Технология разрешения конфликтных ситуаций.
консультация по психологии
Конфликты — неотъемлемая часть человеческих отношений. Они могут возникать в семье, на работе, в обществе и даже внутри нас самих. Однако важно научиться эффективно их разрешать, чтобы сохранить гармонию и улучшить качество жизни. Мы рассмотрим различные техники и стратегии разрешения конфликтов, которые могут помочь вам в этом нелегком деле. Погрузимся в мир конфликтов и узнаем, как с ними успешно справляться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология разрешения конфликтных ситуаций.
Консультация для молодых специалистов.
Подготовила: Сулейманова Л.В.
педагог-психолог.
Конфликты — неотъемлемая часть человеческих отношений. Они могут возникать в семье, на работе, в обществе и даже внутри нас самих. Однако важно научиться эффективно их разрешать, чтобы сохранить гармонию и улучшить качество жизни. Мы рассмотрим различные техники и стратегии разрешения конфликтов, которые могут помочь вам в этом нелегком деле. Погрузимся в мир конфликтов и узнаем, как с ними успешно справляться.
Почему конфликты возникают?
Конфликты возникают из-за различий, как внешних, так и внутренних. Это могут быть различия в ценностях, потребностях, мнениях, идеях и способах действия. Конфликты также могут быть вызваны недопониманием, страхами, амбициями, а также нерешенными проблемами прошлого. Понимание идентификации корней конфликта - первый шаг к его разрешению.
Виды конфликтов
Существует множество видов конфликтов, от межличностных до внутренних. Межличностные конфликты включают в себя семейные разногласия, конфликты на работе, а также несогласия с друзьями. Внутренние конфликты, с другой стороны, возникают внутри нас самих, когда мы боремся с противоречивыми желаниями и эмоциями.
Предпосылками или почвой для возникновения конфликтов могут
служить:
1. Особенности восприятия. Люди очень часто, разговаривая, не
понимают друг друга.
Одной из причин ошибок в восприятии может быть искаженное
восприятие личных качеств, мотивов поведения тех, кто участвует в
конфликте. Как правило, обе стороны, приписывают сходные добродетели,
благородные мотивы самим себе, а пороки – своим оппонентам.
Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в
восприятии другого человека. В одном из направлений современной
психологии – нейролингвистическом программировании эти различия
положены в основу классификации людей на визуалов, аудиалов и
кинестетиков. Так, визуалы воспринимают зрительно предъявляемую
информацию, конкретность, четкость, ясность, наглядность. Они не терпят
хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным
утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку,
речь. Они наиболее восприимчивы к тону, тембру, мелодике речи, голосовым
акцентам, паузам. кинестетики – через состояния своего тела и через
эмоции. Они особенно чувствительны к подстройкам, к невербальным
символам. Диджиталы демонстрируют интеллектуальность, амбициозность,
критический настрой. Они склонны к логической аргументации, но
выражают мысли в абстрактных терминах, далеко не всем понятных.
Люди с разным типом восприятия зачастую плохо понимают друг
друга, что создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им. В
этой связи уважающий себя педагог, должен хорошо знать особенности
человеческого восприятия и уметь осуществлять необходимые подстройки.
«Чтение» невербальных символов (о чем говорит тело, глаза, голос, жесты),
активное слушание, техника вопросов и ведения разговора, отражение
чувств, эмпатичность – все это очень важные и необходимые умения.
2. Несовпадение рассуждений. Разногласия могут возникнуть из-за
несовпадения наших рассуждений с рассуждениями другой стороны. Люди
часто склонны видеть то, что хотят увидеть. Различные способы оценки
результатов деятельности и личности друг друга ведут к разногласиям.
Мешает скованность, закрепощенность, наличие комплексов, неумение
высказать свою точку зрения, эгоизм и т.д.
Не следует интерпретировать высказывания или действия другой
стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные эмоции.
Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у
нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш,
ответив обидой на обиду. Снисходительное отношение, категоричность,
подшучивание, напоминание о какой-то проигрышной ситуации и т.п. – все
это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной
средой для возникновения конфликтной ситуации.
3. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, т.е. в
процессе межличностного общения люди (один или оба) могут играть не те
роли, которые ожидает от каждого из них партнер по общению.
4. Субъективная предрасположенность к конфликтам. Для
педагога полезно также знать, какие индивидуальные особенности
личности (черты характера) создают у человека склонность или
предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми.
Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам
относятся:
- неадекватная оценка своих возможностей и способностей,
которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом
случае она может противоречить адекватной оценке окружающих – и почва
для конфликта готова;
- стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это
возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;
- амбициозность – обостренное самолюбие, непомерные
притязания;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание
преодолеть устаревшие традиции;
- излишняя принципиальность и прямолинейность в
высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать
правду в глаза;
- критический настрой, особенно необоснованный и
неаргументированный;
- определенный набор эмоциональных качеств личности
(акцентуации характера, проявляющиеся в их чрезмерной выраженности,
представляющие крайние варианты нормы) – тревожность, агрессивность,
упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.
Конфликты в личностно-эмоциональной сфере обусловлены
личностной спецификой оппонентов. В психологии даже выделяют типы
конфликтных личностей. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
- Демонстративный – чаще всего это холерик, которому присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях. Он любит быть
на виду, имеет завышенную самооценку; его отношение к людям
определяется тем, как они к нему относятся. Рациональное поведение, как
правило, выражено слабо.
- Ригидный (косный) – люди этого типа не умеют перестраиваться,
принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих; честолюбивы,
проявляют болезненную обидчивость, подозрительность; малокритичны по
отношению к собственным поступкам, постоянно требуют подтверждения
собственной значимости.
- Педант – личность, которая всегда пунктуальна, придирчива, хоть и
исполнительна, зануда, отталкивает людей от себя.
- Практик – действующий под лозунгом «Лучшая защита – нападение».
Для такого человека самым важным является преобразование среды,
внешнего окружения, изменение позиций других людей, что может
приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях.
- Жалобщик – человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий
других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам
ничего не делающий для решения проблемы.
- Разгневанный ребенок – человек, относящийся к этому типу, по своей
природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под
свой контроль.
- Тайный мститель – человек, причиняющий неприятности с помощью
каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он
восстанавливает справедливость.
Этапы разрешения конфликта: анализ ситуации
Первый этап в разрешении конфликта - анализ ситуации. Важно понять, что именно вызвало конфликт, какие эмоции и потребности играют важную роль. Четкое понимание ситуации поможет вам определить, какие шаги предпринять.
В конфликтной ситуации или в общении с «трудным» человеком
необходимо попытаться увидеть в нем лучшие качества. Надо понимать, что
невозможно изменить ни его психологические особенности, ни особенности
его нервной системы, ни систему его взглядов и ценностей. Поэтому
необходимо подобрать к нему ключик, исходя из собственного жизненного
опыта и желания не осложнять ситуацию. Если же подобрать ключ не
удается, то остается одно-единственное средство – перевести такого человека
в разряд «стихийного бедствия».
Спецификой личностно-эмоциональных конфликтов часто является то,
что конфликтующие даже не могут назвать предмета разногласий, а просто
стремятся выплеснуть негативные эмоции на несимпатичного оппонента.
Планирование действий
После анализа ситуации следует разработать план действий. Какие шаги могут помочь разрешить конфликт? Как можно подойти к ситуации так, чтобы учесть интересы всех сторон?
Вступление в обсуждение
Этап вмешательства и общения включает в себя разговор с другими участниками конфликта. Важно быть открытым для диалога, выслушивать других и выражать свои мысли и чувства. Коммуникация - ключевой элемент разрешения конфликтов.
Поиск компромисса и решение
На заключительном этапе разрешения конфликта стремитесь к поиску компромисса или взаимовыгодного решения. Это может потребовать гибкости и учета интересов всех сторон. Компромисс позволяет найти сбалансированное решение, которое удовлетворяет всех участников конфликта.
Эффективные техники разрешения конфликтов: коммуникативные навыки
Эффективная коммуникация - один из ключевых аспектов разрешения конфликтов. Научитесь ясно и открыто выражать свои мысли, а также активно слушать собеседника.
Поддержание эмоционального равновесия
Способность сохранять эмоциональное равновесие во время конфликта помогает избежать обострения ситуации и двигаться к его разрешению.
Активное слушание
Активное слушание включает в себя не только внимательное прослушивание слов, но и понимание эмоциональных оттенков собеседника. Это способствует глубокому пониманию его точки зрения.
Использование "Я - сообщений"
Выражение своих чувств и потребностей с помощью "Я-сообщений" (например, "Я чувствую себя обиженным, когда...") способствует более эффективной коммуникации и снижению напряжения.
Практика эмпатии
Эмпатия, или способность почувствовать и понять эмоции других, может помочь установить более близкую связь с собеседником и находить общий язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности
C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положите...
Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с помощью диадного песочного подноса
Краткое описание инновационной технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса в парах с помощью диадного (двойного) песочного подноса. Модификация...

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми
Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков....

Как найти эффективные способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми.
Способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чт...
Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"
Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....

«Коммуникативные способности, как средство разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками»
Может быть полезно для воспитателей старших групп...

Конфликтный ребенок. Игры и упражнения для разрешения конфликтных ситуаций
Конфликтный ребенок. Игры и упражнения для разрешения конфликтных ситуаций....