«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ» 6-7 лет
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» имеет коррекционно - развивающую направленность.
Реализация программы ориентирована на эмоционально – личностное развитие ребенка 6-7 лет за рамками основного образования.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» ориентирована:
- на работу с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, на создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе развития эмоционального интеллекта;
- на создание условий для смены направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций (понимание, осознание и управление своими эмоциями, способность чувствовать, понимать и сопереживать чувства других);
- создание развивающей образовательной среды, необходимой для развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Новизна данной программы заключается в разработке и применении на занятиях педагогом-психологом метода сказкотерапии, психогимнастических игр, эмоционально-символических методов, релаксационных упражнений, стабилизирующие психоэмоциональное состояние обучающихся, формирующие позитивное самоотношение к себе, обучающие способам адекватного выражения своего эмоционального состояния и умение эффективно общаться с другими.
Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д.И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет: рост эмоционального дискомфорта, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально - личностной сферы, очень актуальна и своевременна.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы обеспечивает повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка. Достижение поставленных в программе задач, их усвоение способствует в дальнейшем более благополучному обучению детей в школе, повышению адаптивных возможностей личности в целом.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразельных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, а так же использование большого количества доступных по возрасту практико-ориентированных игр и приемов арт-терапии (мимика, пантомимика, психогимнастика и т.д.) для развития умения у дошкольников распознавать и понимать эмоциональное состояние себя и других.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок». Принимаются все желающие. Программа кружка предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав группы 5-7 человек, состав группы постоянный.
Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Объем программы – 24 часов.
Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.
Формы обучения: подгрупповая форма организации обучения.
Режим занятия.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ д/с № 16 «Петушок».
- Количество занятий в неделю: 1
- Количество занятий в месяц: 4
- Количество занятий в год: 48
- Продолжительность одного занятия составляет 30 минут
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в старшей группе 30 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для родителей. На индивидуальных консультациях педагог- психолог обсуждает с родителями с изменения, происходящие в ребенке.
- Цель и задачи программы.
Цель - ввести ребенка 6 – 7 лет в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Задачи программы:
Предметные:
-формировать позитивный образ «Я», помочь ребенку расширить представления о себе, укрепить уверенность в своих возможностях;
-познакомить детей с основными эмоциями;
-дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
-учить распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.)
Метапредметные:
-научить распознавать разницу между чувствами и поступками (допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение);
-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и пр. без агрессии и насилия);
-отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, и др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Личностные:
-развивать умение снимать эмоциональное напряжение, стрессовое состояние;
-развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей;
-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки;
-развивать память, внимание, мышление детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-7.docx | 96.62 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТБИЛИССКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВУТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 16 «ПЕТУШОК»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МАДОУ ЦРР-
от «____» ___________ д/с № 16 «Петушок»
Протокол № 1 _________ Т.И. Яценко
от « ___» ___________
Приказ № ________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ»
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год: 24 ч.
Возрастная категория: 6 – 7 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на платной основе
ID-номер Программы в Навигаторе:_________
Автор – составитель: Ватулина Юлия Сергеевна,
педагог-психолог
ст. Тбилисская, 2024 г.
Содержание
Титульный лист программы | 1 | |
Паспорт программы | 3 | |
Введение, нормативно-правовая база. | 6 | |
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». | 7 | |
1.1 | Пояснительная записка программы: | 7 |
Направленность | 7 | |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. | 7 | |
Формы обучения | 8 | |
Режим занятий | 8 | |
1.2 | Цель и задачи программы. | 9 |
1.3 | Содержание программы. | 10 |
1.4 | Планируемые результаты. | 23 |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» | 24 | |
2.1 | Календарный учебный график. | 24 |
2.2 | Раздел программы «Воспитание» | 29 |
2.3 | Условия реализации программы | 32 |
2.4 | Оценочные материалы | 33 |
2.5 | Методические материалы. | 34 |
2.6 | Список литературы. | 35 |
ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» коррекционно – развивающей направленности
Наименование муниципалитета | муниципальное образование Тбилисский район |
Наименование организации, ФИО руководителя, контактные данные | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР № 16 «Петушок», заведующий Яценко Татьяна Ивановна, 352360, Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская, улица Переездная телефон (86158) 2-32-48, E-mail ds.16petushok@mail.ru |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | |
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» |
Механизм финансирования | Программа реализуется на платной основе |
ФИО автора (составителя) программы | Ватулина Юлия Сергеевна |
Краткое описание программы | Программа направлена на развитие представлений об эмоциях у детей 6-7 лет, через расширение и обогащение способов и средств эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью. |
Форма обучения | очная |
Уровень содержания | базовый |
Продолжительность освоения (объем) | 1 г. – 24 ч. |
Возрастная категория | 6 – 7 лет |
Цель программы | Ввести ребенка 6-7 лет в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. |
Задачи программы | Предметные: -формировать позитивный образ «Я», помочь ребенку расширить представления о себе, укрепить уверенность в своих возможностях; -познакомить детей с основными эмоциями; -дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные; -учить распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.). Метапредметные: -научить распознавать разницу между чувствами и поступками (допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение); -способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и пр. без агрессии и насилия); -отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, и др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка. Личностные: -развивать умение снимать эмоциональное напряжение, стрессовое состояние; -развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей; -обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки; -развивать память, внимание, мышление детей. |
Ожидаемые результаты | Предметные: -знания основных понятий эмоций и чувств; понимание способов проявления различных эмоциональных состояниях, выражения эмоций; - способность выражать в активной речи эмоциональные состояния, чувства; регулировать свои состояния во взаимодействии с окружающими. Личностные: -оптимизация адекватности самооценки, позитивное самовосприятие; -произвольность выражения эмоциональных состояний, навыки самоконтроля и саморегуляции. Метапредметные: -способность понимать своё эмоциональное состояние, распознавать эмоции и чувства других людей по различным признакам; у -умения конструктивного взаимодействия с окружающими людьми, использование техник конструктивного разрешения межличностных конфликтов. |
Особые условия (доступность для детей ОВЗ) | Программа не предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Возможность реализации в сетевой форме | Не возможна реализация программы в сетевой форме. |
Материально – техническая база | -помещение для занятий со столами, стульями, мягкое половое покрытие; -наличие свободной зоны для проведения игр по правилам, кресло или диванчик для отдыха или уединения ребенка; -стимульный диагностический материал, -оргтехника: принтер и бумага, ноутбук; -иллюстративный материал в бумажном цветном варианте, игрушки, мягкие модули; -изо-материалы: бумага для рисования, набор цветных карандашей, краски. |
Введение, нормативные документы
Данная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
3. Национальный проект «Образование» (2019-2024). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (2019-2024).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
7. Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны, письмо Минпросвещения России от 29 сентября 2023 г. №АБ-3935/06.
8. Устав утвержден постановлением администрации муниципального образования Тбилисский район «Об утверждении устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада № 16 «Петушок» № 521 от 19.06.2020 года.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» имеет коррекционно - развивающую направленность.
Реализация программы ориентирована на эмоционально – личностное развитие ребенка 6-7 лет за рамками основного образования.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» ориентирована:
- на работу с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, на создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе развития эмоционального интеллекта;
- на создание условий для смены направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций (понимание, осознание и управление своими эмоциями, способность чувствовать, понимать и сопереживать чувства других);
- создание развивающей образовательной среды, необходимой для развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Новизна данной программы заключается в разработке и применении на занятиях педагогом-психологом метода сказкотерапии, психогимнастических игр, эмоционально-символических методов, релаксационных упражнений, стабилизирующие психоэмоциональное состояние обучающихся, формирующие позитивное самоотношение к себе, обучающие способам адекватного выражения своего эмоционального состояния и умение эффективно общаться с другими.
Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д.И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет: рост эмоционального дискомфорта, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально - личностной сферы, очень актуальна и своевременна.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы обеспечивает повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка. Достижение поставленных в программе задач, их усвоение способствует в дальнейшем более благополучному обучению детей в школе, повышению адаптивных возможностей личности в целом.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразельных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, а так же использование большого количества доступных по возрасту практико-ориентированных игр и приемов арт-терапии (мимика, пантомимика, психогимнастика и т.д.) для развития умения у дошкольников распознавать и понимать эмоциональное состояние себя и других.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок». Принимаются все желающие. Программа кружка предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав группы 5-7 человек, состав группы постоянный.
Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Объем программы – 24 часов.
Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.
Формы обучения: подгрупповая форма организации обучения.
Режим занятия.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ д/с № 16 «Петушок».
- Количество занятий в неделю: 1
- Количество занятий в месяц: 4
- Количество занятий в год: 48
- Продолжительность одного занятия составляет 30 минут
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в старшей группе 30 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для родителей. На индивидуальных консультациях педагог- психолог обсуждает с родителями с изменения, происходящие в ребенке.
- Цель и задачи программы.
Цель - ввести ребенка 6 – 7 лет в мир человеческих эмоций для успешной ориентировки в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Задачи программы:
Предметные:
-формировать позитивный образ «Я», помочь ребенку расширить представления о себе, укрепить уверенность в своих возможностях;
-познакомить детей с основными эмоциями;
-дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
-учить распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.)
Метапредметные:
-научить распознавать разницу между чувствами и поступками (допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение);
-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и пр. без агрессии и насилия);
-отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, и др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Личностные:
-развивать умение снимать эмоциональное напряжение, стрессовое состояние;
-развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей;
-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки;
-развивать память, внимание, мышление детей.
- Учебный план и содержание образовательной программы
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» 6 – 7 лет
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1 | «Тайна моего имени» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
2 | «Кто такой «Я»?» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
3 | «Мой внутренний мир» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
4 | «Мой любимый сказочный герой» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
5 | «Мы так похожи» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
6 | «Мы такие разные» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
7 | «Язык жестов и движений» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
8 | «Давайте жить дружно» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
9 | «Я могу» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
10 | «Радость» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
11 | «Радость вокруг нас» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
12 | «Доброта» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
13 | «У меня получится» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
14 | «Удивление» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
15 | «Страх» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
16 | «Гнев» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
17 | «Презрение» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
18 | «Хорошо ли быть одному» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
19 | «Разное настроение» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
20 | «Я сержусь» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
21 | «Когда опасен гнев» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
22 | «Можно ли справиться со злом» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
23 | «Я обиделся» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
24 | «Учимся справляться с чувством обиды» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
25 | «Учимся честно говорить о проступке» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
26 | «Зачем человеку чувство стыда?» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
27 | «Ссора» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
28 | «Мои проблемы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
29 | «Я боюсь!» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
30 | «Лабиринт страхов» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
31 | «Я больше не боюсь» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
32 | «Я удивляюсь!» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
33 | «Мы узнали много нового» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
34 | «Водоворот эмоций» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
35 | «Наше хорошее настроение» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
36 | «Мы сегодня не грустим» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
37 | «Удивительное рядом» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
38 | «Про взрослых» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
39 | «События и эмоции» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
40 | «Поиграем вместе» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
41 | «Мы в группе детского сада» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
42 | «Про друзей» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
43 | «Чувства и как я их выражаю» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
44 | «Счастье» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
45 | «Я люблю!» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
46 | «Волшебники» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
47 | «Глаза в глаза» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
48 | «Заветное желание» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
Содержание учебного плана
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» 6 – 7 лет
Месяц | Кол-во | Тема | Цель | Содержание (план) |
Сентябрь | 1 | «Тайна моего имени» | Представления о своем имени, выражение чувств, связанных с собственным именем; осознание особенностей собственной личности, прояснение самооценки. | 1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». 2.Упражнение «Представься и расскажи о своем имени». 3.Игра «Соседи». 4.Игра «Ласковое имя». 5.Игра «Имя растет». 6.Игра «Объясни имя». 7.Игра «Узнай меня». 8.Конкурс «Кто знает больше имен». 9.Ритуал прощания «Лучики солнца». |
2 | «Кто такой «Я»?» | Способствовать психическому и личностному росту детей. Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я». | 1.Ритуал приветствия «Добрый день». 2.Упражнение «Зеркало». 3.Рисование «Мой портрет». 4.Игра «Сказочные герои». 5.Игра «Какой у тебя друг». 6.Релаксация «Отдых». 7.Рефлексивный этап. 8.Ритуал прощания «Башня из кулачков». | |
3 | «Мой внутренний мир» | Помочь каждому ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. | 1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». 2.Упражнение «Солнечный зайчик». 3.Игра «Выдуманная биография». 4.Игра «Угадай, кто я». 5.Рисунок «Ладошка». 6.Ритуал прощания «Башня из кулачков». | |
4 | «Мой любимый сказочный герой» | Способствовать самовыражению ребенка; продолжать развивать умение жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | 1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». 2.Присказка. 3.Игра «Хоровод сказочных героев». 4.Загадки о сказочных героях. 5.Игра «Любимый сказочный герой». 6.Рисунок «Мой любимый сказочный герой». 7.Ритуал прощания «Башня из кулачков». | |
