Развитие эмоционального интеллекта
презентация к уроку по психологии (подготовительная группа)

Софьянская Алёна Анатольевна

             Понятие Эмоциональный интеллект ввели американские ученые Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году: Эмоциональный интеллект  — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

               В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — EmotionalQuotient (EQ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональный интеллект, как основной ресурс, способствующий выражению собственных эмоций здоровым образом

Слайд 2

Понятие Эмоциональный интеллект ввели американские ученые Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году: Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями. В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману , который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» ( Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея , добавил собственное видение и использовал новый термин — EmotionalQuotient (EQ).

Слайд 3

Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году выделили этапы развития эмоционального интеллекта: 1. Восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу; 2. понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью; 3. управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции; 4. использование — активизация мозга с помощью эмоций .

Слайд 6

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона - несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает.

Слайд 7

Известно , что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Слайд 9

Компетенции эмоционального интеллекта: Умение узнавать и осознавать свои чувства; Умение правильно переживать фрустрацию; Умение изменять свои чувства; Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию; Умение управлять своими чувствами; Умение строить эмоционально теплые отношения.

Слайд 10

Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: непосредственны и откровенны; оптимистичны и позитивны; легко эмоционально отзываются на события; чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок; резко меняют эмоциональный настрой; незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции. Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные, дети со слабым выражением эмоций.

Слайд 11

Зачем развивать? Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте. Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции. Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем успешным. К таким детям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем ребенок более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям. Зачем это детям: поможет в общении; повысит продуктивность в образовательной деятельности; научит контролировать себя и эмоции, и разбираться в людях; укрепит уверенность в себе; позволит быстро принимать решения.

Слайд 12

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.

Слайд 20

Игры на развитие ЭИ «Кубик настроений» Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему. «Зеркало» Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами. «Я радуюсь, когда...» По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом. Упражнения на работу с эмоциями «Подушка злости» Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции. «Дневники добра» Для отслеживания позитивных эмоций составьте: «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые; «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня; «Дневник успеха», который помнит только хорошее. После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который: обладает богатым эмоциональным словарём; не стремится к совершенству и перфекционизму ; не позволяет другим портить себе настроение; способен переключаться от негатива к позитиву; наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую; умеет отказывать; может увлекаться делом и не ждать при этом награды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в дошкольной организации.

Актуальность. Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследо...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»...