Семинар -практикум "Учимся общаться с родителями"
консультация на тему
Тема нашего сегодняшнего семинара – профессия педагог или учимся общаться с родителями. Цель: подчеркнуть важность умения общаться педагога с родителями. Я не случайно подготовила этот семинар, т.к. считаю, что данная тема сегодня очень актуальна. Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья. В течении рабочего дня педагог в своей деятельности сталкивается с целым рядом напряженных ситуаций: Ситуации взаимодействия педагога с детьми (нарушение дисциплины и правил поведения, игнорирование требований педагога) Ситуации возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно – воспитательной работой) Ситуации взаимодействия педагога с родителями (повышенная требовательность, недовольство, обвинения со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_uchimsya_obshchatsya_s_roditelyami.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Брусничка» |
Семинар-практикум «Учимся общаться с родителями»
Старший воспитатель:
Исакова Н.А..
Ханты-Мансийск
Семинар-практикум "Учимся общаться с родителями"
Тема нашего сегодняшнего семинара – профессия педагог или учимся общаться с родителями. Цель: подчеркнуть важность умения общаться педагога с родителями.
Я не случайно подготовила этот семинар, т.к. считаю, что данная тема сегодня очень актуальна.
Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья. В течении рабочего дня педагог в своей деятельности сталкивается с целым рядом напряженных ситуаций:
- Ситуации взаимодействия педагога с детьми (нарушение дисциплины и правил поведения, игнорирование требований педагога)
- Ситуации возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно – воспитательной работой)
- Ситуации взаимодействия педагога с родителями (повышенная требовательность, недовольство, обвинения со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания)
Но если вы выбрали эту профессию, то нужно учиться эффективно, взаимодействовать и находить выход из сложной конфликтной ситуации. Например, в одном случае можно проигнорировать нападки родителей, в другом перевести разговор в шутливую форму, не доводя до конфликта, а иногда можно и ответить родителю, но самое главное достойно. При этом вы деликатно поставите его на место и не уроните свое достоинство.
Никогда не нужно не перед кем прогибаться и унижаться. В первую очередь каждый из нас - личность. Единственное, что нам всем необходимо - это уметь управлять своими эмоциями. Но это тема другого семинара, а сегодня мы учимся общаться с родителями и находить выходы из конфликтных ситуаций.
1. Игра-приветствие.
Цель: снижение эмоционального напряжения участников.
Все участники стоят (сидят) в кругу. Ведущий говорит: "Здравствуйте. Я - Маша. Я сегодня вот такая (показывает свое состояние мимикой и жестами)".
2. Упражнение "Работа с родителями".
Цель: повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы.
Участники делятся на три подгруппы. Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, родитель, педагог) участников образовательного процесса.
Первая группа отвечает на вопрос: "Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?". Вторая группа объясняет: "Какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников?". Третья группа аргументирует положение о том: "Зачем взаимодействие с родителями необходимо для педагога".
3.Мини-лекция "Взаимодействия педагога с родителями".
Педагоги, работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом. Как только родители почувствуют в словах педагога нотки обвинения, он либо постарается перейти в "контрнаступления", защищая своего сына или дочь, либо "закроется", смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но, не проявляя при этом никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит "головомойку" своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.
Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того она имеет и свое продолжение: после подобной "воспитательной" беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения.
Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога, можно использовать "принцип сэндвича": хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на "хорошей ноте". Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит "диагноза". А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как "Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка:"
Педагог, в общении с родителем, должен использовать технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.
Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения "Я - высказывания":
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: "Когда Дима на мою просьбу поднять стульчик, ответил: "Я не буду:" (Сравните: "Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требования поднять стул:").
2. Точное выражение словами своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ребенка, а выразить свои чувства: "Я расстроилась:", "Я рассердилась:".
3. Описания причины возникновения чувства. Например: "Ведь я накануне предупреждала о том, что стулья хрупкие, старые:".
4. Выражения просьбы. Например: "Я прошу вас проконтролировать в течении недели проконтролировать (то - то и то- то) и прийти в пятницу, или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия.".
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма общения с родителями о ребенке вызовет наименьшее сопротивления и недовольство вашим общением, потому что показывает вашу заинтересованность в решении проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношения к ребенку, а также желания совместного взаимодействия с родителями.
В общении с родителями также необходимо владение техникой задавания вопросов, поскольку при помощи ее возможно получить недостающую информацию, выяснить точку зрения у родителя, убедиться правильно ли понял он ваши слова. Характер и содержание вопросов зависит от ситуации, фазы переговоров и личностных особенностей взаимодействующих сторон. Так, открытые вопросы лучше задавать малообщительным, замкнутым родителям. Особенно важны такие вопросы в начале беседы, когда желательно активизировать партнера: "Как мы можем помочь вам в этом?", "Как вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребенку?".
А вот в общении с "жалобщиками" имеет смысл задавать встречные вопросы. Например: "О, мой сын совсем не хочет заниматься. Что мне с ним делать?" - "Чем я конкретно могу помочь?".
4.Упражнения "Что я вижу на картинке?".
Цель: Пробудить интерес у педагогов к получению последующей информации о "визуалах", "аудиалах" и "кинестетиках".
Ведущий просит педагогов посмотреть в окно и одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о том, что увидели за окном. Ответить на вопрос: "Что вы видите, или слышите, или чувствуете, глядя в окно?". Фраза должна быть максимально короткой. Педагоги высказыаются по кругу.
Обсуждение: Обычно слушатели, обобщая полученную информацию, рассказывают о том, как они могут применить ее в ежедневной работе при взаимодействии с детьми и учитывать канал восприятия в общении с родителями.
5.Мини - лекция "Визуал, аудиал, кинестетик".
В нейролингвистическом программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: "визуалы", "аудиалы", "кинестетики". К "визуалам" относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации, через слуховой анализатор, относятся к "аудиалам". Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются "кинестетиками". Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип - "дискреты". "дискреты" - это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.
В жизни редко встречается представитель "чистой" категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех и других. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к определенной категории.
Так, для "визуалов" чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятой головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими. Как правило, на родительских собраниях родители - "визуалы" тщательно конспектируют сказанное педагогом. В случае, если им необходимо заполнить анкету, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть представлена в письменном виде.
Поскольку "визуалы" больше внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету, педагогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно.
Родители, относящиеся к категории "аудиалов", встречаются довольно редко. Обычно они могут выполнять данную им устную инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, послужит моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с педагогом могут послужить такие фразы, как "Давайте поговорим:" или "Выслушайте меня:" и др.
Поскольку для "кинестетиков" характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительно удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящемся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи. Если педагог объясняет такой маме или папе способ выполнения упражнения, лучше не давать долгих устных инструкций, а совместно выполнить 1-2 задания.
Общаясь с родителями "дискретами", педагогу желательно проводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.
6."Обмен информацией – приемы и правила".
В процессе обмена информацией, передачи информации от родителей к педагогу, поддерживать контакт помогает умение слушать. Слушание может быть пассивным (нерефлексивным) и активным (рефлексивным, понимающим).
Пассивное (нерефлексивное) слушание – слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать.
Правила пассивного слушания:
- стараться не вмешиваться в монолог говорящего, давать минимум ответов.
- внимательно слушать все, что говорит собеседник.
- постоянно давать собеседнику сигналы, что он сосредоточен на его словах: «да, да. Понимаю вас» и т.п.
Пассивное слушание необходимо в случаях:
- Когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо
- в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы
- когда испытывает трудности в выражении своих забот, проблем или радостей.
Пассивного слушания бывает недостаточно в ситуациях:
- когда желание говорить очень слабое или полностью отсутствует
- когда слушая собеседника, слушатель не согласен с тем, что ему говорят
- когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение
- когда нерефлексивное слушание противоречит интересам слушателя, мешает его самораскрытию.
Активное (рефлексивное или понимающее) слушание - применяется, если нерефлексивного слушания недостаточно.
Приемы активного слушания:
Прием отражения чувств - стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Для этого слушателю необходимо как можно ярче представить, что он сам чувствовал бы на месте говорящего в такой ситуации. Понять собеседника можно, обращая внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства; многое могут рассказать выражение лица, жесты, интонация собеседника.
При отражении чувств собеседника важно соблюдать следующие правила:
- делать акцент не на содержание сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника
- следует передавать ответы по возможности своими словами. Тем не менее, можно воспользоваться определенными вступительными фразами: «Мне кажется, что вы чувствуете…», «У меня такое ощущение, что вы чем-то…»
- избегать категоричных формулировок типа: «Я уверена, что вы огорчены», т.к. в чувствах человека легко ошибиться.
- учитывать интенсивность чувств собеседника: «Вы несколько расстроены!»
Отражение чувств полезно в ситуациях, когда собеседника мучает личная проблема, он хочет поделиться со слушателем и найти у него понимание. Если слушатель в конфликтной ситуации сможет показать говорящему, что понимает его чувства, наверняка «обвинительный накал» речи собеседника спадет. Отражение чувств помогает и говорящему. Он лучше и полнее начинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что станет началом преодоления кризиса.
Прием выяснения – обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание.
Используя данный прием, необходимо придерживаться следующих правил:
- можно использовать таки фразы: «Не повторите ли Вы еще раз?», «Что Вы имеете в виду?», «Извините, я не совсем поняла Вас…» и т.п. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова.
- реплики должны касаться только того, что человек говорит, но не оценивать его поведение или умение излагать свои мысли
- стараться не задавать вопросов, требующих односложного ответа («да», «нет»). Это сбивает человека, он начинает ощущать, что его допрашивают.
Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга. «Выясняющие» вопросы помогают и говорящему, показывая, что его слушают, и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.
Прием перефразирования - повторение мысли собеседника своими словами. Этот прием практически универсален, его можно использовать и в личном общении, и в деловой беседе.
Важно придерживаться следующих правил:
- Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я Вас правильно поняла, то…», «Вы поправьте меня, если я ошибусь, но…» и т.п.
- при перефразировании нужно ориентироваться именно на смысл, содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
- важно выбрать главное и сказать это своими словами
- перефразирование уместно, когда говорящий сделал паузу и думает, о чем сообщить дальше. Повторение слушателем слов говорящего послужит фундаментом, от которого он сможет оттолкнуться, чтобы продолжить общение.
Перефразирование полезно в случаях:
- когда необходимо полное понимание желаний и предложений собеседника
- в конфликтных ситуациях или во время дискуссий, если слушатель слабо ориентируется в предмете разговора.
Прием резюмирования – подытоживание основных мыслей собеседника.
Для резюмирования могут оказаться полезными следующие вступительные фразы: «Таким образом, главное…», «Итак, вы предлагаете…», «Если теперь подытожить сказанное Вами…». При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль.
Этот прием полезен в случаях, когда группа людей долго обсуждает одну и ту же проблему, необходимо время от времени подводить итог сказанному, как бы завершая одну часть разговора и переходя к следующей. Полезно резюмирование и в конце разговора, особенно если слушающий после беседы должен что-то сделать: «Значит главное, что Вы хотели бы от меня – это…»
Прежде чем высказать несогласие с чьей-то точки зрения, можно вначале выделить в ней главное, подытожить сказанное. Тогда не придется распыляться, приводя контрдоводы, а можно будет ответить только на суть возражения собеседника.
Умение слушать полезно так же во время совместного изучения и формирования личности ребенка на основе достигнутого единства подходов к его воспитанию.
7.Упражнение "Слушание в разных позах".
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары: один - говорящий, другой - слушающий. Участники разговаривают по одной минуте в разных положениях: сидя друг напротив друга. Говорящий стоит, слушающий - сидит. Оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.
Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Вывод: эффективным является общение на "одном уровне", "глаза в глаза".
Примечание: после вывода рисуются глаза и ушки.
8.Упражнения "Общения с родителем - это:".
Цель: Подведения итога семинара - практикума, обобщения и закрепления материала.
Группа делится на две команды, и в течение 15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая - перечисляет критерии эффективности общения с родителем, используя первые буквы первого словосочетания "общения с родителем".
Например:
"о" - обаяния педагога,
"б" - безусловное принятия родителя таким, как он есть, и т.д.
Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слово - "родителем".
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, а остальные участники могут по желанию дополнять предложенный список.
Обсуждение: обобщая практикум, ведущий должен обратить внимания, что знания теоретических основ общения, помогут воспитателям завоевать доверия родителей и расположить их к себе..
9.Этюд "Подарок".
Цель: формирование эмоционального положительного настроения.
Участники сидят в кругу.
Инструкция ведущего: "Сейчас мы будем дарить друг другу подарок. Подарок может быть любым. Дарить мы его с вами будем не проговаривая ни слова, а с помощью мимики и пантомимики".
Итак, общение - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не будем искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Умение общаться с родителями"
Методическая разработка семинара-практикума может быть использована в работе с воспитателями, в конспекте представлены теаретические материалы и практические упражнения, позволяющие педагогам грамотно...
Семинар для педагогов "Учимся общаться с родителями"
Семинар для педагогов ДОУ "Профессия педагог или учимся общаться с родителями"...
Семинар "Учимся общаться с родителями"
Семинар посвящен работе педагогов с родителями....
Семинар "Наш общий Дом" вчера, сегодня, завтра..."
В материале показаня последовательность изменений по проекту "Наш общий дом"...
Семинар - практикум для воспитателей "Как эффективно общаться с родителями"
На семинаре воспитатели познакомятся с эффективными способами общения с родителями, как избежать конфликта....
Семинар - практикум "Общая характеристика вводно - подготовительной и заключительной частей занятия"
Семинар - практикум "Общая характеристика вводно - подготовительной и заключительной частей занятия"...
Семинар-практикум для педагогов «Как общаться с родителями без конфликтов»
Цель:помочь педагогам преодолеть трудности в общении с родителями.Задачи:выявить проблемы во взаимодействии с родителями; повысить уверенность педагогов в себе; научить педаго...