05.11.2024г.Конфликтный ребенок. Игры и упражнения для разрешения конфликтных ситуаций
консультация

Ложкина Виктория Сергеевна

Конфликтный ребенок. Игры и упражнения для разрешения конфликтных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

«КОНФЛИКТНЫЙ РЕБЕНОК.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ

 КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»

                                                                                                               Составила:

                                                                                                     педагог-психолог

                                                                                                          Ложкина В.С.

г. Калининград

2024 г.

          С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей,  в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей

          Конфликт  (от лат. Сonflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, с не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Существует два вида направленности конфликтов: внешний и внутренний. Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей, они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.

          Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от наблюдения, и возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.

Внутренние противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В ходе этих противоречий притесняется внутренний эмоциональный мир ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, малыш не может удовлетворить своих потребностей, искажаются личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Внутренние конфликты отрицательны, они замедляют становление полноценных, гармоничных отношений и всестороннее формирование личности.

Причины возникновения конфликтов

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные. К непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети -

- агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают,                                                                                                           - жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются ,                                                    - молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно,                                                                                                                        - сверхпокладистые – со всеми соглашаются ,                                                           - всезнайки – считают себя выше, умнее других,                                                            - нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться,                  - максималисты – хотят чего-то прямо сейчас,                                                         - скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика,        - невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.

          Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Психологические проблемы как источник конфликтов

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, лень, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Особенности общения со сверстниками

  1. Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор);
  2. Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;
  3. Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);
  4. Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

Разрешение конфликта – это:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
  • изменение целей участников конфликта;
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Два способа разрешения конфликта:

  1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
  2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

- описание произведенного действия («Когда ты…»);

- описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…»);

- предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);

- выдвинуть определенные жесткие требования;

- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

5. Оценка особенностей участников конфликта.

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

  • Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?
  • С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
  • Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?
  • В какие игры ты любишь играть больше всего?
  • Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
  • Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
  • Можно ли нарушать эти правила?
  • Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
  • Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
  • Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
  • Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). Педагог показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент говорит один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-либо образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал.

Обсуждать нужно следующее:

  1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта).
  2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).
  3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).
  4. Как быть в этой ситуации? (найти решение).

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Методы профилактики конфликтов

Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

  • Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
  • Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
  • Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
  • Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:

- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

- имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);

- интерактивные игры (игры на взаимодействие);

- социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

- психогимнастика;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

- дискуссии.

Игры и упражнения для разрешения конфликтных ситуаций

1.«Спина к спине»

Цель: развивать умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.

2. «Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Ход игры:

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

3. «Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Ход игры:

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из игроков, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух» продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито  произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через  некоторое время они не могут не смеяться.

4. «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на  картинку с изображением двух девочек. Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

—  Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

—  А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

—  А что чувствуют те, кто ссорится?

—  А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь. Дам ей мячик, дам трамвай. И скажу: «Играть давай!»(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

5. «Этюд с содержанием проблемной ситуации»

 Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

—   Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)

—   Правильно ли поступила Наташа?

—   Как бы вы поступили на ее месте?

—   Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

—   Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».

—   Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

 

6. «Коврик мира»

 Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе.

Ход игры:

Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

 После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

—  Почему так важен для нас «коврик мира»?

—  Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

—  Почему недопустимо применение в споре насилия?

—  Что вы понимаете под справедливостью?

7. «Возьми себя в руки»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:

Ребенку говорят -  как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

 

8. «Подари движение»

Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры:

Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие  однотипные движения в течение 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.

9. «Клоуны ругаются»

Цель: снятие вербальной агрессии.

Ход игры:

«Клоуны стали показывать детям представление, весели их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, - говорит клоун, - капуста!» А ребенок отвечает … (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты – продолжает клоун, - клубника» .Другой ребенок отвечает ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используется другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т. д. И ласково называют друг друга цветами.

10. «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Цель: снятие барьеров в общении, мышечного напряжения.

Ход игры:

Ведущий говорит детям: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу «Рычи, лев, рычи!», начинайте громко рычать».

Затем ведущий предлагает детям изображать паровоз. Дети встают в шеренгу, положив друг другу на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станции меняется. В конце игры происходит «крушение», и все падают на пол.

11. «Рвакля»

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Ход игры:

Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

                                                                                                                                      12. «Здравствуйте!»

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу.

Ход игры:

Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!»,

13. «Стихи – мирилки»

Цель: повысить мотивацию к мирному  разрешению конфликтов в группе, создать ритуал завершения конфликта.

1. Мирись- мирись, больше не дерись.

Если будешь драться-

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

 

2. Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

 

3. Давай с тобой мириться

И во всем делиться.

А кто не будет мириться-

С тем не будем водиться!

 

4. Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться,

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому – давай дружить!

            Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей» и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности

C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положите...

Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с помощью диадного песочного подноса

Краткое описание инновационной технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса в парах с помощью диадного (двойного) песочного подноса. Модификация...

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми

Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков....

Как найти эффективные способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми.

Способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чт...

Игры на разрешение конфликтных ситуаций

Игры на разрешение конфликтных ситуаций для детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для профилактики конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе

представлен каталог игр и упражнений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций в коллективе...

Картотека игр и упражнений на преодоление и разрешение конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста

Задачи:-переориентация поведения с помощью ролевых игр;-формирование адекватных норм поведения;-снятие напряжения у детей;-регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуар...