Занятие "Путешествие в страну Настроения"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Серегина Мария Викторовна

Целью занятия является развитие речи и эмоциональной сферы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puteshestvie_v_stranu_nastroeniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            План – конспект

 образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе

Тема:  «Путешествие в страну Настроения»

 

                                                                 

Цель: развитие речи и эмоциональной сферы детей.

Задачи: 

  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
  • Определять эмоциональное состояние музыки, побуждать детей высказываться об эмоциональном содержании музыки.
  • Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Используемые методы и приемы:

  • словесные (объяснение, беседа, групповое обсуждение различных чувств, вопросы к детям);
  •  наглядные (показ и рассматривание пиктограмм эмоциональных состояний);
  •  игровая деятельность;
  •  практическая деятельность детей.

Материал и оборудование: ноутбук;  музыкальные произведения( веселое, грустное, страшное); конверт с письмом; 3 ладошки из цветного картона.

 

Предварительная работа: 

  • знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • проведение  игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы


Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

- Приветствие друг друга.

2. Основная часть.

 -Чтение письма.

-Упражнение «Изобрази эмоцию».

-Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

-Игра «Кричалки –хлопалки -молчалки».

-Игра «Угадай настроение музыки».

-Упражнение « У страха глаза велики».

- Упражнеие «Найди отличия».

-Упражнение «Башня радости»

 -Прослушивание музыкальных произведений и комментарий.

3. Заключительная часть.

- Прощание.

 -Рефлексия занятия.

 Дети входят в зал становятся на коврике, образуя полукругкруг.

Педагог: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Мы очень рады их видеть. Давайте с ними поздороваемся и  подарим каждому из них свою улыбку и хорошее настроение. Молодцы. (Дети садятся на стульчики).

- Как всегда, начнем наше занятие с приветствия. Давайте поприветствуем другу друга с помощью вот этого мячика. Мы будем передавать его по кругу со словами «Я рад тебя видеть сегодня на занятии…»

Педагог: Ребята, когда я шла сегодня на работу,  встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Улыбка» детям. Это письмо вам.  От кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

ПИСЬМО

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции. 
И вдруг я вышел на поляну Настроений, на которой стоял красивый дворец
(3 слайд). Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие (4 и 5 слайды). 
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач
(6 слайд) . Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями. 

 Педагог: Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?

- Злой волшебник  Грустиплач сделал замок невидимым. Чтобы увидеть замок, нам надо правильно и быстро выполнить все его задания.

- При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.

 - Приступим к первому заданию.

Упражнение «Изобрази эмоцию».

 Педагог:  Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции. Эмоции – это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
- Какие вы знаете эмоции?

Дети: Радость, грусть, страх, удивление, злость ,удовольствие, обида, гнев, стыд, горе, беда и др.

Грустиплач дает такое задание: изобразить   жителей дворца эмоций.

 Педагог показывает пиктограммы, дети отвечают.

 1 пиктограмма – радость. (7 слайд)

 – А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка)
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется.
(8слайд)
– Ребята, а когда вам бывает радостно? 
(Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...) 
– Видите, как много у нас поводов для радости. 
(9слайд)
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача.
(10 слайд)

2 пиктограмма – злость.

– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые) – 11 слайд. 
– Какие мы некрасивые, когда злимся.
(12 слайд) А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается).(13 слайд)
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. 
(Еще один кусочек дворца). 14 слайд

Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри)15 слайд

- А сейчас мы с вами выполним дыхательную гимнастику.

Ребята вдыхают воздух медленно через нос, выдыхают медленно через рот (губы сложены трубочкой) - 3 раза.

Медленный вдох через правую ноздрю (левая закрыта пальчиком, выдох через рот – 3 раза.

Медленный вдох через левую ноздрю (правая закрыта пальчиком, выдох через рот – 3 раза.

Медленный вдох через нос, выдох быстрый через рот с произношением звука «Ха» - 3 раза


– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми? 
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос
.  (Еще один кусочек дворца). 16 слайд

Игра «Кричалки – хлопалки- молчалки». 17 слайд

– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий. А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника. Молодцы! Замок становиться все виднее.
18 слайд

А теперь следующее задание Грустиплача.

Игра «Угадай настроение музыки».