Октябрь | 5 | «Мы так похожи» | Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе; развивать способность детей к эмпатии. | 1.Ритуал приветствия «Смелый лев». 2.Стихотворение «Друг на друга так похожи». 3.Игра «Ветер дует на…». 4.Игра «Снежная королева». 5.Игра «Елочка». 6.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». |
6 | «Мы такие разные» | Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию). Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение» 2.Упражнение «Ласковое имя». 3.Упражнение «Разные, но похожие». 4.Упражнение «Покажи по-разному». 5.Упражнение «Покажи, что чувствуешь». 6.Упражнение «Потянулись, сломались». 7.Итог занятия. 8.Ритуал прощания «Мы очень хорошие!». | |
7 | «Язык жестов и движений» | Продолжить формировать у детей умение устанавливать и поддерживать контакты; учить их понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, движениям тела. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение». 2.Игра «Иностранец». 3.Игра «Березки». 4.Игра «Волшебный карман». 5.Игра «Цирк». 6.Игра «Сурдоперевод» 7.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». | |
8 | «Давайте жить дружно» | Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликтов; прививать умение находить выход из конфликтов; развивать представление о необходимости примирения. | 1.Ритуал приветствия «Большое животное». 2.Тренируем эмоции. 3.Учимся справляться с гневом. 4.«Что изображено на картинке?». 5.Упражнение «Учусь извиняться». 6.Проблемные ситуации. 7.Подведение итогов занятия. 8.Ритуал прощания «Улыбка». | |
Ноябрь | 9 | «Я могу» | Развитие способностей видеть положительное в себе и других. | 1.Ритуал приветствия «Доброе животное». 2.Упражнение «Гусеница». 3.Беседа «Что я умею делать». 4.Игра «Какой я?». 5.Игра «Хочу сделать что-нибудь хорошее». 6.Сказка «Случай в лесу». 7.Ритуал прощания «Спасибо». |
10 | «Радость» | Дать детям знания об эмоции радости. Учить детей, различать эмоции по их схематическим изображениям. Учить детей, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. | 1.Ритуал приветствия «Эхо». 2.Эмоция «радость». 3.Упражнение «Передай по кругу». 4.Упражнение «Нарисуй эмоцию». 5.Упражнение «Эстафета радостных, хороших событий». 6.Психогимнастика «Ручеек радости». 7.Упражнение «Воздушный шарик». 8.Ритуал прощания «До свидания». | |
11 | «Радость вокруг нас» | Расширение представления детей об эмоции «радость»; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами. | 1.Ритуал приветствия «Поздоровайся радостно» 2.Беседа «От чего ты радуешься». 3.Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься». 4.Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку». 5.Рассказ «Относительность радости». 6.Рисунок «Ромашка радости». | |
12 | «Доброта» | Развивать представления о доброте. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям. | 1.Приветствие «Пожелания». 2.«Скульптура и глина». 3.Беседа «Добрые поступки». 4.Игра «Волшебные воздушные шары». 5.Сказка «Львенок в школе» (Р.М.Ткач). 6.Нарисуй добрые дела. 7.Ритуал прощания «Встретимся опять». | |
Декабрь | 13 | «У меня получится» | Преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения. | 1.Ритуал приветствия «Подарок группе». 2.Беседа «Когда вы чувствуете себя неуверенно». 3.Упражнение «Мне нравится в тебе». 4.Рисование «У меня получится». 5.Упражнение «Шалтай — Болтай». 6.Ритуал прощания «Салют». |
14 | «Удивление» | Познакомить детей с эмоцией удивления; учить различать их передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. | 1.Ритуал приветствия «Покажи чувства руками». 2.Стихотворение «Купание». 3.Упражнение «Зеркало». 4.Этюд «Удивление». 5.Упражнение «Тренируем эмоции». 6.Рисунок «Оживи кружочки». 7.Ритуал прощания «До свидания». | |
15 | «Страх» | Продолжать ознакомление с чувством страха и его эмоциональным проявлением. | 1.Ритуал приветствия «Раз, два, три…». 2. Эмоция «страх». 3.Работа с зеркалами. 4.Этюд «Страшный сон». 5.Игра «Брось мяч и скажи, чего ты боишься». 6.Упражнение «Страшный зверь». 7.Нарисуйте свои страхи. 8.Ритуал прощания «Лучики солнца». | |
16 | «Гнев» | Дать детям знания об эмоциях. Учить детей, различать эмоции по их схематическим изображениям. Учить детей, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. | 1.Ритуал приветствия «Здравствуй, небо, здравствуй солнце». 2.Упражнение «Я сержусь, когда…». 3.Беседа. 4.Упражнение «Король Боровик». 5.Игра «Вулкан». 6.Упражнение «Избавление от гнева». 7.Подведение итогов, рефлексия. 8.Ритуал прощания «Улыбка». | |
Январь | 17 | «Презрение» | Знакомство с чувством самодовольства. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение». 2.Упражнение «Покажи чувства руками». 3.Беседа. 4.Сказка «Мышка – хвастунья». 5.Игра «Обезьянки». 6.Подведение итогов занятия. 7.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». |
18 | «Хорошо ли быть одному» | Учить избавляться от чувства одиночества, удовлетворять потребность детей в тепле и близости. Укреплять уверенность в себе. | 1.Ритуал приветствия «Улыбнитесь друг другу». 2.Беседа на тему «Хорошо ли быть одному?». 3.Игра «Король». 4.«Кошки, собаки, медведи, зайцы…». 5.Рисование «Я один». 6.Ритуал прощания «Солнечные лучики». | |
