программа дополнительного образования по развитию речи для дошкольников (5-6лет)" ОТ ЗВУКА К БУКВЕ"
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

НЕЩЕРЕНСКАЯ   ГАЛИНА  ИВАНОВНА

Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2-х лет. В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_a_do_ya_klass_programma_moya.docx61.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

«От звука к букве»  на 2018– 2020 уч. год

для детей 5-7 лет.

Срок реализации: 2года

                                                                    Автор программы:

воспитатель :  Нещеренская   Галина       Ивановна

Москва2018

Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2-х лет. В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

l этап :

5 -6 лет. Развитие звуко - буквенного обучения и интереса к чтению. На данном этапе обучения ставится задача развить умение выделять заданный звук в слове, различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, находить место звука в слове, соотносить звук и букву. Умение делить слова на слоги, писать печатные буквы, слова, предложения.

ll этап:

6 -7 лет. Развитие интереса и способности к чтению На данном этапе обучения ставится задача обучить детей читать и писать. Программа предполагает обучение весѐлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребѐнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя: - развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища); - развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук); - формирование графических навыков.

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Хочу все знать» программа имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации  ребѐнка  к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребѐнка. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве . Обучение дошкольников элементам грамоты» . Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребѐнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учѐтом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы.

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

 Новизна программы.

Данная программа апробирована в течение двух последних лет , скорректирована. Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно: Комплекс игровых упражнений по технологии Буракова Н.Б. " Поля слов, аннограмы ". Цель технологии способствовать развитию у ребенка навыка узнавания, а затем чтению целым словом, фразой, научить понимать смысл и интонировать. А главное - вырастить интерес к чтению. Способствует развитию врожденной грамотности.

Цель программы:

 - Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.

Задачи программы:

 Образовательные:

 - Формирование и развитие фонематического слуха - Развитие произносительных умений

 - Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией - Знакомство со слоговой структурой слова

- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

 - Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

 - Расширение словарного запаса детей

-Знакомить с графическим изображением буквы;

 -Учить соотносить звук и букву;

 -Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

 - Подготовка руки ребѐнка к письму

 -Упражнять в аналитико-синтетической деятельности ;

 -Формировать элементарные графические умения;

  -Познакомить с изображением буквы;

   -Упражнять печатать буквы, слоги ( по образцу);

Развивающие:

- Развитие слухового восприятия

- Развитие графических навыков

 -Развитие мелкой моторики

 -Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;

- Развивать глазомер, четкой координации руки;

Воспитательные:

- Воспитание умения работать

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

 - Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

-Прививать элементарные гигиенические правила письма;

 -Воспитывать усидчивость;

 -Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления развития мелкой моторики.

 1. Развивать руку. Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки. Развивать мелкую моторику рук.

2. Начать подготовку к технике письма. Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив. Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). 3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок

проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв. 4. Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребѐнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всѐ последующее усвоение языка»( Д.Б. Эльконин) . Также при построении программы учитывалось положение Л.С.Выготского "о ведущей роли обучения", которое является движущей силой психического развития. Поскольку обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, то метод практических заданий является в данной программе ведущим. Способы и формы работы с детьми. 1. Артикуляционная / речевая гимнастика; 2.Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков; 3.Буква, еѐ образ и графическое написание; 4.Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение; 5.Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения 6.Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка. 7.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова. 8. Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д. 9. Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.

 Режим занятий.

 Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста.

Срок реализации программы- 2 года.

 Занятия будут проводятся 1 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики , физкультминутки . Длительность каждого занятия для детей данного возраста: 25 - 30 мин.

Основные применяемые технологии:

-Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова ;

 - Здоровье  сберегающие технологии

 - Личностно-ориентированное обучение

 - Технология проектного обучения.

За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

В конце каждого года обучения планируется провести открытое занятие для родителей.

Способы определения результативности.

Программой предполагается использование следующих методов отслеживания результативности:

Педагогическое наблюдение.

Педагогический анализ результатов анкетирования,        тестирования, выполнения обучающимися диагностических заданий, активности обучающихся на занятиях.

Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

Вначале учебного года:

Определение уровня развития детей

Тестирование

Промежуточный контроль

В конце полугодия

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения

Тестирование

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения:

Определение изменения уровня развития детей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения

Тестирование

Механизм определения результативности программы

Тестирование детей с целью выявления интересов к изучению родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства.

Диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков.

Организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей обучающихся.

Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).

Анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма зун.

Уровни усвоения программы

Низкий – ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове) Формы подведения итогов реализации образовательной программы – итоговое тестирование.

Прогнозируемые результаты:

Первый год обучения

. Ребѐнок к концу года умеет:

 - правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;

 - делить слова на слоги;

 - дифференцировать твѐрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;

 - определять и называть первый звук в слове;

 - произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

 -рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

 - выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

 - составлять 2-3 предложения по картине;

 - отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;

 -заучивать небольшие стихотворения;

 -буквы русского алфавита .

Второй год обучения.

 Ребенок  к концу второго года обучения знает:

 - буквы русского алфавита

 - понимает и использует в речи термины «звук», «буква» - правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

 - определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

- различать гласные и согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

 - делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную - пользоваться графическим обозначением звуков;

 - записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами - составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта -читать слова, предложения, небольшие рассказы;

 - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,

- уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

В конце каждого года обучения планируется проведение открытого занятия для родителей. Для отслеживания результатов образовательного процесса используются  следующие виды контроля: начальный контроль (сентябрь), текущий контроль ( в течение учебного года), итоговый контроль (апрель) Формы подведения итогов: Дидактические игры, конкурсы, открытое занятие.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 5-6 ЛЕТ)

n\n

Наименование разделов ,тем

Количество часов

Формы аттестации\

контроля

всего

теория

 практика

1.

Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

2.

Для чего нужны занятия по развитию речи? Входной контроль.

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

3.

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий. «Минутка безопасности»

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

4.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

5.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

6.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

7.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

8.

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

9.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я. Козловкого

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

10.

Раздел II Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

11.

Звуки «С-СЬ» (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

12.

Звуки «З-ЗЬ» (песенки большого и маленького комара), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

13.

Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

14.

Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

15.

Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

16.

Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

17.

Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

18.

Внеклассное мероприятие «Новогодние приключения в школе «Буратино»

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

19.

Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, разучивание стихотворение С. Михалкова

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

20.

Промежуточный контроль

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

21.

Звук «Ч», моделирование, рисование предметов

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

22.

Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

23.

Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Выготской

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

24.

Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

25.

Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шоригиной

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

26.

Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

27.

Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

28. 

Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Сапгира

1

Педагогическое наблюдение

29.

Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, нахождение различий в двух похожих рисунках Т. Шорыгиной

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

30.

Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

31.

Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, штриховка

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

32.

Повторение.

1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

Всего:

32

16

16

Учебный план ( второй  год обучения 6-7лет)

n\n

Наименование разделов ,тем

                Количество часов

Формы аттестации\

контроля

всего

 теория

практика

1.

Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат)

         1

     0.5

    0.5

Педагогическое наблюдение

2.

Знакомство: Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник).

       1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

3.

Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука

       1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

4.

Звук и буква О

        1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

5.

Звук и буква У.

        1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

6.

Звук  и буква Ы.

        1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

7.

Звук и буква Э.Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э)

        1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

8.

Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройд. матер.

         1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

9.

Звук и буква Л.

         1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

10.

Звук и буква М.

         1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

11.

Звук и буква Н.

         1

     0.5

     0.5

Педагогическое наблюдение

12.

Звук  и буква  Р.

        1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

13.

Закрепление пройденного материала.Глассные и соглассные звуки и буквы.чтение слогов, слов.

        1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

14.

Буква Я . Чтение слогов ,слогов, предложений.

          1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

15.

Буква Ю.Чение слогов,слов.

         1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

16.

Буква Е.Чтение  слогов ,слов.

          1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

17.

Буква Е.Чтение слогов и слов.

          1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

18.

Звук и буква И. чтение слогов и слов.

          1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

19.

Закрепление пройденного материала.

          1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

20.

Звуки Г и Гь, К и Кь: граф.изобр. мяг и твѐрд. согласных в слове, буквы Г и К.условная запись предложений.

          1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

21.

Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. мяг. и твѐрд. согласных в слове, чтение слогов ,слов предложений,  буквы Д и Т.

         1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

22.

Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З и С.Чтение слогов ,слов.

         1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

23.

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ,.Буквы Б и П.Чтение слогов, слов , предложений.

         1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

24.

Звуки Х-ХЬ.Буква Х. Чтение слогов, слов , предложений.

         1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

25.

Звуки и буквы Ж,Ш.Чтение слогов, слов.

          1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

26.

Звуки и буквы Ч, Щ. Чтение слогов, предложений

        1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

27.

Звук и буква Ц.Чтение слов , стихотворных текстов.

         1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

28.

Звук и буква И. Чтение слов , стихотворных текстов.

        1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

29.

Буква Ь. Чтение слов , стихотворных текстов.

        1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

30.

Буква Ъ. Чтение слов , стихотворных текстов.

        1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

31.

Закрепление пройденного материала. Чтение слов , стихотворных текстов.

        1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

32.

Закрепление пройденного материала. Алфавит. Чтение стихотворений.

          1

0.5

0.5

Педагогическое наблюдение

Всего:

32

    16

      16

III. Содержание программы

1 год обучения

Раздел I Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.

1.1. Для чего нужны занятия по развитию речи? Входной контроль

Теория. Сказка «Как Малышу маму купили».

Практика. Разучивание скороговорки. Входное тестирование.

1.2. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий. «Минутка безопасности»

Теория. Знакомство с многообразием слов, моделированием. Понятие «слово». Подходящие по смыслу слова. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Игровое упражнение «Обведи правильно». Игра «Назови скорее». Рисование коротких, отрывистых линий.

1.3. Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках. «Минутка безопасности»

Теория. Подходящие по смыслу слова. Правильное произношение слов. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Игровое упражнение «Кто внимательный?», игра «Встреча друзей», игра «Загадки-обманки», «Назови правильно».

1.4. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам

Теория. Знакомство со звучанием слов, протяженностью слов (длинные и короткие). Поэтические сравнения. Деление слов на слоги.

Практика. Игровое упражнение «Соедини правильно», игра «Загадки и отгадки», рисование коротких линий, игра «Какие бывают слова?», игра «Какие бывают слова?»

1.5. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Теория. Звучание слов. Слова близкие по звучанию. Сила голоса: громко, звонко, тихо.

Практика. Игровое упражнение «Кто в домике живет?», игровое упражнение «Соедини правильно». Игра «Подскажи словечко», игра «Зарядка», рисование округлых и прямых линий.

1.6. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках

Теория. Слоги. Деление слов на слоги. Слова, похожие по звучанию.

Практика. Игровое упражнение «Загадки и отгадки», загадки, игровое упражнение «Соедини правильно». Раскрашивание картинок-отгадок, деление слогов на слоги, рисование коротких отрывистых линий.

1.7. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках

Теория. Открытые и закрытые слоги. Деление слов на слоги. Длинные и короткие слова.

Практика. Игровое упражнение «Раздели правильно», игровое упражнение «Загадки и отгадки». «Игра с пальчиками», игровое упражнение «Кто у кого?», деление слогов на слоги, отгадывание загадок, игра «кто внимательный?».

1.8. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках

Теория. Звучание и протяженность слов. Слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу.

Практика. Игровое упражнение «Раздели правильно», игровое упражнение «Загадки и отгадки». «Игра с пальчиками», игровое упражнение «Кто у кого?», деление слогов на слоги, отгадывание загадок, игра «Кто внимательный?».

1.9. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я. Козловкого

Теория. Подбор к слову схемы. Подбор слов, подходящих по смыслу. Логические паузы.

Практика. Игровое упражнение «Соедини правильно». Игра «Встреча друзей», игра «Подскажи словечко», игра «Встреча друзей», игровое упражнение «Найди ошибки художника».

Раздел II: Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными

2.1. Звуки «С-СЬ» (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира

Теория. Знакомство с твердыми и мягкими согласными. Звуки «С-СЬ». Подбор слов, подходящих по смыслу. Деление схемы слова на слоги.

Практика. Игровое упражнение «Песенка насоса». Игра «Подскажи словечко», игра «Пальчики», раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

2.2. Звуки «З-ЗЬ» (песенки большого и маленького комара), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам

Теория. Знакомство с твердыми и мягкими согласными .Звуки «З-ЗЬ». Слова разной протяженности (длинные и короткие).

Практика. Игра «Зайке холодно сидеть», игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?», заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам. Игровое упражнение «Как поют комары?». Игра «Загадки и отгадки».

2.3. Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

Теория. Различие звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», деление слов на слоги.

Практика. Игровое упражнение «Помоги животным найти домик», работа с картинками, игровое упражнение «Раздели правильно». Игра «Подскажи словечко», игра «Зайке холодно сидеть», игра «Кто внимательный?», деление слов на слоги.

2.4. Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира

Теория. Твердый звук «Ц». Чтение рассказа А. Максакова «Цыпленок Цып».

Практика. Игра «Закончи предложение», игровое упражнение «Цапля», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

2.5. Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки

Теория. Твердый звук «Ш». Знакомство с термином «согласный звук».

Практика. Игровое упражнение «Будь внимательным», игра «Подскажи словечко», игра «Шарик», рисование шариков, заучивание потешки.

2.6. Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко

Теория. Твердый звук «Ж». Интонационное выделение звука.

Практика. Работа с картинками. Игра «Загадки и отгадки», игровое упражнение «Раздели правильно», «Будь внимательным», игра «Жуки», рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко.

2.7. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений

Теория. Различие звуков «Ш-Ж». Знакомство с термином «звук».

Практика. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой вагон», игра «Подскажи словечко», «Соедини правильно», рисование дорожек, повторение стихотворений.

2.8. Внеклассное мероприятие «Новогодние приключения в школе «Буратино»

Практика. Новогодний праздник.

2.9. Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, разучивание стихотворение С. Михалкова

Теория .Мягкий звук «Щ». Определение место звука в слове.

Практика. Игровое упражнение «Соедини правильно», игра с мячом «Назови скорее», игра «Подскажи словечко», рисование щеток, разучивание стихотворение С. Михалкова.

2.10. Промежуточный контроль

Практика. Тестирование.

2.11. Звук «Ч», моделирование, рисование предметов

Теория. Мягкий звук «Ч». Продолжать знакомство с термином «звук».

Практика. Игровое упражнение «Будь внимательным», игра «Часы». Игра «Загадки и отгадки», рисование предметов.

2.12. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

Теория. Различие звуков «Ч-Щ».

Практика. Игровое упражнение «Раздели правильно», игра «Черепахи», «Кто внимательный?», деление слов на слоги заучивание потешки.

2.13. Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Выготской

Теория. Твердые и мягкие звуки «Р-РЬ». Место звука в слове.

