Изотехники в работе с эмоциональным выгоранием.
консультация по психологии

Алексеева Александра Владимировна

Изотерапия - это терапия творчеством, в первую очередь рисованием. [1].

Изотерапия — это хороший способ расслабиться, прислушаться к себе, погрузиться в свой внутренний мир, избавиться от негативных переживаний

Изотерапия является разновидностью АРТ-терапии и всключает в себя изотехники, которые имеют множество различных форм и методов. Изотехники используются в работе психологов для психологической коррекции и диагностики, распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она эффективна и для взрослых. [2].

Преимущества изотехник:

-выходу внутренним конфликтам;

-помогает понять собственные чувства и переживания;

-способствуют повышению самооценки;

-раскрывают и развивают творческие способности и др.

Изотехники включают в себя множество разнообразных техник, например: нейрографика, рисование мандал, герб, эбру, каракули, могут применяться  техники лепки из пластилина, глины и др.

Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог даёт задания и упражнения.

Техника «Каракули»

Впервые техника «каракулей» была разработана и описана Дональдом Винникоттом.

(Существует множество модификаций, рассмотрим технику под ред.А.И.Копытина) [3].

Изотехника «Каракули» — это хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. 

В эту технику можно использовать как индивидуально, так и для подгруппы или даже как элемент занятия для всей группы

Цель техники: снимать эмоциональное напряжение, развивать воображение, мелкую моторику рук и настроиться на творческую работу.

Оборудование: По материалам нет никаких ограничений – кому-то хочется использовать краски, кто-то возьмет гелевые ручки, также может помочь и обычный карандаш. Вы можете сделать одну картину или использовать три-семь-десять листов.  

Инструкция: свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла. 1

Варианты выполнения упражнения № 1:

Свободно водя по листу бумаги карандашом, участник рисует  каракули без какой-либо цели и замысла. Далее рассматривает, что нарисовал, представляет на что похоже полученное изображение.

Если техника выполняется в группе, то можно передать партнёру свой «рисунок» и пусть он попытается создать из каракулей образ и развить его; затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга.

Варианты выполнения упражнения № 2:

Выплескивайте чувства на бумагу, пока внутри не почувствуете, что успокоились

Можно обсудить проделанную работу. Участнику(ам) предлагается ответить на вопросы:

-Что чувствовали или ощущали во время рисования каракулей?

-Что чувствуете, глядя на свой рисунок каракулей?

-Глядя на ваш рисунок, какие образы вам приходят в голову?

-Расскажите про возникшие образы.

Техника «Безопасное место» [5].

У техники «Безопасное место» много возможностей, в том числе, потому, что у нее в разных подходах много модификаций, рассмотрим технику В. М. Приходько.

Цель: привести педагога в более ресурсное состояние, снизить уровень стресса и тревоги, расслабиться и справиться с негативными эмоциями, опираясь на описание безопасного места.

Оборудование: Лист бумаги (А4, можно больше), любой изобразительный материал, который вам по душе ( краски, фломастеры, карандаши и т.д.)

Инструкция:

Сделайте несколько спокойных глубоких вдохов и выдохов, после чего закройте глаза и продолжайте дышать размеренно. 

Образ места: представьте картинку места, где вы чувствуете себя безопасно, спокойно и счастливо. Осмотритесь вокруг, представьте, что находится вокруг вас. 1

Ощущения: присмотритесь к деталям и особенностям вещей вокруг вас. Из какого материала они сделаны? Какого цвета они? Представьте, что протягиваете руку и касаетесь их. Что ощущают ваши пальцы? 

Звуки: прислушайтесь к звукам вокруг. Наполните своё место теми звуками, которые наполняют и успокаивают вас. 

Запахи: кроме звуков чувствуете ли вы какие-то запахи? Это запахи чего? 

Завершение: побудьте в этом месте столько, сколько вам нужно. Не торопитесь, не подгоняйте себя. Ещё раз оглянитесь вокруг в вашем воображении. Хорошо присмотритесь ко всему.

Откройте глаза. Нарисуйте это безопасное место.

Техника  «Мандала радости» [4].

Первым, кто ввел в психологические техники рисования  мандал считается Карл Густав Юнг.

Мандала — это абстрактный рисунок в круге. Круглая форма символизирует взгляды человека на жизнь, его внутренний мир, мысли и чувства в данный момент.  

«Мандала радости» — это техника поиска эмоционального равновесия и визуализации ресурсов, способных вызвать это состояние.

Цель: привести педагога в более ресурсное состояние, снизить уровень стресса и тревоги, расслабиться и справиться с негативными эмоциями.

Оборудование: Лист бумаги (А4, можно больше),(лучше заранее на листе нарисовать круг), любой изобразительный материал, который вам по душе ( краски, фломастеры, карандаши и т.д.)             

Инструкция:

Вспомните момент своей жизни, когда вам было очень хорошо и спокойно, вы чувствовали себя счастливыми, уверенными, умиротворёнными, с оптимизмом смотрели в будущее. 

Воспроизведите в памяти как можно больше подробностей этого состояния. Как вы выглядели, что говорили, как звучал ваш голос, как двигались. Если не двигались — вспомните телесные ощущения, расслабленность мышц.

Возьмите лист бумаги и при помощи цвета спроецируйте это состояние на бумагуизобразите его в круге. Можете нарисовать что-то абстрактное или конкретную ситуацию, людей — то, что ассоциируется у вас с тем моментом.

Назовите вашу Мандалу. Обычно дают названия: «счастье», «радость», «спокойствие», «умиротворение», «любовь», «гармония». Вспомните и напишите вокруг круга всех людей, события, решения, действия — то, что поможет вам при необходимости достичь такого состояния. Пишите исходя из предыдущего жизненного опыта.

Возьмите рисунок с собой и прикрепите где-нибудь на видном месте. Посмотрите на него внимательно в спокойной обстановке и подумайте, все ли ресурсы вы указали.

Актуализируйте «точки поддержки». Со временем вы наверняка заметите, что что-то упустили, что-то изменилось, что-то добавилось. Смело вносите правки в рисунок.

Жизнь полна стрессов, сложных ситуаций и неожиданных поворотов. Постоянное напряжение может серьезно сказаться на нашем психическом и физическом здоровье, поэтому важно уметь грамотно управлять своими ресурсами и временем. Мы не можем избежать стрессовых факторов, но можем научиться эффективно с ними справляться.

Помните,  что  ваше  здоровье  — это ваш самый ценный ресурс. Заботьтесь  о  себе  и  наслаждайтесь  полноценной  и  счастливой  жизнью!

 

Список использованных источников:

1. Арт-терапия в работе с депрессией // Вестник психологии.
2. Изотерапия как действенный метод психотерапии / И. И. Жукова. —// Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 208-210.

3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с:

4.Копытин А. И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».. — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — 141 с.

5. Техника «Безопасное место»

https://psiholog-rmo.ru/wp/wp-content/uploads/2024/04/20240603-prihodko_1.pdf

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon alekseeva_izotehniki.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тамбов 2024 Изотехники в работе с эмоциональным выгоранием Подготовила: Педагог-психолог : Алексеева А.В. МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка»»

Слайд 2

ИЗОТЕРАПИЯ Изотерапия - это терапия творчеством, в первую очередь рисованием. [1] Изотерапия — это хороший способ расслабиться, прислушаться к себе, погрузиться в свой внутренний мир, избавиться от негативных переживаний Изотерапия является разновидностью АРТ-терапии и всключает в себя изотехники, которые имеют множество различных форм и методов. [2] Где применяются изотехники? Занятия могут происходить малых, или в больших группах, индивидуально. в работе психологов для психологической коррекции и диагностики как детей, так и взрослых. при работе с людьми, имеющими самые разные психологические трудности: депрессии, фобии, различного рода зависимости, внутренние конфликты, повышенную тревожность и т. д. при работе с детьми, подростками и людьми пожилого возраста, которые не могут в полной мере выразить то, что они чувствуют, словами. [2]

Слайд 3

ПРЕИМУЩЕСТВО ИЗОТЕХНИК дает выход внутренним конфликтам способствует повышению самооценки помогает разобраться в собственных чувствах и переживаниях снижает уровень стресса, тревожности,борется с негативными эмоциями помогает в поиске ресурсного состояния. развивает творческие способности Материалы в работе с изотехниками При выполнении изотехник подходят все виды художественных материалов. Можно использовать только бумагу, ручку или карандаш, а можно целый набор различных красок, шерстяные нити, восковые мелки, журналы, газеты, цветы, пластилин и т. д.

Слайд 4

Разнообразие изотехник . «Каракули» Дональд Винникотт . «Эбру» Неджмеддин Окъяй «Герб» Владимир Слабинский «Нейрогафика» Павел Пискарев

Слайд 5

Изотехника «Каракули» — это хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Цель техники: снимать эмоциональное напряжение, развивать воображение, мелкую моторику рук и настроиться на творческую работу. Изотехника «Каракули» [3]. Дональд Винникотт

Слайд 6

Ресурсная техника «Безопасное место» [5]. В. М. Приходько Изотехника «Безопасное место» - основывается на поиске безопасного места, визуализация его на бумагу. Цель: привести педагога в более ресурсное состояние, снизить уровень стресса и тревоги, расслабиться и справиться с негативными эмоциями, опираясь на описание безопасного места.

Слайд 7

Иотехника «Мандала радости» — это абстрактный рисунок в круге. Круглая форма символизирует взгляды человека на жизнь, его внутренний мир, мысли и чувства в данный момент. Цель: привести педагога в более ресурсное состояние, снизить уровень стресса и тревоги, расслабиться и справиться с негативными эмоциями. Изотехника «Мандала радости» [4]. Первым ввёл в психологические техники рисование мандал считается Карл Густав Юнг.

Слайд 8

Список используемых источников: 1. Арт-терапия в работе с депрессией // Вестник психологии. 2. Изотерапия как действенный метод психотерапии / И. И. Жукова. —// Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 208-210. 3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с: 4.Копытин А. И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».. — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — 141 с. 5. Техника «Безопасное место» https://psiholog-rmo.ru/wp/wp-content/uploads/2024/04/20240603-prihodko_1.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что п...

статья "Как эмоциональное выгорание влияет на работу педагогов ДОУ"

Психологическое самочувствие педагогов оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерн...

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ (сообщение и фотоотчет из опыта работы)

Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответств...

Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду

В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...