19 | «Разное настроение» | Способствовать осознанию ребенком сути проблемы. Формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенок испытывает дискомфорт. | 1. Ритуал приветствия «Поздороваться разными способами». 2.Беседа «Когда мне бывает плохо…». 3.Упражнение «У меня плохое настроение». 4.Игра «Отыщи свою обувь». 5.Рисунок «Мое настроение». 6.Ритуал прощания «Встретимся опять». | |
20 | «Я сержусь» | Закреплять умения снимать агрессивность. | 1.Ритуал приветствия «Импульс». 2.Беседа «Я сержусь, когда…». 3.Игра «Брось мяч и скажи, на что ты сердишься, гневаешься больше всего». 4.Трюк «Тарзана». 5.Рисунок «Я сержусь». «Рисуем стихотворение». 7.Ритуал прощания «Солнечные лучики». | |
Февраль | 21 | «Когда опасен гнев» | Помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения. Учить детей конструктивным замещающим реакциям. | 1.Ритуал приветствия «Рукопожатие по кругу». 2.Беседа «Почему человек злится?». 3.Проблемная ситуация. 4.Упражнение «Уходи, злость, уходи!». 5.Рисуем гнев. 6.Ритуал прощания «Круг друзей». |
22 | «Можно ли справиться со злом» | Формировать осознание последствий агрессивных способов защиты. Обучить способам снятия напряжения. | 1.Ритуал приветствия «Имя и цветок» 2.Беседа «Как побороть зло и стать добрее?». 3.Проблемная ситуация. 4.Игра «Я могу защитить...». 5.Рисование «Преврати злого персонажа в доброго». 6. Ритуал прощания «Тепло рук и сердец». | |
23 | «Я обиделся» | Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним. Познакомить со способами управления негативными эмоциями. | 1.Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки». 2.Беседа «Я обиделся(лась)». 3.Пантомима «Я обиделся(лась)». 4.Игра «Попроси прошения». 5. Рисование «Обида». 6.Упражнение «Мусорное ведро». 7.Ритуал прощания «Встретимся опять». | |
24 | «Учимся справляться с чувством обиды» | Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме. | 1.Ритуал приветствия «Возьми и передай». 2.Упражнение «Бяка-Бука». 3.Беседа «Что такое обида?». 4.Упражнение «Небо». 5.Игра «Брось мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово». 6.Рисование «обида». 7.Ритуал прощания «Ладошка». | |
Март | 25 | «Учимся честно говорить о проступке» | Развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность. Продолжать обучение релаксации. | 1.Ритуал приветствия «Глаза в глаза». 2.Игра «Ветер дует». 3.Беседа «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?». 4.Упражнение «Я не плачу». 5.Игра «Принц и принцесса». 6.Рисование на тему «Радость». 7.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». |
26 | «Зачем человеку чувство стыда?» | Учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях; использовать для решения конфликтных ситуаций социально приемлемые способы поведения. | 1.Ритуал приветствия «Я даю тебе...». 2.Беседа «Когда нам бывает стыдно?». 3.Упражнение «Брось мяч кому хочешь, и назови того, кому ты бросил мяч, ласковым именем или словом». 4.Рисование «Мой стыд». 5.Упражнение «Кулачки». 6.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». | |
27 | «Ссора» | Обучение отреагированию эмоций в конфликте; формирование адекватных форм поведения. | 1.Ритуал приветствия «Возьми и передай». 2.Беседа «Когда мы ссоримся?». 3.Упражнение «Мамин голос». 4.Предлагаются следующие ситуации. 5.Рисование «Кто я?».. 6.Ритуал прощания «Спасибо, что ты сегодня был со мной». | |
28 | «Мои проблемы» | Преодоление неуверенности, чувства неполноценности при низкой самооценке. | 1.Ритуал приветствия «Передай улыбку и хорошее настроение». 2.Беседа «Мои проблемы». 3.Сказка «Золушка».». 5.Рисунок «Моя проблема». 6.Ритуал прощания «Тепло рук и сердец». | |
Апрель | 29 | «Я боюсь!» | Создание ситуации, в которой возможно овладение страхом. | 1.Ритуал приветствия «Возьми и передай». 2.Беседа «Я боюсь».Брось мяч и скажи страшное, то, чего можно бояться». 4.«Закончи предложение». 5.Групповая история про то, чего мы боимся: «Однажды я испугался...». 6.Нарисуй свой страх. 7.Ритуал прощания «До свидания». |
30 | «Лабиринт страхов» | Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. | 1.Ритуал приветствия «Возьми и передай». 2.Беседа «Страх». 3.Игра «Кощей». 4.Игра «Баба Яга». 5.Сказка «Полезная Боюська». 6.Рисование страхов в лабиринте. 7.Ритуал прощания «Прощанье». | |
31 | «Я больше не боюсь» | Создание условий для снижения тревожности и страхов у детей до уровня, соответствующего возрастной норме. Обучение способам осознания и урегулирования эмоций. | 1.Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки». 2.«Горячий стул» или «Разговор со страхом». 3.Упражнение «Конкурс боюсь». 4.Упражнение «Неваляшка». 5.Дети вырезают разные «страхи». 6.Ритуал прощания «Встретимся опять». | |
32 | «Я удивляюсь!» | Научить детей удивляться. Показать, что удивительное рядом, надо только увидеть его. | 1.Ритуал приветствия «Все мы здесь». 2.Беседа «Я удивляюсь...». 3.Игра «Закончи предложение». 4.Игра «Брось мяч и скажи, чему ты удивляешься». 5.Рисование «Удивительное рядом». 6.Ритуал прощания «Обниму я крепко друга». | |
Май | 33 | «Мы узнали много нового» | Расширять представление детей об эмоциях «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость»; закреплять умение детей выражать свои эмоции и чувства с помощью слов, позы, мимики и жестов. | 1.Ритуал приветствия «Хлопки». 2.Упражнение «Узнай эмоцию». 3.Упражнение «Сравниваем эмоции». 4.Этюд «Ёж и лягушка». 5.Рисунок «Какая эмоция мне больше нравится». 6.Ритуал прощание «Очень жаль нам расставаться». |
34 | «Водоворот эмоций» | Закрепить полученные знания об эмоциях «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость»; развивать умение понимать свои чувства. | 1.Ритуал приветствия «Ладони». 2.Игра «Придумай сказку». 3.Игра « Джинн». 4.Рисунок «Мне понравилось упражнение». 5.Ритуал прощания «Встретимся опять». | |
35 | «Наше хорошее настроение» | Закрепить умение выражать эмоции «радость»; создание доброжелательной атмосферы в группе; развивать активный словарь эмоциональных состояний. | 1.Ритуал приветствия «Доброе утро!». 2.Разминка «Как можно по - другому назвать?». 3.Беседа «Что такое радость?». 4.Упражнение «Кто как радуется». 5.Игра «День рождения». 6.Ритуал прощания «Мы очень хорошие». | |
36 | «Мы сегодня не грустим» | Закрепить умение выражать эмоцию «грусть»; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека. | Цель: Ход занятия 1.Ритуал приветствия «Мне нравится в тебе». 2.Игра «Сравни лицо». 3.Игра «Грустный паучок». 4.Этюд «Кролик и Ёж». 5.Ритуал прощания «Про улыбку». | |
Июнь | 37 | «Удивительное рядом» | Закрепить умение выражать эмоцию «удивление»; развивать воображение, развивать активный словарь эмоциональных состояний. | 1.Ритуал приветствия «Доброе утро». 3.Упражнение «Тренируем эмоции». 4.Игра «Удивительные истории». 5.Этюд «Рыбаки и рыбки». 6.Ритуал прощания «С голубого ручейка». |
38 | «Про взрослых» | Формировать у детей позитивные способы общения со взрослыми. | 1.Ритуал приветствия «Здравствуй!». 2.Этюд «Не подаренный подарок. 3.Этюд «В троллейбусе». 4.Этюд «Золотая осень». 5.Ритуал прощания «Самый лучший!». | |
39 | «События и эмоции» | Закрепить умение узнавать эмоции по голосу, мимике, жестам, позе; умение адекватно оценивать эмоции окружающих людей; развитие коммуникативных навыков. | 1.Ритуал приветствия «Улыбка. 2.Упражнение «Какое у меня настроение». 3.Упражнение «Отгадай животное и его настроение». 4.Упражнение «Что чувствует мальчик?». 5.Рисунок «События и переживания». 6.Ритуал прощания «Пожелания». | |
40 | «Поиграем вместе» | Развивать у детей коммуникативные навыки, внимание; умение работать с партнёром; способствовать сплочению детского коллектива; учить детей умению проигрывать. | 1.Ритуал приветствия «Здравствуй!». 2.Игра «Собери игрушки». 3.Подвижная игра «Не урони мяч». 4.Игра «Сядь на стул». 5.Игра « Рисуем вместе». 7.Ритуал прощания «Встретимся опять». | |
Июль | 41 | «Мы в группе детского сада» | Продолжать формировать умение общаться со сверстниками; способствовать сплочению детского коллектива. | 1.Ритуал приветствия «Детский сад». 2.Упражнение «Моё настроение утром». 3.Игра «Про Обидку и Грустинку». 4.Подвижная игра «Мы играем вместе». 5.Этюд «Разные ситуации». 6.Упражнение «Невидимая нить». 7.Ритуал прощания «До свидания!». |
42 | «Про друзей» | Формировать у детей позитивные способы общения со сверстниками. | 1.Ритуал приветствия «Добрый день». 2.Этюд «Рыжик». 3.Упражнение «Обезьянки». 4.Этюд «Самый большой гриб». 5.Рисунок «Мой друг». 6.Ритуал прощание «Очень жаль нам расставаться». | |
43 | «Чувства и как я их выражаю» | Формировать у детей моральные и нравственные ценности; продолжать знакомить детей с базовыми и высшими социальными эмоциями. | 1.Ритуал приветствия «Добрый день». 2.Игра «Ах, какой я молодец!». 3.Игра «Море волнуется». 4.Упражнение «Интонация». 5.Упражнение «Кубик эмоций». 6.Упражнение «Хорошо - плохо». 7.Ритуал прощания «До, свидания!». | |
44 | «Счастье» | Осознание капризного поведения и понимание, что такое счастье. Отреагирование эмоциональных состояний. | 1.Ритуал приветствия «Рукопожатие по кругу» 2.Беседа «Что такое счастье?». 3.Упражнение «За что меня любит». 4.Магазин игрушек». 5.Рисование «Счастье». 6.Ритуал прощания «Обниму я крепко друга». | |
Август | 45 | «Я люблю!» | Познакомить детей с понятием «любовь». Создать доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них. Воспитывать бережное, доброе отношение друг к другу. | 1.Ритуал приветствия «Это я, это я!». 2.Беседа «Я люблю». 3.Игра: «Я люблю, когда...». 4.Упражнение «Что я люблю?». 5.Сказка «Крапивная горка». 6.Рисование «Что ты любишь». 7.Ритуал прощания «Прощаемся с разным настроением». |
46 | «Волшебники» | Закреплять умение сочинять и фантазировать, снижать психомышечное напряжения, закреплять адекватные формы проявления эмоций. | 1.Ритуал приветствия «Клубок». 2.Беседа «Волшебники». 3.Упражнение «Каждый из нас волшебник». 4.«Сочиним вместе сказку». 5.Нарисуй сказку. 6.Ритуал прощания «Луч солнца». | |
47 | «Глаза в глаза» | Формировать адекватные морально-этические формы поведения; учить различать и правильно выражать эмоциональные состояния; развивать наблюдательность. | 1.Ритуал приветствия «Доброе животное». 2.Упражнение «Повторяй за мной».. 3.Сказка «Маша и сандалики». 4.Беседа с детьми по содержанию сказки. 5.Этюд «Глаза в глаза». 6.Ритуал прощания «Мы очень хорошие». | |
48 | «Заветное желание» | Развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. | 1.Ритуал приветствия «Глаза в глаза». 2.Беседа - игра «Заветное желания». 3.«Три главных вопроса». 4.Рисунок «Мое желание». 5.Ритуал прощание «Очень жаль нам расставаться». |
- Планируемые результаты
Предметные:
-владеют знаниями об основных понятий эмоций и чувств; понимают проявления различных эмоциональных состояниях, выражения эмоций;
- способны выражать в активной речи эмоциональные состояния, чувства; регулируют свои состояния во взаимодействии с окружающими.
