Психологический практикум для педагогов «Учимся общаться с родителями»
материал по психологии

Татьяна Ивановна Быкова

Психологический практикум для педагогов «Учимся общаться с родителями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_2.docx22.46 КБ
Файл effektivnoe_vzaimodeystvie_vospitatelya_s_roditelyami.pptx301.09 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический практикум «Учимся общаться с родителями»

Цель: развитие компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

- повышать коммуникативную компетентность педагогов;

- способствовать в преодолении трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения;

- выявить причины возможных или коммуникативных проблем;

- поддерживать интерес воспитателей к дальнейшему изучению данной темы.

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем»

 Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители:

•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Психотехническое упражнение «Давление»

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. 

 Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас). Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, будет то родитель, коллега или ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

 Упражнение «Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения.

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот выпад. Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве нападающего, и в качестве жертвы, упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Методические рекомендации: психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Очень часто в нашей работе нам приходиться обращаться к родителям с разного рода просьбами. Что мы делаем? Чаще всего – это сухое объявление, которое  мы отправляем родителям. Я предлагаю Вам составить объявление, прочитав которое ни один родитель не решился бы Вам отказать.

Упражнение «Объявление»

Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей.

Инструкция: составьте объявление для родителей

1. Составьте объявление для родителей с просьбой помочь заклеить в группе окна.

2. Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»

3. Напомнить родителям о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность

4. Пригласить всех родителей на субботник

5. Попросить родителей перенести вечером песок

6. Попросить родителей поучаствовать на параде

Упражнение «Искусство общения»

Инструкция

 Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему (можно в парах, в тройках).

Тезисы:

- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

По завершении обсуждения каждого тезиса делается общий вывод.

Игра "Два полушария"

Инструкция: Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает "родителю" претензию (она должна формулироваться четко и конкретно). Задача "полушарий" ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: "Почему Ваш ребенок опоздал на утреннюю зарядку? ". "Правое полушарие": "Мы... ". "Левое полушарие": "... проспали". Затем участники меняются местами.

Рефлексия: работа с кувшином

Кувшин разбит на сектора (Я могу применить полученные знания в своей работе, мне было интересно на этом тренинге, мне не понравился семинар.) Разместите бабочек в тот сектор, который, по вашему мнению, ближе вам.

Завершение практикума

На этом наш тренинг подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Успехов Вам, удачи и профессионального роста.  Благодарю за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эффективное взаимодействие воспитателя с родителями»

Слайд 2

Правила построения эффективного общения педагога Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов». Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: 1. Улыбка 2. Имя собеседника 3. Комплимент

Слайд 3

Приемы установления контакта с собеседником: 1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. 2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, н о не следует переступать «границы» личного пространства собеседника! 3. Убрать барьеры (стол, книга, лист бумаги в руках ).

Слайд 4

Приемы установления контакта с собеседником: 4 . Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. 5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). 6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!».

Слайд 5

Чтобы избежать противостояния с родителями: • не надо стремиться во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям, ведь давление приводит к протесту . •обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей . •нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Слайд 6

Чтобы избежать противостояния с родителями: • необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость ; •подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка ; •показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

Слайд 7

«Трудные» родители : •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей !». •Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Слайд 8

Построение общения с «Трудным родителем» На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность . В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности.

Слайд 9

Построение общения с «Трудным родителем» А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Учимся общаться с родителями"

Семинар  для педагогов ДОУ "Профессия педагог или учимся общаться с родителями"...

Мастер-класс для педагогов "Учимся общаться с родителями!"

Пан-конспект мастер-класса для работ с воспитателями ДОУ....

Семинар -практикум "Учимся общаться с родителями"

Тема нашего сегодняшнего семинара – профессия педагог или учимся общаться с родителями. Цель: подчеркнуть важность умения общаться педагога с родителями. Я не случайно подготовила этот семинар, ...

Семинар-практикум для педагогов «Как общаться с родителями без конфликтов»

Цель:помочь педагогам преодолеть трудности в общении с родителями.Задачи:выявить проблемы во взаимодействии с родителями; повысить уверенность педагогов в себе; научить педаго...

мастер-класс для педагогов на тему: «Учимся общаться с родителями».

https://cloud.mail.ru/public/HLra/rZe6P6sEv ссылка на видео мастер-класс для педагогов на тему: «Учимся общаться с родителями»....

Семинар- практикум для педагогов: "Как общаться с агрессивно настроенными родителями"

  Цель:   Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного взаимодействия с родителями.  Познакомить с приемами управления негативными ...

Мастер-класс для педагогов «Учимся общаться с родителями»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.задачи: Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспи...