Психологический практикум для педагогов «Учимся общаться с родителями»
материал по психологии
Психологический практикум для педагогов «Учимся общаться с родителями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_2.docx | 22.46 КБ |
effektivnoe_vzaimodeystvie_vospitatelya_s_roditelyami.pptx | 301.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический практикум «Учимся общаться с родителями»
Цель: развитие компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- повышать коммуникативную компетентность педагогов;
- способствовать в преодолении трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения;
- выявить причины возможных или коммуникативных проблем;
- поддерживать интерес воспитателей к дальнейшему изучению данной темы.
Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем»
Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
«Трудные» родители:
•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.
Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).
На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Психотехническое упражнение «Давление»
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас). Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, будет то родитель, коллега или ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Упражнение «Достойный ответ»
Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот ≪выпад≫. Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве ≪нападающего≫, и в качестве ≪жертвы≫, упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Методические рекомендации: психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Очень часто в нашей работе нам приходиться обращаться к родителям с разного рода просьбами. Что мы делаем? Чаще всего – это сухое объявление, которое мы отправляем родителям. Я предлагаю Вам составить объявление, прочитав которое ни один родитель не решился бы Вам отказать.
Упражнение «Объявление»
Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей.
Инструкция: составьте объявление для родителей
1. Составьте объявление для родителей с просьбой помочь заклеить в группе окна.
2. Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»
3. Напомнить родителям о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность
4. Пригласить всех родителей на субботник
5. Попросить родителей перенести вечером песок
6. Попросить родителей поучаствовать на параде
Упражнение «Искусство общения»
Инструкция:
Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему (можно в парах, в тройках).
Тезисы:
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
По завершении обсуждения каждого тезиса делается общий вывод.
Игра "Два полушария"
Инструкция: Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает "родителю" претензию (она должна формулироваться четко и конкретно). Задача "полушарий" ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: "Почему Ваш ребенок опоздал на утреннюю зарядку? ". "Правое полушарие": "Мы... ". "Левое полушарие": "... проспали". Затем участники меняются местами.
Рефлексия: работа с кувшином
Кувшин разбит на сектора (Я могу применить полученные знания в своей работе, мне было интересно на этом тренинге, мне не понравился семинар.) Разместите бабочек в тот сектор, который, по вашему мнению, ближе вам.
Завершение практикума
На этом наш тренинг подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Успехов Вам, удачи и профессионального роста. Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила построения эффективного общения педагога Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов». Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: 1. Улыбка 2. Имя собеседника 3. Комплимент
Приемы установления контакта с собеседником: 1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. 2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, н о не следует переступать «границы» личного пространства собеседника! 3. Убрать барьеры (стол, книга, лист бумаги в руках ).
Приемы установления контакта с собеседником: 4 . Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. 5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). 6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!».
Чтобы избежать противостояния с родителями: • не надо стремиться во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям, ведь давление приводит к протесту . •обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей . •нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Чтобы избежать противостояния с родителями: • необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость ; •подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка ; •показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
«Трудные» родители : •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей !». •Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Построение общения с «Трудным родителем» На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность . В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности.
Построение общения с «Трудным родителем» А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Учимся общаться с родителями"
Семинар для педагогов ДОУ "Профессия педагог или учимся общаться с родителями"...
Мастер-класс для педагогов "Учимся общаться с родителями!"
Пан-конспект мастер-класса для работ с воспитателями ДОУ....
Семинар -практикум "Учимся общаться с родителями"
Тема нашего сегодняшнего семинара – профессия педагог или учимся общаться с родителями. Цель: подчеркнуть важность умения общаться педагога с родителями. Я не случайно подготовила этот семинар, ...
Семинар-практикум для педагогов «Как общаться с родителями без конфликтов»
Цель:помочь педагогам преодолеть трудности в общении с родителями.Задачи:выявить проблемы во взаимодействии с родителями; повысить уверенность педагогов в себе; научить педаго...
мастер-класс для педагогов на тему: «Учимся общаться с родителями».
https://cloud.mail.ru/public/HLra/rZe6P6sEv ссылка на видео мастер-класс для педагогов на тему: «Учимся общаться с родителями»....
Семинар- практикум для педагогов: "Как общаться с агрессивно настроенными родителями"
Цель: Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного взаимодействия с родителями. Познакомить с приемами управления негативными ...
Мастер-класс для педагогов «Учимся общаться с родителями»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.задачи: Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспи...