Технология разрешения конфликтных ситуаций.
консультация по психологии

Сулейманова Любовь Викторовна

Конфликты — неотъемлемая часть человеческих отношений. Они могут возникать в семье, на работе, в обществе и даже внутри нас самих. Однако важно научиться эффективно их разрешать, чтобы сохранить гармонию и улучшить качество жизни. Мы рассмотрим различные техники и стратегии разрешения конфликтов, которые могут помочь вам в этом нелегком деле. Погрузимся в мир конфликтов и узнаем, как с ними успешно справляться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razresheniya_konfliktnyh_situatsiy.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технология разрешения конфликтных ситуаций.

Консультация для молодых специалистов.

Подготовила: Сулейманова Л.В.

                                                    педагог-психолог.

Конфликты — неотъемлемая часть человеческих отношений. Они могут возникать в семье, на работе, в обществе и даже внутри нас самих. Однако важно научиться эффективно их разрешать, чтобы сохранить гармонию и улучшить качество жизни. Мы рассмотрим различные техники и стратегии разрешения конфликтов, которые могут помочь вам в этом нелегком деле. Погрузимся в мир конфликтов и узнаем, как с ними успешно справляться.

Почему конфликты возникают?

Конфликты возникают из-за различий, как внешних, так и внутренних. Это могут быть различия в ценностях, потребностях, мнениях, идеях и способах действия. Конфликты также могут быть вызваны недопониманием, страхами, амбициями, а также нерешенными проблемами прошлого. Понимание идентификации корней конфликта - первый шаг к его разрешению.

Виды конфликтов

Существует множество видов конфликтов, от межличностных до внутренних. Межличностные конфликты включают в себя семейные разногласия, конфликты на работе, а также несогласия с друзьями. Внутренние конфликты, с другой стороны, возникают внутри нас самих, когда мы боремся с противоречивыми желаниями и эмоциями.

Предпосылками или почвой для возникновения конфликтов могут

служить:

1. Особенности восприятия. Люди очень часто, разговаривая, не

понимают друг друга.

Одной из причин ошибок в восприятии может быть искаженное

восприятие личных качеств, мотивов поведения тех, кто участвует в

конфликте. Как правило, обе стороны, приписывают сходные добродетели,

благородные мотивы самим себе, а пороки – своим оппонентам.

Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в

восприятии другого человека. В одном из направлений современной

психологии – нейролингвистическом программировании эти различия

положены в основу классификации людей на визуалов, аудиалов и

кинестетиков. Так, визуалы воспринимают зрительно предъявляемую

информацию, конкретность, четкость, ясность, наглядность. Они не терпят

хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным

утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку,

речь. Они наиболее восприимчивы к тону, тембру, мелодике речи, голосовым

акцентам, паузам. кинестетики – через состояния своего тела и через

эмоции. Они особенно чувствительны к подстройкам, к невербальным

символам. Диджиталы демонстрируют интеллектуальность, амбициозность,

критический настрой. Они склонны к логической аргументации, но

выражают мысли в абстрактных терминах, далеко не всем понятных.

Люди с разным типом восприятия зачастую плохо понимают друг

друга, что создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им. В

этой связи уважающий себя педагог, должен хорошо знать особенности

человеческого восприятия и уметь осуществлять необходимые подстройки.

«Чтение» невербальных символов (о чем говорит тело, глаза, голос, жесты),

активное слушание, техника вопросов и ведения разговора, отражение

чувств, эмпатичность – все это очень важные и необходимые умения.

2. Несовпадение рассуждений. Разногласия могут возникнуть из-за

несовпадения наших рассуждений с рассуждениями другой стороны. Люди

часто склонны видеть то, что хотят увидеть. Различные способы оценки

результатов деятельности и личности друг друга ведут к разногласиям.

Мешает скованность, закрепощенность, наличие комплексов, неумение

высказать свою точку зрения, эгоизм и т.д.

Не следует интерпретировать высказывания или действия другой

стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные эмоции.

Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у

нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш,

ответив обидой на обиду. Снисходительное отношение, категоричность,

подшучивание, напоминание о какой-то проигрышной ситуации и т.п. – все

это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной

средой для возникновения конфликтной ситуации.

3. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, т.е. в

процессе межличностного общения люди (один или оба) могут играть не те

роли, которые ожидает от каждого из них партнер по общению.

4. Субъективная предрасположенность к конфликтам. Для

педагога полезно также знать, какие индивидуальные особенности

личности (черты характера) создают у человека склонность или

предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми.

Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам

относятся:

- неадекватная оценка своих возможностей и способностей,

которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом

случае она может противоречить адекватной оценке окружающих – и почва

для конфликта готова;

- стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это

возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;

- амбициозность – обостренное самолюбие, непомерные

притязания;

- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание

преодолеть устаревшие традиции;

- излишняя принципиальность и прямолинейность в

высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать

правду в глаза;

- критический настрой, особенно необоснованный и

неаргументированный;

- определенный набор эмоциональных качеств личности

(акцентуации характера, проявляющиеся в их чрезмерной выраженности,

представляющие крайние варианты нормы) – тревожность, агрессивность,

упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере обусловлены

личностной спецификой оппонентов. В психологии даже выделяют типы

конфликтных личностей. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

- Демонстративный – чаще всего это холерик, которому присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях. Он любит быть

на виду, имеет завышенную самооценку; его отношение к людям

определяется тем, как они к нему относятся. Рациональное поведение, как

правило, выражено слабо.

- Ригидный (косный) – люди этого типа не умеют перестраиваться,

принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих; честолюбивы,

проявляют болезненную обидчивость, подозрительность; малокритичны по

отношению к собственным поступкам, постоянно требуют подтверждения

собственной значимости.

- Педант – личность, которая всегда пунктуальна, придирчива, хоть и

исполнительна, зануда, отталкивает людей от себя.

- Практик – действующий под лозунгом «Лучшая защита – нападение».

Для такого человека самым важным является преобразование среды,

внешнего окружения, изменение позиций других людей, что может

приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях.

- Жалобщик – человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий

других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам

ничего не делающий для решения проблемы.

- Разгневанный ребенок – человек, относящийся к этому типу, по своей

природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под

свой контроль.

- Тайный мститель – человек, причиняющий неприятности с помощью

каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он

восстанавливает справедливость.

Этапы разрешения конфликта: анализ ситуации

Первый этап в разрешении конфликта - анализ ситуации. Важно понять, что именно вызвало конфликт, какие эмоции и потребности играют важную роль. Четкое понимание ситуации поможет вам определить, какие шаги предпринять.

В конфликтной ситуации или в общении с «трудным» человеком

необходимо попытаться увидеть в нем лучшие качества. Надо понимать, что

невозможно изменить ни его психологические особенности, ни особенности

его нервной системы, ни систему его взглядов и ценностей. Поэтому

необходимо подобрать к нему ключик, исходя из собственного жизненного

опыта и желания не осложнять ситуацию. Если же подобрать ключ не

удается, то остается одно-единственное средство – перевести такого человека

в разряд «стихийного бедствия».

Спецификой личностно-эмоциональных конфликтов часто является то,

что конфликтующие даже не могут назвать предмета разногласий, а просто

стремятся выплеснуть негативные эмоции на несимпатичного оппонента.

Планирование действий

После анализа ситуации следует разработать план действий. Какие шаги могут помочь разрешить конфликт? Как можно подойти к ситуации так, чтобы учесть интересы всех сторон?

Вступление в обсуждение

Этап вмешательства и общения включает в себя разговор с другими участниками конфликта. Важно быть открытым для диалога, выслушивать других и выражать свои мысли и чувства. Коммуникация - ключевой элемент разрешения конфликтов.

Поиск компромисса и решение

На заключительном этапе разрешения конфликта стремитесь к поиску компромисса или взаимовыгодного решения. Это может потребовать гибкости и учета интересов всех сторон. Компромисс позволяет найти сбалансированное решение, которое удовлетворяет всех участников конфликта.

Эффективные техники разрешения конфликтов: коммуникативные навыки

Эффективная коммуникация - один из ключевых аспектов разрешения конфликтов. Научитесь ясно и открыто выражать свои мысли, а также активно слушать собеседника.

Поддержание эмоционального равновесия

Способность сохранять эмоциональное равновесие во время конфликта помогает избежать обострения ситуации и двигаться к его разрешению.

Активное слушание

Активное слушание включает в себя не только внимательное прослушивание слов, но и понимание эмоциональных оттенков собеседника. Это способствует глубокому пониманию его точки зрения.

Использование "Я - сообщений"

Выражение своих чувств и потребностей с помощью "Я-сообщений" (например, "Я чувствую себя обиженным, когда...") способствует более эффективной коммуникации и снижению напряжения.

Практика эмпатии

Эмпатия, или способность почувствовать и понять эмоции других, может помочь установить более близкую связь с собеседником и находить общий язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности

C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положите...

Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с помощью диадного песочного подноса

Краткое описание инновационной технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса в парах с помощью диадного (двойного) песочного подноса. Модификация...

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми

Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков....

Как найти эффективные способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми.

Способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чт...

Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"

Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....

Конфликтный ребенок. Игры и упражнения для разрешения конфликтных ситуаций

Конфликтный ребенок. Игры и упражнения для разрешения конфликтных ситуаций....