Метапредметные:
-способны понимать своё эмоциональное состояние, распознавать эмоции и чувства других людей по различным признакам; у
-умеют конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми, используют техники конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Личностные:
-оптимизация адекватности самооценки, позитивное самовосприятие;
-произвольно выражают эмоциональные состояний, навыки самоконтроля и саморегуляции.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график программы
№ п/п | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | «Тайна моего имени» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
2. | «Кто такой «Я»?» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
3. | «Мой внутренний мир» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
4. | «Мой любимый сказочный герой» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
5. | «Мы так похожи» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
6. | «Мы такие разные» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
7. | «Язык жестов и движений» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
8. | «Давайте жить дружно» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
9. | «Я могу» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
10. | «Радость» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
11. | «Радость вокруг нас» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
12. | «Доброта» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
13. | «У меня получится» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
14. | «Удивление» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
15. | «Страх» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
16. | «Гнев» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
17. | «Презрение» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
18. | «Хорошо ли быть одному» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
19. | «Разное настроение» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
20. | «Я сержусь» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
21. | «Когда опасен гнев» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
22. | «Можно ли справиться со злом» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
23. | «Я обиделся» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
24. | «Учимся справляться с чувством обиды» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
25. | «Учимся честно говорить о проступке» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
26. | «Зачем человеку чувство стыда?» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
27. | «Ссора» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
28. | «Мои проблемы» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
29. | «Я боюсь!» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
30. | «Лабиринт страхов» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
31. | «Я больше не боюсь» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
32. | «Я удивляюсь!» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
33. | «Мы узнали много нового» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
34. | «Водоворот эмоций» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
35. | «Наше хорошее настроение» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
36. | «Мы сегодня не грустим» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
37. | «Удивительное рядом» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
38. | «Про взрослых» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
39. | «События и эмоции» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
40. | «Поиграем вместе» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
41. | «Мы в группе детского сада» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
42. | «Про друзей» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
43. | «Чувства и как я их выражаю» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
44. | «Счастье» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
45. | «Я люблю!» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
46. | «Волшебники» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
47. | «Глаза в глаза» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение | ||
48. | «Заветное желание» | 30 мин | 16.40-17.10 | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога | Наблюдение |
2.2. Раздел программы «Воспитательная деятельность»
Главной целью воспитания является развитие системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.
Задачи воспитания:
1.Обучение распознаванию различных эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх, интерес, удивление, стыд) как у себя, так и у других.
2.Расширение словаря эмоциональной лексики.
3.Выражение собственного эмоционального состояния с помощью мимики, пантомимики, интонации.
4.Обогащение эмоционально-экспрессивного репертуара.
5.Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.
6.Развитие адекватного реагирования на эмоции других, формирование адекватных форм эмоционального поведения.
7.Развитие эмпатии.
Целевые ориентиры воспитания.
У дошкольников формируется:
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
- согласовывать своё поведение с поведением других детей;
- видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
- помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере.
Формы и методы воспитания.
Для развития эмоциональной сферы, с ориентиром на общие целевые установки воспитательной работы в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» используются различные формы и методы.
Формы:
- интегрированная образовательная деятельность с использованием разных видов художественной деятельности (речевой, изобразительной, музыкальной);
- организованная образовательная деятельность по развитию эмоционального словаря и этикета;
- индивидуальная работа с детьми;
- беседы о различных эмоциональных состояниях;
- элементы психогимнастики;
- театрализованные игры;
- эмоционально-экспрессивные игры;
- постановка мини-сказок;
- чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей;
- составление рассказов и придумывание сказок на заданную тему, отражающих эмоциональное состояние героя;
- рисование под музыку различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры.
Методы:
- метод мотивации к эмпатии: педагог-психолог пробуждает у детей эмоциональные реакции через понимание и эмпатию эмоциональных условий другого, превращаясь в помощь.
- метод эмоционально - образного воздействия, который направлен на мотивацию детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством «погружения» в ситуации свободной операционной представлениями;
- словарный метод реализуется большей частью в эстетических беседах с детьми и в развитии словаря эмоций ребенка;
- игровой метод является одним из основных методов формирования эмоций у детей дошкольного возраста.
Условия воспитания, анализ результатов.
Для успешной реализации программы эмоционального развития детей дошкольного возраста должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Оценка эффективности программы выражается через систему количественных и качественных показателей, позволяющих делать вывод о степени достижения результатов.
№п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1. | «День эмоций» | ноябрь | Групповая | Тренинг «Азбука эмоций |
2. | Родительское собрание | май | Групповая | Презентация «Такие разные мы» |
3. | Открытое занятие | август | Групповая | «Что ты можешь» |
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы включает в оборудование, оснащение. Условия реализации программы соответствуют: санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН; правилам пожарной безопасности и электробезопасности; требованиям к охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ; требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде; требованиям к материально-техническому обеспечению программы (оборудование, оснащение (предметы).
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
Раздаточный материал:
- пиктограммы эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе);
- пазлы «Подбери эмоцию»;
- цветные карандаши;
- раскраски «Гномы»;
- зеркала;
- образцы недорисованных персонажей.
Демонстрационный:
- карточки с изображением сказочных героев (с соответствующими выражениями эмоций);
- игра «Путешествие в мир эмоций»;
- игра «Домик настроений»;
- игра «Азбука эмоций»;
- плакат «Изучаем эмоции»;
- презентации для закрепления знаний об эмоциях.
В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:
1.Этюды – это небольшое по объёму произведение посвящённое развитию эмоциональной сферы.
2.Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
3.Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные).
4.Дидактические и развивающие игры.
5.Чтение художественных произведений;
6.Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
7.Рассказы взрослого и рассказы детей.
8.Свободное и тематическое рисование, направленное на закрепление различных видов эмоций.
9.Рефлексия.
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение: коррекционно - развивающие занятия проводит педагог-психолог, Ватулина Юлия Сергеевна, педагогический стаж 10 лет, имеет высшее профессиональное образование, высшую категорию. С 2015 года является руководителем кружка «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».
Формы аттестации
Не предусмотрены.
2.4. Оценочные материалы
Работа по программе начинается и заканчивается диагностикой изучения особенностей эмоциональной сферы ребенка. Проводятся:
1.Методика «Выбери нужное лицо» (авторы Тэммл, Дорки, Амен), Агафонова И.Н. - для оценки уровня личностной тревожности ребенка;
2.Методика «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов, 2001) - для оценки уровня агрессивности;
3.Рисуночная методика Дж. Бака «Дом-Дерево-Человек», методика «Рисунок несуществующего животного», тест «Страхи в домиках» - анализируются признаки по следующим параметрам: тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения, незащищенность.
4.Игра «Секрет» - для того чтобы обнаружить скрытые избирательные отношения, симпатии детей, и выяснить, повлияют ли личностные симпатии на характер взаимовлияния детей в совместной деятельности.
Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
2.5. Методические материалы
Основные формы и методы
Описание методов обучения
При обучении по программе используются такие методы обучения, как наглядные, словесные, практическая работа, дидактические игры, а также психологические методы - тестирование, наблюдение, побуждение к деятельности, актуализации мотивов, рефлексии результатов и способов деятельности, тренинги, практикумы, самостоятельная работа, домашняя работа совместно с родителями.
Описание технологий
Технологии, используемые в программе: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, формирующие, коррекционно-развивающего обучения, технологии подгрупповой работы.
При осуществлении практической деятельности важно учитывать индивидуальные особенности детей, моделируя задания с учетом их психоэмоциональных и физических возможностей.
Важно, чтобы обучающиеся имели возможность испытывать ситуацию успеха, что будет способствовать поддержанию мотивации к работе, оптимизации их самооценки, эмоционального состояния.
Формы организации учебного занятия
Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, психологическая игра, психологический (интеллектуальный) марафон.
Алгоритм учебного занятия.
Подготовительная часть. Приветствие – важный момент работы, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу доверия и принятия; разминка - используются как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности.
В основной части занятия детей знакомят с новой эмоцией. С этой целью используются приемы информирования, работа с наглядным материалом (картинки, слайды, репродукции), игры-упражнения, работа с текстом и др.
В основной части также уделяется внимание закреплению знаний и понимания об эмоциях, с которыми дети были ознакомлены на предыдущих занятиях.
Проводится тренировка умений выражать эмоции в словах, в мимике лица, движениях тела. Осуществляется работа над дифференциацией чувств и эмоций. Используются приемы обсуждения, постановка проблемных вопросов, работа с таблицами, памятками, проигрывание этюдов. Используется личный опыт детей и педагога-психолога.
Заключительная часть предполагает рефлексию, ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
- эмоционально-смысловом (было хорошо – было плохо и почему, что
показалось самым важным, полезным),
- эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния
«здесь и сейчас»).
Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укреплению чувства единства между участниками и используется в программе как единое упражнение для всех занятий.
На занятиях при организации деятельности детей уделяется внимание развитию самостоятельности и активности в автоматизации навыков самообслуживания, формировании привычки создавать, поддерживать и сохранять порядок в кабинете, в личным папках, изо-материалах и других детских средствах, используемых на занятиях.
2.6. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2.. Изард K.E. Лицо, фундаментальные эмоции и взаимодействие аффектов // Психология влияния / Под. ред. А.В. Морозова. СПб.: Питер, 2001.
3. Изард К.И., Психология эмоций. СПб.: Питер,1999.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2000. 5. Леонтьев Д.А., Защита психологическая // Большой психологический словарь / Под. ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: Прайм-Еврознак,
6. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003. Т. 1.
7. Немов Р.С. Психология, М.: ВЛАДОС, 2003. Т. 2.
8.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВПетербург, 2012. – 212 с.
9. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М., 2009.
10. Гаврюшина Е.В. Сказкотерапия с элементами дидактической игры для детей вторых младших групп. Тема: «Мое настроение». Методическое пособие. Оренбург, 2014.
11. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
12. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
13. Ковалько В. И, Здоровьесберегающие технологии.-М.: Вако, 2004.
14. Методическое пособие. «Поднимайтесь-ка, ребятки на веселую зарядку» - игровые зарядки, массаж, дыхательная гимнастика в стихах для дошкольников. Оренбург, 2013.
15. https://urok.1sept.ru/articles/683535
16. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-deteydoshkolnogo-vozrasta
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального мира дошкольника с нарушением зрения и речи.
Роль и значение эмоций для ребенка неоспоримо.Эмоции играют важную роль в его развитии.Как лучше ввести ребенка в мир эмоций? Конечно, через игру!...
развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения
развиваем - играя...
программа занятий по коррекции и развитию эмоционального мира дошкольников
Основная цель программы повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности и эмоциональный комфорт....
«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»
Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...
Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
В данной статье предложены игры на развитие эмоциональной сферы, на релаксацию для дошкольников....
«ТРЕНИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКОВ» 5-6лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» имеет коррекционно - развивающую направленность...