«Коммуникативные способности, как средство разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками»
статья (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Людмила Николаевна

Может быть полезно для воспитателей старших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_d.s._no_50_microsoft_office_word.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

 «Коммуникативные способности, как средство разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками»

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.

  Общение – это главное условие и основной способ жизни человека.
Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

 Опыт  отношений со сверстниками  является  фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Именно поэтому необходимо вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их. 

В настоящее время актуальна проблема  неумения детей договариваться друг с другом, разрешать конфликтные ситуации. Дети часто ссорятся, не пытаясь услышать друг друга, иногда бывают  агрессивны.

      В общении с детьми все чаще приходится  наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.

В качестве основных методов, направленных на развитие коммуникативной сферы, на занятиях и в повседневной деятельности необходимо  использовать:

- БЕСЕДЫ

Цель бесед: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими,  осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки.  Развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Формировать у  детей чувство отзывчивости, чуткости.

В  ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями:

- умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

- могут  оценивать свои поступки и поступки других людей;

- правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности.

- СИСТЕМУ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗРАБОТАННУЮ В. М. ХОЛМОГОРОВОЙ.

Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии. Программа включает в себя 7 этапов.

1-Й ЭТАП ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ

 Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. Д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте.

Игры    «Жизнь в лесу»,  «Добрые эльфы», «Волны», «Птенцы», «Ожившие игрушки», «Муравьи».

2-й ЭТАП ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ

 Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их  интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.

Цель  данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношении.

Игры   «Общий круг», Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»,  Бабушка Маланья», «Переходы», «Эхо», «Передай движение».

3-й ЭТАП СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Основная  цель  этого этапа — формировать умение  ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Игры «Сороконожка», « «Слепой и поводырь», «Живые картины», «Работаем вместе», Составные фигуры».

4-й ЭТАП ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.

Игры: «Две страны», «Обнималки», «Актеры», «Злой дракон», «Кто смешнее засмеется»

5-й ЭТАП ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ

Данные игры направлены на  создание  в группе благоприятного  климата, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Игры «Старенькая бабушка», «День помощника», «Живые куклы», «Гномики».

6-й ЭТАП ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ.

Цель  данного этапа — формирование  умения  детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

Игры: «Волшебные очки», «Связующая нить», «Спящая красавица», «Пожелания», «Царевна- Несмеяна».

7-й ЭТАП ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

На этом этапе проводятся  игры, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

 Игры «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья»,  «Общая картина».

Опыт проведения игр Холмогоровой  показывает  достаточно высокие результаты. Дети  больше играют, самостоятельно разрешают конфликты, меньше требовуют  внимания от взрослых к себе.  Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается  количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве  чаще участвуют  в совместных играх. Климат в группе заметно улучшается.

Применение на практике данной системы работы (коммуникативных игр и этических бесед)   развивает  социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками,  способствует  становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей, формирует  уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности

C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положите...

Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с помощью диадного песочного подноса

Краткое описание инновационной технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса в парах с помощью диадного (двойного) песочного подноса. Модификация...

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми

Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков....

Как найти эффективные способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми.

Способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чт...

Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"

Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....

Конфликты между детьми. Стратегия поведения взрослого при разрешении конфликтной ситуации.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...

Консультация для воспитателей Методы и средства разрешения конфликтных ситуаций между дошкольниками.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район....