард К.И., Психология эмоций. СПб.: Питер,1999.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2000. 5. Леонтьев Д.А., Защита психологическая // Большой психологический словарь / Под. ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: Прайм-Еврознак,
6. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003. Т. 1.
7. Немов Р.С. Психология, М.: ВЛАДОС, 2003. Т. 2.
8.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВПетербург, 2012. – 212 с.
9. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М., 2009.
10. Гаврюшина Е.В. Сказкотерапия с элементами дидактической игры для детей вторых младших групп. Тема: «Мое настроение». Методическое пособие. Оренбург, 2014.
11. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
12. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
13. Ковалько В. И, Здоровьесберегающие технологии.-М.: Вако, 2004.
14. Методическое пособие. «Поднимайтесь-ка, ребятки на веселую зарядку» - игровые зарядки, массаж, дыхательная гимнастика в стихах для дошкольников. Оренбург, 2013.
15. https://urok.1sept.ru/articles/683535
16. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-deteydoshkolnogo-vozrasta.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние агрессивной игрушки на игровую деятельность дошкольника (5-6лет)».
Многие родители, к сожалению, не знают о педагогическом воздействии игрушки на ребенка и покупают им воинственных роботов- трансформеров, монстров, грозных динозавров, кошмарных троллей и покемо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми от 5 до 6лет группы общеразвивающей направленности «Путешествие в зимний лес»
Цель: учить видеть красоту зимнего леса и радоваться , распознавать и называть деревья; через дидактические игры, стихи дать детям дополнительные знания по теме; дать детям понятие о том, что нелегко ...
«Техника торцевание как средство развитие творческих способностей у детей 5-6лет с ТНР»
Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.За...
программа дополнительного образования по развитию речи для дошкольников (5-6лет)" ОТ ЗВУКА К БУКВЕ"
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2...
Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности для дошкольников 5-6лет с ОВЗ «Здоровый малыш».
Важное значение в коррекционно - воспитательном процессе в дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование...
Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками (5-6лет)
описание экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками...
«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ» 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» имеет коррекционно - развивающую направленность...