Семинар- практикум для педагогов: "Как общаться с агрессивно настроенными родителями"
материал
Цель: Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного взаимодействия с родителями. Познакомить с приемами управления негативными эмоциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/system/temporary/filefield_paths/seminar_agresivnye_roditeli.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов: «Как общаться с агрессивно настроенными родителями»
Цель: Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного взаимодействия с родителями. Познакомить с приемами управления негативными эмоциями.
Материалы: презентация к тренингу, спокойная мелодия для релаксации, ситуации для обыгрывания, памятки для родителей.
Приветствие
Педагог
Здравствуйте, уважаемые педагоги! В нашей работе мы каждый день погружаемся в мир детства и непосредственности. Мы играем вместе с нашими воспитанниками, учим их, воспитываем, смеемся рядом с ними, а иногда огорчаемся. Но у этого мира есть еще одна сторона – это родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К сожалению, с ними не всегда удается избежать проблемных коммуникаций.
Цель нашей встречи – научиться избегать конфликтных ситуаций и находить способы взаимодействовать конструктивно. Часто родители не до конца понимают значимость педагога, воспринимают его скорее как менеджера, при этом сами выступают в роли «заказчика». Случается, что родители не готовы разбираться в ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к воспитателю. Мы поговорим о том, как сделать так, чтобы избежать таких случаев или выйти из них достойно.
Упражнение «Волшебный туннель»
Педагог
Вначале выполним упражнение, которое поможет нам побороть агрессию в себе. Сейчас мы мысленно «пройдем по туннелю». Сядьте удобно. Мы будем извлекать волшебное тепло из наших рук. Для этого в течение нескольких секунд потрите ладони друг о друга. Закройте глаза ладонями так, чтобы получился «вакуум» вокруг глаз. Если есть возможность, обопритесь локтями о стол. В таком положении можно сидеть несколько минут, но сейчас мы ограничимся двумя минутами. Мы находимся в туннеле, вокруг нас – пустота и спокойствие. (Педагог включает спокойную музыку и читает текст упражнения. Педагоги выполняют его.)
Здесь нам тепло и спокойно. В этом туннеле мы можем постоять на месте, посмотреть по сторонам, сколько нам захочется, а потом идти вперед. Впереди нас ждет что-то хорошее, доброе, светлое. Мы идем, и нас ничего не беспокоит. В любой момент мы можем остановиться и отдохнуть, а потом идти дальше. Нам хорошо и спокойно. И вот мы дошли до конца туннеля, и сейчас увидим свет, который принесет нам радость, спокойствие, гармонию. Теперь мы откроем глаза. (Педагоги делятся впечатлениями: что почувствовали, хватило ли времени успокоиться.)
Упражнение «Значение позы»
Педагог
Мы нашли один из способов, как помочь себе побороть агрессию. А теперь попробуем разобраться, как вести себя с агрессивно настроенным человеком. Часто наше состояние показывает поза, и, когда мы ее меняем, то можем поменять и состояние. Давайте попробуем прочувствовать, как это происходит. Поделитесь на две группы и встаньте друг напротив друга. Сейчас педагоги из первой группы должны опустить плечи, ссутулиться и произнести слова: «Я вас боюсь». Педагоги второй группы, напротив, расправят плечи, поднимут голову и произнесут: «Я это знаю». Затем вы поменяетесь ролями. (Педагоги выполняют упражнение.)
Что вы чувствовали, когда стояли с опущенными плечами в роли жертвы? Как видели «жертву» со стороны? Правильно ли делают педагоги, когда выбирают «позу жертвы» в общении с родителями? (Педагоги отвечают на вопросы и подводят итог упражнению.)
Упражнение «Активное слушание»
Педагог
Поговорим о том, как вести переговоры с родителями и подняться с позиции «жертвы» до уровня партнерского общения. Посмотрите на три приема, которые помогают наладить конструктивное взаимодействие. Это уточнение, парафраз, резюмирование. Давайте разобьемся на пары и проиграем ситуации с этими приемами. Первую ситуацию
предлагаю я: «Разъяренный родитель предъявляет педагогу претензии: “Почему Ваня в последнее время не хочет идти в детский сад?”». (Педагог-психолог раздает педагогам шпаргалки с приемами активного слушания. Педагоги проигрывают ситуации в парах при помощи психолога, а потом самостоятельно.)
Что вы чувствовали в роли воспитателя, когда отвечали и при этом использовали приемы активного слушания? Что чувствовали в роли родителя? Давайте попробуем проиграть другие ситуации и проверить, как приемы активного слушания сработают на них. (Педагоги предлагают свои примеры конфликтных ситуаций и проигрывают их в парах.)
Упражнение «Я- высказывание»
Педагог:
Упражнение «Я-высказывание» тоже направлено на конструктивное взаимодействие. Я раздам вам схемы, как с помощью этого приема реагировать на агрессивный выпад родителя. Вначале опишите ситуацию языком фактов. Дайте точное название своему чувству: «я удивлена», «огорчена», «боюсь». Назовите причину, которая заставляет вас чувствовать именно так. (Педагог-психолог раздает схемы и разбирает ситуацию «Почему Ваня не хочет идти в детский сад?». Педагоги проигрывают собственные ситуации в парах.)
Педагог: В настоящее время педагогам приходится много общаться с родителями в мессенджерах и соцсетях. Чтобы избежать конфликтов, хочу остановиться на правилах общения с родителями в мессенджерах и соцсетях. Общаться с помощью мессенджеров и соцсетей очень удобно и быстро. Но на самом деле, общение с родителями в чате не такое уже безобидное, как кажется на первый взгляд. Выстроить общения с родителями при помощи мессенджера можно двумя способами:
• организовать чат, то есть включить в него сразу много участников,
• общаться с каждым родителем обособленно.
Но в любом случае необходимо соблюдать правила общения в чатах.
Семь правил бесконфликтного общения с родителями в мессенджерах.
Правило 1. Всегда указывайте тему переписки. При обсуждении важных вопросов в общих родительских чатах отслеживайте сообщения не по теме. Мягко, но настойчиво возвращайте родителей к изначальной теме разговора. Это поможет оперативно решить рабочие вопросы и сэкономить время.
Правило 2. Следите за орфографией и пунктуацией. Не пишите предложения заглавными буквами. Предложения, которые состоят только из заглавных букв, человек воспринимает как повышение голоса. Составляйте письмо кратко и емко, чтобы его было удобно прочитать.
Правило 3. Предотвращайте конфликты. Держите нейтралитет, общайтесь одинаково со всеми родителями. Если назревает конфликт, призывайте родителей не смешивать личное и деловое общение в чате. При необходимости приглашайте на личную беседу.
Правило 4. Придерживайтесь делового стиля общения. Будьте вежливы и тактичны, не нарушайте этические нормы. Обязательно поприветствуйте родителей, когда отвечаете, обращайтесь лично к автору письма. Также нужно растаивать смысловые и эмоциональные акценты, придерживайтесь уважительного тона общения.
Правило 5. Определите временные рамки общения. Установите четкие границы времени для общения в мессенджерах. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения, расставляйте приоритеты и следите за допустимым временем общения.
Правило 6. Не публикуйте персональные данные. Договоритесь с родителями, что личную информацию, например фото детей, будут размещаться только с разрешения тех, кто есть на нем. Иначе вы рискуете нарушить закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Правило 7. Не принимайте важных решений в момент переписки. Помните, все важные решения при общении с родителями должны быть обдуманными и взвешенными. Не принимайте их под влиянием эмоций или минутной слабости. Лучше такие решения принимать по результатам личных встреч и устных бесед.
Если педагоги не придерживаются правил общения в чатах, то родители могут подать заявление в суд.
Юридически общение в чатах несет больше рисков, чем живое. Это связано с тем, что информация в интернете фиксируется и остается уже после того, как вы ее передали; вы часто не знаете механизмов ее распространения. Ситуация усложняется тем, что в сети люди эмоционально стремятся именно к живому общению и не задумываются о последствиях сказанного.
Чтобы родители дошкольников использовали мессенджер и социальные сети для продуктивного взаимодействия с воспитателями детского сада, используйте памятку. Эту памятку вы можете разместить на видном месте в раздевалке, чтобы родители познакомились с ней. ( Педагог зачитывает памятку)
Рефлексия
Педагог:
Наша встреча подходит к концу, и я прошу вас об обратной связи. Что вам показалось интересным на семинаре-практикуме? Что вы будете применять в работе? Чего не хватило? (Педагоги отвечают.) Спасибо за совместную работу. Помните, что умение достойно вести себя в конфликтной ситуации говорит о том, что вы – зрелая личность, воспитанный и адекватный педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов на тему «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» (в 3-х частях)
Семинар -практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» состоит из 3 частей. Разработан на основе:1. Бреслав Г.Э. Психологическая кор...
Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...
Семинар-практикум для педагогов «Как общаться с родителями без конфликтов»
Цель:помочь педагогам преодолеть трудности в общении с родителями.Задачи:выявить проблемы во взаимодействии с родителями; повысить уверенность педагогов в себе; научить педаго...
Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Полезная информация для педагогов от том как эффективно выстроить общение с родителями...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтов"
Данная методическая разработка помогает оранизовать практическое занятие с педагогами по формированию умений правильно выстраивать взаимодействие с родителями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Педагоги и родители должны быть партнерами в деле образования и воспитания детей. Как педагогу быть компетентным в общении с родителями? Данный семинар-практикум посвящен именно этому вопросу....
Семинар-практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением. Но только последовательное следование устан...