Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"
консультация на тему
Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на нашем семинаре мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.
1. Выступление «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
К сожалению, грустная картина, которая была нарисована вначале, в которой общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
- Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
- Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» .
- Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки (Приложение 1), знания (Приложение 2), умения и навыки (Приложение 3). (Приложения 1-5)
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников (Приложение 4).
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения (Приложение 5)
Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.
2. Деловая игра
Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, обновление «банка идей». За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе заведующего, старшего воспитателя. Начнем нашу игру с названия команд.
1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
- В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
- В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, , внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
- Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
- Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах).
2 часть. Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»
– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).
– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:
- Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
- Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
- Какие чаще всего претензии предъявляют родители?
3 часть «Искусство общения»
Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.
Тезисы.
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
По завершении делается общий вывод.
4 часть: «Желаю Вам...»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Вопросы после упражнения:
- Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
- Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
- Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
5 часть. Банк идей.
Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос:
- Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?
Подведение итогов, рефлексия.
1.Разминка.
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка?
- В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей?
- В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?
- Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога?
- Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?
---------------------------------------------------------------------------------------------------
1.Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка?
- В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей?
- В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?
- Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога?
- Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?
Тезисы
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тезисы
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...
Конспект семинара для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...
Презентация к семинару «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....