«Коммуникативные способности, как средство разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками»
статья (подготовительная группа) по теме
Может быть полезно для воспитателей старших групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_d.s._no_50_microsoft_office_word.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коммуникативные способности, как средство разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками»
Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.
Общение – это главное условие и основной способ жизни человека.
Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
Опыт отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.
Именно поэтому необходимо вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их.
В настоящее время актуальна проблема неумения детей договариваться друг с другом, разрешать конфликтные ситуации. Дети часто ссорятся, не пытаясь услышать друг друга, иногда бывают агрессивны.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.
В качестве основных методов, направленных на развитие коммуникативной сферы, на занятиях и в повседневной деятельности необходимо использовать:
- БЕСЕДЫ
Цель бесед: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Формировать у детей чувство отзывчивости, чуткости.
В ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями:
- умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
- могут оценивать свои поступки и поступки других людей;
- правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности.
- СИСТЕМУ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗРАБОТАННУЮ В. М. ХОЛМОГОРОВОЙ.
Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии. Программа включает в себя 7 этапов.
1-Й ЭТАП ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ
Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. Д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте.
Игры «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Волны», «Птенцы», «Ожившие игрушки», «Муравьи».
2-й ЭТАП ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.
Цель данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношении.
Игры «Общий круг», Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», Бабушка Маланья», «Переходы», «Эхо», «Передай движение».
3-й ЭТАП СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Основная цель этого этапа — формировать умение ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.
Игры «Сороконожка», « «Слепой и поводырь», «Живые картины», «Работаем вместе», Составные фигуры».
4-й ЭТАП ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.
Игры: «Две страны», «Обнималки», «Актеры», «Злой дракон», «Кто смешнее засмеется»
5-й ЭТАП ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ
Данные игры направлены на создание в группе благоприятного климата, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Игры «Старенькая бабушка», «День помощника», «Живые куклы», «Гномики».
6-й ЭТАП ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ.
Цель данного этапа — формирование умения детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
Игры: «Волшебные очки», «Связующая нить», «Спящая красавица», «Пожелания», «Царевна- Несмеяна».
7-й ЭТАП ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На этом этапе проводятся игры, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Игры «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина».
Опыт проведения игр Холмогоровой показывает достаточно высокие результаты. Дети больше играют, самостоятельно разрешают конфликты, меньше требовуют внимания от взрослых к себе. Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве чаще участвуют в совместных играх. Климат в группе заметно улучшается.
Применение на практике данной системы работы (коммуникативных игр и этических бесед) развивает социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей, формирует уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности
C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положите...
Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с помощью диадного песочного подноса
Краткое описание инновационной технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса в парах с помощью диадного (двойного) песочного подноса. Модификация...
Разрешение конфликтных ситуаций между детьми
Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков....
Как найти эффективные способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми.
Способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чт...
Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"
Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....
Конфликты между детьми. Стратегия поведения взрослого при разрешении конфликтной ситуации.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...
Консультация для воспитателей Методы и средства разрешения конфликтных ситуаций между дошкольниками.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район....