Практика. Игра «Загадки и отгадки», игра «Зарядка», «Кто внимательный?», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Выготской.

2.14. Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой

Теория. Твердые и мягкие звуки «Л-ЛЬ».

Практика. Игра «Подскажи словечко», игровое упражнение «Раздели правильно» рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой.

2.15. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шоригиной

Теория. Твердые и мягкие звуки «М-МЬ». Знакомство с линейностью слов (длинные и короткие). Характерные признаки загадки.

Практика. Игра «Загадки и отгадки», игровое упражнение «Раскрась правильно», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шоригиной.

2.16. Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус

Теория. Твердые и мягкие звуки «Б-БЬ». Слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу.

Практика. Игровые упражнения «Подскажи словечко», «Раздели правильно», деление слов на слоги, игра «Буратино», заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус.

2.17. Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса

Теория. Твердые и мягкие звуки «К-КЬ». Интонационное выделение звука.

Практика. Игровое упражнение «Назови первый звук»,игра «Подскажи словечко», «Найди и раскрась», «Пальчики», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса.

2.18. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Сапгира

Теория. Твердый звук «Г».

Практика. Игра «Подскажи словечко», упражнение «Раздели правильно», игра «Загадки и отгадки», «Кто внимательный?», заучивание стихотворения Г. Сапгира

2.19. Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, нахождение различий в двух похожих рисунках Т. Шорыгиной

Теория. Различие звуков «Г-К».

Практика. Игровое упражнение «Раскрась и обведи правильно», «Соедини правильно», игра «Скворечник», закрашивание предметов, нахождение различий в двух похожих рисунках Т. Шорыгиной.

2.20. Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой

Теория. Твердые и мягкие звуки «Д-ДЬ».

Практика. Игра «Загадки и отгадки», «Кто внимательный?», «Птичка», игровое упражнение «Раскрась правильно », штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.

2.21. Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова

Теория. Твердые и мягкие звуки«Т-ТЬ».

Практика. Игровое упражнение «Назови первый звук», игровое упражнение «Раздели правильно», игра «Часы», рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова.

2.22. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений

Теория. Различие звуков «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

Практика. Игровое упражнение «Обведи правильно», «Раздели правильно», «Нарисуй домик»,рисование домика, повторение стихотворений.

Раздел III Повторение

3.1. Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, штриховка.

Теория. Работа со звуками «з-зь», «ж», «с-сь».

Практика.Игра «Загадки-обманки, «Кто катается на карусели?», игровое упражнение «Соедини правильно», «Игра с пальчиками», «Кто в домике живет?», штриховка.

3.2. Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов

Теория. Работа со звуками «Р-РЬ», «Ш».

Практика.Игра «Звуки поменялись местами», «Загадки и отгадки», игровые упражнения «Соедини правильно», «Раскрась правильно».

3.3. Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений

Теория. Работа со звуками «Л-ЛЬ», «Б-БЬ.

Практика. Деление слов на слоги, игра «Необычный цветок», «Раскрась и обведи правильно», игровое упражнение «Соедини правильно», рисование березки.

3.4. Закрепление пройденного материала.

Теория. Работа с картинками, работа со схемами.

Практика. Деление слов на слоги, игра «Звуки поменялись местами», «Отгадай загадки», игровое упражнение «Необычный цветок», «Раздели правильно».

3.5. Итоговый контроль

Практика. Тестирование.

2 год обучения

Раздел I:Звуки и буквы

1.1. Звук и буква А

Теория. Знакомство с гласным звуком А и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука А в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука А в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой А как с письменным обозначением звука А.

Практика. Игры «Найди и обведи», «Определи место звука в слове», «Кто внимательный», «Определи место буквы в слове». Физкультминутка «Аист». Упражнение «Рисуем матрешек, пишем букву А».

1.2. Звук и буква О

Теория. Знакомство с гласным звуком О и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука О в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука О в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой О как с письменным обозначением звука О.

Практика .Игры «Найди и обведи», «Определи место звука в слове», «Кто внимательный», «Схема, слово». Физкультминутка «Слушай, делай». Упражнение «Рисуем мячи, пишем букву О».

1.3. Звук и буква У

Теория. Знакомство с гласным звуком У и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука У в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука У в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой У как с письменным обозначением звука У.

Практика. Игры «Загадки и отгадки», «Схема, слово», Кто внимательный», «Соедини правильно». Физкультминутка «Паровоз». Упражнение «Рисуем крючки, пишем букву У».

1.4. Звук и буква Ы

Теория. Знакомство с гласным звуком Ы и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука Ы в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука Ы в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы.

Практика.Игры «Подскажи словечко», «Загадки, предметы, схемы», «Ну-ка, буква, отзовись». Физкультминутка «Мы бегаем кругом». Упражнение «Пишем букву Ы».

1.5. Звук и буква Э

Теория. Знакомство с гласным звуком Э и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука Э в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука Э в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой Э как с письменным обозначением звука Э.

Практика.Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше». Физкультминутка «Паровоз». Упражнение «Пишем букву Э».

1.6. Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала

Теория. Определение места звука в слове. Слоговое чтение.

Практика.Игровые упражнения «Напиши и прочитай», «Кто в каком домике живет». Игры «Кто больше?», «Закрась правильно», «Подскажи словечко», «Звук и буква». Физкультминутка «Зайка».

1.7. Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

Теория. Знакомство с согласным звуком Л и его условным обозначение – синий квадрат. Место звука Л в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука Л в слове, используя условное обозначение – синий квадрат. Знакомство с буквой Л как с письменным обозначением звука Л. Слоговое чтение. Деление слов на слоги.

Практика. Игры «Назови первый звук», «Предмет, схема», «Раздели правильно». Физкультминутка «Влево-вправо». Упражнение «Пишем букву Л и читаем слоги»

1.8. Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение

Теория. Знакомство с согласным звуком М и его условным обозначение – синий квадрат. Место звука М в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука М в слове, используя условное обозначение – синий квадрат. Знакомство с буквой М как с письменным обозначением звука М. Слоговое чтение. Чтение слов. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

Практика .Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Слоговые домики». Физкультминутка «Мишка косолапый». Упражнения «Пишем букву М», «Читаем первые слова»

1.9. Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов

Теория. Знакомство с согласным звуком Н и его условным обозначение – синий квадрат. Место звука Н в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука Н в слове, используя условное обозначение – синий квадрат. Знакомство с буквой Н как с письменным обозначением звука Н. Слоговое чтение. Чтение слов. Написание слов. Фонетический разбор слова.

Практика. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове», «Соедини правильно», «Слово, схема, предмет», «Кто больше». Физкультминутка по желанию детей. Упражнение «Пишем букву Н»

1.10. Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения

Теория. Знакомство с согласным звуком Р и его условным обозначение – синий квадрат. Место звука Р в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука Р в слове, используя условное обозначение – синий квадрат. Знакомство с буквой Р как с письменным обозначением звука Р. Слоговое чтение. Чтение предложения. Знакомство со словесным обозначением предложения. Знакомство с условным обозначением предложения. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

Практика .Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги». Упражнения «Определи место звука», «Учимся читать предложение», «Пишем букву Р». Физкультминутка.

1.11. Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов

Теория. Различие гласных и согласных звуков.

Практика. Игровые упражнения «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква». Игры «Звук потерялся», «Подскажи словечко». Физкультминутка «Пальчики». Упражнение «Учимся читать слоги».

1.12. Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений

Теория. Знакомство с буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат. Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Определение порядка слов в предложении.

Практика. Упражнения «Знакомимся с буквой Я и читаем слоги», «Учимся читать и записывать предложения». Игра «Загадки и отгадки». Игровое упражнение «Как зовут девочку». Физкультминутка.

1.13. Буква Ю. Чтение слогов, слов

Теория. Знакомство с буквой Ю и ее условным обозначением – красный квадрат. Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Дифференциация – гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

Практика. Упражнение «Знакомимся с буквой Ю и читаем слоги». Игровые упражнения «Напиши правильно», «Как зовут девочку, мальчика», «Читай и записывай знаками». Физкультминутка.

1.14. Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений

Теория. Знакомство с буквой Е и ее условным обозначением – красный квадрат. Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу. Соотношение слов со схемой.

Практика. Упражнения «Знакомимся с буквой Е и читаем слоги», «Составь и запиши предложение знаками». Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Физкультминутка «Карусель».

1.15. Буква Ё. Чтение слогов, слов

Теория. Знакомство с буквой Ё и ее условным обозначением – красный квадрат. Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Соотношение звука и буквы. Дифференциация – гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.

Практика. Упражнение «Пишем букву Ё и читаем слоги». Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», Ну-ка, буква, отзовись», «Подскажи словечко». Физкультминутка.

1.16. Звук и буква И. Чтение слогов, слов

Теория. Знакомство со звуком Ии его условным обозначением – красный квадрат. Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Знакомство с буквой И как с письменным обозначением звука И. Место звука в слове.

Практика .Игры «Загадки и отгадки», «Предмет, схема, слово». Игровое упражнение «Определи место звука в слове». Физкультминутка. Упражнение «Пишем букву Ии читаем слоги».

1.17. Закрепление пройденного материала

Теория. Гласные Я, Ю, Е, Ё.

Практика. Игровое упражнение «Слоговые листочки». Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Физкультминутка. Упражнение «Читаем предложение»

1.18. Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения

Теория. Знакомство со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками К-КЬ, Г-ГЬ. Условное обозначение согласных звуков: твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат. Знакомство с буквами Г, К как с письменными знаками согласных звуков.

Практика .Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Игровое упражнение «Слоговые домики». Упражнение «Составь и запиши предложение знаками». Физкультминутка «Кузнечики».

1.19. Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений

Теория. Знакомство со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками Т-ТЬ, Д-ДЬ. Условное обозначение согласных звуков: твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат. Знакомство с буквами Д, Т как с письменными знаками согласных звуков.

