«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ» 6-7 лет
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Ватулина Юлия Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»  имеет коррекционно - развивающую направленность.

Реализация программы ориентирована на эмоционально – личностное развитие ребенка 6-7 лет за рамками основного образования.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» ориентирована:

- на работу с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, на создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе развития эмоционального интеллекта;

- на создание условий для смены направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций (понимание, осознание и управление своими эмоциями, способность чувствовать, понимать и сопереживать чувства других);

- создание развивающей образовательной среды, необходимой для развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Новизна данной программы заключается в разработке и применении на занятиях педагогом-психологом метода сказкотерапии,  психогимнастических игр, эмоционально-символических методов, релаксационных упражнений, стабилизирующие психоэмоциональное состояние обучающихся,  формирующие позитивное самоотношение к себе, обучающие способам адекватного выражения своего эмоционального состояния и умение эффективно общаться с другими.

Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д.И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет: рост эмоционального дискомфорта, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально - личностной сферы, очень актуальна и своевременна.  

  Педагогическая целесообразность внедрения данной программы обеспечивает повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка. Достижение поставленных в программе задач, их усвоение способствует в дальнейшем более благополучному обучению детей в школе, повышению адаптивных возможностей личности в целом.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразельных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, а так же использование большого количества доступных по возрасту практико-ориентированных игр и приемов арт-терапии (мимика, пантомимика, психогимнастика и т.д.) для развития умения у дошкольников распознавать и понимать эмоциональное состояние себя и других.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок». Принимаются все желающие. Программа кружка предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав группы 5-7 человек, состав группы постоянный.

Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Объем программы –  24 часов.

Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.

Формы обучения: подгрупповая форма организации обучения.

Режим занятия.

Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ          д/с № 16 «Петушок».

     - Количество занятий в неделю: 1

- Количество занятий в месяц: 4

- Количество занятий в год: 48

- Продолжительность одного занятия составляет 30 минут

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в старшей группе 30 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для родителей. На индивидуальных консультациях педагог-  психолог обсуждает с родителями с изменения, происходящие в ребенке.

 

  1. Цель и задачи программы.

Цель - ввести ребенка 6 – 7 лет в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи программы:

Предметные:

-формировать позитивный образ «Я», помочь ребенку расширить представления о себе, укрепить уверенность в своих возможностях;

-познакомить детей с основными эмоциями;

-дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

-учить распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.)

Метапредметные:

-научить распознавать разницу между чувствами и поступками (допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение);

-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и пр. без агрессии и насилия);

-отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, и др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Личностные:

-развивать умение снимать эмоциональное напряжение, стрессовое состояние;

-развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей;

-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки;

-развивать память, внимание, мышление детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-7.docx96.62 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТБИЛИССКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВУТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ  САД № 16 «ПЕТУШОК»

 

Принята на заседании                                                Утверждаю:

педагогического совета                                             Заведующий МАДОУ ЦРР-

от «____» ___________                                              д/с № 16 «Петушок»

Протокол № 1                                                             _________ Т.И. Яценко

                                                                                     от « ___» ___________

                                                                                   Приказ № ________                                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ»

Уровень программы: базовый

Срок реализации: 1 год: 24 ч.

                                                        

Возрастная категория: 6 – 7 лет

Состав группы: до 10 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на платной основе

ID-номер  Программы в Навигаторе:_________

Автор – составитель: Ватулина Юлия Сергеевна,

педагог-психолог

ст. Тбилисская, 2024 г.

Содержание

Титульный лист программы

1

Паспорт программы

3

Введение, нормативно-правовая база.

6

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

7

1.1

Пояснительная записка программы:

7

Направленность

7

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

7

Формы обучения

8

Режим занятий

8

1.2

Цель и задачи программы.

9

1.3

Содержание программы.

10

1.4

Планируемые результаты.

23

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

24

2.1

Календарный учебный график.

24

2.2

Раздел программы «Воспитание»

29

2.3

Условия реализации программы

32

2.4

 Оценочные материалы

33

2.5

Методические материалы.

34

 2.6

Список литературы.

35

ПАСПОРТ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» коррекционно – развивающей направленности

Наименование муниципалитета

муниципальное образование

Тбилисский район

Наименование организации, ФИО руководителя, контактные данные

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР № 16 «Петушок», заведующий Яценко Татьяна Ивановна, 352360, Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская, улица Переездная

 телефон (86158) 2-32-48,

E-mail ds.16petushok@mail.ru

ID-номер  программы в АИС «Навигатор»

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»

Механизм финансирования

Программа реализуется на платной основе

ФИО автора (составителя) программы

Ватулина Юлия Сергеевна

Краткое описание программы

Программа направлена на развитие представлений об эмоциях у детей   6-7 лет, через расширение и обогащение способов и средств эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью.

Форма обучения

очная

Уровень содержания

базовый

Продолжительность освоения (объем)

1 г. – 24 ч.

Возрастная категория

6 – 7 лет

Цель программы

Ввести ребенка 6-7 лет в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи программы

Предметные:

-формировать позитивный образ «Я», помочь ребенку расширить представления о себе, укрепить уверенность в своих возможностях;

-познакомить детей с основными эмоциями;

-дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

-учить распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).

