Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)

Макарова Екатерина Сергеевна

Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_emotsioanlnogo_intellekta.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 209 «Мозаика»

г. Нижний Новгород, с/п. Новинки, ул. Ботаническая, д.9

Телефон: (831) 234-29-15, e-mail: ​ds209_nn@mail.52gov​​.ru

Программа по развитию

эмоционального интеллекта

у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры»

Разработала: педагог-психолог Макарова Е.С.

Нижний Новгород, 2023 г.

Пояснительная записка

Развитие эмоционального интеллекта — это важный аспект воспитания, который помогает детям не только лучше понимать себя, но и налаживать отношения с окружающими. Программа направлена на создание безопасной и поддерживающей среды, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал, научиться управлять своими эмоциями и строить здоровые социальные отношения, быть более успешными в освоении предстоящей учебной деятельности.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры.

Задачи:

1. Учить детей распознавать свои эмоции.

2. Учить детей выражать свои эмоции.

3. Способствовать социальной адаптации и улучшению взаимодействия с окружающими.

4. Повысить уверенность детей в общении и взаимодействии с другими.

             

Продолжительность программы: 15 занятий (1 раз в неделю), продолжительность не более 30 мин.

Форма работы: подгрупповая (6-7 детей)

Ожидаемые результаты освоения Программы

По завершении программы дети должны:

• Уметь распознавать и называть свои эмоции.

• Эффективно выражать свои чувства словами, невербальными способами.

• Понимать эмоции других и проявлять эмпатию.

• Уметь справляться с негативными эмоциями.

Содержание программы

Занятие 1: Введение в эмоции.

Цель: Познакомить детей с основными эмоциями.

Материалы: Картинки с изображениями лиц, показывающих разные эмоции (радость, грусть, страх, злость, удивление).

Дидактическая игра: "Эмоциональный портрет"

• Дети по очереди выбирают картинку с эмоцией и объясняют, когда они чувствовали эту эмоцию.

• Остальные дети могут задавать вопросы или делиться своими впечатлениями.

Занятие 2: Колесо эмоций.

Цель: Научить детей распознавать и называть свои эмоции.

Материалы: Большое картонное колесо, разделенное на сектора с изображениями эмоций.

Авторская дидактическая игра: "Колесо эмоций"

• Дети вращают колесо и обсуждают эмоцию, на которую указала стрелка.

• После обсуждения каждый ребенок может рассказать о ситуации, когда он испытывал эту эмоцию.

Занятие 3: Эмоции в движении

Цель: Развивать навыки невербального общения.

Материалы: Музыка, карточки с эмоциями.

Дидактическая игра: "Танец эмоций"

• Включите музыку, и дети должны танцевать, выражая определенную эмоцию (например, радость или грусть).

• После танца обсудите, какие движения соответствовали каждой эмоции.

Занятие 4: Эмоции и ситуации

Цель: Научить детей связывать эмоции с конкретными ситуациями.

Материалы: Карточки с ситуациями (например, "Ты проиграл в игру", "Ты получил подарок").

Дидактическая игра: "Эмоциональные ситуации"

• Дети вытягивают карточки и обсуждают, какую эмоцию они могли бы испытать в данной ситуации.

• Группа может предложить способы справляться с этими эмоциями.

Занятие 5: Ролевые игры

Цель: Развивать навыки общения.

Материалы: Костюмы или реквизит для ролевых игр.

Дидактическая игра: "Эмоциональные сценки"

• Дети выбирают эмоцию и разыгрывают сценку, показывая, как они чувствуют себя в этой ситуации.

• Остальные дети должны угадать, какую эмоцию изображает актер.

Занятие 6: Эмоции в картинках

Цель: Научить детей распознавать эмоции.

Дидактическая игра: "Эмоции героев"

• Читайте книгу или смотрите видео, а затем обсуждайте, какие эмоции испытывают герои.

• Дети могут выбрать своего любимого героя и рассказать о его эмоциональных переживаниях.

Занятие 7: Эмоциональные карты

Цель: Развивать навыки саморегуляции.

Материалы: Бумага, цветные карандаши.

Дидактическая игра: "Эмоциональная карта"

• Дети создают свои "эмоциональные карты", где рисуют ситуации, вызывающие разные эмоции.

• Обсуждение карт помогает детям осознать свои чувства и способы их выражения.

Занятие 7: Эмоции и цвета

Цель: Связать эмоции с цветами, развивая ассоциативное мышление.

Материалы: Цветные карточки, краски.

Дидактическая игра: "Эмоциональные цвета"

• Дети выбирают цвет, который ассоциируется у них с определенной эмоцией, и объясняют свой выбор.

• Затем они рисуют картину, используя этот цвет, и рассказывают о своих чувствах.

Занятие 8: Эмоциональные истории

Цель: Развивать навыки рассказывания и понимания эмоций.

Материалы: Картинки или книги с изображениями персонажей.

Дидактическая игра: "Эмоциональные истории"

• Дети выбирают картинку и придумывают историю о персонаже, описывающем его эмоции.

• Группа обсуждает, какие чувства испытывает персонаж и как они могут помочь ему.

Занятие 9: Эмоции в природе

Цель: Научить детей наблюдать за эмоциями в окружающем мире.

Материалы: Природные объекты (листья, цветы), блокноты.

Дидактическая игра: "Природные эмоции"

• На прогулке дети собирают природные объекты и обсуждают, какую эмоцию они могут ассоциировать с каждым объектом.

• Затем они могут нарисовать или записать свои мысли.

Занятие 12: Эмоции и музыка

Цель: Исследовать, как музыка может вызывать разные эмоции.

Материалы: Разные музыкальные композиции.

Дидактическая игра: "Музыкальные эмоции"

• Дети слушают различные музыкальные произведения и делятся своими ощущениями.

• Они могут танцевать или рисовать под музыку, выражая свои чувства.

Занятие 13: Эмоциональная мимика

Цель: Развивать навыки невербального общения через мимику.

Материалы: Зеркала или карточки с эмоциями.

Дидактическая игра: "Эмоциональная мимика"

• Дети по очереди показывают эмоцию с помощью мимики, а остальные угадывают.

• Обсуждение того, как мимика может помочь в общении с другими.

Занятие 14: Эмоции и игры

Цель: Использовать игры для изучения эмоций.

Материалы: Настольные игры или карточные игры на тему эмоций.

Дидактическая игра: "Эмоциональная настолка"

• Дети играют в настольную игру, где каждая карта или ход связаны с определенной эмоцией.

• Обсуждение того, как они себя чувствуют во время игры.

Занятие 15: Эмоциональный театр

Цель: Развивать навыки самовыражения через театр.

Материалы: Реквизит для театра (маски, костюмы).

Дидактическая игра: "Театр эмоций"

• Дети создают короткие сценки на основе изученных эмоций.

• После представления обсуждают, какие чувства были показаны и как они их воспринимали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать вы...

Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Данная программа имеет концентрический характер — тематические разделы сохраняются, постепенно расширяясь и углубляясь из года в год. Её участники в ходе работы учатся понимать себя, с уваж...

Программа саморазвития Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» на 2021-2023 учебный год

Цель:Темы: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» Обеспечение реализации организационно-педагогических условий формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через совместную деятельность с педагогом»

В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давн...

Методическая разработка "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями изобразительного искусства"

АннотацияДанная методическая разработка посвящена проблеме формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  посредством знакомства с произведениями искусств...

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»...