мастер-класс для педагогов на тему: «Учимся общаться с родителями».
материал

Фомиченко Галина Валериевна

 

https://cloud.mail.ru/public/HLra/rZe6P6sEv ссылка на видео мастер-класс для педагогов на тему: «Учимся общаться с родителями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx605.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4

городского округа-город Камышин

F:\_PROFILE\Desktop\god_semi_logo.jpg

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Учимся общаться с родителями».

Выполнила и провела :

Фомиченко Г.В., старший воспитатель

(Слайд 2 )

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  • Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников
  • Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей
  • Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Ход мастер-класса:

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему: «Учимся общаться  с родителями».

Начать нашу встречу мне хочется словами Фредерика Саломона Перлза:

Слайд 3

 Я пришел в этот мир

 Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

 Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежд

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – то нужно стремиться к взаимопониманию.

F:\_PROFILE\Desktop\IMG-20240216-WA0039.jpg

Слайд 4.

Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.

          Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут достучаться до родителей и установить с ними взаимный контакт?   Ответы педагогов.

Слайд 5.

Трудности  организации совместной работы педагога с родителями воспитанников:

  1. Непонимание родителями важности режима детского сада,  и постоянное его нарушение
  2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду.

Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.                       

Педагог: Посмотрите на шарики в  нашей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Я хочу вам наглядно показать это со стороны.Попрошу подойти ко мне самого смелого педагога

Отдаю мячи одному педагогу и перечисляю их названия.педагогу.

F:\_PROFILE\Desktop\IMG-20240216-WA0014.jpg

Слайд 6.

Я раздаю вам:

  • Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
  • Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;

  • Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

 Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;

  • Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.
  • Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
  • Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется

сделать? (Ответы участника) Выбросьте их обратно в корзину.

Слайд 7.

Из чего же складывается успех общения?  Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

Конечно воспитателю.

Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.

  • желание пойти на контакт, наладить отношения,
  • помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера,
  • услышать партнера,
  • признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

 Уважаемые коллеги, далее я хотела бы коснуться практической части общения с родителями.

Слайд 8

Упражнений № 1.

Коммуникативное упражнение «Дерево цели».

(изображения дерева, подписано: корни – минимальный уровень коммуникативных умений, крона – максимальный уровень коммуникативных умений).

Педагог: Чтобы выявить для себя уровень коммуникативных способностей в данный момент, выполним коммуникативное упражнение «Дерево цели».  Перед вами изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших коммуникативных умений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление ваших качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления ваших реальных или возможных умений.

Я предлагаю Вам на стикере написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме). А для чего мы это сделали, вы узнаете в конце мастер класса.

Упражнение № 2.  «Общение с родителями»

На  каждом столе перед  вами расположены установки на общение с родителями :  из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

I. А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.

Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

II. А) меня должны уважать.

Б) я должна завоевать уважение.

III. А) я должна быть в центре внимания.

Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

IV. А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) я всегда авансирую доверие родителям.

( слайд 9)

Обсуждение результатов

Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

(слайд 10)

Упражнение № 3. «Волшебное озеро»

Педагог: Давайте образуем круг. Я предлагаю вам выполнить упражнение “Волшебное озеро”.

Педагог: У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.) Ответил вам этот человек на вашу улыбку? посадила

Хочется после этого упражнения сделать вывод: Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.

(прошу остаться со мной тех,кому улыбнулся уникальный и неповторимый человек на свете,а остальные могут присаживаться)

  Педагог:    Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

F:\_PROFILE\Desktop\IMG-20240216-WA0017.jpg

( слайд 11)

Упражнение № 4. Игра «Тренировка интонации»

Педагог: Интонация в общении с родителями является важным инструментом в общении сродителями. Чтобы осознать ее значение для успешного общения  мы сейчас попробуем наглядно это увидеть и поможет нам в этом следующее упражнение.

Но для начала давайте с вами познакомися,представьтесь нам пожалуйста

Произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка» с разной интонацией

- С оттенками иронии,

 - безразличия,

- требовательности,

- доброжелательности.

Коллеги  кто из педагогов по вашему мнению  произнес фразу с более правильной интонацией для общения. (рассуждают и обьясняют)

Большое спасибо вам за помощь в этом упражнении,присаживайтесь

F:\_PROFILE\Desktop\IMG-20240216-WA0025.jpg

 (слайд 12 )

 Упражнение № 5. Игра «Говорящие руки»

Педагог: Для снятия излишней напряженности родителей, например, во время родительского собрания, можно провести игру «Говорящие руки», которая  направлена для налаживания контакта родителей с педагогами, для их сближения и взаимопонимания: Для этого разделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания,а  вы  их выполняете, только с помощью рук,молча.

Варианты заданий парам: поздороваться с помощью рук;

— помириться руками;
— побороться руками;
— выразить поддержку с помощью рук;
— поругаться;
— пожалеть;
— пожелать удачи;
— попрощаться;
— выразить радость и т.п.

Педагог: Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.

(слайд 13 )

Упражнение № 6. Игра «Я знаю 5 имен»

Педагог: Давайте с вами вспомним детскую игру «Я знаю 5 имен». Сейчас я буду  бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить.

-назовите пять имён друзей (подруг) своего ребёнка;

-пять любимых занятий вашего ребенка;

-пять любимых блюд вашего ребенка;

-пять любимых сказок вашего ребенка;

Педагог: Такая игра, проведённая с родителями, позволит понять насколько родители хорошо знают своего ребёнка и близки с ним.

(слайд 14)

 Упражнение № 7 «Где живут мои чувства?»

Педагог: Все наши чувства живут внутри нас. В нас живут чувства: Радость, Грусть, Интерес, Страх, Злость, Любовь. Каждое чувство живет в своем доме. Перед вами силуэт человеческой фигуры. Мы попробуем сейчас определить, в каком именно месте живут ваши чувства.

- Представьте себе, что вы сейчас очень злитесь на кого-нибудь или что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Почувствуйте, где находится ваша злость в вашем теле? Как вы ее ощущаете? Может, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте красным карандашом место, где вы почувствовали злость.

- Представьте, что вы чего-то испугались. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? Заштрихуйте это место черным карандашом.

- А сейчас вспомните, от чего вы грустите? Где находится ваша грусть? Возьмите синий карандаш и закрасьте это место.

- Представьте, что вы сейчас чему-то сильно радуетесь, вам легко, весело. Где живет ваша радость? Заштрихуйте это место желтым карандашом.

- Вспомните тех, кого вы любите? Что вы чувствуете при этом? Где вы почувствовали любовь, в каком месте она у вас живет. Возьмите зеленый карандаш и заштрихуйте это место.

 - Посмотрим, что у нас получилось. Все фигурки разные. Почему?

Отсюда , мы можем сделать с вами вывод: мы все очень разные и чувствуем и думаем тоже по-разному.

F:\_PROFILE\Desktop\IMG-20240216-WA0034.jpg

(слайд 15)

Упражнение № 8. «Ладошки»

Педагог: А сейчас возьмем листы бумаги, они чистые как наши детки Листочки у нас разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники: разные по характеру, по интересам, по поведению. Обводим свою ладошку и вырезаем. В центре ладони пишем имя своего ребенка, а на пальцах отличительные черты его характера. Готовые ладошки приклеиваем как лучики к солнышку. Посмотрите, какое у нас получилось доброе, ласковое, веселое солнышко.  Все наши «детки» согреты теплом наших рук. Мы должны научиться в общении быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.

F:\_PROFILE\Desktop\IMG-20240216-WA0013.jpg

( слайд 16)

Хотелось бы подытожить наш мастер-класс и выделить 7 обязательных правил для успешной работы по взаимодействию с родителями.

Уважайте

Помогайте

Объясняйте

Доверяйте

Учитесь

Спрашивайте

Благодарите

Памятки с правилами общения с родителями которые мы для вас подготовили надеемся,будут вам верными помощниками в работе с родителями

Памятка

Правила общения с родителями:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. 
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Педагог: Уважаемые коллеги, в я предлагаю вам, снова обратить внимание на наше «Дерево цели» и нам хотелось  бы узнать достигли ли мы  цели своего мастер –класса, изменился ли ваш уровень коммуникативных способностей по взаимодействию  с родителями.Если да,то переместите ваши стикеры Объясните, зачем вы переместили свои стикеры?Мы очень надеемся,что наша втреча была полезной и продуктивной! Спасибо за внимание! Слайд 17

F:\_PROFILE\Desktop\IMG-20240216-WA0040.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Учимся общаться с родителями!"

Пан-конспект мастер-класса для работ с воспитателями ДОУ....

Мастер - класс по теме: "Учимся общаться с родителями"

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Тема "Учимся общаться с родителями воспитанников"

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой &mda...

Мастер класс "Учимся общаться с родителями"

Мастер класс для педагогов "учимся общаться с родителями"...

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...