Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками (5-6лет)
методическая разработка (старшая группа)
описание экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей.
1 Анализ применения игр на практике
При работе с детьми старшей группы ЧДОУ «Лесовичок» (9 детей) было выяснено, что при проведении коллективных игр и использовании их в целях воспитания особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте у детей наблюдается неустойчивость и непосредственность сложных социальных чувств, которые легко могут возникать и также быстро исчезать. И по тому только знание индивидуальных особенностей детей, их достоинств и недостатков позволяет педагогу решать сложные задачи воспитания нравственных чувств детей в процессе их игровой деятельности.
Затем надо иметь в виду, что ребенок в игре только начинает вступать в коллективные взаимоотношения, у него нет еще привычных навыков поведения в коллективе. Их формирование зависит от многих факторов, таких, как окружающая среда, материальные условия жизни семьи, взаимоотношения близких людей и, что очень важно для воспитателя, от индивидуальности ребенка. Своеобразием физического строения, психики, творческой одаренности, направленности интересов определяются и способы, применяемые воспитателем для вовлечения ребенка в коллективную игру и воспитания в нем навыков и умений дружно играть со сверстниками.
Кроме того, в дошкольном возрасте происходит становление ребенка как личности, что требует от воспитателя вдумчивого и тонкого понимания проявлений его характера, его интересов и способностей. Увидеть в каждом ребенке хорошее, поддерживать, развивать и даже проектировать то лучшее что, может быть у него,- таков основной путь воспитания и обучения в игре.
«В группе уровень развития детей может быть различным в силу многих причин: недостатков семейного воспитания, особенностей физического развития, прихода ребенка сразу в старшую группу, ошибок в воспитательном процессе в предшествующий период. В индивидуальной работе с детьми следует выяснить эти причины, учесть особенности каждого ребенка и развить на этой основе его познавательные интересы, умственную активность, воспитать необходимые нравственные и трудовые качества. О том, как в процессе коллективных игр может проходить работа с отдельными детьми, различными по уровню своего развития, умению играть и устанавливать дружеские отношения со сверстниками, покажут следующие примеры».
Никита С.- очень возбудимый, нервный мальчик, не может сдерживать свои желания; не в состоянии затормозить свои эмоциональные проявления. Он вспыльчив, часто ссорится с товарищами. В игру его дети не принимают, так как он не выполняет роль до конца, не считается с мнением играющих, не подчиняется правилам игры, не делится с товарищами игрушками. Часто Никита приносит в группу свои игрушки, поддразнивая ими детей, но играть не дает. «Вы сломаете, меня дома будут ругать», - говорит он, хотя дома его за поломанные игрушки не ругают, Никита почти ничего не умеет делать.
Он плохо рисует, лепит, конструирует, не любит трудиться и не огорчается, если сделал плохо. «Я плохой, поэтому у меня нее плохо», заявляет он с улыбкой. Часто нарушает дисциплину: может толкнуть ребенка, даже бея всякой причины, громко засмеяться во время занятия, желая обратить на себя внимание.
Он постоянно мешает другим: на занятии но рисованию пачкает нарочно рисунки соседей, разрушает постройки детей, вмешивается часто в игру девочек, вдвоем с Димой отнимает у них куклы и не дает играть. Со всех сторон только и слышно: «Никита толкнул, Никита сломал, Никита порвал, напачкал». Такое поведение во многом объясняется тем, что воспитанию Никиты в семье не уделяли должного внимания, удовлетворяли его малейшие желания; мать жаловалась, что Никита часто капризничает, не слушает никаких замечаний. Наблюдая за Никитой во время занятий, с первого взгляда можно было определить, что у него отсутствует интерес к любым занятиям.
Однако из беседы с матерью мальчика выяснилось, что дома у Никиты много книг и он их очень любит. Матери приходится даже прибегать к таким угрозам: «Если не будешь слушаться, книг больше не дам смотреть, и не буду тебе читать». По ее словам, это положительно действует на поведение мальчика.
В детском саду не наблюдалось случая проявления Никитой отзывчивости, чуткости по отношению к детям. Наоборот, можно было видеть, как он смеялся, когда Арина упала и сильно разбила ногу, или, заметив, что Даша плохо нарисовала, он вырвал ее листок, стал смеяться и показывать детям, вызывая смех и у них, хотя сам, как уже говорилось, рисовать не умел.
Такова была одна из первых характеристик Никиты.
В индивидуальной работе с Никитой следовало поставить такие задачи: воспитать у него выдержку умение владеть собой при общении с другими детьми, умение подчинять свои желания желаниям коллектива, воспитать чувство ответственности перед коллективом, умение доводить взятую роль в коллективной игре до конца, умение считаться с мнением товарищей, подчиняться правилам игры; научить делиться с товарищами своими игрушками; воспитать сочувствие товарищам, желание сделать что-то хорошее, полезное всему коллективу.
Эти задачи можно было осуществить, используя следующие приемы. Прежде всего к Никите надо было быть очень требовательным, сочетая, однако, требовательность с ласковым, внимательным, справедливым отношением к нему; иногда нужно было не замечать некоторые проявления недисциплинированности, которые не мешали коллективу; надо было раскрывать перед мальчиком и перед всеми детьми его хорошие, положительные качества; давать выполнять ему ответственные поручения и роли в коллективной игре, давать отдельные поручения, которые способствовали бы воспитанию у Никиты чуткости, отзывчивости, внимательности к товарищам; использовать коллектив детей и воздействовать через него на поведение Никиты; использовать связь игры с трудом для воспитания выдержки, усидчивости; вести работу с родителями и вместе с ними выправить поведение Никиты.
Прежде всего воспитатель попросил родителей, чтобы они не приносили с собой в детский сад игрушки, как бы Никита ни капризничал. «Не разрешили воспитатели» - таков должен быть ответ мальчику. Это удалось осуществить. Теперь только изредка можно было видеть у него игрушку, принесенную из дома.
Вначале дети не хотели играть с Никитой. Когда же его все-таки приняли в игру и сделали шофером, он сразу нарушил правила игры: большую часть строительных материалов привез в бригаду Димы с целью задобрить его, чтобы тот взял его в свою бригаду. Пришлось объявить выговор шоферу и бригадиру перед детским коллективом, привлечь всех детей к обсуждению поступка Никиты.
Ребята говорили ему: «Разве ты настоящий шофер, так шофер не поступает», «У девочек дом не будет построен, ты отвечать будешь», «Возьми материал и отвези девочкам». Это обсуждение гораздо сильнее подействовало на Никиту, чем многочисленные указания воспитателя. Никита понял, что если он не отвезет девочкам нужный материал, то: его могут исключить из игры, а играть вместе со всеми ему очень хотелось.
В то же время воспитатель постарался внушить Никите, что роль шофера очень ответственная: надо доставить груз вовремя - если не привезешь, то остановится вся стройка; шофер должен быть справедливым и честным, так как от него зависит успех всего строительства. Раскрывая перед ребенком содержание роли, педагог создает тем самым образец для подражания. Поняв свое значение на стройке, Никита стал стремиться исправить свое поведение.
В роли шофера у него появилось желание делиться с товарищами игрушками. Как-то он привез строительный материал в бригаду девочек, а в руках держал оловянного солдатика, которого принес из дома. Девочки обрадовались: «Смотрите, Никита солдатика, военного сторожа, нам привез; мы его поставим на большой кубик, и он будет охранять нашу постройку». Никита хотел было сказать свое обычное «Это мой, вы его сломаете», но увидев, что Диля уже приготовила для солдатика кубик, отдал его, ни слова не сказав.
Воспитатель похвалил Никиту: «Молодец, шофер, хорошего сторожа привез девочкам». На другой день он принес из дома еще двух солдатиков и поставил их в других бригадах. Этому воспитатель не препятствовал, предупредив только Никитину маму, что после игры игрушки будут возвращены.
В игре в библиотеку, в драматизации «Теремка» Никите было дано поручение сфотографировать лучших читателей, лучших артистов и сделать карточки тем, кого он снимал; отнести малышам книжки, которые дети починили, причем воспитатель отметил, что Никита с Сашей больше всех сумели починить книжек.
Большое влияние на Никиту оказала трудовая деятельность во время игры. Сережа плохо владел ножницами, плохо рисовал, конструировал. Пришлось воздействовать на него опять-таки через коллектив. Во время занятия по конструированию грузовых машин и вырезанию из бумаги деревьев для игры самые плохие поделки были у Никиты. Дети не брали их в игру. «Разве это грузовик, он развалится. А еще шофер!», «Никита - неумейка», так ребята оценивали его, и его работу.
Никиту огорчало, что его игрушки никому не нужны. И впервые у него проснулось желание сделать грузовик не хуже других. После игры он сказал: « Я тоже хочу сделать грузовик, только я ведь не умею, покажите». Утром на следующий день он пришел пораньше, принес спичечные коробки и терпеливо принялся делать грузовик, все время спрашивая: «Правильно? Я так делаю? А он не развалится?». И громадное удовлетворение получил Никита от своей работы, когда увидел, что грузовик его прочный и колеса вращаются. «Глядите, колеса, колеса вертятся!» - с радостью воскликнул он. Чувствуя большой интерес Никиты к ручному труду, воспитатель стал часто привлекать, его к этому.
Когда украшали построенный ребятами город, Никита и Дима после показа взрослого сделали путем складывания из бумаги скамеечки и ставили их во дворах домов; научившись делать фотоаппараты, Никита сделал несколько и по совету педагога подарил их товарищам по группе и малышам. Никита также раскрашивал вывеску для библиотеки, обложки на книжках.
Постепенно дети стали обращаться к Никите за помощью: «Никита, сделай мне фотоаппарат», «Покажи, как сделать скамеечку». В Никите стали забываться его прежние грехи: жадность, неуживчивость, разболтанность. Гордый тем, что он умеет что-то делать, он с удовлетворением делал детям игрушки по заказу, показывал им, как лучше делать, сам дарил сделанное.
