Развитие эмоционального интеллекта
презентация к уроку по психологии (подготовительная группа)
Понятие Эмоциональный интеллект ввели американские ученые Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году: Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — EmotionalQuotient (EQ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие Эмоциональный интеллект ввели американские ученые Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году: Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями. В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману , который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» ( Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея , добавил собственное видение и использовал новый термин — EmotionalQuotient (EQ).
Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году выделили этапы развития эмоционального интеллекта: 1. Восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу; 2. понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью; 3. управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции; 4. использование — активизация мозга с помощью эмоций .
В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона - несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает.
Известно , что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.
Компетенции эмоционального интеллекта: Умение узнавать и осознавать свои чувства; Умение правильно переживать фрустрацию; Умение изменять свои чувства; Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию; Умение управлять своими чувствами; Умение строить эмоционально теплые отношения.
Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: непосредственны и откровенны; оптимистичны и позитивны; легко эмоционально отзываются на события; чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок; резко меняют эмоциональный настрой; незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции. Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные, дети со слабым выражением эмоций.
Зачем развивать? Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте. Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции. Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем успешным. К таким детям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем ребенок более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям. Зачем это детям: поможет в общении; повысит продуктивность в образовательной деятельности; научит контролировать себя и эмоции, и разбираться в людях; укрепит уверенность в себе; позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Игры на развитие ЭИ «Кубик настроений» Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему. «Зеркало» Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами. «Я радуюсь, когда...» По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом. Упражнения на работу с эмоциями «Подушка злости» Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции. «Дневники добра» Для отслеживания позитивных эмоций составьте: «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые; «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня; «Дневник успеха», который помнит только хорошее. После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который: обладает богатым эмоциональным словарём; не стремится к совершенству и перфекционизму ; не позволяет другим портить себе настроение; способен переключаться от негатива к позитиву; наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую; умеет отказывать; может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта. Жить с ребенком - дело не простое...
Беседа с родителями...
Развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в дошкольной организации.
Актуальность. Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследо...
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
Методическая разработка реализующая дидактическую концепцию К.Орфа, направленную на развитие эмоционального интеллекта дошкольников, основанную на игровом подходе развития музыкальности ребенка на примере детского фольклора.
Освещает одно из наиглавнейших направлений современного музыкального дошкольного образования...
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...
«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».
Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»...