Разрешение конфликтных ситуаций между детьми
материал по теме
Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешение конфликтных ситуаций между детьми
Контакты между детьми часто осложняются тем, что ребята не умеют учитывать интересы и состояние друг друга, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.
Негативный опыт взаимодействия со сверстниками у некоторых детей может вызвать стойкое нежелание общаться с ровесниками.
Детские конфликты создают в группе напряженную эмоциональную атмосферу.
Ссоры детей могут быть обусловлены разными причинами, главным из которых является стремление ребенка к общению со взрослыми и к обследованию предметов.
Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу или отнимают ее у обоих детей; если дело доходит до драки — растаскивают или наказывают малышей.
Такие способы воздействия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, не исчерпывают конфликт. Дети могут надолго затаить обиду, что, как правило, приводит к последующим агрессивным действиям, отказу от общения со взрослым и сверстниками.
В результате дети приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций силовыми мерами, а в группе устанавливается напряженная эмоциональная атмосфера.
Воздействие взрослых только тогда может быть по-настоящему эффективным, когда оно направлено на обучение детей эффективным способам разрешения конфликтов.
Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.
Воспитатель может:
•отвлечь внимание одного из конфликтующих детей другой игрушкой или интересным занятием;
•организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
•организовать очередность в игре с игрушкой, ставшей причиной конфликта. При этом нельзя допускать, чтобы старший и более сильный ребенок обижал слабого.
Выбирая тот или иной вариант разрешения конфликта, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности), и степень эмоциональной напряженности детей.
В достаточно спокойной ситуации целесообразно предложить детям совместную игру или установить очередность. Необходимо объяснять детям: нельзя обижать друг друга, а нужно договариваться. Взрослый должен помочь им обсудить ситуацию, сформулировать свои желания, договориться.
Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат чьи-либо увещевания, и тогда действия взрослого должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку, спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться.
Если драку прекратить не удается, воспитатель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся.
Педагог должен придерживаться следующих правил
при разрешении детских конфликтов:
•избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию, например: «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;
•не унижать ребенка, не называть его жадиной, злюкой и т.п.;
•использовать тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка: взрослый присаживается рядом с ребенком, выступает посредником и т.д.;
•использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания, например: «Ты хочешь сказать...», «Очень важно сказать...»;
•тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться, например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть одной куклой. Как же теперь быть?»;
•использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;
•формулировать запрет таким образом, чтобы дети получили возможность самостоятельно договориться, например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр
laquo;Самые любимые, самые нужные детям игры - это те, где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осущ...
Консультация на тему: "Способы эффективного разрешения конфликтных ситуаций между детьми"
Консультация на тему: "Способы эффективного разрешения конфликтных ситуаций между детьми"...
Консультация "Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между детьми" 14.11.22г.
Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-974984-1511698584.jpg)
Презентация "Разрешение конфликтных ситуаций между детьми"
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, ссора, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не со...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/18/picture-1431777-1668782724.jpg)
Круглый стол на тему «Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр
Круглый стол на тему "Разрешение конфликтных ситуации между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1452239-1674487513.jpg)
«Техники разрешения конфликтных ситуаций между детьми старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей и педагогов...