В игре в библиотеку Никита помог замкнутой, молчаливой Даше включиться в коллективную игру: «Даша, становись со мной в очередь, сейчас книжки интересные возьмем». Потом он помогал Даше подклеивать книжки, показывал, как надо действовать ножницами. А в игре-драматизации «Теремок» Никиту, выбрали ежиком: «Никита всех зверей будет защищать, он - сторож с колючими иголками». Он сам сделал себе шапочку и помог Даше сделать шапочку мышки.
Оказывая Никите помощь в овладении им конструктивными и другими умениями, воспитатель способствовал развитию у мальчика положительного отношения к труду и занятиям. Выполняя заказ библиотекаря - сделать фотографии лучших читателей, он подолгу мог сидеть и тщательно рисовать на маленьких бумажках фигурки людей. Все реже и реже можно было слышать «Никита отнял», «Никита разломал», наоборот, стали говорить: «Смотрите, какую игрушку Никита сделал для наших кукол». Вместе с воспитателем Никита делал игрушки из дерева: кровать, карусели для кукол. Эта работа с деревом очень увлекли мальчика и стала одним из любимейших занятий. Родители поддержали интерес к такому труду, купили ему пилку, молоток, клещи, и дома он тоже стал делать игрушки.
Применение к интересному труду в процессе игры сильнее повлияло на поведение Никиты, чем все словесные указания, напоминания. Выполнение роли и связанное с ней изготовление игрушек способствовало тому, что Никита стал трудолюбивей, усердней выполнял все задания на занятиях. Необходимость обмениваться игрушками, пособиями в процессе игры, делать их для других развивала у Никиты желание сделать что-то приятное товарищу. Он перестал обижать детей.
Кроме работы с самим Никитой, необходимо было проводить работу с его родителями. Воспитатели беседовали с ними, просили обратить внимание на то, чтобы поддержать те положительные изменения, которые стали проявляться в поведении мальчика, указывали на вред потакания его капризам, советовали, что лучше купить Никите из игрушек. Родители прислушивались к этим советам. Благодаря общим усилиям всех поведение Никиты стало значительно лучше. Всем было радостно от того, что Никита самостоятельно ко дню рождения своего товарища по квартире сделал карусель наподобие тех, что он делал в группе.
На примере Никиты можно еще раз убедиться в том, что в ребенке надо стараться увидеть хорошее, надо раскрывать перед ним самим и перед всеми детьми малейшие проявления чуткости, отзывчивости, доброжелательности, убедительно показывая, как неприятно быть плохим и как весело и легко быть хорошим.
Ева Б. - спокойная, уравновешенная девочка, активная, дисциплинированная, общительная. Всегда приветливая, легко вступает в разговор со взрослыми, стараясь понравиться. Сама не вызывается отвечать на занятиях, но когда ее спрашивают, отвечает хорошо, речь ясная, четкая, выразительная. В детском саду с четырех лет, знает все правила и легко выполняет их. Наблюдая за ней, первоначально можно было отметить только хорошее, то, как она дружно играет с девочками и, все время обращая лицо в сторону воспитателя, приветливо улыбается.
Однако при дальнейшем наблюдении в ее поведении обнаружились нехорошие стороны. Еве не нравится, если ее не замечают, не дают ей ведущей роли в Игре, не похвалят работу. И если ей не удается получить игрушку, какую она хочет, она надолго затаивает обиду. Она может толкнуть, ущипнуть, но, так, чтобы не заметили взрослые, может свою вину свалить на другого, чаще на Диму или Никиту. Во всем стремясь быть первой, стремясь командовать другими детьми, она редко играет долго с одними и теми же.
Ева не дружит с девочками Дилей и Ирой, которых любит вся группа и с которыми дети играют с удовольствием. Ева часто с ними ссорится, собирает свою группу девочек и начинает с ними играть, не давая ни одной из них проявить какую-либо инициативу: «Ты не умеешь обед готовить, я сама», «Ты плохо проводишь занятия, я сама». Дома ею не нахвалятся: «У нас Евочка умница, она все знает, а сколько сказок умеет рассказывать! С выражением». И хотя она как будто не мешает детям в группе, дисциплинированная, но в ней много таких черт, которые требуют перевоспитания.
Исходя из этой характеристики можно понять, что по отношению к Еве необходимо было поставить следующие задачи: воспитать у нее умение считаться с мнением товарищей, умение выполнять ответственно любую роль, которую ей поручит коллектив играющих, умение быть справедливой по отношению к своим товарищам, чуткой, внимательной и заботливой; воспитать умение не только распоряжаться, но и выполнять просьбы и требования других детей.
Какие же приемы можно было использовать в работе с этой, девочкой?
За поведением Евы прежде всего необходим был строгий контроль, она постоянно должна быть в поле зрения воспитателя, нужно было стараться как можно реже хвалить ее, но в то же время и не занижать ее возможностей и способностей: -раскрывать перед ней хорошие качества и умения товарищей, которые ничуть не хуже нее справляются с ролью в коллективной игре; воздействовать на поведение Евы через коллектив детей; временно лишать возможности играть в коллективе; раскрывать перед Евой сущность ролей, которые она должна выполнять по поручению коллектива; влиять на поведение Евы через содержание игры.
На Еву, на ее поведение воспитателю гораздо легче было воздействовать, чем на Никиту, так как она очень общительна. Во всех играх она принимала активное участие, и ей нетрудно было разъяснить, что роль рабочего-строителя не менее важная, чем роль бригадира.
В первой длительной игре («Строительство города») детей учили выбирать на роли бригадиров самых способных, умелых. Ева же чувствовала сама, что она еще плохо умеет строить. Но так как она не могла играть одна, вне коллектива и ее всегда тянуло в ту игру, где больше играющих,- а в таком большом коллективе, который складывается в длительных играх, надо уметь не только распоряжаться, но и выполнять приказания других детей,- Ева, выполняя правила игры (бригада строителей строит дом вместе, поровну распределив материал), училась подчиняться товарищам, совместно пользоваться материалом. На нее в большей мере оказывал влияние коллектив.
Однажды во время игры в библиотеку Ева, нарочно толкнув Арину, развалила библиотеку. Дети возмутились таким поступком и исключили ее из игры, вспомнив все те обиды, которые она причиняла многим детям. В данном случае воспитатель не вмешался в действия детей и не заставлял их принять Еву в игру, так как это было бы нарушением правил игры.
А с Евой он поговорил отдельно, стараясь на этом примере показать ей, как несправедливо она относится к детям и как дети могут хорошо и дружно играть без нее, что и Таня, и Арина, и другие девочки, которым она навязывала свои действия в играх («Ты не можешь варить обед, я сама» и т. д.), прекрасно справляются со своей ролью.
Воспитатели постоянно контролировали Еву, предъявляли к ней повышенные требования по сравнению с другими детьми, заставляя тщательнее выполнять свою роль и в то же время поощряя за хорошую постройку и за выполнение указаний бригадира.
Постепенно, чувствуя постоянный контроль воспитателя и в то же время видя хорошее, чуткое, внимательное отношение к ней, Ева стала изменяться к лучшему. Все реже можно было слышать от нее: «А я лучше всех». Сравнивая свои умения и умения своих товарищей, под влиянием воспитателя Ева поняла, что многие дети в группе не хуже ее, что если она хочет быть членом коллектива своей группы, ей надо уважать интересы, желании других детей, считаться с их мнением, выполнять их требования.
Проводилась также большая работа с родителями Евы. Воспитатели советовали ее матери, чтобы она не баловала девочку, чтобы дома не хвалила ее ежеминутно, иначе Еве придется в будущем очень плохо. Они советовали родителям почитать книгу Т. А. Марковой «Воспитание детей в семье», советовали также возложить на Еву какую-либо постоянную трудовую обязанность (поливать растения, накрывать на стол), чтобы девочка чувствовала ответственность и приучалась добросовестно выполнять порученное дело. Мать и отец Евы прислушивались к этим советам.
Совместная работа воспитателя с родителями дала хорошие результаты: к концу пребывания в детском саду Ева во многом изменила свое поведение.
Диля В., Ира Я.-спокойные, дисциплинированные, общительные девочки, легко сближаются с другими детьми, чуткие, отзывчивые, любознательные. Они часто являются инициаторами игр, в которые, правда, принимают не всех, а кто им больше понравится. В игре они всегда на ведущих ролях и не хотят выполнять второстепенные. Следовательно, у них надо было воспитать интерес к выполнению не только ведущих ролей, но и второстепенных.
В игре «Строительство города», когда дети выбрали Дилю бригадиром, Ира не захотела идти в ее бригаду рабочим. Даже после беседы начальника строительства (воспитателя) о том, как интересно строить, какой красивый дом может построить их бригада, если Ира будет участвовать в этой игре, Ира отказалась играть. В игру она включилась позднее, видя большую заинтересованность детей. В этой игре педагог все-таки увлек ее ролью строителя, поощряя ее успехи, давая ей возможность помочь другим детям овладеть навыками стройки.
С этими девочками нужно было провести не одну беседу по поводу ролей, которые они считали интересными, чтобы пробудить к ним интерес, заставить поверить в их важность. Так, воспитатель объяснил девочкам, что, будучи читателями библиотеки, они могут помочь заведующей и библиотекарю в поддержании тишины во время выдачи книг, педагог давала им задание научить Сашу, Еву, как надо аккуратно обращаться с книгой; он рассказывал Ире и Диле о том, какую важную роль играет повар в дальнем плавании. Иначе говоря, воспитатель раскрывал перед девочками во всем многообразии те роли, какие они должны были выполнять.
Такие беседы помогли не только тому, что девочки стали выполнять в игре любую роль, они способствовали и тому, что Ира и Диля стали играть творчески: сами придумывали себе элементы костюма (повар Диля сделала себе беленький колпачок), сами вносили каждый день что-нибудь новое в свою игру (на корабле, например, повар устраивает торжественный обед по поводу дня рождения Саши).
В длительной творческой игре, используя различные приемы, с успехом можно воспитать у детей такие качества, как умение проникнуться переживаниями товарищей, сдерживать себя и своих товарищей, если их поступки мешают коллективу, воспитать чувство ответственности перед коллективом за выполнение любой роли, взятой на себя, даже если эта роль не ведущая, а второстепенная.
Работа показала, что в творческой игре у детей активных, инициативных, общительных легче воспитать навыки коллективной жизни; более того, они даже могут явиться помощниками воспитателя в этом сложном деле. Это достигается тогда, когда установлен тесный контакт воспитателя с детьми.
Саша У.- пришел в группу, когда дети уже дружно играли в коллективные игры, имели определенные навыки коллективных взаимоотношений. Физически и умственно развит хорошо. До этого ходил в другой детский сад, где работали и мама, и бабушка, где его баловали и он привык быть на особом положении.
В предыдущем саду он находился с 2,5 лет, и поэтому все считали его маленьким (детям в группе было уже по 3 года), за ним постоянно следили, помогали и ухаживали. Саша к этому привык и стал считать, что так будет всегда. Но когда он перешел в новый детский сад в подготовительную группу, то все изменилось: теперь требовалось быть самостоятельным. Правда, Саша умел одеваться, но все делал небрежно, неправильно застегивал пуговицы, не умел застегивать сандалии.
И вот однажды воспитатель сказал, что несколько детей, кто хочет, пойдут помогать одевать малышей на прогулку. Саша тоже поднял руку, но педагог остановил его: «Как же ты будешь одевать малышей, если сам не умеешь как следует одеваться». Саша, придя вечером домой, стал говорить бабушке, чтобы она больше его не одевала, он сам может это делать.
Дети, конечно, замечали Сашины недостатки и первое время не принимали его в игру. На вопрос воспитателя «Почему с вами Саша не играет?» они отвечали: «А он ничего не умеет делать». Из бесед с родителями педагог знал, что Саша умеет хорошо строить, и постройки из строительного материала получаются у него красивые, прочные, что он знает много сказок, рассказов и умеет выразительно их рассказывать.
Надо было раскрыть перед детьми эти положительные качества мальчика, и самой благоприятной возможностью для этого могла быть игра, в которую дети увлеченно играли вот уже целую неделю. Воспитатель обратился к ним: «Товарищи строители, нам нужно построить станции, к которым будем вести железную дорогу. Вот наш новый рабочий, Саша, хочет их построить. Поручим ему эту работу? Я знаю, он справится».
Дети согласились с предложением взрослого, а Саша очень обрадовался, побежал за строительным материалом, стал измерять расстояние и выбирать место, где лучше строить. Он построил две железнодорожные станции, завершив ими проложенную железную дорогу, построил очень красиво, станции не были похожи друг на друга, каждая была особенной.
Ребята были удивлены таким мастерством своего товарища и уже сами ему предложили: «Здорово у тебя получилось! Завтра будем продолжать игру, ты у нас будешь строить станции». А назавтра Саша не только их построил, но и придумал им названия (одну назвал «Петушок», другую - «Морозко», третью - «Космонавты»).
На занятии по конструированию из строительного материала для коллективной постройки, связанной с игрой «На чем люди ездят», Саша строил вместе с другими детьми аэродром с самолетами. Дети заметили, что у Саши самолет иной конструкции, более сложной. Ваня сказал: «Ого, какой самолетик!» Саша научил Арину и других детей строить самолеты не только такой конструкции, какую сделал сам, но и придумал еще новую.
На занятиях по развитию речи воспитатель обратил внимание детей на то, как Саша поразительно рассказывает сказки, читает стихотворения. Подмечая и раскрывая перед детьми лучшие стороны личности ребенка, педагог, с одной стороны, помогал сближению Саши с другими детьми, а с другой - воспитывал коллектива детей положительное отношение к каждому его члену.
Саша хорошо вошел в коллектив, дети ему помогали овладеть навыками самообслуживания, не смеялись, если что-то еще не получалось, а утешали его: «Ничего, получится!». Чувствуя теплое отношение товарищей, Саша старался оправдать их доверие, учился дома быстро одеваться, есть. У него появилась потребность делиться своей радостью с товарищами: новые игрушки, книжки он приносил в детский сад, показывал, рассказывал детям о них, давал играть, рассматривать.
Вывод.
Таким образом, методы игрового воздействия, сочетаясь с индивидуальным подходом, позволяют выровнять поведение детей, развить их творческие силы. Правила поведения в игре, находящиеся под контролем всего коллектива, становятся личными правилами поведения ребенка, которыми он начинает руководствоваться в жизни.
Возникшие в игре симпатии друг к другу способствуют возникновению привязанности к коллективу, стремлению сделать всем что-то приятное, доставить радость. У ребенка становится более устойчивым интерес к совместной жизни и деятельности, воспитывается чувство коллективизма, доброта, чуткость, отзывчивость. Работа с отдельными детьми способствует формированию дружного детского коллектива, что способствует более успешному обучению.
2 Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками (5-6лет)
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе старшей группы ЧДОУ «Лесовичок». Данную группу посещало 9 детей (3 мальчика и 6 девочек). С детьми было проведено исследование по определению уровня развития детей от 15.06.17г., коррекционная работа по развитию детей (данная работа проводилась с использованием различных видов игр в течении двух месяцев) и далее детей обследовали повторно 15. 08. 17г.
Описание методики определения уровня развития детей 5-6 лет поможет определить высокий средний и низкий уровень развития ребенка. Высокий уровень, если суммарный балл за 3 задания теста Керна-Ийрасека составляют от 3 до 5 баллов и успешно справляется с двумя другими заданиями. Средний уровень - от 5 до 9 баллов и справляется с двумя другими заданиями. Низкий уровень - от 9 баллов и больше и не справляется с двумя другими заданиями.
Тест керна-йирасека состоит из трех заданий:
. срисовывание группы точек;
. срисовывание краткой фразы из трех слов («Он ел суп»);
. рисунок человека.
Каждому ребенку дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа записать имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Лицевая сторона листа отводится им для выполнения I и II заданий. После того, как ребенок закончит I и II задания, рабочий лист переворачивается для 3 задания.
Задания предлагаются в виде игры. "Сейчас мы с вами поиграем. Я нарисую на доске точки, а вы попробуйте точно также нарисовать на своих листочках".
ЗАДАНИЕ №1; На определение у детей пространственного восприятия
( Приложение №1 С.). Можно подходить к детям, подбадривать их.
ЗАДАНИЕ №2. На готовность глазного аппарата (срисовывание написанного текста). "Я напишу на доске предложение, а вы еще не умеете писать, поэтому перерисуйте их также". ( Приложение №1 В. )
ЗАДАНИЕ № 3. На развитие воображения (рисунок человека), "Нарисуйте человека (дядю) как умеете" ( Приложение №1 А.)
Навыки кисти руки можно проверить мотометрическим тестом "вырезание круга". В течение одной минуты ребенок должен ровно вырезать выделенный круг ( Приложение №2)
Чистоту речи (наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения) проверяют произношением вслух картинок, предлагаемых в виде альбома или в контакте с логопедом устанавливает правильность произношения звуков.
Оценка результатов
Каждое задание теста Керна-Ирасека оценивается баллами от I до 5. Примерные критерии оценки каждого задания по пяти бальной системе смотрите на рис. 1а,2а,3 (I балл- наилучшая), 5 баллов - наихудшая оценка).
Для определения чистоты речи ребенку необходимо предложить по картинкам перечислить вслух предметы, в названиях которых встречаются. звуки, относящиеся к группам:
. сонорных - Р - твердое, мягкое, I - твердое и мягкое;
. свистящих - С - твердое и мягкое,3 - твердое и мягкое ,Ц;
. шипящих - Ж.Ш.Ч.Щ.
Например: рак - ведро - топор; река - гриб - фонарь, лопата - белка - стул; лейка - олень - соль, самолет - бусы - колос; сито - гуси - лось; заяц - коза- воз; зима - газета - витязь, цапля - яйцо - огурец; жук - лыжи - нож; шишка - кошка - мышь, -чашка -бабочка - ключ ; щетка - ящерица - плащ. Для удобства исследования картинки или рисунка можно наклеивать в тетрадь или альбом для рисования, фиксировать все дефекты в произношении звуков, имеющиеся у данного ребенка. Наличие же дефекта в произношении хотя бы одного звука указывает на невыполнение задания и обозначается знаком (-), а отсутствие - знаком (+).
Для определения навыков руки необходимо заранее приготовить карточки из тонкого картона или плотного ватмана, на которой изображена фигура. представленная на рисунке 4 (в Приложении №2). Ребенку надо дать острые ножницы и объяснить, что ему нужно вырезать круг по средней утолщенной линии. Здесь идет начало фиксирования времени. В течение одной минуты ребенок должен вырезать круг ровно; разрешается до двух отклонений.
Комплексная оценка результатов
На основании итогов психофизиологического обследования если ребенок получает в сумме 3-9 баллов за тест Керна-Ийрасека и имеет положительный результат за выполнение двух других проб, то он имеет высокий или средний уровень развития.
Задача 2. Коррекционная работа с детьми низкого уровня развития.
После выявления отстающих функций у детей необходимо применять меры к их устранению. (См. приложение 4)
Анализ полученных результатов первого обследования детей от 15.06.17г. показал следующее: у детей звукопроизношение правильное, а 2 ребенка имеют дефект речи, с вырезанием круга справилось 5 детей. Итого 22% детей имеют дефекты речи, 44% - низкий уровень развития кисти рук.
Результаты обследования по тесту Керна-Ийрасека показали: за 1-ое задание (срисовывание точек) получили баллы: 1 балл - 33% (3детей), 2 балла - 11% (1ребенок), 3 балла - 44% (4 ребенка), 4 балла - 11% (1 ребенок). За 2-е задание ( фраза) получили баллы: 1 балл - 33% (3детей),
балла - 33% (3детей), 3 балла - 22% (2 детей), 4 балла - 11% (1 ребенок). С третьим заданием (нарисовать мужчину) полностью справился только один ребенок. Допущенные ошибки:
. не нарисовали уши - 5 детей (55.%);
. не нарисовали шею - 2-е детей ( 22%);
. не нарисовали правильное количество пальцев - 8 детей (88%);
. не нарисовали головной убор или волосы - 2 детей ( 22%);
. не нарисовали все элементы лица - 7 детей (77%).
Итого за это задание получили баллы: 1 балл - 11% (1 ребенок), 2 балла - 11% (1 ребенок), 3 балла - 66% (6 детей), 4 балла - 11% (1 ребенок), 5 баллов не получил никто.
Общие результаты по тесту Керна-Ийрасека: 3 балла - 11% (1ребенок), 4 балла - 11% (1 ребенок), 5 баллов - 11% (1ребенок), 7 баллов - 11% (1 ребенок), 8 баллов - 22% (2 ребенка), 9 баллов - 22% (2 ребенка), 12 баллов - 11% (1ребенок).
Индивидуальную оценку психофизиологического развития детей Старшей группы ( 5-6 лет) ЧДОУ «Лесовичок» см. в приложении №3.
Коррекционная работа с детьми проводилась в игровой форме. Использовались игры на развитие познавательных психологических процессов: мышления, памяти, воображения, тренировки внимания данные занятия проводились систематически в течение месяца ( см. приложение №5). Данные игровые упражнения способствуют преодолению отставания в развитии детей. Также мы использовали в работе с детьми игры со сказками из популярного пособия для родителей, гувернеров, воспитателей Е. Синицыной «Умные сказки».
Анализ полученных результатов второго обследования детей от 15.08.17 г. показал, что у детей звукопроизношение правильное, а 2 ребенка имеют дефект речи и занимаются с логопедом, с вырезанием круга справилось 7 детей. Итого 22% детей имеют дефекты речи, 22% - низкий уровень развития кисти рук.
Результаты обследования по тесту Керна-Ийрасека показали: за 1-ое задание ( срисовывание точек) получили баллы: 1 балл -44 % (4детей), 2 балла - 33% (3ребенок), 3 балла - 22% (2 ребенка), 4 балла - никто. За 2-е задание ( фраза) получили баллы: 1 балл - 66% (6 детей),
балла - 22% (2детей), 3 балла - 11% (1 ребенок), 4 балла - никто. С третьим заданием (нарисовать мужчину) полностью справился только один ребенок. Допущенные ошибки:
. не нарисовали уши - 2 детей (22.%);
. не нарисовали шею - 1ребенок ( 11%);
. не нарисовали правильное количество пальцев - 5 детей (55%);
. не нарисовали головной убор или волосы - никто;
. не нарисовали все элементы лица - 7 детей (77%).
Итого за это задание получили баллы: 1 балл - 22% (2 ребенка), 2 балла - 44% (4 ребенка), 3 балла - 33% (3 детей), 4,5 баллов - не получил никто.
Общие результаты по тесту Керна-Ийрасека: 3 балла - 11% (1ребенок), 4 балла - 22% (2 ребенка), 5 баллов - 33% (3ребенка), 6 баллов - 22% (2 ребенка), 9 баллов -11% (1ребенок).
Индивидуальную оценку психофизиологического развития детей Старшей группы ( 5-6 лет) в приложении №3.
Вывод:
По данным анализа первого обследования (от 15.06.17г.) видно, что психомоторика у детей подготовительной группы нормальная, высокий уровень - 33% (3 ребенка), средний уровень - 55% (5 детей), низкий уровень - 11% (1 ребенок).
По данным повторного обследования (от 15.08.17г.) можно сказать, что общий уровень развития повысился, и нет детей с низким уровнем развития ( высокий уровень - 44% (4 ребенка), средний уровень - 55% (5 детей), низкий уровень - нет).
Данный результат свидетельствует, что применение в обучении игр у дошкольников весьма эффективно.
Приложение3
Индивидуальная оценка психофизического развития детей подготовительной группы (5-6 лет) ЧДОУ «Лесовичок» от 15.06.17г.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Полных лет | Тест Керна-Ирасека | Мотометрический тест | Деффект речи | комплексная оценка уровня развития | |||
точки | фраза | рисунок | Общ. балл | ||||||
1. | Антоненко Арина | 6 л. 2 мес | 1 | 1 | 3 | 5 | + | - | Высокий уровень |
2. | Урыта Саша | 5 л. 6 мес | 3 | 2 | 3 | 8 | - | - | Средний уровень |
3. | Вершкова Диля | 5 л. 7 мес | 1 | 1 | 1 | 3 | + | - | Высокий уровень |
4. | Справцев Никита | 5 л. 8 мес | 1 | 1 | 2 | 4 | + | - | Высокий уровень |
5. | Ковалева Даша | 5 л. 9 мес | 3 | 2 | 3 | 8 | + | - | Средний уровень |
6. | Кононович Таня | 6 л. 1 мес | 4 | 4 | 4 | 12 | - | + «р,л» | Низкий уровень |
7. | Баландина Ева | 6 л. 5 мес | 3 | 3 | 3 | 9 | - | - | Средний уровень |
8. | Соколов Дима | 5л. 10мес | 2 | 2 | 3 | 7 | + | + «р» | Средний уровень |
9. | Яцко Ира | 6 л. 2 мес | 3 | 3 | 3 | 9 | - | + «р» | Средний уровень |
Индивидуальная оценка психофизического развития детей подготовительной группы (5-6 лет) ЧДОУ «Лесовичок» от 15.08.17г.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Полных лет | Тест Керна-Ирасека | Мотометрический тест | Деффект речи | комплексная оценка уровня развития | |||
точки | фраза | рисунок | Общ. балл | ||||||
1. | Антоненко Арина | 6 л. 4 мес | 1 | 1 | 3 | 5 | + | - | Высокий уровень |
2. | Урыта Саша | 5 л. 8 мес | 3 | 1 | 2 | 6 | + | - | Средний уровень |
3. | Вершкова Диля | 5 л. 9 мес | 1 | 1 | 1 | 3 | + | - | Высокий уровень |
4. | Справцев Никита | 5 л. 10 мес | 1 | 1 | 2 | 4 | + | - | Высокий уровень |
5. | Ковалева Даша | 5 л. 11 мес | 2 | 1 | 1 | 4 | + | - | Высокий уровень |
6. | Кононович Таня | 6 л. 3 мес | 3 | 3 | 3 | 9 | - | + «р,л» | Средний уровень |
7. | Баландина Ева | 6 л. 7 мес | 2 | 2 | 2 | 6 | + | - | Средний уровень |
8. | Соколов Дима | 6л. 00мес | 2 | 1 | 2 | 5 | + | + «р» | Средний уровень |
9. | Якушева Ира | 6 л. 4 мес | 1 | 1 | 3 | 5 | - | + «р» | Средний уровень |
Приложение 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КОРРЕКЦЮННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НИЗКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
I. Неправильное срисовывание фразы свидетельствует о том, что у детей не готов зрительный аппарат, т.е. мышцы глаз слабо развиты. Поэтому путем упражнений можно помочь развитию зрительного органа. Для этого целесообразно:
проводить занятия по рисованию (срисовывание образца);
рассматривать серии сюжетных картин с изменением ситуаций:
проводить специально упражнения по укреплению мышц глаза:
с закрытыми веками сделать:
а) 10 движений глазами вверх-вниз;
б) 10 движений глазами слева-направо;
в) вращательные движения 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону;
г) фиксировать взгляд несколько секунд на двух точках вблизи и вдали неподвижно, медленно переводя взгляд с одной на другую
II. Неправильное срисовывание точек говорит о том, что не развито пространственное восприятие. Предлагается следующая коррекционная работа:
1) "Зрительный диктант" - детям показывается карточка--образец, на которой в различном порядке расположены геометрические фигура. Дети у себя на листе бумаги выкладывают геометрические фигуры по памяти;
2) работа на фланелеграфе или листе бумаги по словесному заданию - "словесный диктант";
3) дидактическая игра "Какая фигура лишняя?";
4) дидактическая игра "Танграм" и другие.
III. Недостаточный уровень развития воображения наблюдался у детей, которые неправильно нарисовали мужчину, т.е. они не знают части тела человека, этим детям рекомендуется:
1) рассматривать картинки, на которых изображены люди;
2) чаще играть в сюжетно-ролевые игры "Семья" и др;
3) пересказывать и рисовать содержание прочитанной сказки, рассказа;
4) проводить занятия по конструированию.
IV. На слабое развитие моторики кисти руки показывают неумение детей вырезать круг. Поэтому для развития кисти рук необходимо проводить специальные упражнения:
1) сжимать и разжимать пальцы рук;
2) делать вращательные движения кистью вокруг запястья;
3) махательные движения кистью;
4) сжимание резиновых кругов;
5) упражнять кисти рук письмом. Причем не преследовать цель научить детей правилам правописания, а научить тем приемам движения пальцев кисти, с помощью которых выполняются различные прописи. Поэтому первым этапом каждого занятия должен быть показ нужных движений на доске, вторым - обработка этих движений детьми в воздухе, третьим-воспроизведение отработанных движений в тетрадях по пунктирной копии образца прописей, в четвертых - самостоятельное срисовывание образца;
1) занятие лепкой;
2) занятие аппликацией;
3) занятие конструированием;
4) занятие шитьем, вязанием;
5) работа с природным материалом.
V. Наличие дефектов речи устраняется занятиями с логопедом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» (опыт работы воспитателей старшей «В» группы)
Материал представляет собой доклад с информацией о том, как педагоги реализуют опытно-экспериментальную деятельность а образовательной области "Познание". В работе содержится информация об организации...
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду» (из опыта работы)
Работа предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных учреждений в условиях создания опытно - экспериментальной деятельности....
Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность, как одна из эффективных форм работы с детьми средней группы".
Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность, как одна из эффективных форм работы с детьми средней группы".Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей раз...
Опытно – экспериментальная деятельность с объектами неживой природы в работе с детьми
Дошкольники уже способны усвоить представления о трёх состояниях воды. Начнём с жидкого состояния воды - она течёт из крана, течёт в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. С этой особен...
1. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (планирование)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе (из опыта работы)
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе (из опыта работы) ...