Практика .Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук», «Слоговые домики». Физкультминутка Упражнение «Прочитай и запиши предложение знаками»

1.20. Буквы В-Ф. Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Чтение слогов, предложений

Теория. Знакомство со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками В-ВЬ, Ф-ФЬ. Условное обозначение согласных звуков: твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат. Знакомство с буквами В, Ф как с письменными знаками согласных звуков.

Практика .Игры «Подскажи словечко», «Слоговые домики», «Определи место звука в слове». Физкультминутка «Волчок».

1.21. Буквы З-С. Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Чтение слогов, слов

Теория. Знакомство со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками З-ЗЬ, С-СЬ. Условное обозначение согласных звуков: твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат. Знакомство с буквами З, С как с письменными знаками согласных звуков.

Практика. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Слоговые домики», «Допиши и прочитай». Физкультминутка «Зайка серенький сидит».

1.22. Буквы Б-П. Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Чтение слогов, слов, предложений

Теория. Знакомство со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками Б-БЬ, П-ПЬ. Условное обозначение согласных звуков: твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат. Знакомство с буквами Б, П как с письменными знаками согласных звуков.

Практика. Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Физкультминутка «Буратино».

1.23. Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений

Теория. Знакомство со звуком Х как с глухим согласным. Знакомство со звуками Х-ХЬ. Условное обозначение согласных звуков: твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат. Знакомство с буквой Х как с письменным знаком согласного звука.

Практика. Игры «Подскажи словечко», «Слоговые домики», «Закончи предложение». Чтение рассказа «Утро в деревне». Физкультминутка «Хомяк».

1.24. Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов, слов

Теория. Знакомство со звуками Ж, Ш как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками Ж-Ш. Условное обозначение согласных звуков: твердые согласные – синий квадрат. Знакомство с буквами Ж, Ш как с письменными знаками согласных звуков.

Практика. Игры «Подскажи словечко», «Слоговые домики», «Предмет, слово, схема». Физкультминутка «Жук».

1.25. Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений

Теория. Знакомство со звуками Ч-Щ как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками Ж-Ш. Условное обозначение согласных звуков: мягкие согласные – зеленый квадрат. Знакомство с буквами Ч, Щ как с письменными знаками согласных звуков.

Практика. Игры «Подскажи словечко», «Слоговые домики», «Соедини правильно». Чтение отрывка из стихотворения. Физкультминутка «Часы».

1.26. Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов

Теория. Знакомство со звуком Ц как с твердым согласным. Условное обозначение согласных звуков: твердые согласные – синий квадрат. Знакомство с буквой Ц как с письменным знаком согласного звука.

Практика. Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые шарики», «Буквы рассыпались». Чтение отрывка из стихотворения. Физкультминутка.

1.27. Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов

Теория. Знакомство со звуком Й как с мягким согласным. Условное обозначение согласных звуков: мягкие согласные – зеленый квадрат. Знакомство с буквой Й как с письменным знаком согласного звука.

Практика. Игры «Подскажи словечко», «Буква потерялась», «Предмет, слово, схема». Чтение считалки. Физкультминутка.

1.28. Буква Ь. Чтение слогов, стихотворных текстов

Теория. Познакомить с буквой Ь и ее смягчающей и разделительной функциями.

Практика. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши и прочитай», «Допиши слово». Физкультминутка.

1.29. Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов

Теория. Познакомить с печатной буквой Ъ.

Практика .Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву». Чтение стихотворений. Физкультминутка.

1.30. Чтение слов, слогов, предложений

Теория. Фонетический разбор слова, место слова в предложении.

Практика. Игровое упражнение «Кто катается на карусели». Игры «Допиши правильно», «Какой звук потерялся». Разгадывание ребусов. Отгадывание загадок. Физкультминутка.

1.31. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам

Теория. Различие гласных и согласных звуков.

Практика. Упражнения «Допиши гласные и прочитай слова», «Допиши согласные и прочитай слова», «Составь и запиши предложение». Игра «Подскажи словечко». Физкультминутка.

1.32. Алфавит, чтение стихотворения

Теория. Знакомство с алфавитом.

Практика .Игра «Необычный дом». Чтение стихотворений. Физкультминутка.

1.33. Закрепление пройденного материала

Практика .Чтение текстов. Деление слов на слоги. Графически диктант. Физкультминутка

1.34. Итоговое занятие по обучению грамоте. Контроль знаний.

Практика. Проверочная работа по карточкам

Раздел II : Ознакомление с художественной литературой.

2.1. Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Теория. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Практика. Беседа по содержанию сказки. Работа с иллюстрациями. Рисование иллюстраций к сказке в тетради. Физкультминутка.

2.2. «О чем печалишься, осень?». Чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций

Теория. Чтение стихотворений И. Бунина «Листопад», А. Авдиенко «Осень».

Практика. Работа с иллюстрациями. Рисование иллюстраций в тетради к стихотворениям. Прослушивание музыки. Физкультминутка.

2.3. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

Теория. Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка».

Практика. Беседа по содержанию сказки. Рассматривание выставки книг-сказок. Работа с иллюстрациями. Работа в тетради. Физкультминутка.

2.4. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Теория. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Практика. Работа с иллюстрациями. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Рисование иллюстраций к стихотворению. Физкультминутка.

2.5. Чтение туркменской народной сказки «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Теория. Чтение туркменской народной сказки «Падчерица».

Практика. Беседа по содержанию сказки. Работа с иллюстрациями. Сравнительный анализ сказок. Рисование иллюстраций в тетради к каждой части сказки «Падчерица». Физкультминутка.

2.6. Ознакомление с малыми фольклорными формами

Теория. Знакомство с жанровыми особенностями, назначением загадок, скороговорок, пословиц.

Практика. Отгадывание загадок. Составление рассказов по пословицам и поговоркам. Рисование иллюстраций в тетради к рассказу. Упражнение «Скажи по-другому». Упражнение на заучивание скороговорок. Физкультминутка.

2.7. Чтение сказки «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка

Теория. Чтение сказки «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка.

Практика. Описание гласного героя. Пересказ. Упражнение «Скажи по-другому». Упражнение «На что похоже?». Физкультминутка.

2.8. Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Теория. Чтение стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Практика. Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Работа с иллюстрациями. Упражнение «Скажи по-другому». Физкультминутка.

2.9. Рассказывание украинской народной сказки «Хроменькая уточка»

Теория. Чтение украинской народной сказки «Хроменькая уточка»

Практика. Беседа по содержанию сказки. Рассматривание выставки книг-сказок. Придумывание продолжения сказки. Упражнение с песней уточки. Физкультминутка.

2.10.Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Теория. Знакомство с новым жанром – басней. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Практика. Пословицы о труде. Инсценировка басни. Физкультминутка.

2.11.Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»

Теория. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

Практика. Беседа по содержанию сказки. Рассматривание выставки книг-сказок А.С. Пушкина. Прослушивание фрагментов фоно записи сказки. Физкультминутка.

2.12.Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени

Теория. Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят». Чтение отрывка из рассказа М. Пришвина «Птицы и листья»

Практика .Работа с иллюстрациями. Музыкальная пауза. Составление описательного рассказа.

2.13.Малые фольклорные формы

Теория. Жанровые и языковые особенности потешек, песенок, загадок и пословиц.

Практика. Рассматривание выставки книг потешек и песенок. Отгадывание загадок. Упражнение «Скажи по-другому». Придумывание историй к пословице «Палец слаб, а кулак силен» и рисование иллюстраций к ним. Физкультминутка.

2.14.Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

Теория. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Практика. Работа с иллюстрациями. Беседа по содержанию сказки. Упражнение «Скажи по-другому». Составление описательного рассказа. Работа с фразеологизмами. Подборка синонимов и антонимов. Физкультминутка.

2.15.Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»

Теория. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»

Практика. Работа с иллюстрациями. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег». Придумывание сказки «Танец снежинок». Рисование иллюстраций к сказке. Физкультминутка.

2.16.Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»

Теория. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

Практика. Беседа по содержанию сказки. Работа с фразеологизмами. Рисование Рукодельницы и Ленивицы. Физкультминутка.

2.17.Чтение басни И. Крылова «Ворона и лисица»

Теория. Жанровые особенности басни. Аллегория. Чтение басни И. Крылова «Ворона и лисица».

Практика. Работа с пословицей. Беседа по содержанию басни. Физкультминутка.

2.18.Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице.

Теория. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Практика. Беседа по содержанию рассказа. Работа с пословицей. Составление рассказов по пословице. Физкультминутка.

2.19.Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание.

Теория. Чтение стихотворения С. Есенина «Береза».

Практика. Беседа по содержанию стихотворения. Работа с иллюстрациями. Придумывание сказки «Нежная березка», рисование пейзажей к ней. Физкультминутка.

2.20.Чтение сказки У. Диснея «Три поросенка отдыхают»

Теория. Чтение сказки У. Диснея «Три поросенка отдыхают».

Практика. Работа с фразеологизмами. Подбор синонимов и антонимов. Беседа по содержанию сказки. Придумывание сказки и рисование ее в тетради. Физкультминутка.

2.21.Малые фольклорные формы

Теория. Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками. Переносное значение слов и словосочетаний.

Практика. Упражнение «Объясни, покажи». Отгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Составление рассказов по пословицам и рисование по ним рисунков. Игра «Загадка». Заучивание скороговорки. Физкультминутка.

2.22.Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»

Теория. Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег».

Практика. Беседа по содержанию рассказа. Работа с иллюстрациями. Рисование рисунков в тетради, составление по ним рассказов. Физкультминутка.

2.23.Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, рисование к ним иллюстраций

Теория. Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Переносное значение фразеологизмов, пословиц.

Практика. Беседа по содержанию басни. Физкультминутка. Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций.

2.24.Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Теория. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Практика. Беседа по содержанию сказки. Выполнение творческих заданий. Физкультминутка.

2.25.Комплексное занятие «Весна идет». Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций

Теория. Чтение рассказов, стихотворений о весне.

Практика. Работа с иллюстрациями. Работа по тексту рассказов М. Пришвина «Жаркий час», «Деревья в плену», стихотворения Т. Белозерова «Подснежники». Рисование иллюстраций к стихотворению. Придумывание сказки о подснежниках. Физкультминутка.

2.26.Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц

Теория. Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень».

Практика. Работа с иллюстрациями. Беседа по содержанию басни. Анализ пословиц. Составление рассказов по пословице и рисование рисунков в тетради. Физкультминутка.

2.27.Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок»

Теория. Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы».

Практика. Анализ пословиц. Беседа по содержанию сказки. Инсценировка сказки. Упражнение на использование вопросительной интонации. Физкультминутка.

2.28.Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Теория. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Жанровые особенности литературных произведений (сказка, рассказ).

Практика. Беседа по содержанию рассказа. Работа с многозначными словами, фразеологизмами. Физкультминутка.

2.29.Малые фольклорные формы

Теория. Особенности малых фольклорных форм.

Практика. Инсценировка песенок «Заинька, где ты был-побывал», «Как на тоненький ледок». Анализ фразеологизмов, пословиц, поговорок.

2.30.Беседа о русском устном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Лексические упражнения

Теория. Знакомство с русским устным народным творчеством. Жанровыми, композиционными и языковыми особенностями русской народной сказки.

Практика. Работа с тематической выставкой книг «Русское народное творчество». Прослушивание фонозаписи сказки. Работа по содержанию сказки. Физкультминутка.

2.31.Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок»

Теория. Знакомство с творчеством датского сказочника Х.-К. Андерсена. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок».

Практика. Работа с тематической выставкой книг «Сказки Х.-К. Андерсена». Работа по содержанию сказки. Физкультминутка.

2.32.Итоговая литературная викторина

Практика. Выполнение творческих заданий. Физкультминутка.

IV. Методическое обеспечение

Условия реализации программы:

Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям САНПиНов.

Наборное полотно.

Парты- 6 штук, стулья – 12 штук.

Доска.

Демонстрационная магнитная доска или мольберт.

DVD-проигрыватель, аудио-, видеоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих занятий, обучающих роликов, презентаций.

Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.

Дидактические пособия:

магнитная азбука;

плакаты;

дидактические картинки;

тетради в клетку;

рабочие тетради;

дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками;

карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;

наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи;

демонстрационные наглядные пособия.

Методическое условие реализации программы предполагает наличие методических пособий:

Колесникова Е. В.Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий.

Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5–6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий.

Веселая грамматика для детей 5–7 лет. Рабочая тетрадь.

Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.

Рабочие тетради:

От слова к звуку. Рабочая тетрадь.

От А до Я. Рабочая тетрадь.

Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь.

Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.

Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

Работа с родителями

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями:

ознакомление родителей с учебно-образовательной программой, содержанием и её эффективностью;

консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;

проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;

разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.;

анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей;

V. Список использованной литературы

Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М., 2006.

Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. – М., 2003

Варенцова, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – МН:, 2007.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2001.

Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. – М:, 2008.

Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова – М., 2005.

Колесникова, Е. В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста.– М.: Издательство «Ювента», 2011. – 48 с.

Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2007.

Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе группы.–М.: Гном-пресс, 2007.

Литература для педагогов:

Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение. – М., 2004.

Белова, И.К. Былич, Р.В. и др. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М., 2008.

Колесникова, Е. В. Веселая грамматика для детей 5–7 лет. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство «Ювента», 2011.

Волина, В. Занимательное азбуковедение. –М.,2003.

Выренцова, А.С Подготовка к обучению.– С-Пб., 2007.

Джежелей, О.В. Помогайка М., – 2004.

Дурова, Н.В.Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. –М., 2005

Ёлкина, Н.В. Маряничева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем». – Ярославль, 2007.

Зайцева, Л.В., Земляченко, С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. –М., 2008.

Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. –Киев., 2005.

Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. –С-Пб., 2008.

Кенеман, А.В., Осокина, Т.Н. Детские народные подвижные игры: книга для родителей. –М., 2007.

Морозова, П.Н. Обучение детей грамоте. – Тула.,2003.

Москаленко, Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. –Минск.,2008.

Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5–6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий.

Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий.

Тумакова, Г.А., Максакова, А.И. Учите играя. М.,2003

Ушакова, О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). – М.: ТЦ «Сфера», 2006

Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007

Шумаева, Д.Г. Как хорошо уметь читать. С.П., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Зимующие птицы. Звук и буква Б"

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе (образовательные области: здоровье, физическая культура, безопасность, социализация, познание) Тема: Зимующие пти...

Программа дополнительного образования: "Развитие речи у дошкольников"

Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного ра...

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему "Звук и буква Ц"

Уважаемые коллеги! Делюсь с вами материалом по по развитию речи для подготовительной группы на тему "Звук и буква Ц"...

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему "Звук и буква Й"

Уважаемые коллеги! Делюсь с вами материалом по по развитию речи для подготовительной группы на тему "Звук и буква Й"...