Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности
статья по логопедии на тему
C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положительная результативность просто не возможна. Это взаимодействие в своём идеале должно быть бесконфликтным. Но так бывает, к сожалению, не всегда. Как избежать конфликтности во взаимодействии двух сторон: коррекционных служб ДОУ и родителей?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приёмы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности.
К сожалению, наша современная действительность такова, что с каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе нашего детского сада функционирует группа компенсирующей направленности.
Группа функционирует с 2005 года.
Возможные конфликтные ситуации в работе группы компенсирующей направленности.
Любого ребёнка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положительная результативность просто не возможна. Логопеду и психологу приходиться выходить на прямое и опосредованное взаимодействие с родителями. Это взаимодействие в своём идеале должно быть бесконфликтным. Кажется, по какому поводу конфликтовать. Не стоит объяснять, что каждый родитель любит своего ребёнка, особенно в таком нежном возрасте, как дошкольный, зачастую не замечает каких-либо отклонений от нормы, которые лежат на поверхности, а может быть не хотят, чтобы их замечали другие.
Рассмотрим такую ситуацию: в детском саду проводиться диагностическое обследование на предмет оценки состояния речи детей средних и старших групп. К этому времени ребёнок в течение трёх лет посещал одну и ту же группу, пребывал в стенах детского сада по 8-9часов в день, привык к воспитателям, влился в детский коллектив. Тем не менее среди детей выявляются нуждающиеся в исправлении речи, у одних из них речь несовершенна, но находится в возрастных нормах, у других наблюдаются глубокие нарушения. Такие дети как раз и нуждаются в коррекционной помощи в условиях группы компенсирующей направленности. Но оказание этой конкретной помощи может быть осуществлено только с согласия родителей /законных представителей/ ребёнка. Зачастую простое озвучивание родителю необходимости решения возникшей у ребёнка проблемы приводит к конфликту. Предвидя такую ситуацию, мы предпринимаем ряд антиконфликтных действий. В нашем учреждении проводится широкая работа по правовому просвещению родителей с опорой на нормативные правовые документы: Международные :
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Декларация прав ребёнка;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Федеральные:
Конституция РФ;
Закон РФ от 10.06.1992 «Об образовании»;
Гражданский кодекс РФ.
Семейный кодекс
Типовое положение о ДОУ
Локальные:
Устав детского сада;
Договор ДОУ с родителями;
Цели этой работы: повышение уровня правовой культуры родителей, совместное изучение документов, повышение родительской компетенции, юридической грамотности по проблеме развития прав ребёнка.
Формы просвещения родителей самые разные: это и наглядная агитация (в родительском уголке помещаются тексты Конвенции ООН о правах ребёнка, выдержки из Семейного кодекса РФ. В каждой группе оформлены консультативные папки «Личные права ребёнка», «Ваши права», «Конвенция ООН о правах ребёнка». В детском саду составлена библиотека для родителей, в которой собраны нормативные акты. Во всех группах ежегодно проводятся собрания соответствующей тематики. В принципах, изложенных в Декларации, как раз и провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, возможность получать образование, развиваться физически, умственно, получать помощь и быть защищённым от всех форм небрежного обращения. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанности родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их защиту, развитие и образование. Тем самым мы пытаемся убедить родителей в необходимости целесообразной любви – а это любовь к ребёнку во имя его будущего: будущего обучения в школе без перегрузок, будущего бесконфликтного общения со сверстниками, будущего выбора профессии.
Итак, у нас в вопросах предотвращения возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношении с родителями, законными представителями детей с ОВЗ, нуждающихся в коррекции, сложился следующий алгоритм:
- Знакомство с законами о правах ребёнка.
- Ознакомление с уставом ДОУ
- Подписание договора ДОУ с родителями, что даёт нам право проводить диагностические обследования детей. По истечении диагностического обследования и составления банка данных детей, нуждающихся в исправлении речи, логопедом и психологом проводится групповая консультация с практикумом, исключительно для родителей детей диагностируемых групп.
- Просветительская работа по популяризации логопедических знаний через собрания, консультации, публикации в периодической печати
- Знакомство с режимом работы группы компенсирующей направленности.
Комплекс этих мероприятий позволяет нам безболезненно получить согласие родителей на введение их детей в состав группы компенсирующее направленности. В случае отказа родителями оформляется заявление соответствующего содержания.
С этого момента начинается наша довольно тесное взаимодействие с родителями в процессе подготовки материалов к заседанию ЦМПМПК. Тут основной принцип работы логопеда и психолога конфиденциальность, сохранение полученной информации, неразглашение данных, связанных с личной жизнью родителей и детей. Через наши руки проходят паспорта родителей, свидетельства рождения детей, документы об усыновлении и попечительстве, данные об отклонениях здоровья, выписки из истории раннего развития детей, где размещена информация о патологиях и заболеваниях родителей, информация о поведении ребёнка и родителей во время проведения заседания комиссии, а впоследствии неразглашении поставленного комиссией диагноза.
Много работы уже проделано, согласие родителей получено, заседание комиссии пройдено, начинается непосредственный коррекционно-образовательный процесс, который осуществляется большим количеством участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
Учебный год начинается с информационно-ознакомительного родительского собрания, целью которого является ознакомление с задачами работы группы в целом, со специалистами. Стараемся поближе узнать родителей, наладить непосредственный контакт, познакомить их между собой, даём почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. В целом в процессе общения складывается достаточно цельное представление о каждой семье:
- жилищные условия семьи, возраст, образование матери и отца ребёнка; - супружеский опыт (первый, второй брак, развод);
- состав семьи и структура родственных связей;
- полные семьи, многодетные, матери-одиночки.
Эти знания о семье воспитанника играют важную роль в оказании психолого-педагогической помощи соответствующей реальным потребностям семьи. Это позволяет нам во избежание конфликтов варьировать разными методами в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка. Беседы с родителями каждого ребёнка проводятся индивидуально. В их ходе стремлюсь раскрыть структуру дефекта, намечаю пути наиболее быстрого его устранения. Беда многих современных родителей это слабые педагогические знания. Отстранённость, нежелание разобраться в сложном мире ребёнка. А в логопедической группе родители помимо знаний педагогических должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.
Логопед и воспитатели разъясняют родителям группы необходимость усиленной ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов, ибо только лишь в этом случае возможны наилучшие результаты. Родители должны осознать важность своей роли в воспитании ребёнка. Они должны стремиться быть активными и действенными участниками коррекционного процесса. Все эти формы: коллективная, индивидуальная, наглядная – повышают уровень открытости процесса, взаимодействия с семьёй и служат хорошей, бесконфликтной основой для содружества детского сада и семьи.
Все формы работы коллективная, индивидуальная, наглядная повышают уровень открытости процесса взаимодействия с семьей и его бесконфликтности. (См. схемы №1-3)
Есть и ещё некоторые моменты, которые тревожат нас. Педагогическая воспитательная деятельность предполагает затраты душевных сил, привязанность, радость общения как со стороны ребёнка, так и со стороны воспитателя, родителей. Сложившаяся у ребёнка проблема коррекции речи ставит незримую точку на этом общении. Ребёнок нуждается в переводе в другой коллектив с согласия родителей. Естественно, родители за советом обращаются к воспитателю и во многом от того, как поведёт себя воспитатель, как и что он скажет, посоветует, будет зависеть дальнейшая судьба ребёнка. Только осознанное отношение к проблеме ребенка со стороны воспитателя, соответствующие знания или уверенность в собственной способности помочь ребёнку, могут сыграть в этом вопросе главенствующую роль. В нашем коллективе с этой целью проводится методическая работа среди воспитателей с целью расширения, углубления логопедических знаний через педсоветы и семинары
Группа компенсирующей направленности
Ребёнок-ребёнок
Ребёнок-воспитатель
Родители –специалисты группы
Воспитатель-логопед
Специалисты группы-пед.коллектив
Речевые
праздники, утренники
Консультации,
семинары
Выставка
пособий
Фронтальные
открытые
занятия
Родительские собрания
Библиотека игр и
упражнений
Вовлечение родителей в образовательное пространство группы компенсирующей направленности
(коллективные формы работы)
Записки-
рекомендации
Индивидуальные
практикумы
Анкеты
Тетрадь для
домашних заданий
Индивидуальные
беседы
Просмотр
индивидуальных
занятий
Вовлечение родителей в образовательное пространство группы компенсирующей направленности
(индивидуальные формы работы)
Информационный лист
Домашнее
задание
Домашняя игротека
Папка - передвижка
Экран
звукопроизношения
Доска
объявлений
Речевой
уголок
Дневнички
Вовлечение родителей в образовательное пространство группы компенсирующей направленности
(наглядные формы работы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда МБДОУ д/с № 50 в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя – логопеда в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"
Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Cовместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие звука А»
конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»
Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....

Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»
В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления знаний детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....

План совместной работы учителя-логопеда с воспитателями с профильными специалистами в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Воспитатель Учитель-логопедПсихологМуз. руководительИнструктор по физической культуре...