Программа по развитию эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста (Программа опубликована на сайте издательства "Время знаний")
рабочая программа (средняя группа)

Полуэктова Екатерина Алексеевна

Программа обупликована на сайте издательства "Время знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_emotsii.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования г. Москвы

государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №657 дошкольное отделение 4

                                                                                 Составитель: педагог Полуэктова Е.А.

г. Москва, 2022 г.

Программа по развитию эмоционального интеллекта детей среднего

дошкольного возраста

Дошкольное детство — это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь — это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер).

В современной психологии проблема эмоционального развития детей по праву признана одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с многозначностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребёнок растёт, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

По всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам) и имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, её отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс.

Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

  1. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ  

Развитие эмоциональной сферы детей

среднего дошкольного возраста

(4-5 лет)

Задачи программы:

• расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогатить словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

• развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

• формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);

• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее);

• развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.

  1. Структура программы

Программа развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста «В стране эмоций» включает 18 занятий 1 раз в две недели по 20 минут.

Программа состоит из двух разделов:

1 раздел – занятия по ознакомлению детей с эмоциями

Цель: научить ребёнка понимать и распознавать свои эмоции, уметь ими владеть, правильно реагировать, откликаться на происходящее.

Задачи:

  1.  Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями: «радость», «печаль», «страх», «гнев».
  2. Научить проявлять, и выражать своё эмоциональное состояние
  3. Сформировать умение контролировать свои эмоции, быть их «хозяином».

2 раздел – закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях

        (игры, пантомимы, рассматривание фотографий людей и

        детей с различными эмоциями, проигрывание ситуаций по

        предложенной теме)

Методы и формы занятий: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, психогимнастика, ролевые ситуативные игры, проблемные ситуации.

Ожидаемый результат:

  1. Знать основные базовые эмоции «радость», «печаль», «страх», «гнев».
  2. Выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, пантомимики, интонацией голоса.
  3. Отличать хорошие и плохие поступки.
  4. Соблюдать и пользоваться правилами и нормами поведения.
  5. Уметь взаимодействовать друг с другом в процессе общения.
  6. Дети должны получить представление о способах выражения собственных эмоций.

3.  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Месяц

Разделы, темы

Кол-во занятий

Сентябрь

Знакомство

1

Определение эмоции по фотографиям и рисункам (радость, печаль, гнев и страх)

1

Октябрь

Выражение и распознание эмоций (радость)

1

Игра «Волшебное зеркало»

Игра «Угадай эмоцию»

1

Ноябрь

Восприятие и понимание эмоций (грусть)

1

Игра пентаграммы

1

Декабрь

Выражение и распознание эмоций (гнев, злость)

1

Игра «Злюка»

Игра «Уходи злость»

1

Январь

Распознание эмоций в музыке

1

Прослушивание музыкальных произведений и определений эмоций

1

Февраль

Игра рисуем настроение

1

Игра «Покажи животное»

1

Март

Развития словаря эмоций

1

Игра «Назови похожее»

1

Апрель

Выражение и распознание эмоций (страх)

1

Игра в жмурки

Игра «Волшебный мешочек»

1

Май

Определение эмоций по мимическим признакам

1

Игра «Сделай лицо»  

Игра «Встреча эмоций»

Игра «Испорченный телефон»

1

Итого

Литература

Сергиенко Е.А, Марциновска Т.Д. Руководство по проведения

                развивающих занятий (для воспитателей, педагогов, психологов

                ДОУ)

Хухлаева О.В. Психологические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушин И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М: Генезис, 2004.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательства «Речь», 2006.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательства «Речь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"

         Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Методические основы развития эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

Данная статья одресована педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений...

ИГРОВОЕ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

   Основным понятием эмоциональной  сферы  человека выступают чувства. Чувство – особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная  их со...

Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...