Педагог: «Настроение» у  музыки так же как у человека бывает разным. Сейчас мы прослушаем с вами несколько музыкальных произведений   и узнаем, какое у них настроение.

1. Дети слушают веселую песню «Радуга-дуга».

Педагог: Какое настроение, у этой музыки?

Дети: Веселое, доброе, радостное, бодрое.

Педагог: Что вам нравиться под эту музыку делать?

Дети: Прыгать, играть, смеяться, веселиться.

Педагог:  Покажите пиктограмму, соответствующую этой музыке. Ребята  изобразим радость на своем лице.

Педагог:  Ребята, послушаем следующую  музыку.

2. Дети слушают произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы».

Педагог: Какое настроение,  у этой музыки?

Дети: Грустное.

Педагог: Ребята, покажите пиктограмму, соответствующую этой музыке. Ребята,   изобразим грустное настроение.

Педагог предлагает детям послушать музыкальный фрагмент и определить, какое настроение передаёт музыка, выбрать соответствующую пиктограмму.

3. (Звучит музыка  А, Е. Норберт-Бюргмюллера «Гроза»).

Педагог: Какое настроение,  у этой музыки?

Дети. Музыка страшная, пугающая, ужасающая, зловещая.

Педагог: Да, музыка зловещая,  грозная. Какую погоду можно представить, слушая эту музыку? Ребята отвечают.

Педагог: Это музыкальное произведение называется «Гроза». Композитор на языке музыкальных звуков рассказывает о том, как завывает ветер, хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром, а малыш остался дома совсем один, он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

 Педагог: Ребята, покажите пиктограмму, соответствующую этой музыке. Ребята,   изобразим страх, испуг.

Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

- Педагог спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы перестать бояться.

 (Занавесить шторы, позвать друзей и пр.)

ребенок готов поделиться своими страхами со взрослым.

 Педагог:  Ребята вы прослушали музыку, какая вам больше понравилась?

Дети: Веселая.

Педагог: Всем понравилась веселая музыка, а почему вы грустную и страшную музыку не назвали?

Педагог: Чтобы никогда не грустить, что нужно для этого сделать?

Дети: Улыбаться, забыть обиду, помириться.

Упражнение « У страха глаза велики»

Воспитатель.  А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. ( Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и , следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу. Молодцы, еще одна часть замка появилась. 19 слайд

Упражнение «Найди отличия»

– Перед нами следующее задание (20 слайд). Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции?  Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия. 
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась
(21 слайд).

Упражнение «Башня радости»

– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22 слайд). Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.

Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. (23 слайд) Давайте споем ему песенку про улыбку.

Дети поют песню М. Шаинского «Улыбка».

– Наше сказочное занятие подошло к концу. 
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?

– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

Я желаю вам как можно реже грустить и плакать. Пусть у вас в жизни всегда будет радостное настроение, а горе и страх пусть пройдут стороной.

- Прощание. Дети передают по кругу мяч со словами «Мне было приятно с тобой заниматься…»

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста 5–7 лет, формирующее у них понятия об эмоциях: радости и злости. Цель занятия: актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению. Занятие способствует сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Это комплексное занятие способствует развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умению осознанно выражать свои эмоции и чувства; развивает умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния; учит  детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, грусть, удивление, страх;  изображать в рисунке различные эмоциональные состояния;  определять эмоциональный характер музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Путешествие в страну "Настроение""

Занятие для детей подготовительной группы на развитие вербального и невербального общения....

Конспект занятия "Путешествие по стране Настроений"

На занятии дети закрепят полученные знания об эмоциях, расширят представления о различных способах коммуникации с окружающими.Учатся различать индивидуальные особенности детей в группе. Занятие провод...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "В стране настроений" (радость, грусть, гнев)

Задачи:1.     Закрепить и обобщить знания у детей о чувствах радости и грусти. 2.     Познакомить детей с чувством гнева (злости).3....

Конструкт кружка по ЗОЖ в средней группе «Путешествие в страну настроения».

Конструкт кружка"Хочу все знать" в средней группе«Путешествие в страну настроения»....

"Путешествие в страну Настроений"

Работа по развитию эмоций поможет взрослым(родителям и педагогам) понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояния в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует....