«Техника торцевание как средство развитие творческих способностей у детей 5-6лет с ТНР»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Панфил Юлия Викторовна

Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства.

 Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, у них возникает желание жить по законам красоты.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и с разными видами бумаги. В процессе работы дети познают ее свойства, возможности преобразования и использования в различных композициях. Создавая, аппликации у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д.Бартран «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее …».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tortsevanie.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»                                                                                                                                                                   В.Сухомлинский

 

Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства.

 Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, у них возникает желание жить по законам красоты.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и с разными видами бумаги. В процессе работы дети познают ее свойства, возможности преобразования и использования в различных композициях. Создавая, аппликации у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д.Бартран «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее …».

В процессе выполнения работы в технике «торцевание» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, формируется цветовое восприятие.

Актуальность: Работа в технике торцевания интересна и доступна детям. Она развивает мелкую моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Цель  – формирование устойчивого интереса к торцеванию, и развитие творчества детей в процессе деятельности с бумагой.

Задачи: 

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из гофрированной бумаги методом торцевания;

- развивать творческие способности, фантазию детей, умение соблюдать цветовую композицию, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия торцеванием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из бумаги;

- создавать условия для творческого труда;

- проявлять заботу по обеспечению эмоционального благополучия детей,

-прививать общечеловеческие ценности.

Принципы реализации работы в данной технологии:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми..

Техника «Торцевание» способствует:

повышению внутренней мотивации ребенка;

появлению уверенности в своих силах;

возникновению желания добиться планируемого результата;

приобретению навыка самостоятельной работы;

развитию тонких движений пальцев рук;

созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;

Формы работы:

Беседы;

Занятия;

Индивидуальная работа;

Групповая работа;

Коллективно-творческая работа;

Работа с родителями

Игра;

Оформление выставок.

Методы работы:

1. Наглядные:

- рассматривание образцов;

- демонстрация иллюстраций по теме занятия;

- наблюдение.

2. Словесные:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- объяснение и обсуждение хода работы;

- подбор стихотворений по различным темам.

3. Практические:

- индивидуальная работа детей;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.

Обучение проходит быстро благодаря игровым методам, которые мы используем во время занятия. Игра идёт в основе всего обучения

Работа с родителями

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями торцевания (мастер- классы).

Ожидаемые конечные результаты:

- дети имеют представления о технике торцевание.

- у детей сформированы умения работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевания»;

- дети умеют создавать объемные работы из бумаги методом торцевания

- применять свои коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.

- проявлять творчество и самостоятельность.

У детей развиты внимание и память, конструктивные способности и желание работать самостоятельно.

Дети к концу обучения умеют внимательно выслушивать задание, выполнять его, доводить начатое до конца, по одному отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, задавать вопросы по содержанию занятий, связно рассказывать об увиденном или услышанном.

Перспективный план работы старшая группа

Месяц

Тема занятия

Краткое описание темы

Характеристика форм

Сентябрь

Знакомство с техникой торцевание.

Презентация  :

 ознакомление с техникой торцевание; правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами, необходимыми для данной работы; этапами работы.

Вопросы

Обсуждение

Практическая деятельность.

2-3 неделя

«Осенний лист»

Игра «Осенний букет»

Рассматривание листика клена.

Игра «Чей силуэт?»

Нанесение силуэта листика на картон.

Физкультминутка.

Подготовка торцовок.

Нанесение торцовок по контуру.

3 занятие-заполнение торцовками всего листика.

Итог.

Речевая игра.

Рассматривание.

Вопросы.

Дидактическая игра.

Обсуждение, техники безопасности, этапов работы

Работа по образцу.

4неделя

«Подсолнухи»

(коллективная работа)

Загадка.

Игра «Чье семечко?»

Рассматривание образца.

Физкультминутка.

Изображение силуэта подсолнуха на картон.

Изготовление торцовок и нанесение на силуэт.

Гимнастика для глаз.

Итог.

Игра.

Рассматривание, обсуждение, подбор цвета.

Вопросы.

Закрепление техники безопасности, этапов работы.

Октябрь

1-2 неделя

«Ветка рябины»

Игра «С какого дерева ягоды?»

Игра «Угадай чей листик»

Рассматривание веточки рябины.

Подбор салфеток по цвету.

Физкультминутка.

Нанесение силуэта на картон.

Изготовление торцовок и нанесение на силуэт.

Физкультминутка.

Итог. Анализ.

Игры.

Вопросы.

Обсуждение.

Рассматривание.

3-4 неделя

«Рыбки в аквариуме»

Сюрпризный момент (внести аквариум)

Игра «Рыбалка»

Игра «Найди по описанию»

Рассматривание образца.

Нанесение нужного силуэта на картон.

Подбор салфеток разного цвета.

Физкультминутка.

Изготовление торцовок и наклеивание их на силуэт.

Итог.

Игры.

Рассматривание.

Описание.

Вопросы.

Ноябрь

1-2 неделя

«Петушок» (объемная)

Загадка.

Игра «Чей хвост?»

Обследование игрушки петушка.

Физкультминутка. Лепка петушка из пластилина.

Подбор салфеток по цвету. Изготовление  торцовок и нанесение их на поделку из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Загадка.

Игра.

Беседа.

Обсуждение.

Вопросы.

Лепка петушка.

3-4 неделя

«Утята на пруду» (коллективная)

Чтения стихотворения А. Барто «Ути-ути».

Рассматривание образца.

Подготовка «пруда для утят».

Физкультминутка.

Заполнение силуэтов утят торцовками.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Чтение стихотворения.

Рассматривание.

Поэтапное выполнение работы.

Декабрь

1-2 неделя

«Снеговик» (коллективная)

Загадка.

Чтение стихотворения  Б.Соловьева «Снеговик.

Игра «Составь из частей»

Рассматривание образца.

Физкультминутка.

Изготовление и нанесение торцовок на готовый силуэт.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Загадка.

Чтение.

Рассматривание.

Игра.

3-4 неделя

«Елочные игрушки» (объемная)

К детям приходит письмо с просьбой изготовить новогодние игрушки.

Беседа «Из чего можно сделать игрушки?»

Игра «Укрась елку»

Физкультминутка.

Изготовление игрушки из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Заполнение готовой формы торцовками.

Сюрпризный момент.          

Беседа.                        

Игра.

Лепка игрушки.

Выставка елочных игрушек для родителей.

Январь

1-2 неделя

«Снеговик (объемная)

Загадка.

Игра  «У кого больше?»

Лепка снеговика из пластилина.

Физкультминутка.

Изготовление торцовок  и заполнение фигуры снеговика.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Загадка.

Дидактическая игра.

Лепка снеговика.

3-4 неделя

«Снегирь на ветке»

Беседа «Какое время года?»

Загадки о снегирях.

Рассматривание изображений снегиря на ветке рябины.

Физкультминутка.

Подбор салфеток по цвету.

Нанесение силуэта на картон пластилином.

Пальчиковая гимнастика.

Изготовление торцовок и заполнение силуэта снегиря.

Итог.

Беседа.

Обсуждение.

Вопросы.

Загадки.

Рассматривание.

Февраль

1-2 неделя

«Овечка»

Загадка.

Игра «Сосчитай колечки»

Рассматривание образца.

Нанесение силуэта на заготовку.

Физкультминутка.

Изготовление торцовок и нанесение их на силуэт.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Загадка.

Игра.

Рассматривание.

Вопросы.

3-4 неделя

Подарок для папы

Беседа об армии. Чтение С. А. Баруздин «Шёл по улице солдат». К детям в гости приходит компьютер и показывает разные поздравительные открытки.  Дети выбирают открытку, которую хотят сделать.    Физкультминутка Нанесение силуэта картинки на картон. Подбор цветных салфеток для торцовок. Изготовление торцовок и нанесение на силуэт. Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Беседа.

Чтение.

Сюрпризный момент.

Вопросы.

Обсуждение.

Март

1-2неделя

«Букет для мамы»

Загадка.

Чтение стихотворения Е.Серова «Подснежник»

Игра «Лети, лети лепесток..»

Физкультминутка.

Нанесение рисунка на основу для торцевания.

Подбор салфеток по цвету.

Изготовление торцовок и заполнение силуэта.

Итог.

Загадка.

Чтение.

Игра.

Обсуждение.

Вопросы.

3-4 неделя

«Рамки для фотографий»

Сюрпризный момент  (приходит фотограф и приносит фотографии детей)

Беседа.

Рассматривание образцов оформление различных рамок.

Физкультминутка.

Игра «Придумай узор»

Подбор салфеток по цвету для каждой рамки.

Изготовление торцовок и заполнение рисунка-силуэта.

Зрительная гимнастика.

Итог.

Беседа.

Вопросы.

Обсуждение.

Игра.

Рассматривание.

Апрель

1-2 неделя

«Ракета» (коллективная)

Беседа о Дне космонавтики.

Игра «Назови планету»

Рассматривание образца.

Физкультминутка.

Нанесение силуэтного рисунка на заготовку.

Изготовление торцовок, заполнение силуэта.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Беседа.

Вопросы.

Рассуждения.

Игра.

3-4 неделя

«Геоцинты» (объемная)

Загадка.

Игра «Собери букет»

Изготовление горшочка для букета.

Лепка заготовки из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Изготовление торцовок и наклеивание на заготовки.

Итог.

Загадка.

Игра.

Вопросы.

Май

1-2 неделя

«День победы» (коллективная»

Чтение стихотворения «День Победы» Т.Белозеров.

Рассматривание на видеопроекторе  открыток, сделанных ко  Дню Победы.

Нанесение рисунка на заготовку.

Физкультминутка.

Изготовление торцовок и заполнение силуэта рисунка.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Чтение.

Рассматривание.

Беседа.

Организация выставки для родителей.

Подбор работ для выставки.

Изготовление рамок.

Литература

1.Горяева Н.А.. «Первые шаги в мире искусства» - издательство Просвещение Москва 1991г.

2.Левина М..  «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф Москва2000 г.

3.Левин  В.И. «Воспитание Творчества»  -  Томск: Пеленг, 1993г.

4.Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39

5. Макаров А.Ю. Методика  обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.

6. Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014.

7. М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1988. – 224 с.

8. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

9. Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013г. №26.

Использование современных образовательных технологий в работе воспитателя Панфил Юлии Викторовны

«Техника торцевание как средство развитие творческих способностей у детей 5-6лет с ТНР»

2018 – 2019уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольников.

Цель педагогического опыта:–  развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.Задачи:1.  Создание в группе условий для художествен...

Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....

Конспект по художественно- эстетическому развитию (рисование)«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС».

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.Для реализации цели были поставлены следующие з...