Метапредметные:

-научить распознавать разницу между чувствами и поступками (допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение);

-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и пр. без агрессии и насилия);

-отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, и др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Личностные:

-развивать умение снимать эмоциональное напряжение, стрессовое состояние;

-развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей;

-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки;

-развивать память, внимание, мышление детей.

Ожидаемые результаты

Предметные:

-знания основных понятий эмоций и чувств; понимание способов проявления различных эмоциональных состояниях, выражения эмоций;

- способность выражать в активной речи эмоциональные состояния, чувства; регулировать свои состояния во взаимодействии с окружающими.

Личностные:

-оптимизация адекватности самооценки, позитивное самовосприятие;

-произвольность выражения эмоциональных состояний, навыки самоконтроля и саморегуляции.

Метапредметные:

-способность понимать своё эмоциональное состояние, распознавать эмоции и чувства других людей по различным признакам; у

-умения конструктивного взаимодействия с окружающими людьми, использование техник конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Особые условия  (доступность для детей ОВЗ)

Программа не предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями  здоровья.

Возможность реализации в сетевой форме

Не возможна реализация программы в сетевой форме.

Материально – техническая база

-помещение для занятий со столами, стульями, мягкое половое покрытие;

-наличие свободной зоны для проведения игр по правилам, кресло или диванчик для отдыха или уединения ребенка;

-стимульный диагностический материал,

-оргтехника: принтер и бумага, ноутбук;

-иллюстративный материал в бумажном цветном варианте, игрушки, мягкие модули;

-изо-материалы: бумага для рисования, набор цветных карандашей, краски.

Введение, нормативные документы

Данная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

3. Национальный проект «Образование» (2019-2024). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (2019-2024).

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

7. Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны, письмо Минпросвещения России от 29 сентября 2023 г. №АБ-3935/06.

8. Устав утвержден постановлением администрации муниципального образования Тбилисский район «Об утверждении устава муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения  центра развития ребенка – детского сада № 16 «Петушок» № 521 от 19.06.2020 года.  

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»  имеет коррекционно - развивающую направленность.

Реализация программы ориентирована на эмоционально – личностное развитие ребенка 6-7 лет за рамками основного образования.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» ориентирована:

- на работу с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, на создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе развития эмоционального интеллекта;

- на создание условий для смены направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций (понимание, осознание и управление своими эмоциями, способность чувствовать, понимать и сопереживать чувства других);

- создание развивающей образовательной среды, необходимой для развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Новизна данной программы заключается в разработке и применении на занятиях педагогом-психологом метода сказкотерапии,  психогимнастических игр, эмоционально-символических методов, релаксационных упражнений, стабилизирующие психоэмоциональное состояние обучающихся,  формирующие позитивное самоотношение к себе, обучающие способам адекватного выражения своего эмоционального состояния и умение эффективно общаться с другими.

Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д.И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет: рост эмоционального дискомфорта, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально - личностной сферы, очень актуальна и своевременна.  

  Педагогическая целесообразность внедрения данной программы обеспечивает повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка. Достижение поставленных в программе задач, их усвоение способствует в дальнейшем более благополучному обучению детей в школе, повышению адаптивных возможностей личности в целом.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразельных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, а так же использование большого количества доступных по возрасту практико-ориентированных игр и приемов арт-терапии (мимика, пантомимика, психогимнастика и т.д.) для развития умения у дошкольников распознавать и понимать эмоциональное состояние себя и других.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок». Принимаются все желающие. Программа кружка предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав группы 5-7 человек, состав группы постоянный.

Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Объем программы –  24 часов.

Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.

Формы обучения: подгрупповая форма организации обучения.

Режим занятия.

Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ          д/с № 16 «Петушок».

     - Количество занятий в неделю: 1

- Количество занятий в месяц: 4

- Количество занятий в год: 48

- Продолжительность одного занятия составляет 30 минут

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в старшей группе 30 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для родителей. На индивидуальных консультациях педагог-  психолог обсуждает с родителями с изменения, происходящие в ребенке.

  1. Цель и задачи программы.

Цель - ввести ребенка 6 – 7 лет в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи программы:

Предметные:

-формировать позитивный образ «Я», помочь ребенку расширить представления о себе, укрепить уверенность в своих возможностях;

-познакомить детей с основными эмоциями;

-дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

-учить распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.)

Метапредметные:

-научить распознавать разницу между чувствами и поступками (допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение);

-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и пр. без агрессии и насилия);

-отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, и др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Личностные:

-развивать умение снимать эмоциональное напряжение, стрессовое состояние;

-развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей;

-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки;

-развивать память, внимание, мышление детей.

  1. Учебный план и содержание образовательной программы

Учебный  план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» 6 – 7  лет

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1

«Тайна моего имени»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

2

«Кто такой «Я»?»

1

-

1

Практические упражнения

3

«Мой внутренний мир»

1

-

1

Практические упражнения

4

«Мой любимый сказочный герой»

1

-

1

Практические упражнения

5

«Мы так похожи»

1

-

1

Практические упражнения

6

«Мы такие разные»

1

-

1

Практические упражнения

7

«Язык жестов и движений»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

8

«Давайте жить дружно»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

9

«Я  могу»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

10

«Радость»

1

-

1

Практические упражнения

11

«Радость вокруг нас»

1

-

1

Практические упражнения

12

«Доброта»

1

-

1

Практические упражнения

13

«У меня получится»

1

-

1

Практические упражнения

14

«Удивление»

1

-

1

Практические упражнения

15

«Страх»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

16

«Гнев»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

17

«Презрение»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

18

«Хорошо ли  быть одному»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

19

«Разное настроение»

1

-

1

Практические упражнения

20

«Я сержусь»

1

-

1

Практические упражнения

21

«Когда опасен гнев»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

22

«Можно ли справиться со злом»

1

-

1

Практические упражнения

23

«Я обиделся»

1

-

1

Практические упражнения

24

«Учимся справляться с чувством обиды»

1

-

1

Практические упражнения

25

«Учимся честно говорить о проступке»

1

-

1

Практические упражнения

26

«Зачем человеку чувство стыда?»

1

-

1

Практические упражнения

27

«Ссора»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

28

«Мои проблемы»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

29

«Я боюсь!»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

30

«Лабиринт страхов»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

31

«Я больше не боюсь»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

32

«Я удивляюсь!»

1

-

1

Практические упражнения

33

«Мы узнали много нового»

1

-

1

Практические упражнения

34

«Водоворот эмоций»

1

-

1

Практические упражнения

35

«Наше хорошее настроение»

1

-

1

Практические упражнения

36

«Мы сегодня не грустим»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

37

«Удивительное рядом»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

38

«Про взрослых»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

39

«События и эмоции»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

40

«Поиграем вместе»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

41

«Мы в группе детского сада»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

42

«Про друзей»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

43

«Чувства и как я их выражаю»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

44

«Счастье»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

45

«Я люблю!»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

46

«Волшебники»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

47

«Глаза в глаза»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

48

«Заветное   желание»

1

0,5

0,5

Теория и упражнения

Содержание учебного плана

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» 6 – 7  лет

Месяц

Кол-во

Тема

Цель

Содержание (план)

Сентябрь

1

«Тайна моего имени»

Представления о своем имени, выражение чувств, связанных с собственным именем; осознание особенностей собственной личности, прояснение самооценки.

1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся».

2.Упражнение «Представься и расскажи о своем имени».

3.Игра «Соседи».

4.Игра «Ласковое имя».

5.Игра «Имя растет».

6.Игра «Объясни имя».

7.Игра «Узнай меня».

8.Конкурс «Кто знает больше имен».

9.Ритуал прощания «Лучики солнца».

2

«Кто такой «Я»?»

Способствовать психическому и личностному росту детей. Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».

1.Ритуал приветствия «Добрый день».

2.Упражнение «Зеркало».

3.Рисование «Мой портрет».

4.Игра «Сказочные герои».

5.Игра «Какой у тебя друг».

6.Релаксация «Отдых».

7.Рефлексивный этап.

8.Ритуал прощания «Башня из кулачков».

3

«Мой внутренний мир»

Помочь каждому ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся».

2.Упражнение «Солнечный зайчик».

3.Игра «Выдуманная биография».

4.Игра «Угадай, кто я».

5.Рисунок «Ладошка».

6.Ритуал прощания «Башня из кулачков».

4

«Мой любимый сказочный герой»

Способствовать самовыражению ребенка; продолжать развивать умение жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся».

2.Присказка.

3.Игра «Хоровод сказочных героев».

4.Загадки о сказочных героях.

5.Игра «Любимый сказочный герой».

6.Рисунок «Мой любимый сказочный герой».

7.Ритуал прощания «Башня из кулачков».

Октябрь

5

«Мы так похожи»

Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе; развивать способность детей к эмпатии.

1.Ритуал приветствия «Смелый лев».

2.Стихотворение «Друг на друга так похожи».

3.Игра «Ветер дует на…».

4.Игра «Снежная королева».

5.Игра «Елочка».

6.Ритуал прощания  «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

6

«Мы такие разные»

Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию). Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение»

2.Упражнение «Ласковое имя».

3.Упражнение «Разные, но похожие».

4.Упражнение  «Покажи по-разному».

5.Упражнение  «Покажи, что чувствуешь».

6.Упражнение «Потянулись, сломались».

7.Итог занятия.

8.Ритуал прощания «Мы очень хорошие!».

7

«Язык жестов и движений»

Продолжить формировать у детей умение устанавливать и поддерживать контакты; учить их понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, движениям тела.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение».

2.Игра «Иностранец».

3.Игра «Березки».

4.Игра «Волшебный карман».

5.Игра «Цирк».

6.Игра «Сурдоперевод»

7.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

8

«Давайте жить дружно»

Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликтов; прививать умение находить выход из конфликтов; развивать представление о необходимости примирения.

1.Ритуал приветствия «Большое животное».

2.Тренируем эмоции.

3.Учимся справляться с гневом.

4.«Что изображено на картинке?».

5.Упражнение «Учусь извиняться».

6.Проблемные ситуации.

7.Подведение итогов занятия.

8.Ритуал прощания «Улыбка».

Ноябрь

9

«Я  могу»

Развитие способностей видеть положительное в себе и других.

1.Ритуал приветствия «Доброе животное».

2.Упражнение «Гусеница».

3.Беседа «Что я умею делать».

4.Игра «Какой я?».

5.Игра «Хочу сделать что-нибудь хорошее».

6.Сказка «Случай в лесу».

7.Ритуал прощания  «Спасибо».

10

«Радость»

  Дать детям знания об эмоции радости. Учить детей, различать эмоции по их схематическим изображениям. Учить детей, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

1.Ритуал приветствия «Эхо».

2.Эмоция «радость».

3.Упражнение «Передай по кругу».

4.Упражнение «Нарисуй эмоцию».

5.Упражнение «Эстафета радостных, хороших событий».

6.Психогимнастика «Ручеек радости».

7.Упражнение «Воздушный шарик».

8.Ритуал прощания «До свидания».

11

«Радость вокруг нас»

Расширение представления детей об эмоции «радость»; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами.

1.Ритуал приветствия «Поздоровайся радостно»

2.Беседа «От чего ты радуешься».

3.Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься».

4.Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку».

5.Рассказ  «Относительность  радости».

6.Рисунок «Ромашка радости».
7.Ритуал прощания «Круг друзей».

12

«Доброта»

Развивать представления о доброте. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

1.Приветствие «Пожелания».

2.«Скульптура и глина».

3.Беседа «Добрые поступки».

4.Игра «Волшебные воздушные шары».

5.Сказка «Львенок в школе» (Р.М.Ткач).

6.Нарисуй добрые дела.

7.Ритуал прощания «Встретимся опять».

Декабрь

13

«У меня получится»

Преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.

1.Ритуал приветствия «Подарок группе».

2.Беседа «Когда вы чувствуете себя неуверенно».

3.Упражнение «Мне нравится в тебе».

4.Рисование «У меня получится».

5.Упражнение «Шалтай — Болтай».

6.Ритуал прощания «Салют».

14

«Удивление»

Познакомить детей с эмоцией удивления;  учить различать их  передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

1.Ритуал приветствия «Покажи чувства руками».

2.Стихотворение «Купание».

3.Упражнение «Зеркало».

4.Этюд «Удивление».

5.Упражнение «Тренируем эмоции».

6.Рисунок «Оживи кружочки».

7.Ритуал прощания «До свидания».

15

«Страх»

Продолжать ознакомление с чувством страха и его эмоциональным проявлением.

1.Ритуал приветствия «Раз, два, три…».

2. Эмоция «страх».

3.Работа с зеркалами.

4.Этюд «Страшный сон».

5.Игра «Брось мяч и скажи, чего ты боишься».

6.Упражнение «Страшный зверь».

7.Нарисуйте свои страхи.

8.Ритуал прощания «Лучики солнца».

16

«Гнев»

Дать детям знания об эмоциях. Учить детей, различать эмоции по их схематическим изображениям. Учить детей, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

1.Ритуал приветствия «Здравствуй, небо, здравствуй солнце».

2.Упражнение «Я сержусь, когда…».

3.Беседа.

4.Упражнение «Король Боровик».

5.Игра «Вулкан».

6.Упражнение «Избавление от гнева».

7.Подведение итогов, рефлексия.

8.Ритуал прощания «Улыбка».

Январь

17

«Презрение»

Знакомство с чувством самодовольства.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение».

2.Упражнение «Покажи чувства руками».

3.Беседа.

4.Сказка «Мышка – хвастунья».

5.Игра «Обезьянки».

6.Подведение итогов занятия.

7.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

18

«Хорошо ли  быть одному»

Учить избавляться  от чувства одиночества, удовлетворять потребность детей в тепле и близости. Укреплять уверенность в себе.

1.Ритуал приветствия «Улыбнитесь друг другу».

2.Беседа на тему «Хорошо ли быть одному?».

3.Игра «Король».

4.«Кошки, собаки, медведи, зайцы…».

5.Рисование «Я один».

6.Ритуал прощания «Солнечные лучики».

19

«Разное настроение»

Способствовать осознанию ребенком сути проблемы.  Формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенок испытывает дискомфорт.

1. Ритуал приветствия «Поздороваться разными способами».

2.Беседа «Когда мне бывает плохо…».

3.Упражнение «У меня плохое настроение».

4.Игра «Отыщи свою обувь».

5.Рисунок «Мое настроение».

6.Ритуал прощания «Встретимся опять».

20

«Я сержусь»

Закреплять умения снимать агрессивность.

1.Ритуал приветствия «Импульс».

2.Беседа «Я сержусь, когда…».

3.Игра «Брось мяч и скажи, на что ты сердишься, гневаешься больше всего».

4.Трюк «Тарзана».

5.Рисунок «Я сержусь». «Рисуем стихотворение».

7.Ритуал прощания «Солнечные лучики».

Февраль

21

«Когда опасен гнев»

Помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения.  Учить детей конструктивным замещающим реакциям.

1.Ритуал приветствия «Рукопожатие по кругу».

2.Беседа «Почему человек злится?».

3.Проблемная ситуация.

4.Упражнение «Уходи, злость, уходи!».

5.Рисуем гнев.

6.Ритуал прощания  «Круг друзей».

22

«Можно ли справиться со злом»

Формировать осознание последствий агрессивных способов защиты. Обучить способам снятия напряжения.  

1.Ритуал приветствия «Имя и цветок»

2.Беседа «Как побороть зло и стать добрее?».

3.Проблемная ситуация.

4.Игра «Я могу защитить...».

5.Рисование «Преврати злого персонажа в доброго».

6. Ритуал прощания «Тепло рук и сердец».

23

«Я обиделся»

Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним. Познакомить со способами управления негативными эмоциями.

1.Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки».

2.Беседа «Я обиделся(лась)».

3.Пантомима «Я обиделся(лась)».

4.Игра «Попроси прошения».

5. Рисование «Обида».

6.Упражнение «Мусорное ведро».

7.Ритуал прощания «Встретимся опять».

24

«Учимся справляться с чувством обиды»

Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.

1.Ритуал приветствия «Возьми и передай».

2.Упражнение «Бяка-Бука».

3.Беседа  «Что такое обида?».

4.Упражнение «Небо».

5.Игра «Брось мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово».

6.Рисование «обида».

7.Ритуал прощания «Ладошка».

Март

25

«Учимся честно говорить о проступке»

Развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность. Продолжать обучение релаксации.

1.Ритуал приветствия «Глаза в глаза».

2.Игра «Ветер дует».

3.Беседа  «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?».

4.Упражнение «Я не плачу».

5.Игра «Принц и принцесса».

6.Рисование на тему «Радость».

7.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

26

«Зачем человеку чувство стыда?»

Учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях; использовать для решения конфликтных ситуаций социально приемлемые способы поведения.

1.Ритуал приветствия «Я даю тебе...».

2.Беседа «Когда нам бывает  стыдно?».

3.Упражнение «Брось мяч кому хочешь, и назови того, кому ты бросил мяч, ласковым именем или словом».

4.Рисование «Мой стыд».

5.Упражнение «Кулачки».

6.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

27

«Ссора»

Обучение отреагированию эмоций в конфликте; формирование адекватных форм поведения.

1.Ритуал приветствия «Возьми и передай».

2.Беседа «Когда мы ссоримся?».

3.Упражнение «Мамин голос».

4.Предлагаются следующие ситуации.

5.Рисование «Кто я?»..

6.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной».

28

«Мои проблемы»

Преодоление неуверенности, чувства неполноценности при низкой самооценке.

1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение».

2.Беседа «Мои проблемы».

3.Сказка «Золушка».».

5.Рисунок «Моя проблема».

6.Ритуал прощания «Тепло рук и сердец».

Апрель

29

«Я боюсь!»

Создание ситуации, в которой возможно овладение страхом.

1.Ритуал приветствия «Возьми и передай».

2.Беседа «Я боюсь».Брось мяч и скажи страшное, то, чего можно бояться».

4.«Закончи предложение».

5.Групповая история про то, чего мы боимся: «Однажды я испугался...».

6.Нарисуй свой страх.

7.Ритуал прощания «До свидания».

30

«Лабиринт страхов»

Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

1.Ритуал приветствия «Возьми и передай».

2.Беседа «Страх».

3.Игра «Кощей».

4.Игра «Баба Яга».

5.Сказка «Полезная Боюська».

6.Рисование страхов в лабиринте.

7.Ритуал прощания «Прощанье».

31

«Я больше не боюсь»

Создание условий для снижения тревожности и страхов у детей до уровня, соответствующего возрастной норме. Обучение способам осознания и урегулирования эмоций.

1.Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки».

2.«Горячий стул» или «Разговор со страхом».

3.Упражнение «Конкурс боюсь».

4.Упражнение «Неваляшка».

5.Дети вырезают разные «страхи».

6.Ритуал прощания «Встретимся опять».

32

«Я удивляюсь!»

Научить детей удивляться. Показать, что удивительное рядом, надо только увидеть его.

1.Ритуал приветствия «Все мы здесь».

2.Беседа  «Я удивляюсь...».

3.Игра «Закончи предложение».

4.Игра «Брось мяч и скажи, чему ты удивляешься».

5.Рисование «Удивительное рядом».

6.Ритуал прощания «Обниму я крепко друга».

Май

33

«Мы узнали много нового»

Расширять представление детей об эмоциях «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость»; закреплять умение детей выражать свои эмоции и чувства с помощью слов, позы, мимики и жестов.

1.Ритуал приветствия «Хлопки».

2.Упражнение «Узнай эмоцию».

3.Упражнение «Сравниваем эмоции».

4.Этюд «Ёж и лягушка».

5.Рисунок «Какая эмоция мне больше нравится».

6.Ритуал прощание «Очень жаль нам расставаться».

34

«Водоворот эмоций»

Закрепить полученные знания об эмоциях «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость»; развивать умение понимать свои чувства.

1.Ритуал приветствия «Ладони».

2.Игра «Придумай сказку».

3.Игра « Джинн».

4.Рисунок «Мне понравилось упражнение».

5.Ритуал прощания «Встретимся опять».

35

«Наше хорошее настроение»

Закрепить умение выражать эмоции «радость»; создание доброжелательной атмосферы в группе; развивать активный словарь эмоциональных состояний.

1.Ритуал приветствия «Доброе утро!».

2.Разминка «Как можно по - другому назвать?».

3.Беседа «Что такое радость?».

4.Упражнение «Кто как радуется».

5.Игра «День рождения».

6.Ритуал прощания «Мы очень хорошие».

36

«Мы сегодня не грустим»

Закрепить умение выражать эмоцию «грусть»; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека.

Цель: Ход занятия

1.Ритуал приветствия «Мне нравится в тебе».

2.Игра «Сравни лицо».

3.Игра «Грустный паучок».

4.Этюд «Кролик и Ёж».

5.Ритуал прощания «Про улыбку».

Июнь

37

«Удивительное рядом»

Закрепить умение выражать эмоцию «удивление»; развивать воображение, развивать активный словарь эмоциональных состояний.

1.Ритуал приветствия «Доброе утро».

3.Упражнение «Тренируем эмоции».

4.Игра «Удивительные истории».

5.Этюд «Рыбаки и рыбки».

6.Ритуал прощания «С голубого ручейка».

38

«Про взрослых»

Формировать у детей позитивные способы общения со взрослыми.

1.Ритуал приветствия «Здравствуй!».

2.Этюд «Не подаренный подарок.

3.Этюд «В троллейбусе».

4.Этюд «Золотая осень». 5.Ритуал прощания «Самый лучший!».

39

«События и эмоции»

Закрепить умение узнавать эмоции по голосу, мимике, жестам, позе; умение адекватно оценивать эмоции окружающих людей; развитие коммуникативных навыков.

1.Ритуал приветствия «Улыбка.

2.Упражнение  «Какое у меня настроение».

3.Упражнение «Отгадай животное и его настроение».

4.Упражнение «Что чувствует мальчик?».

5.Рисунок «События и переживания».

6.Ритуал прощания «Пожелания».

40

«Поиграем вместе»

Развивать у детей коммуникативные навыки, внимание; умение работать с партнёром; способствовать сплочению детского коллектива; учить детей умению проигрывать.

1.Ритуал приветствия «Здравствуй!».

2.Игра «Собери игрушки».

3.Подвижная игра «Не урони мяч».

4.Игра «Сядь на стул».

5.Игра « Рисуем вместе».

7.Ритуал прощания «Встретимся опять».

Июль

41

«Мы в группе детского сада»

Продолжать формировать умение общаться со сверстниками; способствовать сплочению детского коллектива.

1.Ритуал приветствия «Детский сад».

2.Упражнение «Моё настроение утром».

3.Игра «Про Обидку и Грустинку».

4.Подвижная игра «Мы играем вместе».

5.Этюд «Разные ситуации».

6.Упражнение «Невидимая нить».

7.Ритуал прощания «До свидания!».

42

«Про друзей»

Формировать у детей позитивные способы общения со сверстниками.

1.Ритуал приветствия «Добрый день».

2.Этюд «Рыжик».

3.Упражнение «Обезьянки».

4.Этюд «Самый большой гриб».

5.Рисунок «Мой друг».

6.Ритуал прощание «Очень жаль нам расставаться».

43

«Чувства и как я их выражаю»

Формировать у детей моральные и нравственные ценности; продолжать знакомить детей с базовыми и высшими социальными эмоциями.

1.Ритуал приветствия «Добрый день».

2.Игра «Ах, какой я молодец!».

3.Игра «Море волнуется».

4.Упражнение «Интонация».

5.Упражнение «Кубик эмоций».

6.Упражнение «Хорошо - плохо».

7.Ритуал прощания «До, свидания!».

44

«Счастье»

Осознание капризного поведения и понимание, что такое счастье. Отреагирование эмоциональных состояний.

1.Ритуал приветствия «Рукопожатие по кругу»

2.Беседа «Что такое счастье?».

3.Упражнение «За что меня любит».

4.Магазин игрушек».

5.Рисование «Счастье».

6.Ритуал прощания «Обниму я крепко друга».

Август

45

«Я люблю!»

Познакомить детей с понятием «любовь». Создать доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них. Воспитывать бережное, доброе отношение друг к другу.

1.Ритуал приветствия  «Это я, это я!».

2.Беседа «Я люблю».

3.Игра: «Я люблю, когда...».

4.Упражнение «Что я люблю?».

5.Сказка «Крапивная горка».

6.Рисование «Что ты любишь».

7.Ритуал прощания «Прощаемся с разным настроением».

46

«Волшебники»

Закреплять умение  сочинять и фантазировать, снижать психомышечное напряжения, закреплять адекватные формы проявления эмоций.

1.Ритуал приветствия «Клубок».

2.Беседа «Волшебники».

3.Упражнение «Каждый из нас волшебник».

4.«Сочиним вместе сказку».

5.Нарисуй сказку.

6.Ритуал прощания «Луч солнца».

47

«Глаза в глаза»

Формировать адекватные морально-этические формы поведения; учить различать и правильно выражать эмоциональные состояния; развивать наблюдательность.

1.Ритуал приветствия  «Доброе животное».

2.Упражнение «Повторяй за мной»..

3.Сказка «Маша и сандалики».

4.Беседа с детьми по содержанию сказки.

5.Этюд «Глаза в глаза».

6.Ритуал прощания «Мы очень хорошие».

48

 «Заветное   желание»

Развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

1.Ритуал приветствия «Глаза в глаза».

2.Беседа - игра «Заветное желания».

3.«Три главных вопроса».

4.Рисунок «Мое желание».

5.Ритуал прощание «Очень жаль нам расставаться».

  1. Планируемые результаты

Предметные:

-владеют знаниями об основных понятий эмоций и чувств; понимают проявления различных эмоциональных состояниях, выражения эмоций;

- способны выражать в активной речи эмоциональные состояния, чувства; регулируют свои состояния во взаимодействии с окружающими.

Метапредметные:

-способны понимать своё эмоциональное состояние, распознавать эмоции и чувства других людей по различным признакам; у

-умеют конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми, используют техники конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Личностные:

-оптимизация адекватности самооценки, позитивное самовосприятие;

-произвольно выражают эмоциональные состояний, навыки самоконтроля и саморегуляции.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 

2.1. Календарный учебный график программы

№ п/п

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

«Тайна моего имени»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

2.

