Психологическая помощь и поддеркжа детей дошкольного возраста в кризисные периоды развития
консультация по психологии
Кризисные периоды. Что делать родителям и педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая помощь и поддержка детей дошкольного возраста в кризисные периоды развития
Почти все родители и воспитатели отмечают, что в определенный период ребенок так сильно меняется, что становится не похожим на себя прежнего. Из послушного, веселого или спокойного малыш превращается в капризного и настырного. Участившиеся проявления негативизма и бунта. Причиной подобных перемен являются возрастные кризисы у детей.
Кризис – необходимое условие развития. Кризис развития - естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.
Тот переломный период, когда ребенок переходит с одной ступеньки на другую, и который приводит к качественным изменениям в развитии личности, и называется возрастным кризисом.
Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
- кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
- кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
- кризис трёх лет - переход к дошкольному возрасту;
- кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.
Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает. Какова же суть каждого из перечисленных кризисов?
Кризис 1 года
(приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет)
Проявления:
- Всплеск самостоятельности;
- Появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание).
Что могут сделать родители?
- Давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
- Создавая запреты, не делать их слишком много
- Стараться соблюдать спокойствие и терпение - ребенку необходима любовь, ласка и внимание.
Кризис 3 лет
(приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)
Проявления:
- Негативизм
- Упрямство
- Строптивость
- Своеволие
- Протест-бунт
- Обесценивание
Что могут сделать родители и педагоги?
- Обращаясь к ребенку, формулировать свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
- Если у ребенка началась истерика, переждать ее, а потом объяснить как «правильно» себя вести и почему (одного раза может быть недостаточно).
- Иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым мы учим ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.
Кризис 7 лет
В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.
Ребенку очень важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним. Основной из потребностей становится уважение. В зависимости от окружения ребёнка и его места в нём у ребёнка формируется внутренняя позиция, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.
Дошкольник всячески пытается показать, что он взрослый, хотя использует для этого детские формы поведения. Дети любят примерять взрослую одежду, стараются высказать свое мнение по любому поводу, вмешиваясь в разговоры взрослых. И если родители пресекают у ребенка попытки высказаться, то ребенок может начать обманывать или капризами пытаться привлечь внимание родителей к себе.
Что могут сделать родители и педагоги?
- Это возраст почемучек, детям интересно всё. Поэтому используйте этот момент для расширения кругозора ребенка, обсуждайте с ним интересные для него темы.
- Не забывайте поощрять самостоятельность ребенка, давайте задания, которые ему по силам. Благодаря этому ребёнок почувствует себя уверенней. Активней оценивайте достижения ребёнка в любых сферах деятельности. Поддержите в случае неудачи. Очень полезно использовать игры с правилами.
- Когда ребенок начинает капризничать, то не нужно стремиться настоять на своём. Сделайте перерыв, скажите, что поговорите с ребёнком позже, когда он успокоится.
- Постарайтесь чаще обсуждать с ребенком события, которые произошли за день. Интересуйтесь его переживаниями. Очень важно и необходимо, когда между родителями/педагогами и ребёнком есть тесный эмоциональный контакт.
Но есть и позитивные моменты. К ним могут быть отнесены:
- Заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем;
- Самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
- Рассудительность.
И помните, что кризис - это явление проходящее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации.
Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации. "Топ, топ, топает малыш... " Как хочется каждой маме, чтобы ее малыш, придя в детский сад впервые , адап...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/29/picture-462777-1630213447.jpg)
"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...
Психологическое и физическое сопровождение детей дошкольного возраста, с опережающим развитием
Работа с одаренными детьми...
Психологическое и физическое сопровождение детей дошкольного возраста, с опережающим развитием.
статья об одаренных детях....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-955025-1508308403.jpg)
Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Статья...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-1018430-1520179580.jpg)
Развитие физических данных с помощью растяжки для детей дошкольного возраста (5-6 лет)
Конспект занятия на тему "Развитие физических данных с помощью растяжки для детей дошкольного возраста (5-6 лет). Цель урока состоит в том, чтобы улучшить подвижность и гибкость детей с помощью р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/11/picture-1214234-1591886611.jpg)
Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста
Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...