Психологическая помощь и поддеркжа детей дошкольного возраста в кризисные периоды развития
консультация по психологии

Пономарева Елена Владимировна

Кризисные периоды. Что делать родителям и педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy_detey_doshkolnogo_vozrasta_mo_dekabr_2024.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая помощь и поддержка детей дошкольного возраста в кризисные периоды развития

Почти все родители и воспитатели отмечают, что в определенный период ребенок так сильно меняется, что становится не похожим на себя прежнего. Из послушного, веселого или спокойного малыш превращается в капризного и настырного. Участившиеся проявления негативизма и бунта. Причиной подобных перемен являются возрастные кризисы у детей.

Кризис – необходимое условие развития.  Кризис развития - естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Тот переломный период, когда ребенок переходит с одной ступеньки на другую, и который приводит к качественным изменениям в развитии личности, и называется возрастным кризисом.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

  1. кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  2. кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
  3. кризис трёх лет - переход к дошкольному возрасту;
  4. кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.

Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает. Какова же суть каждого из перечисленных кризисов?

Кризис 1 года

(приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет)

Проявления:

  • Всплеск самостоятельности;
  • Появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание).  

Что могут сделать родители?

  • Давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
  • Создавая запреты, не делать их слишком много
  • Стараться соблюдать спокойствие и терпение  - ребенку необходима  любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет

(приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Проявления:

  • Негативизм  
  • Упрямство  
  • Строптивость  
  • Своеволие  
  • Протест-бунт  
  • Обесценивание  

Что могут сделать родители и педагоги?

  • Обращаясь к ребенку, формулировать свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
  • Если у ребенка началась истерика, переждать ее, а потом объяснить как «правильно» себя вести и почему (одного раза может быть недостаточно).
  • Иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым мы учим ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.

Кризис 7 лет

В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.

Ребенку очень важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним. Основной из потребностей становится уважение. В зависимости от окружения ребёнка и его места в нём у ребёнка формируется внутренняя позиция, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.  

Дошкольник всячески пытается показать, что он взрослый, хотя использует для этого детские формы поведения. Дети любят примерять взрослую одежду, стараются высказать свое мнение по любому поводу, вмешиваясь в разговоры взрослых. И если родители пресекают у ребенка попытки высказаться, то ребенок может начать обманывать или капризами пытаться привлечь внимание родителей к себе.

Что могут сделать родители и педагоги?

  • Это возраст почемучек, детям интересно всё. Поэтому используйте этот момент для расширения кругозора ребенка, обсуждайте с ним интересные для него темы.
  • Не забывайте поощрять самостоятельность ребенка, давайте задания, которые ему по силам. Благодаря этому ребёнок  почувствует себя уверенней. Активней оценивайте достижения ребёнка в любых сферах деятельности. Поддержите в случае неудачи. Очень полезно использовать игры с правилами.
  • Когда ребенок начинает капризничать, то не нужно стремиться настоять на своём. Сделайте перерыв, скажите, что поговорите с ребёнком позже, когда он успокоится.
  • Постарайтесь чаще обсуждать с ребенком события, которые произошли за день. Интересуйтесь его переживаниями. Очень важно и необходимо, когда между родителями/педагогами и ребёнком есть тесный эмоциональный контакт.

Но есть и позитивные моменты. К ним могут быть отнесены:

  • Заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем;
  • Самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
  • Рассудительность.

И помните, что кризис - это явление проходящее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации.

Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации. "Топ, топ, топает малыш... " Как хочется каждой маме, чтобы ее малыш, придя в детский сад впервые , адап...

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

Развитие физических данных с помощью растяжки для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Конспект занятия на тему "Развитие физических данных с помощью растяжки для детей дошкольного возраста (5-6 лет). Цель урока состоит в том, чтобы улучшить подвижность и гибкость детей с помощью р...

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...