«Кто такой «Я»?»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

3.

«Мой внутренний мир»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

4.

«Мой любимый сказочный герой»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

5.

«Мы так похожи»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

6.

«Мы такие разные»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

7.

«Язык жестов и движений»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

8.

«Давайте жить дружно»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

9.

«Я  могу»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

10.

«Радость»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

11.

«Радость вокруг нас»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

12.

«Доброта»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

13.

«У меня получится»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

14.

«Удивление»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

15.

«Страх»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

16.

«Гнев»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

17.

«Презрение»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

18.

«Хорошо ли  быть одному»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

19.

«Разное настроение»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

20.

«Я сержусь»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

21.

«Когда опасен гнев»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

22.

«Можно ли справиться со злом»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

23.

«Я обиделся»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

24.

«Учимся справляться с чувством обиды»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

25.

«Учимся честно говорить о проступке»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

26.

«Зачем человеку чувство стыда?»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

27.

«Ссора»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

28.

«Мои проблемы»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

29.

«Я боюсь!»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

30.

«Лабиринт страхов»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

31.

«Я больше не боюсь»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

32.

«Я удивляюсь!»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

33.

«Мы узнали много нового»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

34.

«Водоворот эмоций»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

35.

«Наше хорошее настроение»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

36.

«Мы сегодня не грустим»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

37.

«Удивительное рядом»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

38.

«Про взрослых»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

39.

«События и эмоции»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

40.

«Поиграем вместе»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

41.

«Мы в группе детского сада»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

42.

«Про друзей»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

43.

«Чувства и как я их выражаю»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

44.

«Счастье»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

45.

«Я люблю!»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

46.

«Волшебники»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

47.

«Глаза в глаза»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

48.

«Заветное   желание»

30 мин

16.40-17.10

Подгрупповая

Кабинет педагога-психолога

Наблюдение

2.2. Раздел программы «Воспитательная деятельность»

         Главной целью воспитания  является развитие системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.

        Задачи воспитания:

1.Обучение распознаванию различных эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх, интерес, удивление, стыд) как у себя, так и у других.

2.Расширение словаря эмоциональной лексики.

3.Выражение собственного эмоционального состояния с помощью мимики, пантомимики, интонации.

4.Обогащение эмоционально-экспрессивного репертуара.

5.Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.

6.Развитие адекватного реагирования на эмоции других, формирование адекватных форм эмоционального поведения.

7.Развитие эмпатии.

        Целевые ориентиры воспитания.

 У дошкольников  формируется:

1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями.

3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;

- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;

- согласовывать своё поведение с поведением других детей;

- видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;

- помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;

- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере.

Формы и методы воспитания.

Для развития эмоциональной сферы, с ориентиром на общие целевые установки воспитательной работы в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе  «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» используются различные формы и методы.

Формы:

- интегрированная образовательная деятельность с использованием разных видов художественной деятельности (речевой, изобразительной, музыкальной);

- организованная образовательная деятельность по развитию эмоционального словаря и этикета;

- индивидуальная работа с детьми;

- беседы о различных эмоциональных состояниях;

- элементы психогимнастики;

- театрализованные игры;

- эмоционально-экспрессивные игры;

- постановка мини-сказок;

- чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей;

- составление рассказов и придумывание сказок на заданную тему, отражающих эмоциональное состояние героя;

- рисование под музыку различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры.

Методы:

- метод мотивации к эмпатии: педагог-психолог пробуждает у детей эмоциональные реакции через понимание и эмпатию эмоциональных условий другого, превращаясь в помощь.

- метод эмоционально - образного воздействия, который направлен на мотивацию детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством «погружения» в ситуации свободной операционной представлениями;

- словарный метод реализуется большей частью в эстетических беседах с детьми и в развитии словаря эмоций ребенка;

- игровой метод является одним из основных методов формирования эмоций у детей дошкольного возраста.

Условия воспитания, анализ результатов.

Для успешной реализации программы эмоционального развития детей дошкольного возраста должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
  3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
  4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
  5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
  6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
  7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Оценка эффективности программы выражается через систему количественных и качественных показателей, позволяющих делать вывод о степени достижения результатов.

№п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1.

«День эмоций»

ноябрь

Групповая

Тренинг «Азбука эмоций

2.

Родительское собрание

май

Групповая

Презентация «Такие разные мы»

3.

Открытое занятие

август

Групповая

«Что ты можешь»

2.3. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы включает в оборудование, оснащение. Условия реализации программы соответствуют:  санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН; правилам пожарной безопасности и электробезопасности; требованиям к охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ;  требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде; требованиям к материально-техническому обеспечению программы (оборудование, оснащение (предметы).

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

Раздаточный материал:

- пиктограммы эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе);

- пазлы «Подбери эмоцию»;

- цветные карандаши;

- раскраски «Гномы»;

- зеркала;

- образцы недорисованных персонажей.

Демонстрационный:

- карточки с изображением сказочных героев (с соответствующими выражениями эмоций);

- игра «Путешествие в мир эмоций»;

- игра «Домик настроений»;

- игра «Азбука эмоций»;

- плакат «Изучаем эмоции»;

- презентации для закрепления знаний об эмоциях.

В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:

1.Этюды – это небольшое по объёму произведение посвящённое развитию эмоциональной сферы.

2.Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).

3.Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные).

4.Дидактические и развивающие игры.

5.Чтение художественных произведений;

6.Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

7.Рассказы взрослого и рассказы детей.

8.Свободное и тематическое рисование, направленное на закрепление различных видов эмоций.

9.Рефлексия.

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение: коррекционно - развивающие занятия проводит педагог-психолог, Ватулина Юлия Сергеевна, педагогический стаж 10 лет, имеет высшее профессиональное образование, высшую категорию. С 2015 года является руководителем кружка «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».

 Формы аттестации

        Не предусмотрены.

2.4. Оценочные материалы

Работа по программе  начинается и заканчивается диагностикой изучения особенностей эмоциональной сферы ребенка. Проводятся:

1.Методика «Выбери нужное лицо» (авторы Тэммл, Дорки, Амен), Агафонова И.Н. - для оценки уровня личностной тревожности ребенка;

2.Методика «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов, 2001) - для оценки уровня агрессивности;

3.Рисуночная методика Дж. Бака «Дом-Дерево-Человек», методика «Рисунок несуществующего животного», тест «Страхи в домиках» - анализируются признаки по следующим параметрам: тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения, незащищенность.

4.Игра «Секрет» -    для того чтобы обнаружить скрытые избирательные отношения, симпатии детей, и выяснить, повлияют ли личностные симпатии на характер взаимовлияния детей в совместной деятельности.

Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

2.5. Методические материалы

        Основные формы и методы

        Описание методов обучения

При обучении по программе используются такие методы обучения, как наглядные, словесные, практическая работа, дидактические игры, а также психологические методы - тестирование, наблюдение, побуждение к деятельности, актуализации мотивов, рефлексии результатов и способов деятельности, тренинги, практикумы, самостоятельная работа, домашняя работа совместно с родителями.

Описание технологий

Технологии, используемые в программе: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, формирующие, коррекционно-развивающего обучения, технологии подгрупповой работы.

При осуществлении практической деятельности важно учитывать индивидуальные особенности детей, моделируя задания с учетом их психоэмоциональных и физических возможностей.

Важно, чтобы обучающиеся имели возможность испытывать ситуацию успеха, что будет способствовать поддержанию мотивации к работе, оптимизации их самооценки, эмоционального состояния.

Формы организации учебного занятия

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, психологическая игра, психологический (интеллектуальный) марафон.

Алгоритм учебного занятия.

Подготовительная часть. Приветствие – важный момент работы, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу доверия и принятия; разминка - используются как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности.

В основной части занятия детей знакомят с новой эмоцией. С этой целью используются приемы информирования, работа с наглядным материалом (картинки, слайды, репродукции), игры-упражнения, работа с текстом и др.

В основной части также уделяется внимание закреплению знаний и понимания об эмоциях, с которыми дети были ознакомлены на предыдущих занятиях.

Проводится тренировка умений выражать эмоции в словах, в мимике лица, движениях тела. Осуществляется работа над дифференциацией чувств и эмоций. Используются приемы обсуждения, постановка проблемных вопросов, работа с таблицами, памятками, проигрывание этюдов. Используется личный опыт детей и педагога-психолога.

         Заключительная часть предполагает рефлексию, ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:

- эмоционально-смысловом (было хорошо – было плохо и почему, что

показалось самым важным, полезным),

- эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния

«здесь и сейчас»).

Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укреплению чувства единства между участниками и используется в программе как единое упражнение для всех занятий.

На занятиях при организации деятельности детей уделяется внимание развитию самостоятельности и активности в автоматизации навыков самообслуживания, формировании привычки создавать, поддерживать и сохранять порядок в кабинете, в личным папках, изо-материалах и других детских средствах, используемых на занятиях.

2.6. Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.. Изард K.E. Лицо, фундаментальные эмоции и взаимодействие аффектов // Психология влияния / Под. ред. А.В. Морозова. СПб.: Питер, 2001.

 3. Изард К.И., Психология эмоций. СПб.: Питер,1999.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2000. 5. Леонтьев Д.А., Защита психологическая // Большой психологический словарь / Под. ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: Прайм-Еврознак,

6. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003. Т. 1.

7. Немов Р.С. Психология, М.: ВЛАДОС, 2003. Т. 2.

8.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВПетербург, 2012. – 212 с.

 9. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М., 2009.

10. Гаврюшина Е.В. Сказкотерапия с элементами дидактической игры для детей вторых младших групп. Тема: «Мое настроение». Методическое пособие. Оренбург, 2014.

11. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

12. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.

13. Ковалько В. И, Здоровьесберегающие технологии.-М.: Вако, 2004.

 14. Методическое пособие. «Поднимайтесь-ка, ребятки на веселую зарядку» - игровые зарядки, массаж, дыхательная гимнастика в стихах для дошкольников. Оренбург, 2013.

15. https://urok.1sept.ru/articles/683535 

16. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-deteydoshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира дошкольника с нарушением зрения и речи.

Роль и значение эмоций для ребенка неоспоримо.Эмоции играют важную роль в его развитии.Как лучше ввести ребенка в мир эмоций? Конечно, через игру!...

программа занятий по коррекции и развитию эмоционального мира дошкольников

Основная цель программы повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности и эмоциональный комфорт....

«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...

Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье предложены игры на развитие эмоциональной сферы, на релаксацию для дошкольников....

«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ» 5-6лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»  имеет коррекционно - развивающую направленность...